Проблемы взаимодействия личности и социума

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: личности и социум.
Предмет исследования: взаимодействие личности и социума.
Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия личности и социума.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и представить определение понятий «личность» и «социум», рассмотреть научные подходы к анализу личности и социума.
2. Определить взаимодействие личности и социума.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 5
1.1Определение понятия «личность» и «социум». Научные подходы к анализу личности и социума 5
1.2 Взаимодействие личности и социума 8
Выводы по главе 1 11
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимодействия личности и социума 12
2.1 Определение методов исследования и организация эксперимента 12
2.2 Проведение исследования и анализ полученных результатов 13
Выводы по главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Mпсихология личности .docx

— 520.76 Кб (Скачать файл)

Нарисовать картину, изображающую то место, где Вы себя хорошо чувствуют. Это может быть своя комната, сад  и пр. Каждый комментирует свой рисунок: что это за место, где оно находится, что там интересного, почему это  место так нравится и т.д.

9. Рефлексия. 

Участники по кругу: характеризуют  настроение, обмениваются мнениями и  чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что  показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли  приходили в голову и т.д.).

Домашнее задание 

Р о д и т е л я м. Перечислите  десять поступков ребенка, которые  удивили вас или были для вас  неожиданными. Попробуйте теперь найти  в каждом поступке такие стороны  поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка  наивным, что напоминает ваши собственные  поступки в прошлом или же насколько  тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие  стороны каждого поступка, которые  позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»

Д е т я м. Вспомните и перечислите  десять поступков родителей, которые  удивили или были неожиданными.

 

 

Приложение №6 (продолжение)

Занятие 8. «Умение принимать  решения»

Цель: научить детей и родителей принимать решения и отвечать за свои поступки.

Организационный момент

1. «Приветствие»

Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.

2.  «Передай мячик»

Цель. Повышение позитивного настроя  и сплоченности группы, эмоциональное  и мышечное расслабление.

Сидя или стоя стараться как  можно быстрее передать друг другу  мячик, не уронив его. Можно в максимально  быстром темпе бросать мяч  друг другу.

Основная часть

3. «Воздушный шар»

Цель. Формирование навыка принятия решений  как коллективных, так и персональных. Формирование представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, развитие способности  идти на компромисс.

Предлагается ситуация: после проведения успешной научной экспедиции, ее участники  летят домой на воздушном шаре. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость  еще облегчить шар, выбросив другие предметы.

Среди этих предметов: аптечка —  5 кг, компас — 2 кг, консервы — 25 кг, подзорная труба — 1 кг, ружье и патроны — 25 кг, конфеты — 20 кг, спальные мешки — 30 кг, ракетница и сигнальные ракеты — 10 кг, палатка — 20 кг, баллон с кислородом — 50 кг, географические карты — 5 кг, баллон с питьевой водой — 20 кг, надувная лодка — 25 кг, видеокассеты — 3 кг,  видеокамера — 5кг, магнитофон — 3кг.

Участникам нужно решить, что  и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает самостоятельно, затем происходит совместное обсуждение и принимается единое решение. Оно  записывается. Время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.  Условия выполнения задания: высказаться  должен каждый, решение принимается  при единогласном голосовании. При  одном воздержавшемся предложение  отменяется. Решение должно быть принято  по каждому предмету из перечня. 
После завершения игры нужно обсудить с участниками, что им понравилось, какие у них возникали ощущения, какое решение принимать легче — персональное или коллективное. Каждому предлагается вспомнить ситуацию, когда ему удалось принять оптимальное решение.

Обсудить с родителями и детьми, как принимаются важные решения  в семье, что при этом учитывается  прежде всего; какие решения целесообразно  принимать совместно с детьми.

4. «Необитаемый остров»

Цель. Формирование навыка принятия решений  как коллективных, так и персональных. Формирование представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, развитие способности  идти на компромисс. Участникам предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи ждать не приходится.

Игра начинается с распределения  ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься  решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение  пищи: поровну или по трудовому  вкладу. Отдавать ли большую часть  пищи сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили? Что  делать с человеком, который решил  жить сам по себе и вдруг тяжело заболел? Будут ли праздники, выходные? Разрабатывается нравственный кодекс из десяти правил: четких, обеспечивающих выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов. Предусматриваются санкции  за нарушение правил. После игры проводится ее обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия коллективного  решения, умение учитывать мнение остальных  и отвечать за себя, проходит обсуждение, что было самым трудным.

Домашнее задание. Проанализировать любую конфликтную ситуацию и  подумать, можно ли было ее избежать при помощи компромисса.

5. «Тень» Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) — «путник», другой (ребенок) — его  «тень». «Путник» идет через поле, а  за ним, на два-три шага сзади, идет его  «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через  некоторое время участники меняются ролями. Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и  посмотреть из-под руки» и т.д. После игры — обсуждение.

6. Рефлексия. Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

 

Приложение №6 (продолжение)

Занятие 9. «Почувствуй себя любимым»

Цель: сплотить детей и родителей, создать положительную эмоциональную атмосферу в семье, дать понять, что и дети и родители любимы.

Организационный момент

1. «Приветствие»

Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.

2. «Щепки плывут по  реке»

Цели. Налаживание физического  контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений. Участники  встают в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга –  они берега. Один участник группы –  щепка. Он медленно «проплывает» между  «берегами». «Берега» мягкими прикосновениями  помогают «щепке». Говорят ей ласковые слова, называют по имени. «Щепка» сама выбирает, с какой скоростью ей двигаться. Упражнение можно проводить  с открытыми или закрытыми  глазами.

Основная часть

3. «Ласковое имя»

Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел  начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ласкательного имени  участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» его. Важно  при этом прикоснуться к ладоням  и посмотреть в глаза, поблагодарить  за «подарок».

4. «Мои достижения». Цель. Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки. Каждый участник тренинга, по очереди, выходит в центр круга и рассказывают о том, чего он достиг в этом году. Например: «Я научилась играть в волейбол», «Я бросил курить» и т.д.

5. «Ресурсы».

Цель. Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки. Поразмышлять над вопросом: что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже  обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, друзья, поддержка  родных и т.д. На листе бумаги написать 4 свои сильных качества. Изобразить их в виде символа. Обсуждение.

6. «Аплодисменты по кругу»

Цели. Переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия. Все  становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит  ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также  получает свою порцию аплодисментов  — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и  громче. Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

7. «Паровозик»

Цель. Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.

Звучит веселая музыка. Участники  встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек — «паровозик», все  остальные — «вагоны». У «вагонов»  глаза при движении закрыты. «Паровоз»  отвечает за движение состава, чтобы  он ни во что не врезался и чтобы  вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».

После игры обязательно обсуждение по вопросам:

— Какая роль понравилась больше и почему?

— Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?

8. «Мы тебя любим» 

Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит  в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором  проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко» и т.д.).

9. «Налаживание взаимоотношений»

Цели. Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить  тактильный контакт. Упражнение выполняется  в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок  и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и  чувствуют друг друга. Мама (папа) —  большая, надежная, теплая, сильная. Дети — беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом  родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» — и так по очереди  сколько захочется.

В конце упражнения дать возможность  родителям и детям выразить свои чувства (обнять, поцеловать, погладить).

10. Рефлексия. Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).

 

Приложение №6 (продолжение)

Занятие 10. «Путь доверия»

Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека.

Организационный момент

1. «Приветствие»

Все участники группы берутся за руки и здороваются друг с другом, называя по имени.

2. «Надписи на футболке».

Цель. Создание позитивного настроя  на работу, развитие взаимопонимания, доверия. 

Придумать и написать соседу справа надпись на футболке так, чтобы она  подходила ему, отражала его внутреннее содержание, передавала его настроение. Обсуждение.

3.  «Передай сигнал»

Цели. Сплочение группы, развитие способности  к сосредоточению и чувства ответственности.

Участники становятся в круг, держась  за руки. Ведущий просит всех закрыть  глаза и передает какой-нибудь сигнал (два раза пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или  слева сигнал должен передать его  следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип  «испорченного телефона». Повторяется  несколько раз.

Основная часть

4. «Слепой и поводырь»

Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).

Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого»  через различные препятствия, созданные  заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить  с внешним миром. У «слепого»  завязаны глаза. Цель «поводыря» —  провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.

После прохождения маршрута участники  меняются ролями. Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

5. «Разведчики»

Информация о работе Проблемы взаимодействия личности и социума