Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста-последний вариант .doc

— 755.00 Кб (Скачать файл)

     Цель исследования заключается в выявлении особенности проявления агрессии у детей старшего дошкольного возраста

    К задачам исследовательской работы относятся:

1. Определение особенностей проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста

2. Провести эмпирическое исследование по выявлению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.

     Эмпирическая база исследования: старшая группа ДОУ № 75 г. Иркутска.

     Эксперимент проводился в период с февраля по май 2010 года. В нашем исследовании принимало участия 12 детей (7 мальчиков и 5 девочек) в возрасте от 5 до 6,5 лет., при выборе испытуемых нами было выдвинуто три критерия: 1. дети проявляющие наибольшую активность на занятиях в детском саду; 2. дети со стабильной посещаемостью ДОУ; примерно равное соотношения мальчиков и девочек (7 мальчиков и 5 девочек).

     Список  детей принявших участие в  исследовании.

Ф.И.
1 Саша П.
2 Женя Щ.
3 Алёша К.
4 Арина Ш.
5 Коля Л.
6 Диана М
7 Катя К.
8 Кирилл П.
9 Маша Н.
10 Юля С.
11 Рустам Г.
12 Вадик Щ.

 

      В контексте темы работы с учетом цели и задач нами было проведено исследование, включающее в себя несколько методик: 

1.Схема наблюдения за ребенком разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером

2. Анкета для воспитателей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [2] (Приложение 1)

3.Проективная методика «Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова С.Л.) [20] (Приложение 2)

    Методика  «Рисунок несуществующего животного»— одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия «психолог-ребенок» с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика является проективной, то здесь главную роль играет умение ребенка фантазировать и отразить созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность состоит в том, что изображенный ребенком графический материал имеет не только тесную связь с эмоциями, играющими определенную роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка.

 

 Краткое описание  диагностик

 

1. Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером:

       Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

     Предположить, что ребенок агрессивен можно  лишь в том случае, если в течение  не менее 6 месяцев в его поведении  проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

 

2. Анкета для воспитателей  Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

    Инструкция. Воспитателям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

       Шкала оценок результатов:

    • Повышенный уровень агрессивности16-20 баллов
    • Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
    • Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.
    • Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.
 

3. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.)

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция:  “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

 

Таблица 2

         Симптомокомплексы  теста для оценки  агрессивности детей

 
Симпто-комплекс Симптом Балл
1 Сильная, уверенная  линия рисунка 1
2 Неаккуратность  рисунка 1
3 Большое количество острых углов 1
4 Верхнее размещение углов 1
5 Крупное изображение 1
6 Голова обращена вправо или анфас 1
7 Хвост поднят вверх, пышный 1
8 Угрожающее  выражение 1
9 Угрожающая  поза 1
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 1
11 Хищник 1
12 Вожак или одинокий 1
13 При нападении  дерется традиционным способом 1
14 Ночное животное 1
15 Другие признаки 1

 

На основании  анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

       Шкала оценок результатов:

    • Повышенный уровень агрессивности11-15 баллов
    • Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.
    • Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.
    • Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.

.

 

 

2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы.

 

 Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности).

     По полученным данным мы провели анализ, нами были получены следующие результаты:

 
  1. Критерии  агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером

    Анализ данных диагностики показал, что в группе выявлено

    пятеро (42 %) детей склонных к агрессии.

     (см. таблицу 3 и Рис.1)

Таблица 3

 

Схема наблюдения за ребенком разработана М. Алвордом и П. Бейкером

Ф.И. ребёнка Критерии  агрессивности Склонность  к агрессии
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Саша П.                 Да
2. Женя Щ.                 Нет
3. Алёша К.                 Да
4. Арина Ш.                 Нет
5. Коля Л.                 Да
6. Диана М                 Нет
7. Катя К.                 Нет
8. Кирилл П.                 Нет
9. Маша Н.                 Нет
10. Юля С.                 Нет
11. Рустам Г.                 Да
12. Вадик Щ.                 Да

 
 
 

Рис.1 Оценка агрессивности по методике М. Алвордом и П. Бейкером

 
 
  1. Оценка  уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М.:
 

         Слабый уровень у - 2 детей (17%)

   Средний уровень – 7 детей (58%)

   Высокий уровень – 2 детей (17%)

            Повышенный уровень -1 ребёнок (8%)

     (см. таблицу 4 и Рис.2)

 

Таблица 4

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко  Т.М.

Ф.И. ребёнка Кол-во

баллов

Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий Повышенный
1. Саша П. 6        
2. Женя Щ. 7        
3. Алёша К. 11        
4. Арина Ш. 4        
5. Коля Л. 12        
6. Диана М 3        
7. Катя К. 8        
8. Кирилл П. 5        
9. Маша Н. 6        
10. Юля С. 8        
11. Рустам Г. 10        
12. Вадик Щ. 16        
ИТОГО: 3 ребёнка 25% 6 детей

50%

2 ребёнка 17% 1 ребёнок

8%

Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста