Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
[4] Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. -М., 1976
[5] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. -С. 157
[6] Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. -С. 95
[7] Люблинская А.А. Детская психология. Уч. пособие для студентов пед ин-тов. М., «Просвещение», 1971. -С. 213
[8] Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. М.: Юрайт, 2009. -С. 345
[9] Максимова,
А. Гиперактивность и дефицит
внимания у детей [Текст]/А.
[10] Выготский,
Л.С. Вклад отечественных
[11] Выготский
Л.С. Развитие высших форм
[12] Выготский
Л.С. Развитие высших форм
[13] Палагина,
Н.Н. Психология развития и
возрастная психология: учебное
пособие для вузов [Текст]/Н.Н.
Приложения
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.
Инструкция к тексту:
Перед началом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.
Оценка проводится по следующим параметрам: 1) высший, 2) средний и 3) низший уровни.
Высший уровень: знаки расставлены правильно, задание выполнено верно.
Средний уровень: задание выполнено с одной ошибкой (например знаки перепутаны между собой в треугольнике и ромбе).
Низший уровень: задание выполнено с двумя ошибками, либо полностью неправильно.
[15] Методика
№2 «Найди и вычеркни» (П.Я.
Назначение теста:
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения концентрации и устойчивости внимания.
Описание текста:
Ребенку показывают рисунок. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас
мы с тобой поиграем в такую
игру: я покажу тебе картинку, на которой
нарисовано много разных, знакомых
тебе предметов. Когда я скажу
слово «начинай», ты по строчкам этого
рисунка начнешь искать и зачеркивать
те предметы, которые я назову. Искать
и зачеркивать названные
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор
в этой методике дает ребенку задание
искать и разными способами
Оценка проводится следующим образом:
Концентрация и устойчивость высокая: длительно удерживает внимание на объекте;
Концентрация и устойчивость средняя: внимание удерживает на несколько секунд, быстро отвлекается;
Концентрация и устойчивость низкая: внимание рассеянное, не задерживается на одном объекте;
Методика №1 «Проставь значки»
Методика №2 «Найди и вычеркни»