Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

     Рисунок Кирилла выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего  животного» представлен в Приложении 2 рисунок № 8

     Анализ  рисунка:

По расположению на листе (рисунок смещен вверх) мы можем  заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает  себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова  повернута влево  - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется

Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами

Хвост раздвоенный, направлен в разные стороны - самооценка зависит от ситуации.

 

       Симптомокомплекс  теста

 
Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 1
2 Неаккуратность  рисунка 0
3 Большое количество острых углов 0
4 Верхнее размещение углов 0
5 Крупное изображение 1
6 Голова обращена вправо или анфас 0
7 Хвост поднят вверх, пышный 0
8 Угрожающее  выражение 0
9 Угрожающая  поза 0
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 0
11 Хищник 0
12 Вожак или одинокий 0
13 При нападении  дерется традиционным способом 0
14 Ночное животное 0
  Общее количество баллов 2

 
 
 

       Дети этого типа агрессивности как правило держатся в стороне от взрослых даже тогда, когда чем-то задеты, или в чём-то подозреваются. Мы полагаем, что появление агрессивных действий связано с самозащитой, как ответная реакция на действия по отношению к нему других людей.

 
 

     Таблица 6

     Выводы  об уровне агрессии по результатам  трёх методик.

Ф.И.О Результаты по методикам Выводы об уровне агрессивности
Первая методика Вторая методика Третья методика  
Саша  П. А СР СР СР
Женя  Щ. Н СР СР СР
Алёша К. А В В В
Арина Ш. Н СЛ СЛ СЛ
Коля  Л. А В В В
Диана М Н СЛ СЛ СЛ
Катя  К. Н СР СЛ СР
Кирилл  П. Н СЛ СЛ СЛ
Маша  Н. Н СР СЛ СР
Юля С. Н СР СР СР
Рустам  Г. А СР СР СР
Вадик Щ. А П П П

 

А – склонен  к агрессии

Н – склонен  к агрессии

П-повышенный уровень агрессивности

В- Высокий уровень агрессивности

СР- Средний уровень агрессивности

СЛ- Слабый уровень агрессивности

 
 
 
 
 

Рис.4 Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по результатам трёх методик

 

     .

 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у дошкольников.

    В данном исследовании на тему «Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста» нами рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, агрессивности и агрессивного поведения, в частности:

      1) Понятие агрессии, ее важнейшие характеристики, теории агрессии: на основе существующей проблемы нами была сформулирована цель исследования: выявление особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста. И в дальнейшем теоретический анализ имеющейся литературы по существующей проблеме позволил нам определить природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:

      - Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

      - Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

      -Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение и условий, способствующих проявлению агрессии.

      2)влияние на формирование агрессии таких факторов, как семейное воспитание, наказание, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами, общение со сверстниками.

      3) специфика и причины агрессивного поведения детей дошкольного младшего школьного возраста. Большинство проявлений агрессии наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средства достижения определенной цели.

    Таким образом, можно сказать, проявление детской агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию детской агрессии.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

 

     Хотя  агрессия может иметь для человека положительное значение, в подавляющем большинстве случаев она все же оказывает негативное влияние. Именно поэтому очень важно снижать и предотвращать агрессию.

     Так как агрессию вызывают разные причины, то и направления снижения агрессии множественны. В детском возрасте, например,

психокоррекционную  работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

     1) Снижение гнева является важным  шагом на пути регуляции агрессии.

     В качестве технологий обучения ребенка  выражению гнева вербально в 

вежливой форме  можно порекомендовать «Лестницу  гнева» Р.Кэмпбелла.

На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых

незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми

с целью добиться своего. Первые агрессивные действия направляются

на мать и  близких людей (затем и на воспитателей), которые нередко 

из самых лучших побуждений не допускают их проявления. Если ребенок 

все время будет  сталкиваться с неодобрением проявлений своего гнева,

он будет делать все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае, как полагает В.Оклендер, невыраженная эмоция остается внутри ребенка, мешая здоровому росту. На этом этапе и зарождается пассивноагрессивная форма поведения.

     Пассивноагрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто

промолчать, а  гораздо позже вдруг начнет капризничать в самый неподходящий момент (например, когда мама попросит его одеваться

быстрее, т. к. они  опаздывают в детский сад).

     Восхождение по «лестнице гнева», технология ее прохождения от

негативных способов выражения гнева (пассивноагрессивное поведение

и пр.) до позитивных способов выражения гнева (вежливость, стремление найти решение и пр.) представлена в книге Росса Кэмпбелла. Но для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

     Другой  способ выражения гнева — это перенос чувств на неопасные

объекты. Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с

нарушениями интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для такой работы у взрослого должны иметься резиновые или мягкие игрушки, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», мягкие модули, спортивный инвентарь и т. д.

     Все эти предметы нужны для того, чтобы  ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми.

     2) Если обучить агрессивного человека  приемам саморегуляции, умению  владеть собой в различных  ситуациях, то это тоже может  помочь снижению агрессии.

     Агрессивным людям (и прежде всего, детям) зачастую свойственны

мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории людей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения.

     Особенно  важно, чтобы методами саморегуляции  овладел ребенок,

проявляющий агрессивные  тенденции, конфликтность, беспокойность. С

этой целью  можно использовать упражнение «Возьми  себя в руки»  (Н.Л.Кряжева). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».

 

     М.МакКей, П.Роджерс и Ю.МакКей рекомендуют  несколько приемов 

обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать

из кармана  картинку и мысленно или шепотом  произнести: «Стоп». Для 

того чтобы  данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка. Через некоторое время или при работе с детьми старшего возраста вместо использования наглядного знака можно использовать

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста