Произвольное внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 294.67 Кб (Скачать файл)

Хотя  дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться  на однообразной и малопривлекательной  для них деятельности, в то время  как в процессе игры или решения  эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго  оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.

Эта особенность  является одним из оснований, по которым  коррекционно-развивающая работа может  строиться на занятиях, требующих  постоянного напряжения произвольного  внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют  поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне.

Большое значение для развития целенаправленного  внимания в дошкольном возрасте имеет  обучающая игра, так как она  всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы  своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других - уметь выделять и помнить цель действия, в третьих - вовремя переключать внимание, в четвертых - сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Очень значимые такие игры и задания для детей, которые направленные на развитие сенсорного внимания, на развитие слухового внимания.

«Найди  два одинаковых предмета»

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Детям предлагалось найти и показать, затем объяснить  в чем схожесть этих двух предметов.

«Выкладывание узора из мозаики»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Здесь нужно  по образцу выложить из мозаики букву  или простой узор.

Очень хорошо упражнять детей в закреплении  геометрических фигур в следующей  последовательности:

? найди  в комнате предметы, имеющие форму  шара, круга, квадрата;

? найди  в предметах знакомые геометрические  фигуры;

? затем  предлагается просто материал, состоящий  из множества различных геометрических  фигур;

Сколько здесь кружков, треугольников, квадратов?

Игры  «Что слышно?», «Слушай звуки», «Разведчики» направлены на развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания, а  также на развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

Для родителей  рекомендуется комплекс тематических бесед:

«Внимание и его роль в учебной деятельности»

«Возрастные особенности внимания дошкольников»

«Можно  ли управлять вниманием дошкольника?»

«Нарушение  внимания в детском возрасте»

«Психолого-педагогическая помощь детям - дошкольникам с нарушением внимания».

Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает  достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность  обучения в школе.

Мною  было выявлено, что для поддержания  внимания используются закономерности всех видов внимания. Непроизвольное внимание возникает в силу свойств  объекта или связано с особенностями  воспринимающего субъекта. Известно, что интенсивность раздражителя, его динамический характер способствуют привлечению внимания. Следовательно, воспитателю можно порекомендовать  изменение силы голоса, темпа речи, паузы во время объяснения материала. Речь при этом должна быть эмоционально насыщенной, выразительной. Важное значение имеет мимико-пластический образ, использование  жестов. Считается, например, если воспитатель  делает несколько шагов навстречу  детям, внимание усиливается, если отходит - ослабевает. Привлекает внимание новизна  объектов или новизна (необычность) манеры изложения.

Поддержанию внимания не мешает тихая, спокойная  музыка, ритмические негромкие звуки.

Содержательные  приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма  изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска  воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.

Наряду  с общими закономерностями внимания воспитателю важно знать возрастные особенности внимания дошкольников. Внимание дошкольников неустойчивое, легко отвлекаемое: объем его  невелик, распределяемость и переключаемость  низкая. Детям трудно управлять своим  вниманием, преобладает непроизвольное внимание, зависящее от внешних особенностей объекта (яркость, интенсивность, необычность, новизна, динамический характер), а также от степени интереса к объекту, мотивации деятельности, направленной на объект.

Таким образом, опираясь на характерные для возраста особенности внимания, воспитатели  и родители должны обучать детей  управлять своим вниманием, формировать  у них произвольное внимание.

Вывод по главе II

Экспериментальной базой нашего исследования явилось  МДОУ № 50 г.Арзамаса средней группы в количестве 20 человек.

Для исследования особенностей внимания детей дошкольного  возраста нами были проведены методики «Проставь значки», «Найди и вычеркни».

Обобщая результаты методик, можно сказать, что у большинства детей внимание развито на среднем уровне. Эти  данные показывают нам, что некоторые  дети нуждаются в дополнительных занятиях по развитию внимания.

Внимание - необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без  целенаправленного, достаточно устойчивого  внимания невозможны ни самостоятельная  деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.

Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность  обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших  классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие  на те, которые он привык решать в  детском саду во время игр.

Таким образом, нужно учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 - 7 лет развивать у ребёнка  способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том  же объекте (или задаче), а также  быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Исходя  из этого, нами были предложены рекомендации для воспитателей и родителей  по развитию внимания у детей дошкольного  возраста.

 

Заключение

Внимание - это важнейшее качество, которое  характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно  поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание  обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого  из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении  и деятельности ребенка.

Часто встречается  недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать  внимание по требованию.

Подобный  недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий  с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления  специально организованной работы, нередко  посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного  возраста.

В результате исследования мы раскрыли сущность понятия  внимания и охарактеризовали его  особенности у дошкольников, провели  опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у дошкольников, разработали методические рекомендации по развитию внимания.

Анализ  опытно-экспериментальной работы показал, что проблема особенности развития внимания в дошкольном возрасте значительна.

Полученные  результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным.

В результате мы выявили, что у некоторых детей  отсутствие интереса и мотивации  к заданию, что непосредственно  связано с недостатками в развитии внимания.

Нами  было предложено несколько вариантов  занятий, игр с воспитателями, родителями и детьми. Занятия и игры направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры, направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания.

Использовались  научные методы диагностики внимания, игры и упражнения для коррекционно-развивающей  работы, психогимнастика. Прежде всего, проводили наблюдение, беседу с детьми и родителями.

Результаты  проделанной работы доказали достоверность  выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что  проблема развития внимания у детей  дошкольного возраста значительна, т.к. внимание - один из главных психических  процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.

В целях  совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик  и использование нестандартных  задач.

Систематически  использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.

Осуществлять  целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных  игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.

Такая работа должна вестись по двум направлениям:

1. Использование  специальных игровых упражнений, тренирующих основные свойства  внимания: объем, распределение,  концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование  упражнений, на основе которых  формируется внимательность как  свойство личности. Обычно причина  глобальной невнимательности заключается  в ориентации детей на общий  смысл текста, фразы, слова, арифметической  задачи или выражения - дети  схватывают этот смысл и, довольствуясь  им, "пренебрегают частностями". В связи с этим главная задача  таких игровых занятий: попытка  научить воспринимать содержание  с учетом элементов на фоне  смысла целого.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет  утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и  необходимое.

 

Литература

1. Баскакова  И. И. Внимание дошкольника,  методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической  психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.

2. Бондарев  И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая  методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.-2000. - №5. - С.127-131, С.127

3. Гальперин  П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.

4. Джеймс  У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. С. 50-103.

5. Диагностика  познавательной сферы ребенка  / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В.  Корниловой М.,1994 г.

6. Добрынин  Н.Ф. О селективности и динамике  внимания // Вопр. Психологии. 1975 г. №  2. С. 68-80.

7. Кулагина  И.Ю.Возрастная психология (Развитие  ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во  Ун-та Российской академии образования, 1998. С. 115-116.

8. Немов  Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших  пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая  психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

9. Осипова  А.А., Малашинская Л.И. Диагностика  и коррекция внимания. Программа  для детей 5-9 лет. М., 2001 г.

10. Петраков  А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001.

11. Сапогова  Е. 100 игр для больших и маленьких.  Игры для развития внимания  дошкольников Издательства: АСТ,  Астрель, Родничок, 2002 г.

12. Уруктаева  Г.А. Диагностика детей дошкольного  возраста М., Академия, 1997

13. Ушинский  К. Д. Детский мир / Педагогические  сочинения. - М.: Педагогика, 1989.

14. Хрестоматия  по вниманию под ред. Леонтьева  А.Н., Пузырея А.А., Романова В.Я.  М., 1976 г.

15. Эльконин  Б. Д. Введение в психологию  развития (в культурно- исторической  традиции Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168

16. Воронин  А. Н. Методики диагностики  свойств внимания. \\ Методы психологической  диагностики. \ Под ред. В. Н.  Дружина, Т. В. Галкиной. - М., 1993. -С. 16-27

17. Выготский  Л. С. История развития высших  психических функций//Собр. Соч.: В  6-ти т. Т.З. - М.:Педагогика, 1999.- 328 c.

18. Гальперин.  П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С 34

19. Мухина  В.С. Возрастная психология. - М.: Изд-во  «Академия», 2000. - 205с.

20. Рибо  Т. Психология внимания. \\ Хрестоматия  по вниманию, - М, 1976. -С. 66 - 101.

21. Узнадзе  Д.Н. Установка у человек // Хрестоматия  по вниманию. -М., 1976. -С. 266

22. Черемошкина  Л.В. Развитие внимания детей.  Популярное пособие для родителей  и педагогов. - Ярославль: Академия  развития, 1997. - 224с.

 

Приложения

[1] Рибо  Т. Психология внимания // Хрестоматия  по вниманию. -М., 1976

[2] Рибо  Т.Психология внимания // Хрестоматия  по вниманию. -М., 1976. ?С. 71?72

[3] Узнадзе  Д.Н. Установка у человек // Хрестоматия  по вниманию. -М., 1976. -С. 266

Информация о работе Произвольное внимания