Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 100.40 Кб (Скачать файл)

В построении своих жизненных  планов стабильная личность исходит  из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна - способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она  способна реагировать тактической  лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она  считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она  способна взять ответственность  на себя и пойти на оправданный  риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную  реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора  и философского скепсиса [15].

Личность как присущее только человеку психическое образование  находится в особенно отчетливой зависимости от общественных условий  развития человека.

Многообразие отношений, определяющее многосторонность и богатство  личности как сложнейший синтетический  продукт истории развития, требует  выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих  ее направленность. Процесс развития, обусловленный внешними и внутренними  условиями, определяет общий уровень  развития и различные уровни развития различных отношений человека.

Согласованность человека в  его реакциях выражающих отношения  к действительности, позволяет говорить о структуре отношений личности. Важный компонент в характеристике личности представляет динамика ее отношений  к действительности.

Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение  к предметам внешнего мира. Категория  отношения к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения.

Система взаимоотношений  с окружающим определяет объективное  положение ребенка и взрослого  в окружающей социальной среде, их различную  роль в ней, их отношение к социальному  окружению [21].

Личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет  свои потребности, но и регулирует свое поведение. Существенные условия и  психологические закономерности педагогического  успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей, личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного.

Уже в раннем возрасте в  связи с существованием общественных требований и запретов у ребенка  возникает сознание обязательного  и запрещенного. Наряду с формулой «хочу» отчетливее сказываются формулы: «можно», «нельзя», «нужно», «должно». Возникает различное соотношение  внешнего и внутреннего мира –  поведения «для себя» и «для других»  Из этих же взаимоотношений формируются  такие черты характера, как инициативность, смелость, боязливость, откровенность, замкнутость, капризность, скрытность, прямота, лживость.

Особенности типа нервной  деятельности в соотношении с  систематичностью, последовательностью  и объективной обоснованностью (или  противоположными особенностями) воздействия  также влекут за собой образование  различных свойств характера  как особенностей отношения и  способов реакции на различные обстоятельства. В зависимости главным образом  от социально-экономического положения  ребенок более или менее рано вовлекается в труд (бытовой, учебный, производственный). Осознание жизненной  необходимости труда, любовь к нему, потребность в труде, так же как  и противоположные свойства, вырастают  с необходимостью из истории развития ребенка.

Отсутствие требований и  безотказное удовлетворение потребностей формируют ребенка, подростка и  далее юношу с недоразвитием  общественно обязательного характера  отношений.

Решающим в генетическом понимании отношений ученика  к труду, учебному труду, к общественным требованиям, к дисциплине и первичным  в этом смысле отношением является отношение к руководителю, к тому, кто указывает правила. Рост личности заключается в превращении персонального  отношения в принципиальное, при  котором незаметно происходит переход  от зависимого действия (ради руководителя) к самостоятельному действию (ради принципа).

Тесные связи с коллективом  развивают единство с общественными  требованиями. Наоборот, изоляция, одиночество, жестокость и грубость, так же как  и чрезмерная снисходительность  и преклонение окружающих, влекут за собой гипертрофию индивидуальности и недоразвитие общественно положительных  черт личности. Чрезмерные требования могут повести за собой обезличенность, лицемерие или невротическое  развитие.

Наряду с доминирующими  отношениями общественной и индивидуалистической личности наблюдается и третий вариант  этих отношений: неслаженность или  компромисс сознания общественной необходимости  и эгоистических личных тенденций. Это соотношение может быть различным, и, так же как и оба крайних полюса отношений личности, оно зависит от условий развития ребенка [7, 15].

 

 

    1.  Ценностные ориентации и установки личности

 

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры  личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют  функции регуляторов поведения  и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку  исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в  них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее  эмпирическое содержание значение, соотносимое  с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются  под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые  она входит [18, c. 21].

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей  может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные  биологические потребности, универсальный  закон сохранения вида, этические  нормы микросоциального окружения  и общества в целом, внутренняя психологическая  природа человека.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с  окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую  систему, занимая пограничное положение  между мотивационно-потребностной  сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции  всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных  целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем  самым, является важнейшим психологическим  органом саморазвития и личностного  роста, определяя одновременно его  направление и способы его  осуществления [14].

По своему функциональному  значению ценности личности можно разделить  на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и  средств их достижения. В зависимости  от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития [10, 20].

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных  социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей  «диспозиционной концепции регуляции  поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует  иерархическую организацию системы  диспозиционных образований. В разработанной  им схеме на низшем уровне системы  диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие  неосознаваемый характер и связанные  с удовлетворением витальных  потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении  в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций –  базовые социальные установки –  отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или  иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным  целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы  оказывается задействованным в  различных сферах и соответствующих  им ситуациям общения: в ближайшем  семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные  поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или  деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются  долей биологических и социальных компонентов в их содержании и  происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым  полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность [27].

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также  степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для  него наиболее важным и обладает для  него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации  системы ценностных ориентаций, которая  проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или  снижении) их значимости; удержании (или  потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился» [10, с. 99], акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.

В то же время ряд авторов  полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл  жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором  сходятся идеальное и реальное, жизненные  ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку  зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый [19].

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный  и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает  личностные ценности и смыслы через  понятие «убеждение». Убеждение, являясь  интегрирующим элементом механизма  регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной  деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная  функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие  мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую  оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной  характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение  вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» [21]. При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе  ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение  также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение  в том, что определённый способ поведения  или конечная цель существования  предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

- истоки ценностей прослеживаются  в культуре, обществе и личности;

Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии