Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа
Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25
Нарисовать картину, изображающую то место, где Вы себя хорошо чувствуют. Это может быть своя комната, сад и пр. Каждый комментирует свой рисунок: что это за место, где оно находится, что там интересного, почему это место так нравится и т.д.
9. Рефлексия.
Участники по кругу: характеризуют
настроение, обмениваются мнениями и
чувствами о проведенном
Домашнее задание
Р о д и т е л я м. Перечислите
десять поступков ребенка, которые
удивили вас или были для вас
неожиданными. Попробуйте теперь найти
в каждом поступке такие стороны
поведения ребенка, которые вызывают
у вас радость, удовольствие, воодушевление.
Определите, что в каждом случае
кажется вам в поведении
Д е т я м. Вспомните и перечислите десять поступков родителей, которые удивили или были неожиданными.
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 8. «Умение принимать решения»
Цель: научить детей и родителей принимать решения и отвечать за свои поступки.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Передай мячик»
Цель. Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
Сидя или стоя стараться как можно быстрее передать друг другу мячик, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу.
Основная часть
3. «Воздушный шар»
Цель. Формирование навыка принятия решений как коллективных, так и персональных. Формирование представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, развитие способности идти на компромисс.
Предлагается ситуация: после проведения
успешной научной экспедиции, ее участники
летят домой на воздушном шаре.
Лететь еще далеко, но в шаре образовалось
отверстие, и он начинает медленно падать.
Падение замедлилось после
Среди этих предметов: аптечка — 5 кг, компас — 2 кг, консервы — 25 кг, подзорная труба — 1 кг, ружье и патроны — 25 кг, конфеты — 20 кг, спальные мешки — 30 кг, ракетница и сигнальные ракеты — 10 кг, палатка — 20 кг, баллон с кислородом — 50 кг, географические карты — 5 кг, баллон с питьевой водой — 20 кг, надувная лодка — 25 кг, видеокассеты — 3 кг, видеокамера — 5кг, магнитофон — 3кг.
Участникам нужно решить, что
и в какой последовательности
выбросить. Сначала каждый думает самостоятельно,
затем происходит совместное обсуждение
и принимается единое решение. Оно
записывается. Время падения шара
неизвестно, но скорость падения возрастает.
Условия выполнения задания: высказаться
должен каждый, решение принимается
при единогласном голосовании. При
одном воздержавшемся предложение
отменяется. Решение должно быть принято
по каждому предмету из перечня.
После завершения игры нужно обсудить
с участниками, что им понравилось, какие
у них возникали ощущения, какое решение
принимать легче — персональное или коллективное.
Каждому предлагается вспомнить ситуацию,
когда ему удалось принять оптимальное
решение.
Обсудить с родителями и детьми, как принимаются важные решения в семье, что при этом учитывается прежде всего; какие решения целесообразно принимать совместно с детьми.
4. «Необитаемый остров»
Цель. Формирование навыка принятия решений как коллективных, так и персональных. Формирование представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, развитие способности идти на компромисс. Участникам предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи ждать не приходится.
Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи: поровну или по трудовому вкладу. Отдавать ли большую часть пищи сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили? Что делать с человеком, который решил жить сам по себе и вдруг тяжело заболел? Будут ли праздники, выходные? Разрабатывается нравственный кодекс из десяти правил: четких, обеспечивающих выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов. Предусматриваются санкции за нарушение правил. После игры проводится ее обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия коллективного решения, умение учитывать мнение остальных и отвечать за себя, проходит обсуждение, что было самым трудным.
Домашнее задание. Проанализировать любую конфликтную ситуацию и подумать, можно ли было ее избежать при помощи компромисса.
5. «Тень» Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются на пары
(родитель с ребенком). Звучит фонограмма
спокойной музыки. Один человек (родитель)
— «путник», другой (ребенок) — его
«тень». «Путник» идет через поле, а
за ним, на два-три шага сзади, идет его
«тень». «Тень» старается точь-в-точь
скопировать движения «путника». Через
некоторое время участники
6. Рефлексия. Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 9. «Почувствуй себя любимым»
Цель: сплотить детей и родителей, создать положительную эмоциональную атмосферу в семье, дать понять, что и дети и родители любимы.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Щепки плывут по реке»
Цели. Налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений. Участники встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Один участник группы – щепка. Он медленно «проплывает» между «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить с открытыми или закрытыми глазами.
Основная часть
3. «Ласковое имя»
Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ласкательного имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» его. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
4. «Мои достижения». Цель. Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки. Каждый участник тренинга, по очереди, выходит в центр круга и рассказывают о том, чего он достиг в этом году. Например: «Я научилась играть в волейбол», «Я бросил курить» и т.д.
5. «Ресурсы».
Цель. Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки. Поразмышлять над вопросом: что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья, поддержка родных и т.д. На листе бумаги написать 4 свои сильных качества. Изобразить их в виде символа. Обсуждение.
6. «Аплодисменты по кругу»
Цели. Переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия. Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче. Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.
7. «Паровозик»
Цель. Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.
Звучит веселая музыка. Участники
встают друг за другом и крепко держатся.
Первый человек — «паровозик», все
остальные — «вагоны». У «вагонов»
глаза при движении закрыты. «Паровоз»
отвечает за движение состава, чтобы
он ни во что не врезался и чтобы
вагончикам было комфортно путешествовать.
Каждому участнику важно
После игры обязательно обсуждение по вопросам:
— Какая роль понравилась больше и почему?
— Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?
8. «Мы тебя любим»
Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
Все участники становятся в круг.
Каждый ребенок по очереди выходит
в центр, его хором называют по
имени три раза. Затем хором
проговаривают фразу: «Мы тебя любим».
Можно назвать ребенка каким-
9. «Налаживание взаимоотношений»
Цели. Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт. Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) — большая, надежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди сколько захочется.
В конце упражнения дать возможность родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).
10. Рефлексия. Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Приложение №6 (продолжение)
Занятие 10. «Путь доверия»
Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека.
Организационный момент
1. «Приветствие»
Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.
2. «Надписи на футболке».
Цель. Создание позитивного настроя на работу, развитие взаимопонимания, доверия.
Придумать и написать соседу справа надпись на футболке так, чтобы она подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Обсуждение.
3. «Передай сигнал»
Цели. Сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.
Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «испорченного телефона». Повторяется несколько раз.
Основная часть
4. «Слепой и поводырь»
Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).
Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.
После прохождения маршрута участники меняются ролями. Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.
5. «Разведчики»
Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума