Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.
Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.
Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.
Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература
Здоровье - важный фактор эффективного руководства. При этом имеет в виду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивое основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.
Здоровье прямо влияет не только на возрастные параметры трудоспособности человека, продляет активный период жизни, но и является необходимым условием повседневной эффективной деятельности. руководителя. Рабочий день менеджера и любого другого руководителя обычно далеко превышает официально установленные 7-8 часов. Зачастую о продолжается 14 и более часов в сутки и к тому же связан с высоким нервными и эмоциональными нагрузками. Поэтому здоровый образ жизни занятие физкультурой, туризмом, спортом, регулярные психологически разгрузки являются наиболее важными компонентами эффективного руководства, которыми не следует пренебрегать. К преимущественно объективным факторам эффективного руководств относится социально-экономическое положение человека, его статус в обществе, полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, "лучший способ стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией". Конечно, это вовсе не означает, что только дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности. История знает немало обратных примеров даже среди высоких должностей в бизнесе и политике. Однако позитивная корреляция между социально - экономическим положением и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.
Это во многом связано с таким показателем социального статуса, как образование. Выходцы из богатых семей имеют больше шансов получить хорошее образование и найти перспективную работу, чем дети обеспеченных родителей. В целом же образование выступает одним из ведущих факторов занятия руководящих должностей и эффективного руководства. Это подтверждают многочисленные исследования.
Образование занимает как бы промежуточное положение между объективными и субъективными, личностными характеристиками руководства, поскольку его получение зависит как от социально-экономического положения, богатства человека, так и от его индивидуальных способностей, в первую очередь от уровня интеллекта.
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
Руководство - умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных, им действий и решение определенных задач.
Руководитель - это должность,
которая позволяет человеку иметь
определенные полномочия, использовать
данную ему власть. Чтобы эффективно
управлять организацией, руководитель
должен обладать лидерским влиянием,
определенными личностными
Современный руководитель (менеджер) является одновременно:
1) управляющим, наделенным властью;
2) лидером, способным
вести за собой подчиненных
(используя свой авторитет,
3) дипломатом, устанавливающим
контакты с партнерами и
4) воспитателем, обладающим
высоким нравственными
5) инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство "ноу-хау", изобретения, рациональные предложения;
6) просто человеком, обладающим
глубокими знаниями, неординарными
способностями, высоким
Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями.
Первой из них является
то, что руководитель в соответствии
со своим функциями должен выполнять
работу, разнообразную по содержанию
профессиональной активности, в то
время как возможности
Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т.д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и другие подобные проблемы увеличивают психологическую нагрузку на руководителей).
Третья особенность состоит в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений часто осложняется дефицитом средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных исполнителей.
Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку управленческая деятельность связана с общением, постоянной работой с людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для эффективного исполнения этих функций.
Пятой особенностью деятельности руководителя составляет его высокая общая нервно - психическая напряженность.
Психологические особенности
деятельности руководителя позволяют
представить некую
Основу психологической
структуры личности руководителя составляют
его организаторские
1. Организационная
2. Эмоционально-волевая
действенность или гипнотизм
"внушительности", способность
воздействовать на других
3. Склонность к организаторской
деятельности или готовность
к организаторской
Эффективность руководства
во многом определяется соответствием
индивидуальных черт руководителя тем
ролям и функциям, которые он призван,
выполнять в организации. В наиболее
общей, интегрированной форме
1) роль лидера. В данном
случае имеется в виду
2) роль администратора.
Эта роль предполагает
3) роль планировщика. Главные
задачи этой роли - оптимизация
будущей деятельности
4) роль предпринимателя.
Выступая в этой роли, руководитель
должен быть экспериментатором,
Более детальную и, вероятно,
более близкую к российским условиям
классификацию ролей
1) "мыслитель" - общее
осмысление положения дел в
подразделении, поиск
2) штабной работник - обработка управленческой информации и составление документации;
3) "организатор" - координация работы сотрудников;
4) "кадровик" - отбор, расстановка, оценка персонала;
5) "воспитатель" - обучение и мотивация персонала;
6) "снабженец" - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
7) "общественник" - участие
в качестве ведущего на
8) "инноватор" - внедрение передовых методов труда и научно - технических достижений в производство;
9) "контролер" - контроль за соблюдением организационных норм и качествам продукции;