Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 00:42, контрольная работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия представителей юношества. Задачи:
Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Эмпирически изучить ценностные ориентации юношей.
Эмпирически изучить уровень субъективного благополучия юношей.
Выявить наличие взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности.
Введение
Глава 1. Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии
1.1 Личность и ее отношения
1.2 Ценностные ориентации и установки личности
1.3 Структура и факторы субъективного благополучия личности
Выводы
Глава 2. Эмпирическое изучение ценностных ориентаций и субъективного благополучия личности
2.1 Методы и методики исследования
2.2 Изучение ценностных ориентаций юношей
2.3 Анализ субъективного благополучия юношей
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и субъективного благополучия юношей
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Главными критериями психологического благополучия личности выступают объективная успешность (социальное, физическое, психологическое и соматическое здоровье) и субъективное переживание благополучия, проявляющееся в ощущении счастья и удовлетворенности жизнью в целом. Уровень психологического благополучия определяют различные субъективные и объективные факторы, в том числе характеристики окружающей среды, степень влияния которых определяется их значимостью для личности.
Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие [23].
В субъективном благополучии (в целом и в его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента: когнитивный (рефлексивный) - представления об отдельных сторонах своего бытия, и эмоциональный - доминирующий эмоциональный тон отношений к этим сторонам. Когнитивный компонент благополучия возникает при целостной, относительно непротиворечивой картине мира у субъекта, понимании текущей жизненной ситуации. Диссонанс в когнитивную сферу вносит противоречивая информация, восприятие ситуации как неопределенной, информационная или сенсорная депривация. Эмоциональный компонент благополучия предстает как переживание, объединяющее чувства, которые обусловлены успешным (или неуспешным) функционированием всех сфер личности. Дисгармония в любой сфере личности вызывает одновременно и эмоциональный дискомфорт. Именно в нем достаточно полно отражено неблагополучие в разных сферах личности.
Субъективное благополучие (или неблагополучие) конкретного человека складывается из частных оценок различных сторон жизни человека. Отдельные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия. Эти стороны жизни являются предметом изучения разных научных дисциплин. Благополучие предстает интересным предметом изучения и актуальной проблемой для психологии. Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Благополучие создают удовлетворяющие межличностные отношения, возможности общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле. Разрушает благополучие социальная изоляция (депривация), напряженность в значимых межличностных связях [9, 11].
Проблема позитивного психологического функционирования стала привлекать внимание исследователей, начиная с середины 20-го века.
Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Взгляды Брэдбёрна на природу и строение благополучия личности получили широкое признание в научных кругах, а разработанная им методика "Шкала баланса аффектов" применяется в исследованиях, связанных с изучением различных аспектов психологического благополучия до сих пор. Брэдбёрн исследовал зависимости, существующие между уровнем психологического благополучия и различными социальными факторами. Значительная взаимозависимость была обнаружена между степенью психологического благополучия и уровнем материальных доходов, исследование наглядно показало, что люди с более высокими доходами зачастую имеют более высокий уровень психологического благополучия, что обеспечивается высокой корреляцией между позитивным аффектом и уровнем доходов. В то же время отсутствие обратной взаимосвязи со шкалой негативного аффекта указывает на то, что "деньги могут увеличить ощущение радости, но не могут уменьшить чувства горя" [9].
Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, можно разделить на несколько групп.
В первой группе мы рассмотрим
феномен "психологическое благополучие"
как два основных течения: гедонистическое
и эвдемонистическое. К гедонистическим
теориям можно отнести все
те учения, где благополучие описывается
главным образом в терминах удовлетворённости
- неудовлетворённости, строится на балансе
позитивного и негативного
Н. Брэдбёрн создал представление о структуре (модель) психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивного и негативного. События повседневной жизни, несущие в себе радость или разочарование, отражаясь в нашем сознании, накапливаются в виде соответственно окрашенного аффекта. То, что нас расстраивает, и то, из-за чего мы переживаем, суммируется в виде негативного аффекта, те же события повседневной жизни, которые несут нам радость и счастье, способствуют увеличению позитивного аффекта.
Разница между позитивным и негативным аффектами является показателем психологического благополучия и отражает общее ощущение удовлетворённостью или не удовлетворенностью жизнью [8].
Э. Динер в своих работах ввел понятие "субъективное благополучие". Субъективное благополучие, состоит из трёх основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. Как отмечает сам автор, речь здесь идёт о когнитивной (интеллектуальная оценка удовлетворённости различными сферами своей жизни) и эмоциональной (наличие плохого или хорошего настроения) сторонах самопринятия. Динер считает, что большинство людей, так или иначе оценивают то, что с ними случается в терминах "хорошо - плохо", и такая интеллектуальная оценка всегда имеет под собой соответственно окрашенную эмоцию. Субъективное благополучие призвано не просто служить индикатором того, насколько человек погружён в депрессию или тревогу, но должно демонстрировать насколько один человек счастливее другого, то есть автор уравнивает субъективное благополучие с переживанием счастья.
Таким образом, можно утверждать,
что человек имеет высокий
уровень субъективного
Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том постулате, что личностный рост - главный и самый необходимый аспект благополучия. Такой подход характерен для взглядов А. Вотермена.
С точки зрения А.А. Кроника,
отношения человека к возможным
способам обретения счастья также
формируют так называемые эвдемонистические
установки: гедонистические, аскетические,
деятельные, созерцательные. Эти установки,
являются тем психологическим
Здесь счастье понимается
как форма переживания полноты
бытия, связанного с самоосуществлением:
"это переживание возникает
в случае превращения мотивации
человека к миру в бесконечно большую
величину". Психологические способы
обретения счастья, автор понимает
как способы саморегуляции
Принцип максимизации полезности мира (стиль жизни - гедонизм) состоит в стремлении человека к максимально полезным, полностью удовлетворяющим его потребности объектам. Полезность субъективно отражается в эмоциональном состоянии приятного, значит, максимизация полезности одновременно означает стремление к поиску положительно окрашенных эмоциональных переживаний разной интенсивности.
Принцип минимизации потребностей (стиль жизни - аскетизм) состоит в стремлении человека к уменьшению интенсивности (степени напряжения) движущих им потребностей. Такое стремление может иметь место в случае, когда собственно удовлетворение потребностей невозможно.
Принцип минимизации сложности (созерцательные стиль жизни) состоит в стеснении человека к упрощению своего мира в целом и к упрощению конкретных объектов - целей его различной деятельности.
Это стремление может проявляться в тех случаях, когда сложность цели превышает уровень способностей человека, либо когда в масштабах имеющегося у человек времени цель труднодостижима.
Принцип максимизации способностей - состоит в стремлении человека к всестороннему развитию и самосовершенствованию в физическом и духовном отношении. Стиль жизни, в этом случае носит деятельный характер самосовершенствования.
Во второй группе психологическое благополучие мы будем рассматривать на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К. - Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена) [26].
Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост.
Человек, обладающий высокой автономией, способен быть независимым, он не боится противопоставить своё мнение мнению большинства, может позволить себе не стандартное мышление и поведение, он оценивает себя исходя из собственных предпочтений. Отсутствие достаточного уровня автономии ведёт к конформизму, излишней зависимости от мнения окружающих.
Управление окружающей средой подразумевает наличие качеств, которые обуславливают успешное овладение различными видами деятельности, способность добиваться желаемого, преодолевать трудности на пути реализации собственных целей, в случае недостатка этой характеристики наблюдается ощущение собственного бессилия, некомпетентности, присутствует не способность что-то изменить или улучшить для того, чтобы добиться желаемого.
Личностный рост предусматривает стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а так же наличие ощущения собственного прогресса. Если личностный рост, по каким-то причинам не возможен, то следствием этого становиться чувство скуки, стагнации, отсутствие веры в свои способности к переменам, овладению новыми умениями и навыками, при этом уменьшается интерес к жизни.
Позитивные отношения с окружающими - в этом случае подразумевается, как умение сопереживать, так и способность быть открытым для общения, а так же наличие навыков, помогающих устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, кроме этого, данная характеристика включает в себя желание быть гибким во взаимодействии с окружающими, умение прийти к компромиссу. Отсутствие этого качества свидетельствует об одиночестве, неспособности устанавливать и поддерживать доверительные отношения, не желании искать компромиссы, замкнутости.
Наличие жизненных целей
порождает чувство
Самопринятие отражает позитивную
самооценку себя и своей жизни
в целом, осознание и принятие
не только своих положительных качеств,
но и своих недостатков. Противоположность
самопринятия - чувство неудовлетворённости
собой, характеризующееся неприятием
определённых качеств своей личности,
неудовлетворённости своим
К. Рифф отмечает, что выделенные компоненты психологического благополучия соотносятся с различными структурными элементами теорий, в которых так или иначе речь идет о позитивном функционировании личности. Например, "самопринятие" (как компонент психологического благополучия по К. Рифф) соотносится не только с понятиями "самоуважение" и "самопринятие", введенными и разработанными А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Яходой. Оно также включает в себя признание человеком своих достоинств и недостатков, соотносимое с концепцией индивидуации К.Г. Юнга, а также позитивную (в основном) оценку человеком собственного прошлого, описанное Э. Эриксоном как часть процесса эго-интеграции [26].
К этой же группе можно отнести теорию самодетерминации Р. Райана и Э. Диси, которые предположили, что личностное благополучие связано с базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими [8].
Под автономией здесь понимается восприятие своего поведения как конгруэнтного внутренним ценностям и желаниям личности. В основе автономии лежат поддержка и отсутствие контроля со стороны других людей.
Информация о работе Проблема субъективного благополучия личности в социальной психологии