Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

- выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1. Наличие беспокойства у детей по отношению к ним взрослых.

2. Эмоциональное напряжение и дистанция.

3. Дискомфорт.

4. Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявлены уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений отношу рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка - сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка - улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок  рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению  к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей  с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке  тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению  к родителям прослеживается через  прорисовку таких деталей, как разведённые  руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 20 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 7 семей (30%).

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 10 семей (50 %). К низкому уровню детско-родительских отношений я отнесла 3 семьи (20%).

В результате проведенной  беседы с детьми после рисования  было отмечено, что среди факторов, вызывающих тревогу у дошкольников выделяются: физическое наказание; отсутствие общения с родителями; неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей); общение с ребёнком на повышенных тонах.

Таким образом, я отметила, что в исследуемой группе - высокий уровень детско-родительских отношений определен у 30% обследуемых; средний уровень детско-родительских отношений выявлен у половины группы -  50%;  низкий уровень детско-родительских отношений я определила у 20%.

По результатам этого  теста я могу судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер. Я предположила, что детей экспериментальной группы не совсем устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика "Неоконченные предложения (см. приложение 3)".

Цель: получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

Результаты этого обследования помогли мне выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 6 детей (30 %).

Негативные отношения  испытывают 4 детей (20 %).

В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье. Хорошие взаимоотношения  сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

В 10 семей (50%) детей не устраивают отношения с одним из родителей. По результатам моего исследования мной были выявлены причины, вызывающие тревожность у ребёнка:

- боязнь физического наказания;

- страх остаться дома одному;

- отсутствие родительской ласки;

- крики родителей за проступки.

Данные проявления наблюдались  в ответах у 10 детей (50 %). Из них  у 5 детей (50 %) - наблюдалось наличие  некоторых причин, вызывающих тревожность. У 2 детей (20%) были отмечены все эти  причины и лишь в 3 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

По результатам данной методики можно сделать вывод, что  во многих семьях дети испытывают тревожность  в отношениях с родителями, между  ними нет взаимопонимания.

Для выявления родительского  отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (см. приложение 4).

Цель: изучить выявление  родительского отношения к детям.

На мой взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация - это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно  отнести отношения по типу "симбиоз" и "маленький неудачник". Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению  с реальным возрастом, стремится  удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей  жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений я отнесла такой тип родительских отношений, как отвержение и "авторитарная гиперсоциализация". Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, я получила следующую картину родительского отношения к детям: Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 7 семьях (30 %). К нейтральному уровню можно отнести 10 семей (50%). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в 3 семьях (20 %).

По результатам этой методики видно, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, я обнаружила, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности. Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, я выделила уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для меня явились:

- детские отношения к  родителям;

- знания родителей о  воспитании ребенка;

- родительские отношения  к детям.

Высокий уровень сформированности социальной ситуации развития ребенка  и детско-родительских отношений - характеризуется  достаточным объемом знаний и  представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует  себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его  интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень сформированности социальной ситуации развития ребенка  и детско-родительских отношений - характеризуется  недостаточным объемом знаний и  представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения  с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему  самостоятельности.

Низкий уровень сформированности социальной ситуации развития ребенка  и детско-родительских отношений - характеризуется  незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим  семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Итоговые результаты обследований на этапе констатирующего эксперимента  представлены в диаграммах в приложении 5.

Результаты проведенного мной исследования показали, что в исследуемых группах отмечается недостаточно высокие показатели влияния социума, ближайшего социального окружения на дошкольников - средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

На мой взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:

- у родителей не сформировано  полное представление о воспитании  ребенка;

- ребенок не ощущает  себя уютно и комфортно в  семье (он не удовлетворен своим  положением в семье);

- дети растут в условиях  дефицита добра, ласки, любви;  боятся наказания;

- в семье - неблагоприятная  обстановка; чрезмерная опека.

Для преодоления нарушений  влияния  социума на дошкольников, социальной ситуации развития дошкольников, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях, мною была составлена программа, направленная на их коррекцию.

2. Формирующий  этап.

Цель коррекционной программы:

- создание психолого-педагогических  условий для преодоления тревожности  у детей через влияние положительного социального окружения (родителей) и коррекцию детско-родительских отношений;

- апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на повышение педагогической грамотности.

Задачи:

1. Формирование знаний  о психолого-педагогических особенностях  ребенка шестого года жизни.

2. Формирование позитивных  взаимоотношений между родителями  и детьми.

3. Коррекция тревожности  у детей в системе детско-родительских  отношений.

Коррекционная программа  была направлена на работу с родителями и детьми. Содержание работы реализовывалось  через ряд этапов:

- пропедевтический;

- вводный;

- развивающий;

- контрольно-оценочный.

На формирующем этапе  в исследовании приняло участие 20 родителей и 20 детей (содержание коррекционной  работы указано ниже).

В ходе формирующего эксперимента я подобрала несколько занятий, игры и упражнения, родительское собрание для классного руководителя, которые мы планировали апробировать в работе с родителями. Подобранные занятия проводились совместно с детьми и родителями. Занятия проводились один - два раза в неделю. [10]. 

Цель тренинга: коррекция отношений детей и родителей.

Задачи тренинга:

- формировать положительные отношения  детей и родителей;

- сформировать доверительное и доброжелательное, уважительное отношение родителей к детям и детей к родителям;

- снять напряженность в отношениях детей и родителей;

- создать атмосферу единства, повышение позитивного настроя;

- развить умения выражать свое эмоциональное состояние и понимать свое эмоциональное состояние и эмоции окружающих людей;

- развивать познавательные и психические процессы детей;

- прививать умение работать в коллективе, развивать навык совместной деятельности, развивать эмпатию;

- познакомить родителей и детей с принципами групповой работы.

Общая структура занятия включает в себя следующие разделы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание занятия, рефлексию прошедшего занятия, ритуал прощания.

Положительным результатом  этих занятий можно было бы считать  повышение посещаемости родительских собраний в старших классах не только мамами, но и папами, активность родителей на занятиях не только как  слушателей, но и как соведущих  этих занятий. Занятия помогают родителям  овладеть эффективными приемами воспитания, лучшими способами общения, отрефлексировать собственные родительские позиции, лучше узнать особенности своих  детей и регулировать уровень  своих требований и ожиданий, лучше  понять чувства своего ребенка и  свои собственные, творчески строить  свои отношения с членами семьи [10].

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ  РАБОТЫ

1.Пропедевтический этап.

Цель:

- снятие тревожности и напряженности в отношениях между родителями и детьми;

- повышение уверенности  в собственных силах;

- устранение отрицательных  эмоций (одно занятие).

2. Вводный этап.

Цель: повысить психолого-педагогическую грамотность родителей; развивать  умения, направленные на общение детей с родителями (три занятия).

Совместные детско-родительские занятия.

1. Знакомство с родителями  и детьми в круге: 

Все участники встают в  круг и берутся за руки. Ведущий  предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает  важным, чтобы знали о нём другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

2. Психологические игры  и упражнения, направленные на  релаксацию. 
("Комплименты", "Волшебный клубок")

Работа с родителями:

1. Изучение психолого-педагогической литературы.

2. Просмотр видеофильма: "Шестилетка, каков ты?".

3. Родительское собрание на тему: "Мы и наши родители. Семейные линии".

Работа с детьми:

1. Проведение этических бесед на темы: "Как быть  вежливым".

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума