Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить различные методы подготовки спортсменов к соревнованиям.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить систему психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям.
2. Определить методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
Введение 3
1 Система психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям. 4
2 Методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлета к соревнованиям 19
Заключение 34
2) определение
и формулировку
3) формирование
и актуализацию мотивов
4) вероятностное
программирование
5) саморегуляцию
неблагоприятных внутренних
6) сохранение
и восстановление нервно-
Результатом выполнения выше перечисленных пунктов должна являтся психологическая готовность спортсмена к соревнованиям.
А. Ц. Пини утверждает, что состояние психической готовности к соревнованию включает в себя целостное проявление личности спортсмена и предстовляет собой динамическую систему элементы которой приведены ниже в таблице 1.
Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А.Ц. Пуни)
Таблица 1
№ п/п |
Элементы готовности |
Характеристика |
1 |
2 |
3 |
1 |
Трезвая уверенность в своих силах |
Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований |
2 |
Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу |
Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели |
3 |
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения |
Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований |
4 |
Высокая помехоустойчивость |
Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию |
5 |
Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением |
При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам |
Так же не менее значимым является ситуативное управление состоянием и поведением спортсменов в условиях соревнований.
Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата[3,с.46].
В таких ситуациях вполне актуальным и целесообразным является ситуативное управление деятельностью спортсмена. Это прекрастно помогает в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям. Поэтому в психологии спорта используется также и такой метод, как ситуативное управление состоянием и поведение спортсмена.
Так же не менее важным являются мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена, которые издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.
Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов .
Первый этап
Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).
Второй этап
После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: 1) как можно больше отвлечься от всего окружающего; 2) четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.; 3) воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.
Третий этап
В заключение спортсмену делаются следующие внушения:
1) он должен
быть спокоен и уверен в
себе, работать с полной отдачей
сил, полностью реализовать все,
что заложено в
2) ему следует
напомнить о характере
3) ему необходимо
поднять боевой дух (он должен
неудержимо стремиться к
4) ему следует
напомнить о содержании
Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.
Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие - мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.
Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).
В практическом решении проблем психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.
Речь идет об общем планировании психологической подготовки. Конкретный план должен быть составлен только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.
Общий план (образец) психологической подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований:
1) необходимо
знать возраст спортсменов, для
которых предназначена
2) следует
учитывать уровень их
3) важно определить
цели и задачи психологической
подготовки и включать в план
конкретные мероприятия в
4) средства
обучения и воспитания, включенные
в план, должны быть распределены
на общие (средства общей
5) комплекс
мероприятий следует
6) важно определить
средства психодиагностики (отбор,
переводные мероприятия, средства
для определения динамики
7) необходимо включить в план методы и средства гетеротренинга;
8) в комплекс
следует включить методы и
средства, направленные на формирование
эмоциональной устойчивости
9) при составлении
плана важно использовать
После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо провести конкретизацию разработки. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы). Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности в психическом развитии, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов.
Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.
Рисунок 2. Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованию[6, с.21].
Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).
Целесообразно представить общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 2 и 3).
Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям[7, с.71].
Относится к общая психологической подготовке.
Цели:
1) психодиагностика,
определяющая уровень
2) развитие
стремления к достижению
3) совершенствование качеств личности, важных для спортсмена;
4) формирование способности адаптироваться к условиям соревнований.
Таблица 2
№ п/п |
Содержание подготовки |
Задачи |
Средства решения |
Сроки выполнения |
1 |
Общая диагностика уровня подготовленности |
Диагностика |
Комплекс исследовательских мероприятий |
|
2 |
Морально-этическое воспитание |
1) воспитание идейной |
1) проведение бесед; |
|
3 |
Волевая подготовка |
Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена |
||
4 |
Подготовка к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера |
Развитие |
Теоретическое и практическое решение интеллектуальных задач по методике Е.Н.Гогунова |
|
5 |
Диагностика интеллектуальных качеств |
Диагностика |
Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта |
|
6 |
Совершенствование интеллектуальных качеств |
Совершенствование |
Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений |
|
7 |
Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений |
Диагностика |
Опрос
на предмет знаний о способах самонастройки
на выполнение соревновательного упражнения,
приемах идеомоторной тренировки, практическое
выполнение настраивания на выполнение
упражнения; |
|
8 |
Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений |
Совершенствование |
Определение совместно со спортсменом контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности» |
|
9 |
Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний |
Диагностика |
Оценка
уровня тревожности по шкале Спилберга,
опросник «Стресссимптом-тест», |
|
10 |
Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний |
Совершенствование |
Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений |
|
11 |
Диагностика умений проводить аутогенную тренировку |
Диагностика |
Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании ее на практике |
|
12 |
Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку |
1) закрепление знаний об |
Комплекс гетеротренинга |
|
13 |
Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервнопсихической свежести |
Диагностика |
Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А.Цагарелли |
|
14 |
Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести |
Совершенствование |
Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга |
|
15 |
Общая диагностика уровня подготовленности |
Диагностика |
Комплекс исследовательских мероприятий |
Информация о работе Психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям