Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить различные методы подготовки спортсменов к соревнованиям.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить систему психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям.
2. Определить методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
Введение 3
1 Система психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям. 4
2 Методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлета к соревнованиям 19
Заключение 34
Содержание
Введение
Спортивное соревнование является очень важной и неотемлимой частью спортивной деятельности спортсменов. Именно на соревнованиях спортсмены выполняют деятельность активизирую при этом все свои силы, что позволяет им узнать о своих возможностях, а так же выявить слабые стороны над которыми в последующем необходимо работать. Но иногда быват так, что спортсмены прибывающие в хорошей физической форме показывают результаты намного ниже тех, что позволяют их возможности. Виной тому является плохая психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям. Соответственно психическая подготовка спортсменов к соревнованиям является очень важным и неотемлемым элементом тренеровочного процесса.
Актуальность темы. Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей психической подготовки к соревнованиям, которая проводится в течение всего года и специальной психической подготовки к выступлению в конкретных соревнованиях. В ходе общей психической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность и самоконтроль и саморегуляции в соревновательной обстановке. В ходе психической подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсменов перед выступлением, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к успеху, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью управлять своими действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия, необходимые для успеха.
Объект исследования: психологическая подготовка спортсменов.
Предмет исследования: психологическая подготовка лёгкоатлетов к соревнованиям.
Цель исследования: изучить различные методы подготовки спортсменов к соревнованиям.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить систему психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям.
2. Определить методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
1 Система психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
В настоящее время доказано, что успешное выступление спортсменов на соревнованиях зависит не только от высокого уровня и потенциала их физических возможностей, но и от их психологической подготовленности.
История лёгкой атлетики хранит в себе множество примеров того, когда бесспорные лидеры сезона не попадали даже в финал соревнований в силу срывов психологического характера, а спортсмены, не входившие в число фаворитов, во многом благодаря предельной волевой мобилизации своих сил часто добивались побед на чемпионатах Европы и мира, а так же на Олимпийских играх. Что в свою очередь, в очередной раз подчёркивает значимость психологической подготовки лёгкоатлета к соревнованиям.
Соревнования по видам можно разделить на чемпионаты, первенства, кубковые соревнования, классификационные, отборочные, предварительные и т.д. Чем больше маштаб и уровень значимости соревнований, тем большее психологическое напряжение испытывает спортсмен, что в свою очередь требует от спортсмена определённой степени готовности к тому или иному виду соревнований. Поэтому в психологии выделяют два типа психологической подготовки к соревнованиям: общая психологическая подготовка и специальная подготовка к конкретному соревнованию.
Общая психологическая подготовка спортсменов проводится в ходе каждого тренировочного занятия, а так же во время участия спортсменов в соревнованиях. Данный вид психологической подготовки направлен на развитие у спортсменов специальных психологических качеств, которые помогут им в их спортивной деятельности добится наилучшего результата. А так же осуществляется формирование спортивного характера, который включает в себя набор определённых критериев.
Основные критерии спортивного характера:
– стабильность выступлений на соревнованиях;
– улучшение результатов от соревнований к соревнованиям;
– более высокие результаты в период соревнований по сравнению с тренировочными;
– лучшие результаты, чем в предварительном выступлении [1,с.67].
Совокупность критериев спортивного характера и личностных особенностей спортсменов которые развиваются у них в ходе общей психологической подготовки должны помочь им справится с различного радо трудностями, которые могут возникнуть на тренировках или же во время соревнований.
О.А.Черникова и П.А.Рудик предлагают, исходя из детерминации переживаний, выделять две группы трудностей: объективные и субъективные.
Объективные трудности – это те, что обусловлены специфическими для данного вида деятельности препятствиями, без преодоления которых невозможно осуществление этой деятельности. Основная отличительная черта объективных трудностей в том, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей.
К субъективным трудностям П.А. Рудик относит те, которые выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности. Эти трудности носят индивидуальный характер и могут быть различными у представителей одного и того же вида спорта[2,с.35].
Более подробная классификация трудностей, характерных для спортивной деятельности, была предложена Ф.Геновым, который сделал критерием позицию участника спортивной жизни (спортсмена, тренера, организатора соревнований и всей команды в целом):
1) трудности, связанные с условиями проведения соревнования;
2) трудности,
связанные с физической
3) трудности,
связанные с техническим
4) трудности,
связанные с выполнением
5) трудности,
связанные с приобретением
6) трудности,
связанные с моральной
7) трудности,
связанные с преодолением
Р.З.Шайхтдинов, анализируя данную классификацию, добавил в нее еще ряд видов, которые необходимо учитывать, исходя из «позиции проблемы готовности в спорте»:
1) трудности,
препятствующие формированию
2) трудности,
препятствующие эффективному
3) трудности,
препятствующие успешному
При эффективно проведённой общей психологической подготовки, спортсмены не должены столкнуться с рядом такого рода проблеи и быть в отпимальном состоянии готовности к соревнованиям.
Как правило основным вопросом психологической подготовки спортсменов является их уровень тревожности, ведь есть множетсво экспериментов подтверждающих зависимость данного динамического состояния с результативностью спортсменов, но только знания одного уровня тревожности недостаточно для эффективной психологической подготовки. Работа со спортсменами и выбор методов воздействия должны осуществляться после анализа общей структуру личности и системы потребностей.
Ведь спортсмены с низким уровнем тревожности, прибывающие в нормальной физической форме так же как и спортсмены с высоким уровнем тревожности могут показывать даволи таки не значительные результаты, посравнению с их физическими возможностями. В подтверждение этому рассмотрим следующее исследование. Сначала экспериментатор разделил своих испытуемых на четыре группы (по высокому или низкому уровню тревожности с последующим разделением каждой подгруппы на тех, у кого высокий или низкий уровень потребности в достижении). Члены каждой группы освоили выполнение сложной двигательной задачи. Затем в ситуацию был неожиданно введен элемент соревнования. Средние показатели в деятельности четырех групп изменились, как и ожидалось,следующим образом. На рисунке1 видно, что у высокотревожных испытуемых, которые стремились к достижению высокого результа (высокая потребность в достижении), деятельность обычно нарушалась, и они показывали худшие результаты из-за дополнительного соревновательного стресса. По-видимому, они уже действовали на своем оптимальном уровне.
На испытуемых с низким уровнем тревожности и низкой потребностью в достижении соревнование не влияло. Они не особенно беспокоились по поводу возможного выигрыша или проигрыша. Аналогично никаких изменений не было обнаружено в деятельности высокотревожных испытуемых с низкой потребностью в достижении. Их тревожность, очевидно, не была связана с их успехом или неудачами в соревновании.
С другой стороны, улучшение результатов деятельности наблюдалось у испытуемых, которые находились в относительно спокойном состоянии, имели низкий уровень личностной тревожности при высокой потребности в достижениях. Действие этой потребности включалось при введнении в экспериментальную ситуацию элементасоревнования. В условиях, предшествовавших соревнованию, состояние тревожности не стимулировало их к достижению максимального результата[1,с.121].
Рисунок 1
Изменение спортивной деятельности на соревновании у лип, с высоким и низким уровнем потребности в достижении успеха и степени тревожности.
Условные обозначения:
1 - высокая степень тревожности - низкая потребность в достижении успеха;
2 - низкая степень тревожности - высокая потребность в достижении успеха;
3 - высокая степень тревожности - высокая потребность в достижении успеха;
4 - низкая степень тревожности - низкая потребность в достижении успеха.
Данное исследование подчёркивает важность изучения таких особенностей спортсменов как структура их личности и система потребностей. Так как бессмысленно уделять особое внимание в работе со спортсменами их уровню тревожности, в то время когда у них наблюдается низкий уровень потребности в достижении успеха. Ведь спортсмены с низким уровнем тревожности и низким уровнем потребности в достижении успеха не показывают высоких результатов, так же как и спортсмены с высоким уровнем тревожности и высоким уровнем потребности в достижении успеха. Соответственно методы работы с такими спортсменами в первую очередь должны быть ориентированы на формирование заинтересовонности в своих результатах, что приведёт к появлению высокого уровня потребности в достижении успеха.
Работа над выше перечисленными психологическими показателями осуществляемая в хоте общей психологической подготовки приводит к психологической готовности спортсменов к соревнованиям.
Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется:
– спокойствием (хладнокровием) спортсмена в экстремальных ситуациях, что является характерной чертой его отношения к окружающей среде (к условиям деятельности);
– уверенностью спортсмена в себе, в своих силах как одной из сторон отношения к себе, обеспечивающей активность, надежность действий, помехоустойчивость;
– боевым духом спортсмена. Как и отношение к процессу и результату деятельности, боевой дух обеспечивает стремление к победе, т.е. к достижению соревновательной цели, что способствует раскрытию резервных возможностей[1, с.132].
Все выше перечисленные моменты характерны для общей психологической подготовки спортсменов, но психологии выделяют ещё и специальтную психологическую подготовку спортсменов к конкретному соревнованию.
Основной задачей специальной психологической подготовки спортсменов к конкретному соревнованию является создание состояния их психической готовности к выступлению в соревнованиях.
Исследователи разделили предсоревновательный период на четыре фазы по уровню активации и предстартовой напряженности:
Первая фаза включает в себя достаточно длительный период и начинается, когда спортсмен принимает решение о выступлении в конкретных соревнованиях. Эта фаза может длиться недели и даже месяцы, предшествующие соревнованию, и сопровождаться признаками нервозности, раздражительности, бессонницы и физиологическими изменениями, указывающими на повышенные уровни возбуждения, например колебаниями кровяного давления.
Вторая фаза охватывает кратковременный период - от тренировки до соревнования. Здесь возможно применение различных тактических вариантов, которые могут благоприятно (или неблагоприятно) повлиять на мобилизацию спортсмена к выступлению.
Третья фаза – стартовое состояние – наступает при включении спортсмена в атмосферу соревнований. В этот момент неопытные спортсмены обычно или перевозбуждаются, или впадают в состояние апатии, или иначе проявляют физиологические и психологические признаки стресса.
И, наконец, возникают условия активации непосредственно в соревновательной деятельности. Обычно во время длительной гонки или игры, а также между отдельными попытками в легкой атлетике наблюдается изменение в уровне активации. По данным исследований, в этот период спортсмен должен либо сам управлять своим состоянием, либо получать помощь со стороны. В этом завершающем периоде активации время, которое имеется в распоряжении у спортсмена между попытками максимального приложения усилий, является наиболее важным для него.
Иногда продолжительность этих периодов не зависит от спортсмена, тогда как в других случаях у него есть какой-то запас времени, например между попытками в прыжках в высоту.
Система специальной психологической подготовки спортсменов к конкретному соревнованию включает:
1) сбор информации
о предполагаемых условиях
Информация о работе Психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям