Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.

Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.

Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.

Содержание

Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные качества руководителя.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

Именно поэтому в интеллектуальной гимнастике большое место отводится  тренирующим методам прогнозирования, которые довольно активно разрабатывались в СССР с начала 60-х гг.

Заключение

Личность руководителя многогранна и успех его деятельности важен не только для него, но и  для всего коллектива. Выявиться  эффективность его деятельности, можно используя экспертную характеристику личности руководителя предложенную Кишкелем.

Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием успешного  его осуществления. Особенно важно  такое соответствие для видов  деятельности с высоким уровнем  ответственности. К таковым относится  деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и  организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных  качествах руководитель может быть сделано психологом на основании  оценки определенных психологических  характеристик личности руководителя, например:

1. Определенность - раскрывает  структуру интересов к различным  аспектам своей деятельности.

2. Осознанность - осознание  целей организаторской деятельности.

3. Целеустремленность - приоритет  мотивов организаторской деятельности.

4. Избирательность - способность  глубоко и полно отражать психологические  особенности коллектива.

5. Тактичность - способность  соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений.

6. Действенность - способность  увлечь за собой людей, активизировать  их деятельность, найти наилучшие  средства эмоционально-волевых воздействий  и правильно выбрать момент  их применения.

7. Требовательность - способность  проявлять требовательность в  различных формах в зависимости  от особенностей конкретной управленческой  ситуации.

8. Критичность - способность  обнаружить и выразить значимые  для деятельности отклонения  от установленных норм.

9. Ответственность - способность  брать на себя ответственность  за результаты своей деятельности  и деятельности коллектива.

Особую роль в успешности руководителя играют методы развития и усиления памяти, методы динамического  чтения, использование методов "мозговой атаки", развития интуиции и способностей прогнозирования будущих ситуаций, решения задач.

Таблица 1. Напоминатель принципов тренировки памяти

 

Принципы

Содержание

 

Принцип учета индивидуальных особенностей памяти

Для увеличения возможностей памяти необходимо знать достоинства  и слабости памяти каждого человека по таким характеристикам, как: емкость, прочность, точность и готовность

 

Принцип назначения тренировки

Нельзя улучшать память вообще; необходимо твердо установить, для  каких целей намереваются улучшить память

 

Принцип "эгоизма" (заинтересованности)

Легче запоминается то, что  является прямым объектом личного интереса человека

 

Принцип максимальной активности (использования)

Запоминание и воспроизведение  тем лучше, чем выше частота использования  материала, предназначенного для запоминания

 

Принцип минимального объема (принцип семерки)

Прочность запоминания, скорость и точность воспроизведения зависят  от числа элементов материала, который  необходимо запомнить; максимальное число  таких элементов - семь

 
     

Таблица 2. Напоминатель методов усиления памяти

 

Метод внешней компенсации

Метод цепи

Метод противоречия

Метод минимизации

Логический метод

Метод перекодирования

Метод художественного оформления

 

Прием использования напоминателей

Прием крючка

Прием создания контрастного фона

Прием использования базовых  понятий

Прием логического вывода

Прием создания геометрии  смысла

Прием картинного изображения  материала

 

Организация рабочего места

Построение смыслового дерева

Парадоксальное выражение  содержания

Литерный прием

Прогнозирование последствий

Пестрый конспект

Эмпатия

 

Релаксация

Перебор цепи

Построение антиномий

Редактирование

Прием моделирования

Перевод на другой язык

Образные определения

 
 

Табличный матричный прием

Прием абсурдных примеров

"Уплотнение" материала

Использование аналогий (уподобление)

Использование маргиналий

Карикатурное изображение  смысла

 
   

Запоминание через забывание

Блочный прием

Доведение выводов до логического  конца (абсурда)

     
       

Построение доказательства необходимости запомнить

     
               

Таблица 3. Методика динамического  чтения

 

Правила

Недостатки

 

Используй только зрительный канал восприятия информации

Старайся видеть слово  не как букворяд, а как отдельный знак по его общим очертаниям (психологически это подобно узнаванию лица человека с одного взгляда, без перебора отдельных черт)

Переходи к одновременному восприятию нескольких слов

Двигайся взглядом не слева  направо, а сверху вниз посередине страницы (по условной линии, делящей страницу пополам); для захвата взглядом как  можно большего количества текста по сторонам условной линии используй "периферическое зрение"

Не допускай никаких возвратов  в ходе чтения

Быстрое чтение является малокритическим процессом

Оно почти не вызывает ассоциаций

Если ему обучать, не заботясь о необходимости развития творческого  начала, воспитывается человек с  характерными признаками догматического мышления

Ускоренное накопление информации, увеличивая зависимость творческих возможностей интеллекта специалиста  от эрудиции, приводит к парадоксу "эрудит-дилетант"

Для использования накопленных  в ходе ускоренного чтения знаний требуется новое (внутреннее) прочитывание

 
     

Таблица 4. Методика дискретного чтения назначение - нейтрализация вредных  последствий ускоренного чтения

 

Распознавание

Минимизация

Генерация

 

1. Определение места материала  в системе ранее накопленных  знаний

1. Сокращение материала  источника без искажения смысла  методом редакторской правки

1. Выдвижение новых идей на основе"вычитанных" путем их комбинирования

 

2. Установление связей  материала с материалом других  текстов

2. То же способом перекодирования  (переложение своими словами)

2. То же путем экстраполяции(интерполяции)

 

3. Определение внутренних  связей в тексте

3. Сравнение выводов, которые  получают люди, читающие исходный  и обработанный материал

3. То же нахождениемсистемообразующих отношений

 

4. Выявление главного

4. Составление руководств для деятельности на основе полного и сокращенного текстов и их сравнение

4. Перепланировка текста

 

5. Установление соподчинения различных элементов текста

 

5. Прогнозирование следствий

 

6. Нахождение мест (понятий,  определений, высказываний), имеющих  отношение к предмету

 

6. Объяснение материала из иных (несодержащихся в тексте) принципов

 

7. Использование языка  маргиналий

 

7. Выработка противоположной позиции

 

8. Применение пестрого  конспектирования

 

8. Научная компроментациясодержащихся в тексте идей или (и)аргументов

 
       

Таблица 5. Напоминатель правил "мозговой атаки" по Осборну

 

Генерация

Объективация

Селекция

 

1. Четкая постановка задачи, требующая кратких ответов

1. Фиксация всех высказываний (стенография, магнитофон.)

1. Выявление реальности  или нереальности предложения

 

2. Запрещение критики  в любой форме

2. Группирование идей  по смыслу и назначению

2. Определение значимости  идей по критерию непосредственной  реализуемости

 

3. Поощрение: а) любых  коротких высказываний без аргументации;

б) развития предложенных идей;

в) фантастических ассоциаций и примеров

3. "Освобождение" высказываний  от личностных признаков путем  стандартной записи идей

3. Выявление идей, нуждающихся  в конструктивной разработке

 

4. Время генерации за  один сеанс - не более 2 часов

     
       

Таблица 6. Напоминатель этапов каскадной мозговой атаки

 

Этапы

Содержание деятельности

 

1. Поиск

Полностью соответствует  правилам мозговой атаки по Осборну

 

2. Контрадиктация

То же, что и этап 1, но с одним ограничением: ту же задачу надо решить на основе идей, противоположных  полученным на первом этапе; следствие  контракдиктации - второй противоположный список идей

 

3. Синтез

Совмещение 2 списков идей в одной системе

 

4. Прогноз

Выведение на основе единого  списка идей, представлений о будущих  возможностях, вытекающих из решения  задачи; критика участников атаки  запрещена

 

5. Генерализация

Сведение многообразия идей к небольшому числу принципов, из которых эти идеи могут быть выведены; критика запрещена

 

6. Деструкция (компроментация)

"Разрушение" (критика)  полученной системы знаний с  управленческой, логической, фактической, ценностной, этической, эстетической, социальной позиций; критика по отношению к участникам атаки запрещена

 
     

Информация о работе Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности