Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Выводы
Таким образом, наиболее значимой терминальной ценностью для обследованных нами юношей является здоровье (46%). 15% юношей на первое место поставили ценность счастливой семейной жизни. 12% в качестве главной ценности выделили активную деятельную жизнь, по 6% - жизнерадостность и продуктивную жизнь, а по 3% - красоту природы, наличие друзей, познание, развитие и счастье других.
В свою очередь, наиболее значимой
инструментальной ценностью для
обследованных нами юношей является
жизнерадостность (22%). 15% юношей на первое
место поставили воспитанность.
По 12% юношей в качестве главной ценности
выделили независимость и
У большинства испытуемых был выявлен умеренный эмоциональный комфорт. Обследованные нами юноши не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.
Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности показал, что существует статистически значимая слабая, прямая зависимость меду субъективным благополучием юношей и такими жизненными ценностями, как здоровье (R=0,4 при р<0,05), счастливая семейная жизнь (R=0,3 при р=0,05), жизнерадостность (R=0,3 при р=0,05) и независимость (R=0,3 при р=0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы показал, что проблема субъективного благополучия остается мало изученной. Родственными понятиями, употребляемыми в современных работах, являются понятия «счастье», «удовлетворённость жизнью», «эмоциональное благополучие», «психологическое благополучие» «оптимизм». Однако понятие «субъективное благополучие», как отмечает М.В.Соколова «представляется психологически более точным». Именно субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, которое олицетворяет стремление человека к внутреннему равновесию, комфорту, ощущению удовлетворенности и счастья.
Ценностные ориентации —
отражение в сознании человека ценностей,
признаваемых им в качестве стратегических
жизненных целей и общих
Система ценностей личности развивается на протяжении всей жизни. Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. Именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности
Наиболее значимой терминальной ценностью для обследованных нами юношей является здоровье, а среди инструментальных – жизнерадостность. Большинству испытуемых присущ умеренный эмоциональный комфорт. Они не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.
В исследовании было установлено, что чем больше юноши стремятся быть независимыми и жизнерадостными, тем в большей степени они обладают позитивной самооценкой, тем менее не склонны высказывать жалобы на различные недомогания, тем более они оптимистичны, общительны, уверены в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса и не склонны к тревогам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика М. Рокича
Инструкция:
"Сейчас Вам будет
предъявлен набор из 18 карточек
с обозначением ценностей.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Список А (терминальные ценности):
Список Б (инструментальные ценности):
«Шкала субъективного благополучия» (шкала СБ) Perrudet –Badoux, Mendelssohn и Chiche в адаптации В.М.Соколовой.
Инструкция к тесту: Укажите, пожалуйста, в какой мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:
• 1 – полностью согласен;
• 2 – согласен;
• 3 – более или менее согласен;
• 4 – затрудняюсь ответить;
• 5 – более или менее не согласен;
• 6 – не согласен;
• 7 – полностью не согласен.
Тест
1. В последнее время я был в хорошем настроении.
2. Моя работа давит на меня.
3. Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.
4. В последнее время я хорошо сплю.
5. Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.
6. Я часто чувствую себя одиноким.
7. Я чувствую себя здоровым и бодрым.
8. Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.
9. Иногда я становлюсь
беспокойным по неизвестной
10. Утром мне трудно вставать и работать.
11. Я смотрю в будущее с оптимизмом.
12. Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.
13. Мне нравится моя повседневная деятельность.
14. В последнее время
я чрезмерно реагирую на
15. В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.
16. Я все больше ощущаю потребность в уединении.
17. В последнее время я был очень рассеян.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Ключ к тесту
«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) – № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.
Оценивание «прямых» пунктов
Номер ответа испытуемого на пункт 1 2 3 4 5 6 7
Присваиваемый номеру балл 1 2 3 4 5 6 7
Оценивание «обратных» пунктов
Номер ответа испытуемого на пункт 1 2 3 4 5 6 7
Присваиваемый номеру балл 7 6 5 4 3 2 1
«Обратные» пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) – № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.
Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.
Обработка и интерпретация результатов теста.
Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:
1. Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).
2. Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).
3. Изменения настроения (1, 11).
4. Значимость социального окружения (3, 6, 8).
5. Самооценка здоровья (7, 15).
6. Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).
Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии