Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.

Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.

Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.

Содержание

Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные качества руководителя.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

Профессиональные  качества руководителя, психологические  особенности и методы формирования его личности

 

 

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
  • § 1.1 Психологические особенности личности руководителя
  • § 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
  • Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
  • § 2.1 Роли и функции руководителя
  • § 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
  • Заключение
  • Литература

Введение

Как социальное явление  и сфера человеческой практики управлениепоявилось задолго до того, как оно стало предметом научного исследования.

Людям свойственны способности  и потребность к совместной работе, а этотребует координации их действий, согласования, кооперации, т.е. управления совместной деятельностью. На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро и многие пытались решить ее, но их труды не составляли обобщенную теорию. И только во второй половине XIX века после победы промышленной революции на Западе ситуация изменилась, т.к. крупные фирмы требовали большое количество руководителей высшего и среднего звена, способных принимать грамотные управленческие решения, способных работать с людьми, компетентных и умеющих соизмерять свою деятельность с существующими законами.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что центральное  место в процессе решения многих задач менеджмента в школе  принадлежит человеку - руководителю школы, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых  задач и нести все большую  ответственность за их решение и  конечные результаты. И очень важно выяснить, как руководитель школы решает сложные задачи, какие личностные характеристики позволяют ему находить оптимальные решения, делают его профессионалом своего дела, как сформировать эти качества.

Проблема профессионализма интересует многих ученых. Выяснению  влияния определенных качеств на эффективность руководства были посвящены достаточно многочисленные эмпирические исследования. Так, в результате огромной аналитической работе Стогдилл обнаружил существенные расхождения в исследованиях о значимости для успешного руководства таких качеств как интеллект, красноречие, самообладание, рассудительность, оптимизм, решительность и др. и в тоже время к качествам, способствующим успеху руководителей, часто относятся энергичность, интеллект, социальный статус, трудовая мотивация, доминирование, уверенность в себе, социальные навыки и ответственность.

Раньше во многих пособиях по менеджменту и книгах по управлению личность не была предметом исследования, так как все внимание уделялось  планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания  роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно  изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности и личность руководителя.

Личность - это самое  главное в человеке, важнейший  его социальный признак, если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его  общественная сущность и отражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

Значение менеджеров ныне настолько возросло, что на Западе говорят о "революции менеджеров", управляющих крупнейших фирм, корпораций, экономическая и научно-техническая  значимость которых в мире сравнима со значимостью крупных и средних  государств.

Руководитель как субъект  управления выполняет разные роли, в том числе роль координатора, организатора членов социальной группы, осуществляет разными средствами социальное влияние в коллективе, использует четко регламентированные субординационные отношения. Все это усиливает  актуальность нашего исследования.

Цель исследования: изучить  профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и  методы формирования его личности.

Объект исследования: процесс  формирования личности руководителя как  субъекта управления.

Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.

личность руководитель психологический  гендерный

Гипотеза исследования: эффективность  деятельности руководителя находится  в прямой зависимости от развития в нем профессионально-значимых личностных качеств.

Задачи исследования:

1. Изучить личностные качества  руководителя;

2. Выделить основные роли и  функции руководства и сферы  управленческого взаимодействия.

3. Определить методики формирования  психологических качеств личности  руководителя.

Методы исследования: анализ управленческой литературы, наблюдение, тестирование.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления

§ 1.1 Психологические  особенности личности руководителя

Профессионально подготовленные руководители (менеджеры) отличаются друг от друга по эффективности руководства. Опрос выдающихся менеджеров Европы, США и Японии показал, что они выделяют следующие факторы, обеспечивающие успех в управленческой деятельности:

1) желание и интерес  человека заниматься деятельностью  менеджера;

2) умение работать с  людьми (общаться, взаимодействовать,  убеждать, влиять на них);

3) гибкость, нестандартность,  оригинальность мышления;

4) оптимальное сочетание  рискованности и ответственности  в характере;

5) способность предвидеть  будущее развитие событий, последствия  решений, интуиция;

6) высокая профессиональная  компетентность и специальная  управленческая подготовка.

Первые пять из шести  важнейших факторов преуспевающих  менеджеров тесно связаны с психологическими качествами личности.

Качествами, противопоказанными менеджеру, являются: повышенная чувствительность, высокая неуравновешенность, тревожность.

Разумные личные цели и  четкие личные ценности менеджера можно  выделить особо как крайне важные для успеха в деловой карьере  и личной жизни. В. Франкл в своей книге "Человек в поисках смысла" выделил три группы позитивных смыслов ценностей:

1) ценности творчества;

2) ценности переживания;

3) ценности отношения.

1) Ценности творчества  реализуются через труд человека. В своем труде он выражает  свои способности и индивидуальные  особенности, вносит определенный  личностный смысл в свою работу. Понимание человеком смысла своего труда делает его творческим, более продуктивным.

2) Ценности переживания  проявляются в чувствительности  человека к различным явлениям  окружающего мира - к людям, природе  (растениям, животным). Способность  к сопереживанию - эмпатию - психологи понимают как эмоциональную отзывчивость, чувствительность, внимание к другим людям, их проблемам, радостям и горестям; стремление оказывать помощь и поддержку. Развитие эмпатии подразумевает развитие гуманистических ценностей личности, личностный рост. Без этого невозможна полная самореализация личности. Эмпатия соединяет человека с миром людей и помогает ему не чувствовать свое одиночество.

3) Ценности отношения  связаны с реакцией человека  на ограничение его возможностей, когда он оказывается во власти  обстоятельств, которые не может  изменить. Мерой состоятельности  человека как личности является  то, как относится к своей судьбе, тяготам жизни, неудачам, ошибкам,  какую позицию по отношению  к ним занимает.В. Франкл отмечает, что благодаря наличию ценностных отношений, человеческое существование не может оказаться бессмысленным. Критическое осмысление собственных ошибок без жесткой критики является мощным психологическим стимулом обретения уверенности в себе. Право на ошибку имеет каждый ("на ошибках учатся"), но последствия ошибок должны быть проанализированы как ценный опыт прошлого, урок, который преподнесла жизнь. Чрезмерно критичное отношение к себе мешает творчеству, самовыражению и порождает страх неудачи в будущем.

Каждый человек выполняет  свое предназначение, реализует уникальный смысл своей жизни, ориентируясь на различные ценности. Это помогает ему задуматься над смыслом в  жизни, что само по себе является нормальным проявлением роста личности.

Об эффективности работы руководителя можно судить по определенным критериям. Основным критерием оценки деятельности руководителя является конечный результат труда всего коллектива, в котором соединены усилия и  руководителя, и исполнителей. С  экономической точки зрения, таким  критерием ваяется прибыль предприятия (организации). Однако прибыль - это  не единственный критерий оценки эффективности  труда руководителя. Наряду с ним существуют и другие, которые можно разделить на психологические и непсихологические, имеющие тесную взаимосвязь.

Информация о работе Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности