Психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить различные методы подготовки спортсменов к соревнованиям.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить систему психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям.
2. Определить методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.

Содержание

Введение 3
1 Система психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям. 4
2 Методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлета к соревнованиям 19
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

1 Общая психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям.docx

— 184.25 Кб (Скачать файл)

2) определение  и формулировку соревновательной  цели (в цели находят выражение  объективно существующие возможности  достигнуть определенного результата, она является главным регулятором  деятельности спортсмена);

3) формирование  и актуализацию мотивов участия  в соревновании (побуждения, вытекающие  из понимания спортсменом общественной  значимости достижения намеченной  цели, могут быть побуждения только  личного значения; мотивы повышают  интерес к соревнованию, способствуя  созданию увлеченности процессом подготовки и самой соревновательной борьбой, стремлению достигнуть цели);

4) вероятностное  программирование соревновательной  деятельности (осуществляется в  ходе разработки тактического  плана действий; всегда носит  вероятностный характер);

5) саморегуляцию  неблагоприятных внутренних состояний (при подготовке к соревнованию  спортсмен пользуется эффективными  и наиболее приемлемыми для  него способами саморегуляции, которыми  овладел в процессе общей психологической  подготовки; от соревнования к  соревнованию использование приемов  саморегуляции все более становится  своеобразным ритуалом предсоревновательного  поведения);

6) сохранение  и восстановление нервно-психической  свежести (имеются в виду особенности  поведения спортсмена за некоторое  время до соревнований, когда  необходимо правильно построить  режим дня, уметь отвлекаться  от мыслей о соревновании и т.п. – все эти мероприятия должны быть источником накопления нервно-психического потенциала) [1, с.125].

Результатом выполнения выше перечисленных пунктов должна являтся психологическая готовность спортсмена к соревнованиям.

А. Ц. Пини утверждает, что состояние психической готовности к соревнованию включает в себя целостное проявление личности спортсмена и предстовляет собой динамическую систему элементы которой приведены ниже в таблице 1.

Элементы готовности спортсмена к соревнованиям (по А.Ц. Пуни)

Таблица 1

№ п/п

Элементы готовности

Характеристика

1

2

3

1

Трезвая уверенность в своих силах

Основана на определении соотношения своих возможностей и сил противника с учетом условий предстоящих соревнований

2

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу

Выражается в целеустремленности спортсмена, в его готовности до последнего мгновения вести соревновательную борьбу за достижение цели

3

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения

Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена, масштабу и рангу соревнований

4

Высокая помехоустойчивость

Выражается по отношению к неблагоприятным внутренним и внешним влияниям, проявляется в «нечувствительности» к разнообразным помехам или в активном противодействии к их отрицательному влиянию

5

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением

При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен принимать целесообразные решения, регулировать свои действия, согласовывать их с партнерами, управлять своими эмоциями, строить свое поведение соответственно морально-этическим нормам


 

Так же не менее значимым является ситуативное управление состоянием и поведением спортсменов в условиях соревнований.

Порой случается, что спортсмен, обладающий сильным спортивным характером и хорошей психологической готовностью к соревнованиям, практически не нуждающийся в управлении его состоянием и поведением, теряется или не может найти правильного решения в определенных соревновательных обстоятельствах. Часто подобные ситуации возникают в соревнованиях высокого ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен стремится использовать все возможные методы и средства для достижения высокого, рекордного результата[3,с.46].

В таких ситуациях вполне актуальным и целесообразным является ситуативное управление деятельностью спортсмена. Это прекрастно помогает в случаях явных пробелов в психической готовности спортсмена к определенным экстремальным ситуациям. Поэтому в психологии спорта используется также и такой метод, как ситуативное управление состоянием и поведение спортсмена.

Так же не менее важным являются мероприятия по управлению предсоревновательными и соревновательными состояниями спортсмена, которые издавна называют секундированием. Обычно этот термин используют в единоборствах. В современной практике метод секундирования спортсмена разрешается использовать в различных видах спорта.

Определяющим звеном для проведения сеанса секундирования обычно служит чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения, поэтому главной задачей секундирования является снижение психического напряжения. Процесс секундирования включает в себя несколько этапов .

Первый этап

Решается специальная задача — снижение общей психической активности и уровня бодрствования. Для этого необходимо провести сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении (в условиях соревнований это редко возможно, поэтому такое мероприятие проводят в массажной, в углу зала, просто в стороне от основного места соревнований...). Сглаживают неблагоприятное воздействие соревновательной обстановки приемами словесных формулировок (направленных на расслабление, успокоение и т.д.) или включением в процесс секундирования специального массажа (разглаживание складок лица, последовательное расслабление рук, ног, плеч, спины...), кроме того, часто используются заранее подготовленные магнитофонные записи (шум горного ручья, специальные речевые наговоры психологов и т.п.).

Второй этап

После сеанса релаксации, если еще есть время, спортсмену предлагается провести самостоятельный сеанс сюжетного представления. Он должен сам выбрать вариант, который позволяет: 1) как можно больше отвлечься от всего окружающего; 2) четко воссоздать представляемую обстановку, предметы, их расстановку, цвет и т.д.; 3) воспроизвести приятные чувства, которые спортсмен испытывает обычно в той ситуации.

Третий этап

В заключение спортсмену делаются следующие внушения:

1) он должен  быть спокоен и уверен в  себе, работать с полной отдачей  сил, полностью реализовать все, что заложено в подготовительном  периоде (учебно-тренировочные занятия), не сомневаться, что находится  в прекрасной спортивной форме;

2) ему следует  напомнить о характере поведения  при выходе на старт и на  старте: твердый уверенный взгляд, четкие уверенные движения, раскованность  и т.д.;

3) ему необходимо  поднять боевой дух (он должен  неудержимо стремиться к борьбе, к победе, к успеху);

4) ему следует  напомнить о содержании деятельности (это зависит от вида спорта)[5,с.43].

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах.

Известно, что некоторые спортсмены предпочитают в процессе секундирования только релаксацию, другие - мобилизирующие мероприятия. Есть спортсмены, желающие заполнить практически все время сеанса внушениями уверенности в себе, в готовности к соревнованию и т.п.

Таким образом, ситуативное управление включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией, помогая вскрыть резервные возможности. Кроме того, оно может успешно использоваться в ходе соревнований (перед началом следующего этапа соревнований).

В практическом решении проблем психологической подготовки спортсменов к соревнованиям очень важным является вопрос о ее планировании.

Речь идет об общем планировании психологической подготовки. Конкретный план должен быть составлен только самим тренером и исходить из комплекса особенностей: вид спорта, возраст и спортивное мастерство спортсменов, их индивидуальные особенности.

Общий план (образец) психологической подготовки спортсменов к соревнованию имеет ряд общих требований:

1) необходимо  знать возраст спортсменов, для  которых предназначена разработка;

2) следует  учитывать уровень их спортивного  мастерства;

3) важно определить  цели и задачи психологической  подготовки и включать в план  конкретные мероприятия в полном  соответствии с ними;

4) средства  обучения и воспитания, включенные  в план, должны быть распределены  на общие (средства общей психологической  подготовки), специальные (средства  специальной психологической подготовки) и предназначенные для ситуативного  управления (средства секундирования);

5) комплекс  мероприятий следует планировать  на годичный цикл подготовки;

6) важно определить  средства психодиагностики (отбор, переводные мероприятия, средства  для определения динамики роста  личностного развития и спортивного  мастерства), средства психогигиены (контрольные средства слежения  за психическим состоянием спортсмена, восстановительные мероприятия), средства  общего психического развития (средства, предназначенные для развития  памяти, интеллекта, волевых качеств  и т.п.), средства специального  психического развития (мероприятия, способствующие развитию таких  психических качеств, способностей  и свойств, которые особенно ценны  в данном виде спорта);

7) необходимо  включить в план методы и  средства гетеротренинга;

8) в комплекс  следует включить методы и  средства, направленные на формирование  эмоциональной устойчивости спортсмена  к экстремальным ситуациям соревновательного  характера;

9) при составлении  плана важно использовать условное  его разделение на блоки, которые  символизируют определенную законченность  развития, формирования или совершенствования  какого-либо качества спортсмена (например, блок мероприятий, направленных  на формирование волевых качеств  спортсмена и т.п.). Необходимым  условием разработки каждого  блока является использование  общей схемы построения[5,с.43] (см. рисунок 2).

После составления общего плана психологической подготовки спортсменов к соревнованиям необходимо провести конкретизацию разработки. Сущность этого процесса определяется адаптацией общей формы (общего плана для всех членов спортивной группы) к каждому спортсмену в отдельности (индивидуализация плана для каждого члена спортивной группы). Основой механизма реальной конкретизации общего плана становятся результаты психодиагностики, определяющие уровень подготовленности спортсменов к участию в соревнованиях, т.е. индивидуальные особенности в психическом развитии, сформированность личностных качеств и общих специальных умений каждого из спортсменов.

Важно отметить, что цели и задачи психологической подготовки должны полностью соответствовать целям и задачам физической, технической и тактической подготовки. Сформулировав конкретные цели и задачи (общие для всех членов спортивной группы), перед определением средств обучения и воспитания тренер должен исследовать (провести диагностирование) уровень подготовленности спортсменов (определить уровень спортивного мастерства каждого члена спортивной группы) в психологическом аспекте. Затем следует разделить (условно) группу на три подгруппы (в соответствии с высокой, средней и низкой оценкой подготовленности спортсменов). Общий план психологической подготовки может быть ориентирован на подгруппу спортсменов с высокой или средней оценкой.

Рисунок 2. Требования к составлению отдельного блока мероприятий психологической подготовки спортсменов к соревнованию[6, с.21].

 

Конкретизируя план, во-первых, необходимо внести коррективы, направленные на обеспечение подготовки спортсменов с низкой оценкой подготовленности, затем уже изменить план для членов оставшихся подгрупп (или с высокой, или со средней оценкой), а в заключение организовать индивидуальную конкретизацию плана (для каждого спортсмена). Таким образом, процесс конкретизации общего плана психологической подготовки можно представить в виде соотношения 1:3:6 — 24 (на первом этапе работы — общий план): 3 (на втором этапе — общие планы для подгрупп): 6 — 24 (на третьем этапе — конкретные индивидуальные планы для каждого спортсмена).

Целесообразно представить общий план психологической подготовки, который отвечает всем вышеуказанным требованиям и может служить образцом для организации самостоятельной работы тренера по планированию психологической подготовки спортсменов к соревнованиям в любом виде спорта (см. табл. 2 и 3).

Примерный план психологической подготовки спортсменов к соревнованиям[7, с.71].

Относится к общая психологической подготовке.

Цели:

1) психодиагностика, определяющая уровень подготовленности  спортсменов к участию в соревнованиях;

2) развитие  стремления к достижению наивысших  спортивных результатов в условиях  соревнования;

3) совершенствование  качеств личности, важных для  спортсмена;

4) формирование  способности адаптироваться к  условиям соревнований.

Таблица 2

№ п/п

Содержание подготовки

Задачи

Средства решения

Сроки выполнения

1

Общая диагностика уровня подготовленности

Диагностика 
1 ) волевых качеств; 
2) помехоустойчивости; 
3) морально-этических качеств; 
4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта

Комплекс исследовательских мероприятий

 

2

Морально-этическое воспитание

1) воспитание идейной направленности; 2) развитие способности произвольно  управлять поведением в условиях  соревнований 

1) проведение бесед; 
2) моделирование на тренировках соревновательных условий

 

3

Волевая подготовка

Преодоление конкретных пробелов в развитии волевых качеств у каждого спортсмена

   

4

Подготовка к преодолению экстремальных ситуаций соревновательного характера

Развитие 
1 ) умения быстро овладевать собой в экстремальных условиях; 
2) способностей трезво оценивать ситуацию и принимать рациональные решения

Теоретическое и практическое решение интеллектуальных задач по методике Е.Н.Гогунова

 

5

Диагностика интеллектуальных качеств

Диагностика 
1) аналитико-синтетических качеств;2) уровня развития наблюдательности

Тест «Логичность», тест Векслера, тест с кольцами Ландольдта

 

6

Совершенствование интеллектуальных качеств

Совершенствование 
1 ) аналитико-синтетических умений; 
2) наблюдательности

Разбор соревновательных ситуаций, логическое объяснение выполняемых действий, оценка и анализ выполнения другими спортсменами и собственного выполнения физических упражнений

 

7

Диагностика умения настраиваться на выполнение соревновательных упражнений

Диагностика 
1) уровня знаний и умения использовать приемы контрольно-ориентировочной деятельности;  
2) уровня знаний и умения использовать приемы идеомоторной подготовки к выполнению упражнения; 
3) уровня знаний и умения определять момент готовности к выполнению упражнения; 
4) индивидуальных особенностей длительности сосредоточения перед началом выполнения упражнения

Опрос на предмет знаний о способах самонастройки на выполнение соревновательного упражнения, приемах идеомоторной тренировки, практическое выполнение настраивания на выполнение упражнения; 
а) с определением спортсменом момента готовности; 
б) в различные промежутки времени, с последующей оценкой качества действий спортсмена

 

8

Совершенствование умений настраиваться на выполнение соревновательных упражнений

Совершенствование  
1) приемов контрольноориентировочной деятельности;  
2) приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения;  
3) умения определять момент готовности к началу действия  
Закрепление индивидуальной длительности сосредоточения перед выполнением упражнения

Определение совместно со спортсменом контрольно-ориентировочных элементов деятельности, составление «модели соревновательного упражнения», практическое использование модели, отработка длительности сосредоточения, совершенствование «чувства готовности»

 

9

Диагностика умений саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний

Диагностика  
1) умений осуществлять самоконтроль за внешними проявлениями эмоциональной напряженности;  
2) умений проводить саморегуляцию

Оценка уровня тревожности по шкале Спилберга, опросник «Стресссимптом-тест»,  
опросник НПТ Т.А.Немчина, методика Ю.А.Цагарелли

 

10

Совершенствование приемов саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний

Совершенствование  
1 ) самоконтроля за внешними проявлениями эмоциональной напряженности;  
2) приемов произвольного расслабления мышц, регуляции дыхания, переключения внимания, мыслей, словесной саморегуляции

Беседы на тему «Внешние проявления эмоциональной напряженности», наблюдение за проявлениями напряженности у других спортсменов, спецкомплекс упражнений

 

11

Диагностика умений проводить аутогенную тренировку

Диагностика  
1) знаний об аутогенной тренировке;  
2) умений осуществлять аутогенную тренировку

Опрос о существенности, значении аутогенной тренировки, об отношении к аутогенной тренировке, об использовании ее на практике

 

12

Совершенствование умений проводить аутогенную тренировку

1) закрепление знаний об аутогенной  тренировке;  
2) совершенствование приемов аутогенной тренировки

Комплекс гетеротренинга

 

13

Диагностика умений организовывать сохранение и восстановление нервнопсихической свежести

Диагностика  
1) знаний о приемах сохранения и восстановления нервно-психической свежести;  
2) умений практического использования этих знаний

Опрос о сущности, вариативности способов организации сохранения и восстановления нервно-психической свежести, тестирование по методике Ю.А.Цагарелли

 

14

Совершенствование способов сохранения и восстановления нервно-психической свежести

Совершенствование 
1) приемов словесного самовоздействия; 
2) приемов отвлечения и переключения; 
3) специальных приемов аутогенной тренировки в сочетании с физическими упражнениями

Комплекс специальных упражнений, сеансы специального гетеротренинга

 

15

Общая диагностика уровня подготовленности

Диагностика 
1) волевых качеств; 
2) помехоустойчивости; 
3) морально-этических качеств; 
4) способности к произвольному управлению своим поведением в условиях аффекта

Комплекс исследовательских мероприятий

 

Информация о работе Психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям