Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рисунок
Кирилла выполненный при
Анализ рисунка:
По расположению на листе (рисунок смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.
Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется
Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх
Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами
Хвост раздвоенный, направлен в разные стороны - самооценка зависит от ситуации.
Симптомокомплекс теста
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 0 |
3 | Большое количество острых углов | 0 |
4 | Верхнее размещение углов | 0 |
5 | Крупное изображение | 1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0 |
8 | Угрожающее выражение | 0 |
9 | Угрожающая поза | 0 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 0 |
11 | Хищник | 0 |
12 | Вожак или одинокий | 0 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 0 |
14 | Ночное животное | 0 |
Общее количество баллов | 2 |
Дети этого типа агрессивности как правило держатся в стороне от взрослых даже тогда, когда чем-то задеты, или в чём-то подозреваются. Мы полагаем, что появление агрессивных действий связано с самозащитой, как ответная реакция на действия по отношению к нему других людей.
Таблица 6
Выводы об уровне агрессии по результатам трёх методик.
Ф.И.О | Результаты по методикам | Выводы об уровне агрессивности | ||
Первая методика | Вторая методика | Третья методика | ||
Саша П. | А | СР | СР | СР |
Женя Щ. | Н | СР | СР | СР |
Алёша К. | А | В | В | В |
Арина Ш. | Н | СЛ | СЛ | СЛ |
Коля Л. | А | В | В | В |
Диана М | Н | СЛ | СЛ | СЛ |
Катя К. | Н | СР | СЛ | СР |
Кирилл П. | Н | СЛ | СЛ | СЛ |
Маша Н. | Н | СР | СЛ | СР |
Юля С. | Н | СР | СР | СР |
Рустам Г. | А | СР | СР | СР |
Вадик Щ. | А | П | П | П |
А – склонен к агрессии
Н – склонен к агрессии
П-повышенный уровень агрессивности
В- Высокий уровень агрессивности
СР- Средний уровень агрессивности
СЛ- Слабый уровень агрессивности
Рис.4 Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по результатам трёх методик
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в обществе усиливаются агрессивные тенденции. Поскольку агрессия начинает проявляться еще в детстве, актуальной становится проблема агрессивности у дошкольников.
В данном исследовании на тему «Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста» нами рассмотрены различные аспекты проблемы агрессии, агрессивности и агрессивного поведения, в частности:
1) Понятие агрессии, ее важнейшие характеристики, теории агрессии: на основе существующей проблемы нами была сформулирована цель исследования: выявление особенностей проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста. И в дальнейшем теоретический анализ имеющейся литературы по существующей проблеме позволил нам определить природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:
- Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;
- Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;
-Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение и условий, способствующих проявлению агрессии.
2)влияние на формирование агрессии таких факторов, как семейное воспитание, наказание, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сестрами, общение со сверстниками.
3) специфика и причины агрессивного поведения детей дошкольного младшего школьного возраста. Большинство проявлений агрессии наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средства достижения определенной цели.
Таким образом, можно сказать, проявление детской агрессии в повышенной или высокой форме можно избежать, принимая во внимания все факторы, которые могут способствовать развитию детской агрессии.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
Хотя агрессия может иметь для человека положительное значение, в подавляющем большинстве случаев она все же оказывает негативное влияние. Именно поэтому очень важно снижать и предотвращать агрессию.
Так как агрессию вызывают разные причины, то и направления снижения агрессии множественны. В детском возрасте, например,
психокоррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:
1)
Снижение гнева является
В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в
вежливой форме
можно порекомендовать «
На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых
незрелых форм агрессивного поведения — пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми
с целью добиться своего. Первые агрессивные действия направляются
на мать и близких людей (затем и на воспитателей), которые нередко
из самых лучших побуждений не допускают их проявления. Если ребенок
все время будет сталкиваться с неодобрением проявлений своего гнева,
он будет делать все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае, как полагает В.Оклендер, невыраженная эмоция остается внутри ребенка, мешая здоровому росту. На этом этапе и зарождается пассивноагрессивная форма поведения.
Пассивноагрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто
промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самый неподходящий момент (например, когда мама попросит его одеваться
быстрее, т. к. они опаздывают в детский сад).
Восхождение по «лестнице гнева», технология ее прохождения от
негативных способов выражения гнева (пассивноагрессивное поведение
и пр.) до позитивных способов выражения гнева (вежливость, стремление найти решение и пр.) представлена в книге Росса Кэмпбелла. Но для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева», взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.
Другой способ выражения гнева — это перенос чувств на неопасные
объекты. Этот способ может оказаться наиболее подходящим для детей с
нарушениями интеллектуального развития, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для такой работы у взрослого должны иметься резиновые или мягкие игрушки, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», мягкие модули, спортивный инвентарь и т. д.
Все эти предметы нужны для того, чтобы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме. Такая техника работы с гневом особенно будет полезной для работы с робкими, неуверенными в себе детьми.
2)
Если обучить агрессивного
Агрессивным людям (и прежде всего, детям) зачастую свойственны
мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории людей будут полезны любые релаксационные и некоторые психогимнастические упражнения.
Особенно важно, чтобы методами саморегуляции овладел ребенок,
проявляющий агрессивные тенденции, конфликтность, беспокойность. С
этой целью можно использовать упражнение «Возьми себя в руки» (Н.Л.Кряжева). Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека».
М.МакКей, П.Роджерс и Ю.МакКей рекомендуют несколько приемов
обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать
из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп». Для
того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка. Через некоторое время или при работе с детьми старшего возраста вместо использования наглядного знака можно использовать
Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста