Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:07, курсовая работа
Цель исследования: изучить различные методы подготовки спортсменов к соревнованиям.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить систему психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям.
2. Определить методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.
Введение 3
1 Система психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям. 4
2 Методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлета к соревнованиям 19
Заключение 34
Относится к специальной психологической подготовке (к конкретному соревнованию).
Цель: формирование состояния психической готовности к соревнованию.
Таблица 3.
№ п/п |
Содержание подготовки |
Задачи |
Средства решения |
Сроки выполнения |
1 |
Создание трезвой уверенности в своих силах, активного стремления до конца бороться за достижение лучшего результата |
1) сбор и анализ информации
об условиях предстоящего |
Комплекс специальных мероприятий |
|
2 |
Совершенствование способности управлять своими действиями, чувствами и мыслями в соответствии с предлагаемыми условиями соревнования |
1) вероятностное |
Интеллектуальное, экспериментальное представление будущих действий (вариативное), идеомоторная подготовка. моделирование будущих условий соревнования, аутогенная тренировка, выполнение соревновательных упражнений с обязательным использованием настройки |
|
3 |
Создание и сохранение оптимального возбуждения перед соревнованием и входе него |
1) ограждение от всевозможного
влияния, способного повысить меру
значимости участия в |
Комплекс специальных восстановительных мероприятий |
|
4 |
Восстановление психического состояния после соревнования |
|
Комплекс специальных восстановительных мероприятий |
|
В приведенном примере практически не говорится о сроках выполнения и средствах решения задач психологической подготовки, так как их нельзя обобщить (они зависят от планов и программ по другим видам подготовки спортсменов, календаря соревнований и других особенностей спортивной деятельности).
Психическая подготовка спортсменов направлена на воспитание волевых качеств личности и состоит из общей психологической подготовки спортсменов, психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсмена. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсменов и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
2 Методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлета к соревнованиям
Для проведения эффективной психологической подготовки спортсменов к соревнованиям психологи всего мира пользуются рядом методик для определения динамических стостояний спортсмена, а также его личностных качеств и особенностей.
Методики для определения динамических состояний спортсменов позволяют определить уровень тревожности спортсменов.
Тревожность определяет индивидуальную чувствительность спортсмена к соревновательному стрессу. Как черта личности она характеризуется в той или иной степени склонность испытывать в большенстве ситуаций опасения, страхи. Тревожность спортсмена связана с ожиданиями социальных последствий его успеха или неудачи[5,стр.53].
Наиболее распространёнными методиками по выявлению уровня тревожности являются опросник Спилбергера, шкала Дж. Тейлор, а так же шкала тревожности шкала тревожности IPAT.
Личностная шкала
самооценки Спилбергера включает в себя
20 вопросов [Приложение А]. Подсчёт количества
баллов ведётся следующим образом. Из
суммы ответов на вопросы 2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,
Шкала самооценки.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет[Приложение А].
Шкала Дж.Тейлор, построенная на осноме Министерского многопрофильного опросника, получила широкое распространение среди психологов-экспериментаторов для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха). Эта шкала может применятся до и после соревнований. Её следует применять вместе с другими методиками ( например, совместно с определением типологических свойств ), а данные по ней дополнять другими бланковыми и проективными тестами для обеспечения её надёжностим [5, с. 53].
В приложении В приведён тест Дж. Тейлор, состоящий из 50 ответов, а так же ключ для интерпретации ответов. Каждый ответ, совподающий с ключом, оценивается в 1 балл. При неопределённом ответе ставится 0,5 балла. Показатели ранжируются следующим образом: от 1 до 6 – малая тревожность, от 6 до 20 баллов – средняя тревожность, от 20 и выше – высокая тревожностьх [5, с. 53].
Спортсменам с высокой личностной тревожностью следует уделять особое внимание, при подготовке к ответственным соревнованиям. Для выявления таких спортсменов и осуществления мероприятий по созданию системы психологической защиты приведённые шкалы тревожности могут оказать неоценимую помощь [5, 53 с.].
Методики для выявления личностных особенностей спортсмена.
Оценка уровня притязаний.
К характеристикам личности, связанним с достижением цели, относится уровень притязаний. Уровень притязаний определяется уровнем трудности выбираемой цели. Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф. Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлогается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возростания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлогаемом варианти методики Хоппе испытуемым предлогается 12 заданий ( с грифом «а», так как каждый вариант трудности может иметь несколько вариантов). Даётся следующая инструкция: « Перед вами лежат карточки на обороте которых написаны задания. Задания распологаются по возростающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам неизвестно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное время – ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами».
Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать отведенное на выполнение задания время и таким образом произвольно оценивать выполнение как правильное или неправильное. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до 5.
Карточка 1. I степень трудности. Написать три слова на букву «Н».
Карточка 2. II степень трудности. Написать название четырех фруктов на букву «А».
Карточка 3. III степень трудности. Написать шесть имен на букву «П».
Карточка 4. IV степень трудности. Написать название шести государств на букву «И».
Карточка 5. V степень трудности. Написать пять названий станций метро на букву «П».
Карточка 6. VI степень трудности. Написать двадцать слов на букву «С».
Карточка 7. VII степень трудности. Написать, какие материки начинаются с буквы «А».
Карточка 8. VIII степень трудности. Написать название пяти государств на букву «М».
Карточка 9. IX степень трудности. Написать название пяти фильмов на букву «М».
Карточка 10. X степень трудности. Написать фамилии пяти известных советских киноактеров на букву «Л».
Карточка 11. XI степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву «Р».
Карточка 12. XII степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву «К».
Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени оцениваются одним очком, II – двумя и т. д.
В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков.
Например, если в тесте испытуемому предоставлялось 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй – 5-ю, в третий – 4-ю, в четвертый – 7-ю и в пятый раз – 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен сумме: 4+5+4+7+6 = 26 очкам.
После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т. е. повышение притязаний.
Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т. е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг).
Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после неудачи.
В экспериментах Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранить уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях [5, 57 с.].
Оценка типологических свойств и особенностей темперамента спортсмена.
Свойства темперамента, основанные на определенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.
Одно из основных требований исследования свойств нервной системы – совпадение диагноза по двум или нескольким методикам. Нередко наряду с экспериментальными методами исследования свойств типа нервной системы используются наблюдения за жизненными проявлениями свойств нервной системы и опрос.
В основу предлагаемого опросника, направленного на оценку силы процессов возбуждения, торможения и их подвижности, положен «Опросник темперамента» зарубежного психолога Я. Стреляу, модифицированный с учетом специфики спортивной деятельности доктором психологических наук Б. А. Вяткиным.
Дается следующая инструкция: «Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На вопросы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Работайте быстро, не тратьте слишком много времени на обдумывание ответа – наиболее интересна ваша первая реакция. На вопрос можно ответить «да», «нет», «не знаю». Отвечайте «не знаю» лишь в тех случаях, когда вам трудно ответить «да» или «нет». Выбранный вами ответ на каждый вопрос следует обвести кружком. Не пропускайте какого-либо вопроса. Начинайте!»
Опросник темперамента
1 Легко ли вы сходитесь с новыми товарищами по команде, тренерами, руководителями?
2 Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?
3 Достаточно ли вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?
4 Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях?
5 Воздерживаетесь ли вы во время занятий спортом от неделовых, эмоциональных аргументов?
6 Легко ли вам втянуться в тренировки после длительного перерыва (лечение травмы, болезнь и т. п.)?
7 Добиваетесь ли вы на соревнованиях более высокого результата, чем на тренировках?
8 Способны ли вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?
9 Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?
10 Умеете ли вы хранить тайну, если вас об этом просят?
11 Легко ли вам возвращаться к работе, которой вы не занимались несколько недель или месяцев?
12 Способны ли вы по указанию тренера быстро успокоиться, «взять себя в руки»?
13 Охотно ли вы стремитесь к участию в ответственных соревнованиях?
14 Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость?
15 Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний?
16 Способны ли вы быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения или задания?
17 Охотно ли вы выполняете сложные и рискованные упражнения?
18 Трудно ли вам сдержать злость или раздражение?
19 В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты?
20 Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?
21 Сохраняете ли вы бодрость и уверенность в крупных и ответственных соревнованиях?
22 Влияет ли состав группы, в которой вы тренируетесь, на ваше самочувствие и настроение?
23 Способны ли вы переносить поражения?
24 Уверены ли вы в своих силах, выходя на старт?
25 Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в расписании тренировок и графика соревнований?
26 Охотно ли вы приступаете к выполнению новых упражнений, овладению новой техникой?
Информация о работе Психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям