Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература
К психологическим критериям
эффективности руководства
· психолгический климат коллектива;
· удовлетворенность членством в коллективе;
· мотивация членов коллектива;
· самооценка коллектива;
· авторитет руководителя.
К непсихологическим относятся:
· производительность, качество продукции;
· экономичность;
· нововведения;
· снижение издержек;
· прибыльность;
· уменьшение текучести кадров.
С точки зрения психологии,
такие функции управления, как
мотивация и регулирование (наряду
с планированием, организацией, контролем),
являются наиболее значимыми. Признанные
в мире авторитеты в области менеджмента
Чтобы побудить людей работать хорошо, добросовестно, энергично на организацию, руководитель должен:
1) снизить уровень
2) увеличить уровень
удовлетворенности, усилив
Личностные характеристики руководителя непосредственно связаны с его психикой, субъективными качествами, прирожденными, приобретенными или развитыми способностями. Ведущее место среди них занимает интеллект, характеризующий умственные способности и развитие личности.
Издавна считалось, что в целом руководитель умнее своих подчиненных и эффективность его деятельности, прямо зависит от его интеллектуального уровня. Однако исследования, проведенные в 60-х годах американским индустриальным психологом Е. Гизелли, поставили под сомнение такие представления. На основе обобщения их результатов он сделал вывод, что между уровнем интеллекта и эффективностью руководства нет прямой связи. Наиболее значительных результатов в менеджменте достигают люди не с самым высоким и не с самым низким уровнем интеллектуального развития, а со средними интеллектуальными способностями.
Известным подтверждением этого вывода явились и результаты исследований японских фирм Т. Коно. Они, в частности, показали, что студенты-отличники, поступив на работу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. Коно объясняет это главным образом тем, что такие студенты не отличаются умением налаживать отношения с другими людьми, инициировать и поддерживать коллективные действия в целом. Умение такого рода - одно из первейших условий деловой карьеры вЯпонии.
Идею Коно о сложном характере влияния умственных способностей на карьеру и эффективность руководства детально разработали Ф. Фидлер и А. Лейстер. Эти ученые на основе собственных исследований пришли к выводу о том, что влияние интеллекта на эффективность руководства опосредовано рядом факторов, которые могут ослаблять позитивные корреляции данными параметрами. К их числу относятся: мотивация, опыт, отношения с вышестоящим руководством. Влияние интеллекта на эффективность зависит в первую очередь от его мотивации, стремления занимать высокие посты и добиваться высоких результатов. Скажем, руководитель с таким складом ума может считать весьма относительной свою мотивацию, оправдывая это, например, "бренностью земной жизни", ограниченностью и "одномерностью" производственной роли, относительностью ценностей успеха, карьеры и т.п., приоритетом других, внепроизводственных ценностей типа личной автономии и свободы, интеллектуального или художественного творчества, общения с интересными людьми, досуга и т.п.
Высокое интеллектуальное развитие нередко сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком самоуверенности, решительности, а также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом руководители, опасаясь за свой авторитет, а то и должность, частенько недолюбливают "слишком умных" и стараются либо избавиться от них, либо задержать их должностной рост, не допуская к руководящим постам, дабы не делать из них потенциальных конкурентов себе.
Вот почему при оценке роли
интеллекта в деятельности руководителя
необходимо учитывать особенности
его ума, которые достаточно сложно
адекватно определить с помощью
имеющихся тестов и методик, а
также различные факторы, опосредующие
влияние интеллекта. В среднем
же руководители имеют более высокий
уровень интеллектуального
Интеллектуальный уровень руководителя связан с рядом других его важнейших качеств. В литературе выделяются весьма разнообразные личные качества руководителя. Их логически упорядоченный и весьма обоснованный перечень предлагает P.Л. Кричевский. [1] Основываясь на его классификации, а на материалах других авторов, к наиболее важным личностным качествам эффективного руководителя (помимо уже рассмотренного интеллекта) можно отнести следующие:
· доминантность, т.е. стремление влиять на других людей. Эта черта прямо связана со стремлением к лидерству и мотивацией руководства;
· уверенность в себе.
На обладающего этим качеством руководителя
можно положиться, ему можно верить,
и напротив, неуверенный в себе,
постоянно сомневающийся и
· самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен уметь контролировать свое поведение, невзирая на эмоции, не выказывать личные пристрастия или неприязнь к отдельным работникам, быть в отношениях со всеми ровным и объективным. Конечно, он, как и любой человек, не может не испытывать положительных и отрицательных эмоций. Постоянное подавление эмоций может негативно сказаться на здоровье, вызвать различного рода неврозы, гипертонические, язвенные и другие заболевания. Поэтому очень важно находить время для эмоциональной разрядки, которую могут дать спорт, туризм, хобби, активное семейное и иное общение и т.д.;
· креативность, или способность к творчеству. Руководитель должен уметь самостоятельно мыслить, замечать и поддерживать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться;
· целенаправленность, стремление к достижению цели. Руководителями чаще становятся люди целеустремленные, ставящие перед собой определенные цели и упорно добивающиеся их реализации. Это - важная составная часть мотивации руководства;
· предприимчивость, готовность к обоснованному риску. В условиях рынка менеджер должен обладать способностью, замечать и просчитывать различные варианты действий и, когда это целесообразно, рисковать, стремясь при этом максимально предвидеть последствия;
· решительность, готовность брать на себя ответственность. Эффективно осуществляющий свои управленческие функции руководитель не может обращаться по любому поводу к начальству или готовить коллективные решения, снимающие личную ответственность. Он не должен упускать благоприятных возможностей достижения целей, но обязан своевременно пресекать негативные поступки и тенденции;
· надежность в отношениях с подчиненными руководством и клиентами. Не обладающий такими качествами руководитель утрачивает доверие окружающих и не может рассчитывать на их поддержку в любом деле;
· общественник, умение работать с людьми. По данным ряда исследований, руководитель затрачивает на словесное общение с людьми примерно три четверти своего рабочего времени. Если он не умеет налаживать отношения с людьми, то никогда не добьется настоящего успеха;
· способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации. Индивидуальных усилий руководителя недостаточно для успеха организации, который зависит от максимального вклада каждого сотрудника и общей сложности действий.
Для оптимального использования
трудового потенциала работников руководитель
должен не только обладать личным обаянием,
но и хорошо знать индивидуальные
возможности и особенности
Названные личные качества
эффективного руководителя далеко не
исчерпывают их полного перечня.
Их существенно дополняют и
· результативность и желание много работать для достижения намеченных целей;
· желание и способность
нести ответственность за порученное
задание и принимать
· готовность начинать процессы изменений, управлять ими и использовать в интересах организации;
· готовность использовать открытый способ управления, приветствующий сотрудничество;
· искусство принимать быстрые решения;
· способность сосредоточиваться на настоящем и будущем;
· способность видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне нее, и использовать их;
· готовность к близким социальным взаимоотношениям;
· готовность к общему руководству;
· творческий подход к своей работе;
· постоянное самосовершенствование и хорошая общая психическая и физическая форма;
· умение правильно использовать свое время;
· готовность к мотивированию себя и персонала;
· готовность работать во главе хорошо подготовленного, профессионального персонала;
· готовность к политическому руководству;