Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 100.40 Кб (Скачать файл)

 

Инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей.

Анализ данных, представленных в таблице 2.2, позволяет заключить, что наиболее значимой ценностью  для обследованных нами юношей является жизнерадостность (22%). 15% юношей на первое место поставили воспитанность. По 12% юношей в качестве главной ценности выделили независимость и образованность, по 6% - чуткость, широту взглядов и самоконтроль, а по 3% - аккуратность, рационализм, терпимость и эффективность в  делах.

Полученные результаты можно  представить графически в виде следующей  диаграммы (рисунок 2.2).

 

 

Рисунок 2.2 – Преобладающие  инструментальные ценности

Проанализируем средние  арифметические по каждой ценности.

- здоровье (физическое и психическое), ср. ар. = 4,24. Сама по себе та высокая значимость, которую имеет для юношей и девушек их здоровье, является нетипичной для этого возраста.

Дело в том, что молодежи, не обладающей в целом физическими  недостатками, всегда было свойственно  относиться к своему здоровью скорее легкомысленно, чем серьезно. Не испытывая  проблем с физическим состоянием, юноши и девушки, казалось бы, и задумываться не должны об опасностях в этой области. Но полученная картина резко отличается от описанной выше: юноши и девушки действительно ценят свое здоровье.

Можно, конечно, предположить, что современное поколение менее  здорово, чем предыдущее, и объективно имеет больше болезней, но, мне кажется, дело не только в этом. По всей видимости, эта ситуация является следствием напряженности  и жесткости современной жизни. Наблюдая за нравами общества, в  котором выжить может только сильнейший, а слабые и больные лешены перспективного будущего, юноши и девушки начинают испытывать тревогу: "А хватит ли у меня сил? А достаточно ли я здоров для такой жизни-борьбы?" Вероятно, поэтому здоровье имеет такую  колоссальную значимость для юношей и девушек 15-16 лет.

- наличие друзей (хороших и верных), ср. ар. = 5,91. Одна из главных тенденций переходного возраста - переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровестников, более или менее равных по положению. У юношей и девушек возникает потребность довериться друзьям-сверстникам, которым должны быть ближе их переживания. Словом, естественно было ожидать высокий рейтинг такой жизненной сферы, как "наличие хороших друзей.

- счастливая семейная  жизнь, ср. ар. = 6,45.

- активная, деятельная жизнь,  ср. ар. = 7,6.

- любовь (духовная и физическая  близость с любимым человеком), ср. ар. = 7,82.

- уверенность в себе (свобода  от внутренних противоречий, сомнений), ср. ар. = 7,97.

- свобода (самостоятельность,  независимость в поступках и  суждениях), ср. ар. = 8,76.

- материально обеспеченная  жизнь (отсутствие материальных  затруднений), ср. ар. = 8,85.

- интересная работа, ср. ар. = 9,0.

- развитие (работа над  собой, постоянное физическое  и духовное совершенствование), ср. ар. = 9,73.

- продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил, способностей), ср. ар. = 10,3.

- счастье других (близких  людей, всего народа), ср. ар. = 10,33.

- жизненная мудрость (зрелость  суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом), ср. ар. = 10,48.

- познание (возможность расширения  своего образования, кругозора,  общей культуры, интеллектуальное  развитие), ср. ар. = 10,58.

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение,  отсутствие обязанностей), ср. ар. = 12,3.

- красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве), ср. ар. = 13,03.

-  общественное признание  (уважение окружающих, коллектива), ср. ар. = 13,15.

Очевидно, это утверждение  вызывало скорее негативную оценку, поскольку  не относится к жизненно необходимым, а является результатом взаимодействия ценностей-лидеров, своеобразным итогом продолжительной деятельности. Традиционно  считалось: чтобы добиться "успеха необходимо трудиться не разгибая спины", а учитывая невысокий рейтинг  познания, лишь немногие ориентированы  в жизни на эту ценность. Кроме  того, возможно, юношами и девушками  выше ценится материальное, а не духовное удовлетворение от деятельности.

-  творчество (возможность  творческой деятельности), ср. ар. = 15,09.

Понятие творчества для современных  старшеклассников размыто, оно утратило свое значение, как создание чего-то нового, нестереотипного, поскольку  в общетве резко упал престиж  науки, искусств и культуры. В то же время пребывание в школе, в которой частое употребление из уст взрослых таких слов как «творчество», «творческий подход» и пр. в совокупности со столь же часто встречаемым осуждением и неприятием всякого нестереотипного поведения, отклонения от «нормы», создает у старшеклассников своеобразную глухоту к самому этому понятию, вызывает раздраженную и негативную реакцию на него.

- образованность (широта знаний, высокая общая культура), ср. ар. = 6, 39. Как известно, профессиональная ориентация - часть социального самоопределения личности в юношеском возрасте. А процесс профессионального самоопределения (в частности, удачного поступления в вуз, в колледж и т. д. ) напрямую зависит от уровня, объема и широты знаний старшеклассника. Словом, образованность понимается большинством юношей и девушек, как надежное и проверенное средство достижения целей в профессиональной сфере.

Характерно, что немаловажную роль в безусловном лидерстве  «образованности» среди других ценностей-средств играет давление на старшеклассников со стороны взрослых (родителей и учителей, прежде всего). Общий смысл разговоров о будущем зачастую сводится к формуле «Учиться, учиться и учиться», поскольку взрослые в большинстве случаев считают, что единственная цель юношей и девушек - это поступление в институт.

Все это заставляет старшеклассников серьезно относиться к образованию  и скорые выпускные и вступительные  экзамены стимулируют к учебе.

- честность (правдивсть, искренность), ср. ар. = 6,79.

Вероятно, прежде всего - это  искренность в чувствах - важная составляющая естественности поведения, основа доверительного общения. Особое значение это качество принимает  в современных социальных условиях, когда процветают обман и мошенничество, когда люди становятся предельно  осторожными и мнительными. К  сожалению, четность в широком смысле, абсолютная правдивость, искренность  во всем очень редко встречается. Наверное, потому так и ценится.

Важность честности для  юношей и девушек говорит об относительно взрослой оценке мира и людей, в нем  живущих.

- жизнерадостность (чувство  юмора), ср. ар. = 7,12.

- независимость (способность  действовать самостоятельно, решительно), ср. ар. = 7, 67.

- воспитанность (хорошие  манеры), ср. ар. = 8,06.

- ответственность (чувство  долга, умение держать слово), ср. ар. =8,69.

- широта взглядов (умение  понять чужую точку зрения, уважать  иные вкусы, обычаи, привычки), ср. ар. = 8,76.

- терпимость (к взглядам  и мнениям других, умение прощать  другим их ошибки и заблуждения), ср. ар. = 8,88.

- аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке  вещи, порядок в делах), ср. ар. = 9,12.

- рационализм (умение  здраво и логично мыслить , принимать обдуманные решения), ср. ар. = 9,21.

- чуткость, ср. ар. = 9,79.

- твердая воля (умение  настоять на своем, не отступать  перед трудностями), ср. ар. = 9,94.

- смелость в отстаивании  своего мнения, своих взглядов, ср. ар. =10,15.

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), ср. ар. = 10,18.

- эффективность в делах  (трудолюбие, продуктивность в работе), ср. ар. = 10,5.

- исполнительность (дисциплинированность), ср. ар. = 11,12.

-  высокие запросы (высокие  требования к жизни и высокие  притязания), ср. ар. = 12,48.

Возможно, высокие запросы  большинством школьников воспринимаются, как нечто негативное, как отрицательная  характеристика личности. Высокие притязания для юношей и девушек могут  означать, что человек оценивает  себя и свою деятельность выше, чем  остальные, считает себя лучше в  чем-то (неисключено, что объективно). Однако, для большинства старшеклассников означает принижение их способностей. А поскольку чувствовать себя хуже кого-то не приятно, чья-то высокая самооценка вызывает соответствующую реакцию - недовольство.

-  нетерпимость к недостаткам  в себе и других, ср. ар. = 15,12.

Нетерпимость к недостаткам  имеет ряд внешних проявлений, которые не каждому приходятся по вкусу. Во-первых, если нетерпимость к  недостаткам в себе способствует глубокому самоанализу (а, значит, и самопознанию, что очень важно в юношеском возрасте) и, соответственно, самосовершенствованию, то нетерпимость к недостаткам в других иногда может проявляться в виде бесконечных придирок и одергиваний, в стремлении переделать всех окружающих в соответствии с собственными убеждениями, которые, кстати, не всегда разделяют окружающие. А во-вторых, гиперразвитие этой черты может привести к заниженной самооценке и далее - к нервозности, нерешительности и т. д.

 

    1. Анализ субъективного благополучия юношей

Задачей данного этапа  исследования являлось изучение субъективного благополучия. Для этого использовалась «Шкала субъективного благополучия» (шкала СБ) Perrudet –Badoux, Mendelssohn и Chiche. Автор русскоязычной адаптации В.М.Соколова. В исследовании на данном этапе принимали участие 30 юношей.

На основании полученных данных была построена следующая таблица (табл. 2.3).

Признаки субъективного  благополучия

Среднее арифмет.

Напряженность и чувствительность

9,23

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику

10,6

Изменения настроения

3,83

Значимость социального  окружения 

5,07

Самооценка здоровья

4,66

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью

8,48

Индекс СБ

42,26


 

Полученные результаты можно  представить графически в виде следующей  гистограммы (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 – Признаки субъективного благополучия

Результаты, полученные по методике, и представленные в таблице 2.3 и на рисунке 2.3, позволяют заключить, что наиболее выраженные переживания у юношей по поводу состояния их здоровья, а в наименьшей степени – признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику. В целом, полученные результаты свидетельствуют об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого. Обследованные нами юноши не испытывают серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверены в себе, активны, успешно взаимодействуют с окружающими, адекватно управляют своим поведением.

 

    1. Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей

 

 С целью установления взаимосвязи между изучаемыми признаками, данные, полученные по методикам, были подвергнуты статистическому анализу с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Статистически значимые результаты проведенного анализа представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – результаты расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена

Переменные

Коэффициент корреляции, R

Уровень значимости, р

Сила связи

Направление связи

Здоровье – СБ                                            

0,4

0,02

слабая

прямая

Счастливая семейная жизнь – СБ                                   

0,3

0,05

слабая

прямая

Жизнерадостность – СБ            

0,3

0,05

слабая

прямая

Независимость – СБ               

0,3

0,05

слабая

прямая


 

Анализ данных, представленных в таблице 2.4, позволяет заключить, что существует статистически значимая слабая, прямая зависимость меду субъективным благополучием юношей и такими жизненными ценностями, как здоровье (R=0,4 при р<0,05), счастливая семейная жизнь (R=0,3 при р=0,05), жизнерадостность (R=0,3 при р=0,05) и независимость (R=0,3 при р=0,05). Так, чем более ценными в жизни для юношей являются их здоровье и семейное благополучие, чем больше они стремятся быть независимыми и жизнерадостными, тем в большей степени они обладают позитивной самооценкой, тем менее не склонны высказывать жалобы на различные недомогания, тем более они оптимистичны, общительны, уверены в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса и не склонны к тревогам.

Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии