Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 100.40 Кб (Скачать файл)

- влияние ценностей прослеживается  практически во всех социальных  феноменах, заслуживающих изучения;

- общее число ценностей,  являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают  одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 

- ценности организованы  в системы [20].

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение  ценностей, включающее следующие формльные  признаки:

- ценности – это понятия  или убеждения; 

- ценности имеют отношение  к желательным конечным состяниям  или поведению; 

- ценности имеют надситуативный  характер;

- ценности управляют выбором  или оценкой поведения и событий; 

- ценности упорядочены  по относительной важности [13].

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические  образования, всегда представляющие иерархическую  систему и существующие в структуре  личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как  некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в  систему.

Регулятивная функция  ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей  активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит  в том, что они функционируют  не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта» [10].

Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют  человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную  и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание  для выбора из имеющихся альтернатив  целей и средств, для порядка  предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь  важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность  внутренне освещает всю жизнь  человека, наполняя её простотой и  подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают  качества реально действующих мотивов  и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию  личности в процессе собственного последовательного  развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим  органом, механизмом личностного роста  и саморазвития, сами носят развивающийся  характер и представляют собой динамическую систему [17].

 

    1. Структура и факторы субъективного благополучия личности

 

Личность является интегратором всей психической активности индивида. Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим "Я". "Я" - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании. К своему "Я" человек в большей мере относит внутреннее психическое  содержание. В каком-то очень широком  смысле все, что человек переживает, все психическое содержание его  жизни входит в состав личности [2].

Для психологии личности и  психологии в целом особо существенно  то, что переживание благополучия является важнейшей составной частью доминирующего настроения личности. Именно через настроение субъективное благополучие, как интегративное, особо  значимое переживание, оказывает постоянное влияние на различные параметры  психического состояния человека и, как следствие, на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность  межличностного взаимодействия и многие другие стороны внешней и внутренней активности индивида. В этом постоянном влиянии и заключается регулятивная роль субъективного благополучия личности. На переживание благополучия (или  неблагополучия) влияют различные стороны  бытия человека, в нем слиты  многие особенности отношения человека к себе и окружающему миру. Благополучие личности складывается из ряда составляющих:

Социальный компонент. Социализация личности в современных условиях общественного развития накладывает отпечаток на всю жизнедеятельность человека, определяя ее направленность, систему ценностных ориентаций, отношений. В процессе социализации формируются и внутренние критерии оценки себя, системы отношений, жизнедеятельности и других объектов того социального поля, в котором находится сама личность и в котором реализуется ее поведение и деятельность. Система внутренних отношений личности формируется на основе ее представлений, которые и задают некую систему координат, в которую она помещает все наиболее важные, значимые события; эта система включает внутренние и внешние инстанции, динамичные во времени и образующие целостности, в которых они могут соотноситься, противоречить или совпадать [5]. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием общества, к которому она принадлежит. Это также удовлетворенность межличностными связями и статусом в микросоциальном окружении, чувство общности. В качестве ведущих факторов, составляющих социальное благополучие, выступают: социальная зависимость, личностные особенности, прогностичность жизни (оптимизма - пессимизма), уверенность в жизни и эмоциональный настрой, удовлетворенность своей реализованностью в трудовой деятельности, удовлетворенность государством, интуитивно-созерцательное отношение к действительности, социальная комфортность, гражданственность, ценностное отношение к будущему. Разброс мнений относительно сферы принадлежности социального самочувствия необыкновенно велик. Социальное самочувствие рассматривается на разных уровнях: с одной стороны, как явление общественного сознания и общественной психологии, с другой, как индивидуально-личностное состояние. Наряду с отнесением самочувствия к высшим этажам общественного сознания - к сфере идеологических, политических, духовных явлений - существует также тенденция включения его в систему глубинных бессознательных индивидуальных психических явлений. Нужно отметить, что на 2005-2010 годы, в Программе социально-экономического развития Республики Татарстан ведущими, приоритетными государственными задачами являются создание условий для реализации потенциала семьи и улучшение качества жизни граждан [8]. Таким образом, в настоящее время очень большое внимание уделяется социальному и материальному благополучию граждан.

Материальный  компонент. Материальное благополучие - удовлетворенность материальной стороной своего существования (жилье, питание, отдых), полнотой своей обеспеченности, стабильностью материального достатка. Все мы стремимся к материальному благополучию. У каждого размеры этого самого "материального благополучия" разные. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает. У каждого из нас свои потребности и свои возможности. Именно от возможностей в основном и зависит уровень материального благополучия конкретного человека на конкретный момент. При изменении благосостояния - изменяются и возможности. Из-за этого качество жизни у всех разное. Показателем непосредственных характеристик качества жизни является окончательный вариант Первой международной системы показателей, разработанный в 1978 году. Всего в эту систему показателей включено 186 индикаторов, разделенных на 12 групп: демографические характеристики населения; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продуктов питания, жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами длительного пользования; образование и культура, занятость и условия труда; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха, культура и спорт; социальное обеспечение, свобода человека [4].

Религиозный компонент. Духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод); осознание и переживание смысла своей жизни; наличие веры - в Бога или в себя, в судьбу (предопределенность) или счастливую удачу на своем жизненном пути, в успех собственного дела или дела партии, к которой принадлежит субъект; возможность свободно проявлять приверженность к своей вере и т.д. Религиозные люди считают, что благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо. Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, надо ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления. Физическое блаженство тела - в здоровье, блаженство ума - в познании истины, а блаженство души - в любви Божьей. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит их, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему [25].

Физический компонент. Физическое (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус. Если говорить конкретнее, то можно определить физическое благополучие индивидуума как естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от чрезмерного употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек. Состояние здоровья может быть объективно установлено лишь по совокупности многих параметров: антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей, определяемых с учетом полового и возрастного факторов, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий [12].

Психологический компонент. Психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия. Психологическое благополучие более устойчиво при гармонии личности. Гармония личности - согласованность множества процессов ее развития и самореализации, соразмерность жизненных целей и возможностей. Понятие гармонии раскрывается через понятия согласованности и стройности. Стройный означает "имеющий правильное соотношение между своими частями". Гармония личности это также соразмерность основных сторон бытия личности: пространства личности, времени и энергии личности (потенциальной и реализуемой). Психологическое здоровье зависит от системы мышления человека, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Также оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания. Психологическое благополучие представляет собой совокупность личностных ресурсов, которая обеспечивает субъективную и объективную успешность личности в системе "субъект-среда". В современной психологической науке существует неоднозначность соотношения понятий "субъективное благополучие" и "психологическое благополучие". Одни исследователи субъективное благополучие рассматривают как составляющую психологического, другие - психологическое благополучие как часть [5]. В отдельных работах данные понятия трактуются как синонимичные. В зарубежной психологии подходы к исследованию психологического благополучия условно разделяются на эвдемонистические и гедонистические. Как отмечают исследователи, главным недостатком гедонистического подхода является его теоретическая неразработанность, а эвдемонистического - трудность эмпирической оценки психологического благополучия. Попытки преодоления данных недостатков привели к сближению указанных подходов, построению интегративных моделей психологического благополучия. Так, в зарубежной психологии наибольшей популярностью среди исследователей пользуется многомерная модель психологического благополучия К. Рифф, базисом которой послужили основные теоретические концепции, ориентированные на исследование позитивного психологического функционирования личности. Названная модель включает шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономию, управление окружающей средой (компетентность), наличие целей в жизни и личностный рост [5].

В отечественной психологии интегративный подход к психологическому благополучию представлен, в частности, в многоуровневой модели психологического благополучия, разработанной А.В. Ворониной. В этой модели психосоматическое, психическое, психологическое здоровье рассматриваются  как уровни психологического благополучия. Для каждого уровня автор предлагает как субъективные параметры измерения, так и объективные, которые оцениваются  внешними экспертами [5].

Кроме того, исследователи, такие как Е.Е. Бочарова, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов, уделяют значительное внимание взаимосвязям отдельных компонентов психологического благополучия, их зависимости от различных субъективных и объективных факторов. Так, в настоящее время, активно исследуется связь смысложизненных ориентаций, осмысленности жизни, суверенности психологического пространства, толерантности, стратегий жизни, ценностных ориентаций и стратегий поведения личности с психологическим благополучием личности.

 

Таблица 1.1 – Компоненты психологического благополучия и их составляющие

Компонент 

Содержание 

Авторы

Аффективный 

 

Баланс положительных  и отрицательных аффективных  переживаний: субъективное ощущение счастья; общая удовлетворенность жизнью; отсутствие выраженной тревожности, депрессивных симптомов; эмоциональный комфорт.  

М. Аргайл, Н. Брэдбурн, Э. Динер; Н.К. Бахарева, А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко

Метапотребностный 

Личностный рост (мера самореализации); возможность реализации базовых  потребностей в автономии, компетентности, связи с другими.

Дж. Бьюдженталь, Э. Деси, А. Маслоу, А. Меннегети, Р. Мэй, Р. Райан, К. Рифф, В. Франкл, Э. Фромм, К. Хорни, Р.А. Эммонс, М. Яхода; Н.К. Бахарева, А.В. Воронина, П.П. Фесенко

Мировоззренческий 

Наличие целей, занятий, убеждений, придающих жизни смысл; чувство  осмысленности своего прошлого и  настоящего.

К. Рифф; П.П. Фесенко 

Интрарефлексивный 

Самопринятие, позитивная оценка себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих  положительных качеств, но и своих  недостатков, внутренний контроль, развитое самопознание.

Дж. Бьюдженталь, Э. Динер, А. Маслоу, К. Рифф, В. Франкл, М. Яхода; Н.К. Бахарева А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко 

Интеррефлексивный 

Компетентность в отношении  с окружающей средой, гармоничные  отношения с миром, осознание  человеком самого себя в контексте  отношений с собой, другими людьми, обществом, природой.  

Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, К. Рифф, В. Франкл; А.В. Воронина, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко 

Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии