Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Цель исследования заключается в выявлении особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста
К задачам исследовательской работы относятся:
1. Определение особенностей проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Эмпирическая база исследования: старшая группа ДОУ № 75 г. Иркутска.
Эксперимент проводился в период с февраля по май 2010 года. В нашем исследовании принимало участия 12 детей (7 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 5 до 6,5 лет., при выборе испытуемых нами было выдвинуто три критерия: 1. дети проявляющие наибольшую активность на занятиях в детском саду; 2. дети со стабильной посещаемостью ДОУ; примерно равное соотношения мальчиков и девочек (7 мальчиков и 5 девочек).
Список детей принявших участие в исследовании.
№ | Ф.И. |
1 | Саша П. |
2 | Женя Щ. |
3 | Алёша К. |
4 | Арина Ш. |
5 | Коля Л. |
6 | Диана М |
7 | Катя К. |
8 | Кирилл П. |
9 | Маша Н. |
10 | Юля С. |
11 | Рустам Г. |
12 | Вадик Щ. |
В
контексте темы работы с учетом цели и
задач нами было проведено исследование,
включающее в себя несколько методик:
1.Схема наблюдения за ребенком разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером
2. Анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [2] (Приложение 1)
3.Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.) [20] (Приложение 2)
Методика «Рисунок несуществующего животного»— одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог-ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка.
Краткое описание диагностик
1. Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером:
Ребенок:
Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.
2. Анкета для воспитателей Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
Инструкция. Воспитателям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
3. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.)
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
Таблица 2
Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 1 |
3 | Большое количество острых углов | 1 |
4 | Верхнее размещение углов | 1 |
5 | Крупное изображение | 1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 1 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 1 |
8 | Угрожающее выражение | 1 |
9 | Угрожающая поза | 1 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 1 |
11 | Хищник | 1 |
12 | Вожак или одинокий | 1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 1 |
14 | Ночное животное | 1 |
15 | Другие признаки | 1 |
На основании
анализа каждого рисунка
Шкала оценок результатов:
.
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы.
Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности).
По полученным данным мы провели анализ, нами были получены следующие результаты:
Анализ данных диагностики показал, что в группе выявлено
пятеро (42 %) детей склонных к агрессии.
(см. таблицу 3 и Рис.1)
Таблица 3
Схема наблюдения за ребенком разработана М. Алвордом и П. Бейкером
№ | Ф.И. ребёнка | Критерии агрессивности | Склонность к агрессии | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1. | Саша П. | Да | ||||||||
2. | Женя Щ. | Нет | ||||||||
3. | Алёша К. | Да | ||||||||
4. | Арина Ш. | Нет | ||||||||
5. | Коля Л. | Да | ||||||||
6. | Диана М | Нет | ||||||||
7. | Катя К. | Нет | ||||||||
8. | Кирилл П. | Нет | ||||||||
9. | Маша Н. | Нет | ||||||||
10. | Юля С. | Нет | ||||||||
11. | Рустам Г. | Да | ||||||||
12. | Вадик Щ. | Да |
Рис.1 Оценка агрессивности по методике М. Алвордом и П. Бейкером
Слабый уровень у - 2 детей (17%)
Средний уровень – 7 детей (58%)
Высокий уровень – 2 детей (17%)
Повышенный уровень -1 ребёнок (8%)
(см. таблицу 4 и Рис.2)
Таблица 4
Оценка уровня
агрессивности детей-
№ | Ф.И. ребёнка | Кол-во
баллов |
Уровень агрессивности | ||||
Слабый | Средний | Высокий | Повышенный | ||||
1. | Саша П. | 6 | |||||
2. | Женя Щ. | 7 | |||||
3. | Алёша К. | 11 | |||||
4. | Арина Ш. | 4 | |||||
5. | Коля Л. | 12 | |||||
6. | Диана М | 3 | |||||
7. | Катя К. | 8 | |||||
8. | Кирилл П. | 5 | |||||
9. | Маша Н. | 6 | |||||
10. | Юля С. | 8 | |||||
11. | Рустам Г. | 10 | |||||
12. | Вадик Щ. | 16 | |||||
ИТОГО: | 3 ребёнка 25% | 6 детей
50% |
2 ребёнка 17% | 1 ребёнок
8% |
Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста