Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников
В построении своих жизненных
планов стабильная личность исходит
из реальных возможностей, избегает завышенных
притязаний. Развитая личность обладает
высокоразвитым чувством справедливости,
совести и чести. Она решительна
и настойчива в достижении объективно
значимых целей, но не ригидна - способна
к коррекции своего поведения. На
сложные требования жизни она
способна реагировать тактической
лабильностью без психических надломов.
Источником своих удач и неудач она
считает себя, а не внешние обстоятельства.
В сложных условиях жизни она
способна взять ответственность
на себя и пойти на оправданный
риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью,
она постоянно сохраняет
Личность как присущее только человеку психическое образование находится в особенно отчетливой зависимости от общественных условий развития человека.
Многообразие отношений, определяющее многосторонность и богатство личности как сложнейший синтетический продукт истории развития, требует выделения в структуре личности доминирующих отношений, характеризующих ее направленность. Процесс развития, обусловленный внешними и внутренними условиями, определяет общий уровень развития и различные уровни развития различных отношений человека.
Согласованность человека в
его реакциях выражающих отношения
к действительности, позволяет говорить
о структуре отношений
Говоря о направленности или доминирующем отношении, надо учесть: а) отношение человека к людям, б) отношение его к себе и в) отношение к предметам внешнего мира. Категория отношения к людям является решающей и определяющей и носит характер взаимоотношения.
Система взаимоотношений с окружающим определяет объективное положение ребенка и взрослого в окружающей социальной среде, их различную роль в ней, их отношение к социальному окружению [21].
Личность, формируясь во взаимодействии с людьми, не только удовлетворяет свои потребности, но и регулирует свое поведение. Существенные условия и психологические закономерности педагогического успеха заложены в связи потребностей личности и требований окружающих, в связи привязанности к окружающим с удовлетворением ими потребностей, личности, в вытекающей отсюда внутренней готовности выполнять на основе привязанности неприятные внешние требования или отказываться от желаемого, но запретного.
Уже в раннем возрасте в
связи с существованием общественных
требований и запретов у ребенка
возникает сознание обязательного
и запрещенного. Наряду с формулой
«хочу» отчетливее сказываются формулы:
«можно», «нельзя», «нужно», «должно».
Возникает различное
Особенности типа нервной деятельности в соотношении с систематичностью, последовательностью и объективной обоснованностью (или противоположными особенностями) воздействия также влекут за собой образование различных свойств характера как особенностей отношения и способов реакции на различные обстоятельства. В зависимости главным образом от социально-экономического положения ребенок более или менее рано вовлекается в труд (бытовой, учебный, производственный). Осознание жизненной необходимости труда, любовь к нему, потребность в труде, так же как и противоположные свойства, вырастают с необходимостью из истории развития ребенка.
Отсутствие требований и
безотказное удовлетворение потребностей
формируют ребенка, подростка и
далее юношу с недоразвитием
общественно обязательного
Решающим в генетическом
понимании отношений ученика
к труду, учебному труду, к общественным
требованиям, к дисциплине и первичным
в этом смысле отношением является
отношение к руководителю, к тому,
кто указывает правила. Рост личности
заключается в превращении
Тесные связи с коллективом
развивают единство с общественными
требованиями. Наоборот, изоляция, одиночество,
жестокость и грубость, так же как
и чрезмерная снисходительность
и преклонение окружающих, влекут
за собой гипертрофию
Наряду с доминирующими отношениями общественной и индивидуалистической личности наблюдается и третий вариант этих отношений: неслаженность или компромисс сознания общественной необходимости и эгоистических личных тенденций. Это соотношение может быть различным, и, так же как и оба крайних полюса отношений личности, оно зависит от условий развития ребенка [7, 15].
Ценностные ориентации являются
важнейшим компонентом
Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.
Ценностные ориентации личности,
связывающие её внутренний мир с
окружающей действительностью, образуют
сложную многоуровневую иерархическую
систему, занимая пограничное положение
между мотивационно-
По своему функциональному значению ценности личности можно разделить на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и средств их достижения. В зависимости от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению ценности могут соответствовать разным уровням или стадиям личностного развития [10, 20].
Установки, аттитюды и ценностные
ориентации личности регулируют реализацию
потребностей человека в различных
социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет
все описанные выше регулятивные
образования как диспозиции, т. е.
«предрасположенности». В своей
«диспозиционной концепции
Очевидно, что уровни диспозиционной
системы личности отличаются также
степенью осознанности описанных регулятивных
образований. Ценностные ориентации, определяющие
жизненные цели человека, выражают,
соответственно, то, что является для
него наиболее важным и обладает для
него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская
и А.В. Брушлинский описывают роль
смысловых представлений в
В то же время ряд авторов полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый [19].
Формирование и развитие
систем личностных смыслов и ценностных
ориентаций носит взаимосвязанный
и взаимодетерминирующий
Г.Е. Залесский связывает
личностные ценности и смыслы через
понятие «убеждение». Убеждение, являясь
интегрирующим элементом
Представление о системе ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:
- истоки ценностей
Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии