Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Курганский государственный  университет

 

Кафедра: общей и социальной психологии.

 

Тема (Вариант): Проблемы взаимодействия личности и социума.

 

 

КУРСОВАЯ    РАБОТА

 

 

 

 

 

Дисциплина: Психология личности.

 

 

 

 

 

 

2010 г.

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и  социума  5

1.1Определение понятия  «личность» и «социум». Научные  подходы к анализу личности  и социума 5

1.2 Взаимодействие личности  и социума 8

Выводы по главе 1 11

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и  социума  12

2.1 Определение методов  исследования и  организация  эксперимента 12

2.2 Проведение исследования  и анализ полученных результатов 13

Выводы по главе 2 21

Заключение 23

Список литературы 25

Приложения  26

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность исследования. Проблема  взаимодействия  личности  и общества,  влияния социума на развитие  личности  была  актуальной  на  протяжении  всего ХХ  века.   Это способствовало  появлению новых педагогических  теорий  и систем, проведению педагогических экспериментов.

Человек – существо социальное; в  отличие от животных, которые объединяются в группы ради безопасности и охоты, современный представитель рода людского не может обойтись без социума  по куда большему количеству причин. Именно в обществе мы в основном реализуем  себя и совершенствуемся – и, баланса  ради, именно с окружающими нас  людьми связано абсолютное большинство  личных проблем, в том числе и  психологических.

Приобретённые в ходе взаимодействия с социумом качества и делают человека личностью, по мнению большинства современных  учёных. Такая наука, как психология развития личности, изучает феномены, связанные со становлением личности, и само это понятие. И хотя этот вопрос издавна волнует философов и исследователей, точного и однозначного определения «личности» всё ещё не существует.

Однако, как уже было замечено выше, в большинстве психологических  теорий подчёркивается, что ни генетические, ни физиологические факторы не входят в понятие «личность», и что  она формируется под влиянием социума на человека и в какой-то мере сама является выраженным вовне  влиянием индивида на своё окружение. Немалое внимание психология развития личности уделяет проблемам, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, с причинами этих проблем и  практическими способами избавления от них.

Актуальность исследования взаимодействия личности с социумом велика – до настоящего времени недостаточно систематизирован данный вопрос в научных исследования. Актуальность, недостаточная исследованность  и социальная значимость определили выбор темы исследования.

Объект исследования: личности и социум.

Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.

Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.

Задачи исследования:

1.  Проанализировать научную  литературу по теме исследования  и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.

2.        Определить взаимодействие личности и социума.

3.  Организовать и провести эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума (на примере личности ребенка дошкольного возраста и его ближайшего социума, социального окружения - родителей).

Эмпирическое исследование было решено проводить на примере  взаимодействия личности  детей  дошкольного возраста с социумом, с социальным окружением. Учитывая, что социальное окружение в дошкольном детстве – это «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)», в исследовании я решила провести диагностику отношений ребенка дошкольного возраста с ближайшим социумом для него - со взрослым. Наиболее значимым взрослым на этапе дошкольного детства является родитель, исследование я проводила с детьми дошкольного возраста и их родителями.

Гипотеза исследования: в моём исследовании я опиралась на предположение о том, что создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать улучшению взаимодействия личности ребенка и социума (в рассматриваемом случае – с ближайшим социальным окружением – с родителем), улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

1) теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

2) эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, проведение диагностических методик).

База исследования: МДОУ № 2 г. Петухово.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были рассмотрены понятия личности и социума и выявлены особенности взаимодействия данных понятий.

Практическая  значимость исследования заключается в выявлении взаимодействия понятий личности и социума, что было подтверждено в ходе эмпирического исследования на примере взаимодействия личности ребенка дошкольного возраста и его социума, ближайшего социального окружения – родителей. Данные теоретического анализа научной литературы и результаты эмпирического исследования могут быть использованы в ходе преподавания психологии в ВУЗах, в процессе работы с родителями и детьми дошкольников и школьников, в ходе повышения квалификации специалистов гуманитарных направлении и т.д.

Научная новизна заключается в проведении эмпирического исследования, результатом которого стало выявление подтверждение гипотезы о том, что создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать улучшению взаимодействия личности ребенка и социума (в рассматриваемом случае – с ближайшим социальным окружением – с родителями), улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

 

Глава 1. Теоретическое  исследование проблемы взаимодействия личности и социума.

1.1. Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума.

 

Личность - устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена общества или  человеческой общности; динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Развитие личности происходит в недрах общества на фоне определенной среды жизни человека. Личность одновременно продукт, объект и субъект эволюции и истории.

Структура личности: определенный уровень психического, умственного  и культурного развития; умение воспринимать и переживать самого себя; наличие  собственных взглядов, моральных  требований и оценок; способность  управлять своим поведением, деятельностью  и развитием; активность и решительность  в действиях; умение сознательно  воздействовать на окружающую действительность, изменяя ее в своих целях; соблюдение требований общей и профессиональной культуры [3, c.12].

Для первого ознакомления с феноменом личности отмечу, что еще с ХYIII в., т.е. после философских открытий И. Канта, личность начинают отличать от индивидуальности. Вместе с тем, в традиционной науке личность обозначается как социальное качество человека, которое по мере развития человекознания наполняется все более глубоким содержанием. В существующих определениях подчеркивается, что социальность проявляется в способностях личности быть участником исторического процесса, принадлежать к определенной социальной группе, разделяя ее ценности и убеждения, принимать на себя различные социальные роли, влиять на исторические события, преобразовывать общество, природу и самого себя и т.д. Деятельностная природа личности исследована достаточно хорошо. Со всей определенностью можно утверждать, что личность - это деятель, что социализация личности происходит в совместной деятельности с людьми.

Однако личностно-деятельностный подход не отражает всего богатства  социальности, высшим проявлением которого является духовность, поиск смыслов, рефлексия. Личность - это человек, который  выбирает не только дело, но идею, это  “человек с идеей” (Ф.М. Достоевский), или человек со смыслом. При этом важно то, что смыслы человек не выдумывает, он их находит среди  ценностей культуры. Личность - это  человек, интегрированный в культуру, находящийся в диалоге с ней. Многие свойства личности определяются образом человека культуры, складывающимся в общественном сознании в тот  или иной исторический период, с  которым личность идентифицирует себя. В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры являются свобода, духовность, гуманность, творчество, способность гармонизировать  свои отношения с людьми, поэтому  личность в современном представлении - это человек свободный, духовный, гуманный, творческий, адаптивный, способный к нравственному выбору и ответственному поведению.

Кроме социализации и культурной идентификации в становлении  личности действует механизм персонализации. Личность - это персона, т.е. человек, осознающий себя личностью, и уважаемый  людьми за свои индивидуально-личностные качества. Сущность личности, по К. Роджерсу, выражает ее “самость”, ее самосознание, субъектность, способность действовать  сознательно и ответственно.

А.В. Петровский утверждает, что своей реальной предметной деятельностью  и общением каждый человек производит существенные изменения не только в  себе, но и в других людях, осуществляя  определенные “вклады” себя, своих  сил, способностей, ума, характера в  других людей. И этими персональными  “вкладами” в других измеряется личность [12].

Согласно этой теории, личность тем значительнее, чем большее  влияние она оказывает на людей. Это, безусловно, правильно, но вопрос состоит в том, каково содержание тех “вкладов”, которые личность оставляет в душах, умах, сердцах  людей? Этот вопрос снова обращает нас  к ценностно-смысловому содержанию жизнедеятельности личности, к ее личностным смыслам как внутренним детерминантам ее саморазвития, самоопределения, саморегуляции.

У каждой личности есть свой жизненный путь, своя история (С.Л. Рубинштейн) [19, c.25-34]. Бывает, что одно какое-либо событие оказывается столь значительным для личности, что изменяет весь строй ее мыслей и отношений, по-иному определяет ее жизненный путь. Педагог должен улавливать эти “узловые” события, поворотные моменты жизненного пути личности и оказывать ненавязчивую помощь в осознании ею социальных последствий принимаемых решений, способов самореализации, путей самоопределения. Понять ребенка можно, только зная его жизненную историю. Поэтому основным методом изучения учащихся в системе личностно ориентированного образования является монографический анализ, предполагающий анализ особенностей развития личности в единстве с описанием ее жизненного пути.

Личность ребенка, равно  как и студента, еще не завершена, многое в ней только намечено, а  многое еще не успело проявиться, это  еще не целостная духовная структура, она находится в состоянии  самостроительства, поиска собственного “лика”. Ей удастся найти себя, обрести  духовную устойчивость и целостность, личную независимость и свободу, если в этом поиске педагог сможет организовать ее встречу с ценностями культуры, которые станут личными  смыслами ее жизни.

Обобщение многих определений, где за основу берется человеческий, а не общественный смысл бытия, позволяет  представить следующую формулировку: Личность - это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая не наносящие вреда обществу средства. Личность ответственна за свой выбор перед собой и Богом, чьи нравственные постулаты являются единственным ориентиром и ограничителем ее свободы. Личность способна противостоять усредняющему, обобществляющему воздействию окружающей среды, навязываемому обществом образу жизни. Человек сам сотворяет в себе личность, востребуя то личностное, что свойственно только ему в живой природе. Личностное - это то, что принадлежит только личности, как носителю внутреннего, субъектного мира, выделяющего человека из ряда живых существ благодаря деятельности его сознания [17].

Вместе с тем, личностным традиционно принято считать  достаточно безличностные, общие (типологические) характеристики поведения индивида. К ним относят способности (память, интуицию, талант), моральные качества (бескорыстие, принципиальность, надежность), деловые качества (практичность, дисциплинированность, бережливость), волевые качества (целеустремленность, требовательность, сосредоточенность) и т.п. Эти качества, безусловно, характеризуют  личность с внешней стороны.

Социум - общество, когда  его представляют безликой массой и  противопоставляют конкретному  человеку, индивиду и личности. Социум - это многоуровневая сфера существования отдельных индивидов и групп людей, людей, координирующих свои действия друг с другом по детально разработанным правилам, правилам, обязательствам взаимопомощи для удовлетворения фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды.

Социум, представляет собой  совокупность социальных явлений  внутрииндивидного ((социальные потребности, социальные способности), интериндивидного ((социальная деятельность, социальные отношения)) и метаиндивидного ((социальные институты)) свойства [18].

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума