Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

Социум обладает определенным потенциалом, носителем которого являются как отдельные личности, так и целые коллективы, каждый из которых обладает присущими только ему определенными возможностями и ресурсами, объединяющимися в собственно потенциал социума.

Потенциал социума имеет  два уровня: перспективный потенциал и ситуативный потенциал.

Перспективный потенциал  социума или постоянный, стабильный, заключенный в имеющихся длительное время ресурсах, возможностях социума, обеспечивающих ему определенное постоянство (библиотечные, научные, материальные фонды учреждения, профессиональные кадры, научные разработки, методики и технологии деятельности, программы, образ и традиции отношений, распорядок труда и т.д.),

Ситуативный потенциал социума  представляет собой ресурсы, возможности  социального института или социальной деятельности, способные появиться или реализоваться в конкретной социальной ситуации (действия специалистов, мобильность оказания помощи и т.д.))

Далее рассмотрим структуру  потенциала социума.

- воспитательный потенциал,

- физический потенциал,

- материальный потенциал,

- интеллектуальный потенциал,

- производственный потенциал,

- организационный потенциал,

- духовно - нравственный потенциал,

- собственный потенциал,

- правовой потенциал,

- социо-культурный потенциал,

- личностный или групповой потенциал,

- профессиональный потенциал,

- образовательный потенциал и т.д. [17].

Первым краеугольным камнем социума являются обязательства взаимопомощи.

- Речь идет о взаимопомощи, которую члены социума непроизвольно оказывают друг другу в чрезвычайной ситуации ценой личных ущемлений, нередко и жертв, при этом важно, что учитываются социальные потребности других людей, т.е. необходимость поделиться своими знаниями, необходимость передать свой опыт другому человеку их социальные способности.

- Забота друг о друге, составляет второй краеугольный камень всякого социума.

-Для понимания механизмов взаимодействия ребенка и родителей, студента, педагога, тьютора и потенциала социума в рамках социально-педагогической деятельности, важно учитывать, что социум, представляет собой своеобразное «поле» взаимной наследственной клятвы взаимопомощи, взаимопонимании и заботе о другом человеке.

Таким образом, личность и  социум являются важнейшими понятиями  педагогики и психологии. Далее рассмотрим особенности взаимодействия личности и социума.

 

 

1.2 Взаимодействие  личности и социума.

 

Личность человека формируется  и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, психологических и физических, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям [2].

При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного развития, т.е. вольно или невольно включается в социальные отношения, а в них, выступая в роли организатора развития личности с учетом социальной среды - в социально-педагогическую деятельность.

Соотношение индивида  (личности) и социума (общества) как одно из основных направлений научного анализа было изначально декларировано в проекте  социологии и психологии как особой социальной науки О. Контом. Оно явилось одним из основных "камней преткновения" для британской версии социологии в силу необходимости согласования установок социологического анализа с доминировавшим в стране индивидуалистически-ориентированным комплексом идей.

Социальность  человека означает, что он не может поддерживать свою жизнь  и удовлетворять свои потребности иначе, чем в определенной общественной структуре, адаптироваться к среде иначе, чем создавая и изменяя социальную структуру, находить свое место в жизни и реализовывать себя иначе, чем в общении с себе подобными в интерсубъективном пространстве сложившихся и регулируемых социальными институтами социальных связей и отношений.

Влияние социума и социального  окружения на личность осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством  которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного  индивида или личности. Социализация личности может принимать различные  формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных  группах, и вторичной, то есть протекающей  в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к  групповым культурным нормам может  привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Важным фактором, оказывающим  влияние на формирование личности человека, является его физический социум - влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры [20].

Следующим фактором формирования личности человека принято считать  культурный социум - влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества [11].

Поведение личности в социуме  обуславливается и мотивируется многими факторами: особенностями  развития общества, способами разрешения противоречий среды и личности, механизмами  реализации социальной жизни, социальными  и индивидуальными условиями  жизненной ситуации, особенностями  социальной инфраструктуры, усвоенными традициями, обычаями и жизненными ценностями, этнопсихологических особенностями  участников взаимодействия, индивидуальными свойствами самой личности. Что касается личности, то речь идет прежде всего о «Я-концепцию», под которой понимается система, совокупность представлений, суждений, убеждений индивида о самом себе. На основе этих представлений человек строит свои отношения с другими людьми, определяет тенденции поведения, дает ответы на вопрос о том, кто она есть.

Таким образом, взаимосвязь  параметров личности и  социума, окружающей среды отмечалась многими психологами. Поведение личности обусловливается жизненным пространством. Человек включён в многочисленные социальные взаимодействия. Не будь социума, не было бы и личности. Социум - почва, на которой вырастал каждый конкретный человек, источник его сил, ума, образования и культуры.

 

Выводы по главе 1

 

В результате проведения теоретического анализа научной литературы, было выявлено,  что любое явление  жизни разворачивается в пространстве, и для каждого свершения существует свое соответствующее пространство.

Личность - устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивида как члена общества или  человеческой общности; динамичная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Развитие личности происходит в недрах общества на фоне определенной среды жизни человека. Личность одновременно продукт, объект и субъект эволюции и истории.

Социум (лат. socium — общий, совместный) — сообщество, социальное окружение человека. Говоря о социальном пространстве, нельзя забывать и о  пространстве вообще как некоторой  протяженности предметов. Социум формирует  представление (картинку) о существующих связях общества с миром и в  обществе.

Личность взаимосвязана  и взаимодействует с социумом. В процессе социализации, взаимодействия с социумом  у человека формируются социальные качества, знания, умения, соответствующие навыки, что дает ему возможность стать дееспособным участником социальных отношений. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на личность разных обстоятельств жизни, так и при условии целенаправленного формирования личности.

С одной стороны, свойства личности проявляются, формируются и развиваются в социуме, с другой - социальную среду, обладая большим количеством степеней свободы, в значительной степени определяется личными коммуникативными качествами и возможностями индивида. Однако, не будь социума, не было бы и личности. Социум является основой и своеобразной базой развития личности.

Далее считаю необходимым провести эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума.

2.1 Определение  методов исследования и  организация  эксперимента.

 

Диагностическое исследование проводилось с целью изучения особенностей взаимодействия социума и личности. Эмпирическое исследование было решено проводить на примере взаимодействия личности  детей дошкольного возраста с социумом, с социальным окружением. Учитывая, что социальное окружение в дошкольном детстве – это «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный)», в исследовании я решила провести диагностику отношений ребенка дошкольного возраста с ближайшим социумом для него - со взрослым. Наиболее значимым взрослым на этапе дошкольного детства является родитель, исследование я проводила с детьми дошкольного возраста и их родителями.

Гипотеза исследования: в моём исследовании я опиралась на предположение о том, что создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать улучшению взаимодействия личности ребенка и социума (в рассматриваемом случае – с ближайшим социальным окружением – с родителем), улучшению социальной ситуации развития детей дошкольного возраста.

Эмпирическое исследование проводилось в 3 этапа:

- констатирующий эксперимент, целью которого было выявление особенностей социума и социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и оценка детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;

-    формирующий эксперимент, целью которого было формирование социума и социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и коррекция детско-родительских отношений;

-  контрольный – выявление динамики влияния социума и социальной ситуации развития детей дошкольного возраста и изменений детско-родительских отношений в дошкольном возрасте после проведения формирующей работы.

1. Констатирующий  эксперимент

Цель: выявление особенностей социальной ситуации развития детей дошкольного  возраста.

Задачи констатирующего  эксперимента:

1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

2.   Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

3.   Выяснить родительское отношение к ребёнку.

На констатирующем этапе  исследования применялись следующие  диагностические методики: первая группа методик направлена на изучение положения ребёнка в семье.

1) рисуночный тест "Кинетический рисунок семьи" (Р. Бернс и С. Коуфман);

2) методика "Неоконченные предложения".

Вторая группа методик направлена на выявление знаний родителей о  
ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

3) тестирование: "Родительское отношение к детям" (А.Я. Варга, В.В. Столин).

На контрольном этапе  эмпирического исследования применялись  следующие методики диагностики:

1. Методика Рене  Жиля на выявление отношение  детей к родителям (см. приложение  №8).

2. Методика диагностики «Родители глазами детей».

3. Анкетирование родителей по самостоятельно разработанной анкете (Приложение № 7).

Исследование проводилось  на базе МДОУ № 2 г.Петухово, Курганской области. Мною было обследовано 20 детей старшего дошкольного возраста и их семьи. Список детей представлен в приложении 1.

 

2.2 Проведение  исследования и анализ полученных  результатов.

 

Первым этапом эмпирического  исследования стало проведение теста Р. Бернса и С. Коуфмана "Кинетический рисунок семьи" (см. приложение 2).

Цель:

- исследование межличностных  отношений в семье (глазами  ребёнка);

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума