Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В  ответ на обычные распоряжения  стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто  не по возрасту ворчлив. 

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает  себя как самостоятельного и  решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит  быть первым, командовать, подчинять  себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи  вызывают у него сильное раздражение, желание найти  виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко  ссорится, вступает в драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________ 
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

 

       Приложение 2

    Рисунки выполненные детьми по методике «Рисунок несуществующего  животного»

 

    Рисунок №1 выполнил Саша П.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок №2 выполнил Женя Щ.

 

     Рисунок №3 выполнил Алёша К.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок №4 выполнил Арина Ш.

 

     Рисунок №5 выполнил Коля Л.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок №6 выполнил Диана М

 

    Рисунок №7 выполнил Катя К.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок №8 выполнил Кирилл П.

 

    

    Рисунок №9 выполнил Маша Н.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок №10 выполнил Юля С.

 

     Рисунок №11 выполнил Рустам Г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок №12 выполнил Вадик Щ.

 
 

 

      Приложение 3

     Подвижные игры, направленные на снижение проявлений

     агрессивности

     «Тропинка» (Л. Названова)

      Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

     Возраст: 6-7 лет.

      Количество играющих: четное.

     Описание  игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

 «Тропинка!»  – дети кладут руки на плечи  впереди стоящему, приседают и  наклоняют головы вниз;

     «Копна!»  – дети соединяют руки в центре своего круга;

     «Кочки!»  – все приседают, обхватив руками голову.

     Ведущий дает команды в любом порядке  – как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием. Получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

      Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывать свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

     «Ассоциации» (Н. Клюева, Ю. Филиппова)

     Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

     Возраст: 6-7 лет.

     Количество  играющих: группа детей.

     Описание  игры: выбирают водящего, он выходит  из комнаты, а остальные дети в  это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий  возвращается и задает вопросы о  загаданном: каким деревом, цветом, птицей или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети.

     Комментарии: в роли загаданного должен побывать каждый ребенок. С помощью этой игры дети могут лучше узнать сами себя, а также узнают о том, что о  них думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что ассоциации не должны быть обидными.

     «Высвобождение  гнева» (К. Рудестам)

     Цель: отреагирование негативных эмоций.

     Количество  играющих: один или более.

     Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.

     Описание  игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним – пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувства гнева.

     Комментарии: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

     Игру  полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

     Игра  полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

     «Изгнание злости»

     Цель: снятие напряжения в группе.

     Описание игры: воспитатель говорит ребятам: «Пока мы выполняли предыдущее упражнение, у нас в комнате накопилось очень много злости. Мы не можем дальше продолжать работу, пока злость находится в комнате. Давайте разойдемся по комнате и руками сгоним всю злость на середину». После этого педагог предлагает потопать ногами и похлопать руками, чтобы злость испугалась и поднялась вверх, а затем всем вместе подуть на нее, чтобы она улетела в открытое окно и больше к нам не возвращалась.

     Комментарий: упражнение взрослый может проводить тогда, когда случилась какая-либо ссора между детьми или чувствуется напряженная обстановка в группе. 

     «Зеркало»

       Цели: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

       Участники группы становятся  в две шеренги лицом к друг  другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре – водящий , другой – «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем – напарниками.

     «Связующая  нить»

       Цели: физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настрой на сотрудничество и взаимопонимание.

       Участникам необходимо разбиться  на пары, встать спина к спине и попробовать медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол. И точно так же встать.

     «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева, 1997)

     Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

     Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, ..., морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, ..., солнышко!» 
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

     «Два  барана» (Н. Л. Кряжева, 1997)

     Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «летальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

     Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались  на мосту». Участники игры, широко расставив  ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

     «Доброе животное» (Н. Л. Кряжева,1997)

     Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку  и сопереживать.

     Ведущим тихим, таинственным голосом говорит  «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

     «Попроси  игрушку» - вербальный вариант (Е. В. Карпова, Е. К. Лютова, 1999)

     Цель: обучить детей эффективным способам общения.

     Группа  делиться на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

     «Попроси  игрушку» - невербальный вариант (Карпова  Е. В., Лютова Е. К., 1999)

     Цель: обучение детей эффективным способам общения.

 

     Упражнение  выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.).

     После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?»

     Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

     «Прогулка с компасом» (Е. В. Коротаева, 1997)

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста