Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:44, доклад
Психодиагностика – раздел психологии, изучающий методы определения психологических особенностей человека с целью наиболее полного раскрытия его внутреннего потенциала во всех сферах жизни.
История психодиагностики. Становление психодиагностики как самостоятельной области знаний происходит в конце XIX века. Это связано с четким осознанием потребности в оценивании индивидуально-психологических особенностей людей для нахождения решений разного рода психологических задач. Таким образом, можно утверждать, что психологическая диагностика отделилась от психологии под влиянием требований практики.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра дает возможность провести подсчет результатов на трех уровнях:
А) Общий уровень интеллекта. Данный показатель определяется путем суммирования результатов по каждому разделу и дальнейшего переведения показателя в стандартный показатель. Несмотря на универсальность метода расчета общего уровня интеллекта следует учитывать определенные его особенности по отношению к испытуемым, а именно:
- результаты теста зависят от культурных и социальных условий развития испытуемых;
- на успешность
прохождения тестирования
В связи с этим более целесообразным будет сравнение людей с одинаковым уровнем образования;
- тест предполагает быстроту мышления как один из ключевых факторов успешного прохождения теста;
- тест в большей степени подходит испытуемым с математическим и естественнонаучным складом ума, нежели гуманитарным.
Б) Определение группы разделов теста, близких друг к другу по принципу факторности. К примеру, все разделы можно разделить на такие группы:
- Математические разделы (5 и 6). Высокие результаты по данному разделу показывают испытуемые с ярко выраженным математическим складом ума.
- Вербальные разделы (1-4). Предполагают навыки эффективного оперирования словами и словосочетаниями. Люди, проявившие себя в данных разделах наилучшим образом, обладают вербальным мышлением. Ориентация на изучение иностранных языков и общественные науки.
- Теоретические (2 и 4) и практические (1 и 3) способности. Для получения более корректных результатов тестирования данные разделы следует сравнить попарно.
- Конструктивные
разделы (7 и 8). Предполагает высокий
уровень развития
В) Определение результативности по каждому
из разделов.
Раздел 1 предполагает наличие у человека значительного запаса знаний. Ведущую роль играет способность человека проводить анализ поставленной задачи и находить пути ее решения. Данный раздел содержит вопросы из различных областей знаний, включая школьную программу. Раздел призван заинтересовать человека, вызвать у него желания пройти остальные разделы до конца.
Раздел 2. Смысл данного раздела состоит в выборе “лишнего” слова из пяти приведенных, которые не связаны с остальными словами по смыслу. В процессе выбора лишнего слова человек проводит анализ общих и различных для слов признаков. В дальнейшем производится сопоставление объектов. Тест предназначен для выявления способностей человека к аналитической деятельности, к способности определять отношения между сравниваемыми объектами.
В разделе 3 на основании выявленной взаимосвязи между двумя словами испытуемому следует из 5-7 слов выбрать одно слово, которое дополнит по смыслу взаимосвязь первых двух слов. Залогом успешного прохождения данного раздела теста является наличие у человека способности к обобщению, а наличие большого объема знаний отходит на второй план. Данный тест предоставляет информацию о потенциальных возможностях человека.
Раздел 4. Человеку называется пара слов, и он должен выделить в них общие признаки. Общих признаков у слов, как правило, множество, что дает возможность разделить их на первоочередные и второстепенные. Соответственно, если испытуемый назовет больше первоочередных признаков, ему будет присвоено большее количество баллов. Тест направлен на определение способности испытуемого к абстрагированию, наличие большого словарного запаса является одним из ключевых факторов успеха при прохождении данного раздела.
Раздел 5. Основой этого раздела являются арифметические задания. Данные задания предполагают достижение четко сформулированной цели, и потому требуют от испытуемого наличия развитой способности к умозаключениям. Также для достижения высокого результата по итогу прохождения теста человек должен обладать аналитическими способностями, потому что исходные условия задания могут быть пересмотрены, и решающему задачу нужно будет выделить основные ее элементы и систематизировать их. В дальнейшем следует разработать стратегию решения математической задачи, после чего на основании стратегии решения выделяются конкретные операции, выполнение которых позволяет достичь поставленной цели. Качество выполнения данных операций в значительной степени зависит от вычислительных способностей испытуемого. Раздел 5 прекрасно демонстрирует способности человека к математическому анализу и синтезу, математической грамотности, логическому мышлению.
Раздел 6. Задание заключается в нахождении такого числа, которое будет служить логическим продолжением предыдущего ряда чисел. Например, логическим продолжением для ряда чисел: 2, 4, 8, 16 является число “32”. Для правильного решения задания испытуемый, первым делом, должен обнаружить правило, по которому строится логический ряд чисел. Для успешного решения задания важное значение имеет способность к аналитическо-синтетической деятельности, а также способность обобщения на основе анализа отношений между числами в ряде.
Раздел 7. Предполагает работу с разрезанными частями одной целой фигуры. Перед испытуемым располагают несколько частей фигуры, являющихся ее элементами, а человеку следует собрать фигуру. Главной задачей теста является диагностика способностей человека к пространственному и логическому мышлению, а также способности к оперированию двумерными образами.
Раздел 8. Человеку предоставляют объемный рисунок кубика и несколько образцов этого же кубика. Задача испытуемого – определить, какой из кубиков находится в повернутом, а какой в перевернутом состоянии. Подобно разделу 7, этот раздел также определяет способность человека к оперированию пространственными изображениями.
Раздел 9. Испытуемому предлагается наизусть выучить ряд слов, после чего ответить на поставленные вопросы. В данном разделе выделяется два этапа тестирования – этап заучивания и этап воспроизведения. Цель раздела – диагностировать уровень развития краткосрочной памяти испытуемого.
Информация о работе Психодиагностика: возникновение, сущность, цели и методики