Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 08:04, курсовая работа
Цель исследования: выявление проявления агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей
2. Выявить и изучить отклонения в поведении детей 5-6 лет
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ 6
1.1.Важнейшие концепции феномена детской агрессивности 6
1.2.Возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет 16
1.3.Формирование агрессивного поведения. 19
1.4. Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста. 25
Выводы по I главе. 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ У ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 28
2.1. Организация и проведение исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования и общие выводы. 33
1) Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) разработана американскими психологами М. Алвордом и П. Бейкером 33
2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 34
3) Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике 36
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л) 36
4) Общий анализ по результатам трёх методик 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рис.2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.
« Рисунок несуществующего животного» ( автор Колосова. С.Л)
Рисунки нарисованные детьми представлены в приложении 3.
Итог:
слабый уровень у - 4 детей(33%)
Средний уровень – 5 детей(42%)
Высокий уровень – 2 ребёнка (17%)
Повышенный уровень – 1 ребёнок (8%)
(см. таблицу 5 и Рис.3)
Таблица 5
Оценка уровня агрессивности детей дошкольников по методике
« Рисунок несуществующего животного» (автор Колосова. С.Л)
№ | Ф.И. ребёнка | Кол-во
баллов |
Уровень агрессивности | ||||
Слабый | Средний | Высокий | Повышенный | ||||
1. | Саша П. | 5 | |||||
2. | Женя Щ. | 6 | |||||
3. | Алёша К. | 9 | |||||
4. | Арина Ш. | 3 | |||||
5. | Коля Л. | 9 | |||||
6. | Диана М | 3 | |||||
7. | Катя К. | 6 | |||||
8. | Кирилл П. | 2 | |||||
9. | Маша Н. | 3 | |||||
10. | Юля С. | 4 | |||||
11. | Рустам Г. | 5 | |||||
12. | Вадик Щ. | 11 | |||||
ИТОГО: | 4 ребёнка 33% | 5 детей
42% |
2 ребёнка 17% | 1 ребёнок
8% |
Рис.3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
По результатам трёх методик видно (таблица 6; рис 4), что из 12 детей, в особом внимании нуждаются 3 (25% ) ребёнка, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Это такие дети как:
Вадик Щ.-уровень агрессии повышенный (методика М. Алвордом и П. Бейкером - показала склонность ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-16-повышенный уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -11- уровень агрессии повышенный) - ребёнок очень часто теряет контроль над собой, склонен к очень резкой перемене настроения, очень часто нарушает правила поведения в группе хотя и прекрасно знает их, любимые игры – в «солдатиков», в «войнушку», любимые игрушки «черепашки ниндзя» и «бэтмен» во время игры пытается занять ведущую роль, для самоутверждения использует все доступные ему средства (обзывается, дразнится, может оттолкнуть товарища по игре, ущипнуть, укусить). С завистью относится к успехам других детей:
« Однажды, его друг, Коля Л. принёс из дома новую машинку, и стал хвастаться, какую игрушку ему подарили:
- Смотри, какую машинку мне купили, она как в мультике Молния МакВин, а у тебя такой нет
- Нет, есть – ответил Вадик
-Нет, нету, нету и своей я тебе играть не дам.
После этих слов Вадик прыгнул прямо на игрушку и раздавил её.»
На вопрос воспитателя зачем он сломал Колину игрушку? Вадик ответил « - Он сам виноват, он мне поиграть не дал».
Ребёнок очень неохотно откликается на просьбы воспитателя, что либо сделать, например в конце дня его очень тяжело заставить убрать за собой игрушки, вместо этого может бросить игрушку об стену. Несколько раз находясь в запале игры, на просьбу воспитателя успокоится и вести себя тише, обзывал воспитателя «дурой» после чего пытался убежать и спрятаться.
При проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» постоянно поворачивался к соседям с рассказом, какое его животное сильное, какие у него большие зубы, что оно победит всех остальных зверей.
Рисунок Вадик Щ. представлен в Приложении 2 рисунок №12
Анализ рисунка:
Положению на листе - сдвиг рисунка влево - выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.
Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется
Глаза - крупные, с четко прорисованной радужкой означают, что ребенка мучает постоянный страх
Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание
Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.
Хвост - опущенный вниз – говорит о недовольстве собой, сомнениях в своих силах, сожалениях о сказанном и сделанном.
Симптомокомплекс теста
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 1 |
3 | Большое количество острых углов | 1 |
4 | Верхнее размещение углов | 1 |
5 | Крупное изображение | 1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0 |
8 | Угрожающее выражение | 1 |
9 | Угрожающая поза | 1 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 1 |
11 | Хищник | 1 |
12 | Вожак или одинокий | 1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 1 |
14 | Ночное животное | 0 |
Общее количество баллов | 11 |
Коля Л. – уровень агрессии высокий - (методика М. Алвордом и П. Бейкером - показала склонность ребёнка к агрессии; количество баллов по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.-12-высокий уровень агрессивности; количество баллов по методике рисунок не существующего животного -9- уровень агрессии высокий) - склонен к очень резкой перемене настроения, пытается быть лидером в группе из-за чего постоянно конфликтует с Вадиком Щ., хотя и считает его своим другом, неудачи приводят его в раздражение, он пытается найти виноватых в своих неудачах, старается привлечь к себе внимание всеми возможными способами: например на занятиях по изодеятельности у него не получался рисунок, он стал крутиться, пытаться мешать рисовать соседям. Но на него никто не обращал внимания, тогда Коля выхватил листок с рисунком у Кати К. сидевшей рядом, бросил его на пол, после чего схватил и разбросал все карандаши, лежавшие на столе и начал громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлек к себе внимание.
Очень любит спорить, причём переспорить и убедить его в чём-то не возможно. Последний его довод при споре с товарищами « Сам дурак».
Может спрятать игрушку другого ребёнка группы и наблюдать за его переживаниями. На вопрос воспитателя зачем он спрятал Машину куклу, Коля ответил : « А чего она хвастается»
На замечания воспитателя или других взрослых вроде бы реагирует, практически сразу прекращает баловаться, но очень часто, стоит взрослому отвернуться, Коля показывает язык и снова, «исподтишка», продолжает свои проказы. Очень боится, что о его проделках узнает отец.
Рисунок Коли Л. выполненный при проведении теста по методике «Рисунок несуществующего животного» представлен в Приложении 2 рисунок №5
Анализ рисунка:
Положению на листе – рисунок расположен по центру- норма
Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется
Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание
Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.
Хвост - опущенный вниз – говорит о недовольстве собой, сомнениях в своих силах, сожалениях о сказанном и сделанном.
Сильный нажим - тревожность.
Симптомокомплекс теста
Симпто-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 1 |
3 | Большое количество острых углов | 0 |
4 | Верхнее размещение углов | 0 |
5 | Крупное изображение | 1 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0 |
8 | Угрожающее выражение | 1 |
9 | Угрожающая поза | 1 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) | 1 |
11 | Хищник | 1 |
12 | Вожак или одинокий | 1 |
13 | При нападении дерется традиционным способом | 1 |
14 | Ночное животное | 0 |
Общее количество баллов | 9 |
Дети этих типов агрессивности (повышенный и высокий) бывают очень вспыльчивыми и раздражительными; часто спорят, ругаются, обижают сверстников; в ответ на обычную просьбу стремятся сделать все наоборот. Дети хорошо знают нормы и правила поведения, но часто нарушают их. Агрессивные действия у них выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнеров. Они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели.
Информация о работе Проявление агрессии у детей старшего дошкольного возраста