Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

     Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

     Группа  разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

     После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других туристов с компасами.

     После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

     «Рубка  дров» (К. Фопель, 1998)

     Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и истратить ее во время игры.

     Скажите следующее : «Кто из вас хоть раз  рубил дрова или видел, как  это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

     Для проведения этой игры можно разбиться  на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

     «Аэробус» (К. Фопель, 1998)

     Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие.

     «Кто  из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать»».

     Один  из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета.

     С каждой стороны от него встает по три  человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги, живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... 
Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер». 
Когда Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

     «Бумажные мячики» (К. Фопель, 1998)

     Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того , как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

     Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

     Игроки  каждой команды стремятся как  можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию». Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

 

     «Дракон» (Н. Л. Кряжева, 1997)

     Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

       Играющие становятся в линию,  держась за плечи друг друга.  Первый участник –«голова», последний  – «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

     «Найди  меня»

     Цель: воспитание чувства товарищества, сплоченности.

     Ход игры: в начале игры дети с помощью  считалочки выбирают ведущего. После этого все игроки закрывают глаза, а ведущий убегает и прячется. Через некоторое время один из игроков идет на поиски, а все остальные считают до тридцати, и, если он не находит спрятавшегося, то по окончанию счета, выбывает из игры. Если же он нашел ведущего, то прячется вместе с ним.

     Далее на поиски ведущего выходит следующий  участник и все повторяется: если находит спрятавшихся, то прячется вместе с ними, если нет – выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока все не спрячутся вместе с ведущим.

     «Колечко»

     Цель: научить детей способам общения между собой.

     Игровой материал: колечко или любой маленький предмет.

     Ход игры: с помощью считалочки дети выбирают водящего. Он зажимает между соединенными ладонями колечко. Остальные дети тоже соединяют ладони и держат их «лодочкой» перед собой. Проходя мимо всех играющих, водящий проводит руками между ладонями каждого игрока, передавая одному из них колечко, причем старается это сделать как можно незаметнее. Пройдя весь ряд и отдав одному из игроков колечко, водящий произносит: «Колечко – колечко, выйди на крылечко!» при этом игрок, который получил колечко, должен выбежать к водящему, а остальные пытаются его удержать. Если игроку удается выбежать, то водящим становится он, если нет – все повторяется снова с тем же водящим.

     «Карусель»

     Цель: Научить детей действовать организованно.

     Игровой материал: шнур (длина 8-10 м.), бубен.

     Ход игры: Дети идут по кругу, взявшись за шнур правой рукой и выполняют движение соответственно тексту: «Еле, еле, еле завертелись карусели, а потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом» - бегут два раза по кругу и по сигналу воспитателя «Поворот» меняют направление движения, взявшись за шнур левой рукой. Продолжают произносить слова: «Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два! Раз-два! Вот и окончилась игра!»

     По  сигналу «Кончилась игра» опускают шнур на пол (землю) и расходятся. По сигналу воспитателя (удар в бубен, три хлопка) игра повторяется. Воспитатель сообщает правила игры: «Выполнять движения согласно тексту, ритмично двигаясь и сохраняя интервал в круге. Занимать места в «карусели» можно только по звонку. Игрок не успевший занять место после 3-го звонка, выбывает из игры.

     Падающая  башня (Н. Кряжева)

     Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности.

     Возраст: от 5 лет.

     Количество  играющих: два и более, до 5-ти

     Необходимые приспособления: подушки.

     Описание  игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель – тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее.

     Комментарий: важно обезопасить детей от травм, заранее убрать опасные предметы.

     Строительство башни доставляет детям не меньшее  удовольствие, чем ее покорение. Тем  более. Что это будет оказывать еще и терапевтический эффект. Даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания.

     «Чья  команда быстрее  соберется?»

     Цель: научить детей действовать организованно.

     Игровой материал: разноцветные флажки по числу детей, флаги на подставке по числу команд

     Ход игры: воспитатель делит детей на команды. Каждая команда получает флажки определенного цвета; по сигналу воспитателя (удар в бубен, свисток), дети ходят, бегают, прыгают по площадке (под удары бубна); по сигналу «На места!» все дети должны занять свои места в командах (у флагов соответствующего цвета). Педагог сообщает правила: «Играющие начинают движение одновременно, по сигналу. Каждый игрок занять место только в своей команде». Выигрывает та команда, которая построится быстрее.

     «Хитрая лиса»

     Цель: Развитие наблюдательности, выдержки.

     Игровой материал: гимнастическая лестница, скамейка, игрушка лисы.

     Ход игры: дети становятся в круг, руки за спиной. Водящий, идя по кругу, незаметно кладет в руки ребенка игрушку лисичку. По сигналу «Хитрая лиса, где ты?» (дети произносят 3 раза) лиса (ребенок с игрушкой) вбегает в круг и говорит: «Я здесь!» посла слов «Я здесь!» дети разбегаются, а лиса ловит их. По сигналу воспитателя»Раз, два, три – в круг быстрей беги!» дети становятся в круг. Игра повторяется. (Убегая от лисы, дети могут залезать на гимнастическую лестницу, скамейку).

     Воспитатель может использовать другой вариант  игры. Дети закрывают глаза, а водящий, идя по кругу, дотрагивается до ребенка, который и будет «Хитрой лисой». Педагог сообщает правила:»Лиса выбегает в круг только после третьего вопроса и начинает ловить после слов «Я здесь!». Играющий, до которого дотронулись, считается пойманным.

     «Камешки»

     Цель: развитие координации движений руки, пальцев; воспитание выдержки.

     Игровой материал: камешки.

     Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в игру с камешками. Он дает одному ребенку пять круглых камешек такой величины, чтобы они спрятались в ладони, и оглашает задание: а) легким броском рассыпать камешки на ровную поверхность стола (ковра, одеяла) и, подбрасывая один из них, быстро брать другой камешек со стола и ловить первый (собрать в руке все камешки); б) выполнять то же, но брать по два камешка; в) успеть взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.

     Педагог сообщает правила игры: «Если играющий не поймал камешек (или два), игру начинает второй игрок. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит все задания».

     «Веселые  ребята»

     Цель: формирование навыков поведения в коллективе, развитие быстроты, ловкости.

     Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в игру. Все ребята становятся в домике, за чертой и произносят следующие слова: «Мы – веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать: раз, два, три – лови!»

 
 

     «Дотронься» (К. Фопель)

     Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. На преодоление конфликтности.

     Возраст : 5-7 лет.

     Количество  играющих: 6-8 человек.

     Необходимые приспособления: игрушки.

     Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до…(глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т.д.)». кто не нашел необходимого предмета – водит.

     Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

     «По кочкам» (Н. Кряжева)

     Цель: преодоление конфликтности.

     Возраст: старше 5-ти лет.

     Количество  играющих: группа детей.

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста