Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить профессионально-значимые качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности.

Объект исследования: процесс формирования личности руководителя как субъекта управления.

Предмет исследования: профессионально-значимые качества руководителя.

Содержание

Введение
Глава 1. Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления
§ 1.1 Психологические особенности личности руководителя
§ 1.2 Гендерные особенности личности руководителя
Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя
§ 2.1 Роли и функции руководителя
§ 2.2 Методы формирования психологических компонентов личности руководителя
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиональные качества руководителя.docx

— 105.49 Кб (Скачать файл)

Здоровье - важный фактор эффективного руководства. При этом имеет в  виду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние  человеческого духа: устойчивое основополагающих нравственных ценностей, психическую  уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.

Здоровье прямо влияет не только на возрастные параметры  трудоспособности человека, продляет активный период жизни, но и является необходимым условием повседневной эффективной деятельности. руководителя. Рабочий день менеджера и любого другого руководителя обычно далеко превышает официально установленные 7-8 часов. Зачастую о продолжается 14 и более часов в сутки и к тому же связан с высоким нервными и эмоциональными нагрузками. Поэтому здоровый образ жизни занятие физкультурой, туризмом, спортом, регулярные психологически разгрузки являются наиболее важными компонентами эффективного руководства, которыми не следует пренебрегать. К преимущественно объективным факторам эффективного руководств относится социально-экономическое положение человека, его статус в обществе, полученное образование. Исследования однозначно подтверждают прямую зависимость занятия руководящих должностей от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, "лучший способ стать президентом компании - родиться в семье, которая владеет компанией". Конечно, это вовсе не означает, что только дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности. История знает немало обратных примеров даже среди высоких должностей в бизнесе и политике. Однако позитивная корреляция между социально - экономическим положением и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.

Это во многом связано с  таким показателем социального  статуса, как образование. Выходцы  из богатых семей имеют больше шансов получить хорошее образование  и найти перспективную работу, чем дети обеспеченных родителей. В  целом же образование выступает  одним из ведущих факторов занятия  руководящих должностей и эффективного руководства. Это подтверждают многочисленные исследования.

Образование занимает как  бы промежуточное положение между  объективными и субъективными, личностными  характеристиками руководства, поскольку  его получение зависит как  от социально-экономического положения, богатства человека, так и от его  индивидуальных способностей, в первую очередь от уровня интеллекта.

Глава 2. Методы формирования личности эффективного руководителя

§ 2.1 Роли и функции  руководителя

Руководство - умственная и  физическая деятельность, целью которой  является выполнение подчиненными предписанных, им действий и решение определенных задач.

Руководитель - это должность, которая позволяет человеку иметь  определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерским влиянием, определенными личностными качествами. Однако руководитель не становится лидером  только благодаря этим качествам.

Современный руководитель (менеджер) является одновременно:

1) управляющим, наделенным  властью;

2) лидером, способным  вести за собой подчиненных  (используя свой авторитет, положительные  эмоции, высокий профессионализм);

3) дипломатом, устанавливающим  контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающим внутренние  и внешние конфликты;

4) воспитателем, обладающим  высоким нравственными качествами, способным создать коллектив  и направляющим его развитие  в нужное русло;

5) инноватором, понимающим роль науки в современном мире бизнеса, умеющим оценить и незамедлительно внедрить в производство "ноу-хау", изобретения, рациональные предложения;

6) просто человеком, обладающим  глубокими знаниями, неординарными  способностями, высоким уровнем  культуры, честностью, решительностью  характера, сильной волей, но  в тоже время, рассудительностью,  способностью быть образцом во  всех отношениях.

Деятельность руководителя характеризуется некоторыми психологическими особенностями.

Первой из них является то, что руководитель в соответствии со своим функциями должен выполнять  работу, разнообразную по содержанию профессиональной активности, в то время как возможности овладения  различными видами деятельности у одного человека ограничены и осложнены  противоречиями.

Второй особенностью деятельности руководителя, с точки зрения психологии, является повышенная ответственность  за состояние ресурсов (техники, зданий, сооружений; обеспечение производства сырьем и материалами; работа с персоналом и т.д.), а также за результаты деятельности (изношенное оборудование, проблемы со сбытом, неплатежи поставщиков и  другие подобные проблемы увеличивают  психологическую нагрузку на руководителей).

Третья особенность состоит  в том, что работа руководителя всегда является творческой, итогом ее становятся управленческие решения, влияющие на результаты. Но принятие эффективных решений  часто осложняется дефицитом  средств, недостатком информации по главным проблемам, нехваткой квалифицированных  исполнителей.

Четвертой особенностью деятельности руководителя, с психологической  точки зрения, является исполнение коммуникативных функций, поскольку  управленческая деятельность связана  с общением, постоянной работой с  людьми. Знания в области психологии общения необходимы руководителю для  эффективного исполнения этих функций.

Пятой особенностью деятельности руководителя составляет его высокая  общая нервно - психическая напряженность.

Психологические особенности  деятельности руководителя позволяют  представить некую соответствующую  ему психологическую структуру, включающую комплекс характеристик: организаторские  способности; коммуникативные качества; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные  факторы; волевую сферу; "практический" интеллект; личный характер; эмоциональную  сферу; психодинамические характеристики; половозрастные особенности.

Основу психологической  структуры личности руководителя составляют его организаторские способности. Специалисты школы профессора Л.И. Уманского, занимающейся проблемами управленческой психологии, выделяют три подструктуры организаторских способностей:

1. Организационная проницательность  или "чутье" менеджера, включающее: а) психологическую избирательность  (способность поставить себя на  место другого, внимание к тонкостям  взаимоотношений); б) практическую  направленность интеллекта (использования  психологического состояния коллектива  в решении практических задач); в) психологический такт (т.е. способность  соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности);

2. Эмоционально-волевая  действенность или гипнотизм  "внушительности", способность  воздействовать на других волей  и эмоциями. Эта способность складывается  их таких факторов, как: а) энергичность, способность заряжать подчиненных своим энтузиазмом; б) требовательность, способность добиваться своего от подчиненных, используя психологически грамотные приемы, адекватные требованиям к подчиненным; в) критичность, способность обнаружить и оценить отклонения от намеченной цели в деятельности исполнителей.

3. Склонность к организаторской  деятельности или готовность  к организаторской деятельности, начиная от мотивации и кончая  профессиональной подготовленность, а также самочувствие в процессе  организаторской деятельности, т.е. "тонус", удовлетворенность и  работоспособность.

Эффективность руководства  во многом определяется соответствием  индивидуальных черт руководителя тем  ролям и функциям, которые он призван, выполнять в организации. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему организацией. В литературе выделяется разное количество таких ролей. Например, американский ученый В. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:

1) роль лидера. В данном  случае имеется в виду неформальный  лидер, обладающий высоким авторитетом  и способностью влиять на других  людей. От использования лидерских  качеств во многом зависит  эффективность организации. Как  отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, "если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство". От лидерства на 30-35% зависит отдача персонала;

2) роль администратора. Эта роль предполагает способность  руководителя контролировать положение  дел, принимать решения и добиваться  их реализации, организовывать и  координировать действия подчиненных,  обеспечивать порядок, соблюдение  правовых и административных  норм и распоряжений;

3) роль планировщика. Главные  задачи этой роли - оптимизация  будущей деятельности организации  посредством анализа тенденций  изменений, как самой организации,  так и окружающей ее среды;  определение управленческих альтернатив  и выбор наилучших из них;  концентрация ресурсов на главных  направлениях деятельности организации.  Планировщик должен иметь аналитический  склад ума, быть методичным  в работе и ориентироваться  на будущее;

4) роль предпринимателя.  Выступая в этой роли, руководитель  должен быть экспериментатором,  находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее  соответствующие ситуации, должен  быть готовым к определенному  предпринимательскому риску, при  этом всячески минимизируя его.

Более детальную и, вероятно, более близкую к российским условиям классификацию ролей руководителя дают автор учебного пособия "Менеджмент персонала. Функции и методы". Они так называют эти роли, одновременно раскрывая их содержание:

1) "мыслитель" - общее  осмысление положения дел в  подразделении, поиск оптимальных  способов решения проблем;

2) штабной работник - обработка  управленческой информации и  составление документации;

3) "организатор" - координация  работы сотрудников;

4) "кадровик" - отбор,  расстановка, оценка персонала;

5) "воспитатель" - обучение  и мотивация персонала;

6) "снабженец" - обеспечение  группы всем необходимым для  трудовой деятельности;

7) "общественник" - участие  в качестве ведущего на заседаниях  и совещаниях; работа с общественными  организациями;

8) "инноватор" - внедрение передовых методов труда и научно - технических достижений в производство;

9) "контролер" - контроль за соблюдением организационных норм и качествам продукции;

Информация о работе Профессиональные качества руководителя, психологические особенности и методы формирования его личности