Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
I. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ОСОБЕННОСТИ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРОБЛЕМА…………………………...5
1.1 Проблема произвольного внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………….5
1.2 Особенности формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста…………………………………………………….16
1.3 Вывод по главе I…………………………………………………….16
II. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ………………………………….18
2.1 Рекомендации по развитию произвольного внимания у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……19
2.2 Методы и приемы развития произвольного внимания у дошкольников…………………………………………………………………....22
2.3 Вывод по главе II…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………
Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста. Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.
Эта особенность
является одним из оснований, по которым
коррекционно-развивающая
Большое значение для развития целенаправленного внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других - уметь выделять и помнить цель действия, в третьих - вовремя переключать внимание, в четвертых - сосредоточенность и устойчивость внимания, а поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.
Очень значимые такие игры и задания для детей, которые направленные на развитие сенсорного внимания, на развитие слухового внимания.
«Найди два одинаковых предмета»
Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.
Детям предлагалось найти и показать, затем объяснить в чем схожесть этих двух предметов.
«Выкладывание узора из мозаики»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Здесь нужно по образцу выложить из мозаики букву или простой узор.
Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности:
? найди в комнате предметы, имеющие форму шара, круга, квадрата;
? найди
в предметах знакомые
? затем
предлагается просто материал, состоящий
из множества различных
Сколько здесь кружков, треугольников, квадратов?
Игры «Что слышно?», «Слушай звуки», «Разведчики» направлены на развитие слухового внимания, развитие произвольного внимания, а также на развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.
Для родителей рекомендуется комплекс тематических бесед:
«Внимание и его роль в учебной деятельности»
«Возрастные особенности внимания дошкольников»
«Можно
ли управлять вниманием
«Нарушение внимания в детском возрасте»
«Психолого-педагогическая помощь детям - дошкольникам с нарушением внимания».
Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
Мною
было выявлено, что для поддержания
внимания используются закономерности
всех видов внимания. Непроизвольное
внимание возникает в силу свойств
объекта или связано с
Поддержанию внимания не мешает тихая, спокойная музыка, ритмические негромкие звуки.
Содержательные приемы поддержания внимания основываются на интересах личности (содержание излагаемого, увлекательная форма изложения, разнообразие методов работы с материалом, использование наглядности, технических средств). Внимание поддерживается за счет пробуждаемых у дошкольников эмоций и чувств: эмоциональная окраска воспринимаемого (насыщенный цвет, мелодичный звук), высшие чувства (восхищение, восторг, эстетическое наслаждение). Привлекают внимание состояние ожидания объекта, его значимость, соответствие актуальным потребностям субъекта.
Наряду
с общими закономерностями внимания
воспитателю важно знать
Таким образом, опираясь на характерные для возраста особенности внимания, воспитатели и родители должны обучать детей управлять своим вниманием, формировать у них произвольное внимание.
Вывод по главе II
Экспериментальной базой нашего исследования явилось МДОУ № 50 г.Арзамаса средней группы в количестве 20 человек.
Для исследования особенностей внимания детей дошкольного возраста нами были проведены методики «Проставь значки», «Найди и вычеркни».
Обобщая
результаты методик, можно сказать,
что у большинства детей
Внимание
- необходимое условие любой
Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.
Таким образом, нужно учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 - 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.
Исходя из этого, нами были предложены рекомендации для воспитателей и родителей по развитию внимания у детей дошкольного возраста.
Заключение
Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
Подобный
недостаток не может быть устранен
фрагментарно включаемыми "упражнениями
на внимание" в процессе занятий
с ребенком и требует, как показывают
исследования, для его преодоления
специально организованной работы, нередко
посредством игровой
В результате
исследования мы раскрыли сущность понятия
внимания и охарактеризовали его
особенности у дошкольников, провели
опытно-экспериментальную
Анализ
опытно-экспериментальной
Полученные результаты показали, что в дошкольном возрасте складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов. Внимание становится опосредованным.
В результате мы выявили, что у некоторых детей отсутствие интереса и мотивации к заданию, что непосредственно связано с недостатками в развитии внимания.
Нами было предложено несколько вариантов занятий, игр с воспитателями, родителями и детьми. Занятия и игры направлены на развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания; игры, направлены на развитие слухового внимания, на развитие сенсорного внимания.
Использовались научные методы диагностики внимания, игры и упражнения для коррекционно-развивающей работы, психогимнастика. Прежде всего, проводили наблюдение, беседу с детьми и родителями.
Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание - один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.
В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных задач.
Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.
Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование
специальных игровых
2. Использование
упражнений, на основе которых
формируется внимательность
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.
Литература
1. Баскакова
И. И. Внимание дошкольника,
методы изучения и развития. -
М.: Изд-во «Институт практической
психологии», Воронеж: НПО «
2. Бондарев
И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая
методика оценки свойств
3. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.
4. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. С. 50-103.
5. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой М.,1994 г.
6. Добрынин
Н.Ф. О селективности и
7. Кулагина
И.Ю.Возрастная психология (Развитие
ребенка от рождения до 17 лет):
Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во
Ун-та Российской академии
8. Немов
Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших
пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3:
Экспериментальная
9. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
10. Петраков
А.В., Девина И.А. Развиваем
11. Сапогова Е. 100 игр для больших и маленьких. Игры для развития внимания дошкольников Издательства: АСТ, Астрель, Родничок, 2002 г.
12. Уруктаева
Г.А. Диагностика детей
13. Ушинский К. Д. Детский мир / Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989.
14. Хрестоматия
по вниманию под ред.
15. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в культурно- исторической традиции Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1994. - 168
16. Воронин А. Н. Методики диагностики свойств внимания. \\ Методы психологической диагностики. \ Под ред. В. Н. Дружина, Т. В. Галкиной. - М., 1993. -С. 16-27
17. Выготский Л. С. История развития высших психических функций//Собр. Соч.: В 6-ти т. Т.З. - М.:Педагогика, 1999.- 328 c.
18. Гальперин. П. Я. К проблеме внимания // Психология внимания. - М.: ЧеРо, 2001.- С 34
19. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд-во «Академия», 2000. - 205с.
20. Рибо Т. Психология внимания. \\ Хрестоматия по вниманию, - М, 1976. -С. 66 - 101.
21. Узнадзе Д.Н. Установка у человек // Хрестоматия по вниманию. -М., 1976. -С. 266
22. Черемошкина
Л.В. Развитие внимания детей.
Популярное пособие для
Приложения
[1] Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. -М., 1976
[2] Рибо Т.Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. -М., 1976. ?С. 71?72
[3] Узнадзе Д.Н. Установка у человек // Хрестоматия по вниманию. -М., 1976. -С. 266