Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

Цели. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских  способностей, формирование чувства  доверия и ответственности.

Из группы выбираются «разведчик»  и «командир». Остальные — «отряд». В зале стулья расставлены хаотично. «Разведчик» проходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает  за действиями «разведчика». Затем  он проводит «отряд» по тому пути, который  был ему показан «разведчиком». Потом уже второй «разведчик» прокладывает новый путь и другой «командир» повторяет его и т.д.

6.«Кошки-мышки»

Цели. Снятие эмоционального и мышечного  напряжения, преодоление страхов.

Выбираются «кошка» и «мышка». Все остальные образуют круг, взявшись за руки, — это «домик мышки». Задача «кошки» — поймать «мышку». Стоящие  в кругу защищают, прячут «мышку»  от «кошки».

7. «Ежик»

Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между  родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из пары «сворачивается»  в клубочек и сохраняет положение. Задача второго — развернуть его, найти подход, создать условия, при  которых «ежик» захочет сам раскрутиться, установить взаимопонимание. Запрещаются  силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После чего участники меняются ролями. Упражнение заканчивается обсуждением.

• Как вы себя чувствуете?

• Какая роль понравилась больше и почему?

•  Где можно использовать такие прикосновения?

8. «Колокол»

Цель. Сплочение группы, эмоциональное  и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети и взрослые становятся в  круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с  силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задает ритм. Повторить несколько  раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого — из родителей и маленького — из детей. Маленький внутри большого.

9. Рефлексия 

Участники по кругу: характеризуют  настроение, обмениваются мнениями и  чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что  показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли  приходили в голову и т.д.).

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Методика  Рене Жиля.

Шкалы: отношение к матери, отношение  к отцу, отношение к родителям, отношение к братьям и сестрам, отношение к близким родственникам, отношение к другу, отношение  к учителю, любознательность, общительность, стремление к лидерству, агрессивность, реакция на фрустрацию, стремление к уединению 

Назначение теста
Исследование социальной приспособленности  ребенка, сферы его межличностных  отношений и их особенностей, его  восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его  поведения.

Методика позволяет выявить  конфликтные зоны в системе межличностных  отношений ребенка, давая тем  самым возможность, воздействуя  на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста 

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или  иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.

Экспериментатору можно рекомендовать  сопровождать, обследование беседой  с ребенком, в ходе которой можно  уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты  в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные  методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.

Психологический материал, характеризующий  систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно  условно разделить на две большие  группы переменных:

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

  1. отношение к матери;
  2. отношение к отцу;
  3. отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);
  4. отношение к братьям и сестрам;
  5. отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;
  6. отношение к другу (подруге);
  7. отношение к учителю (воспитателю).

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

  1. любознательность;
  2. стремление к общению в больших группах детей;
  3. стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
  4. конфликтность, агрессивность;
  5. реакция на фрустрацию;
  6. стремление к уединению

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Тестовый материал
  1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  1. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

  1. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

  1. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

  1. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

  1. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

  1. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

  1. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
  2. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
  3. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
  4. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.
  5. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
  6. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

  1. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

  1. Где ты на этот раз?

  1. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

  1. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
  2. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
  3. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.

  1. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
  2. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.

  1. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

  1. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

  1. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
  2. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
  2. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

  1. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

  1. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

  1. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  2. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
  3. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
  4. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
  5. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  6. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
  7. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
  8. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

  1. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

  1. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную  шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к  той или иной шкале (например, в  шкале № 1 - «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума