Психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить различные методы подготовки спортсменов к соревнованиям.
Задачи курсовой работы:
1.Изучить систему психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям.
2. Определить методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям.

Содержание

Введение 3
1 Система психологической подготовки легкоатлетов к соревнованиям. 4
2 Методы и методики исследования состояний проблемы психологической подготовки легкоатлета к соревнованиям 19
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

1 Общая психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям.docx

— 184.25 Кб (Скачать файл)

Оценка общей психологической устойчивости.

Психическая надежность спортсмена определяется с помощью анкеты, разработанной сотрудником ВНИИФКа В. Э. Мильманом. Психическая надежность, рассматриваемая как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: соревновательной эмоциональной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности и помехоустойчивости. Каждый из компонентов психической надежности характеризуется совокупностью типичных показателей.

Показателями соревновательной эмоциональной устойчивости являются характер, интенсивность и длительность предсоревнователыюго и соревновательного эмоционального возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления и т. д.

Показатели саморегуляции: умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него, в частности, посредством словесных самоприказов, умение перестроиться в ходе спортивной борьбы, развитие функции самоконтроля над своими действиями и т. д.

Показатели мотивационной сферы: любовь к спорту вообще и к своему виду спортивной деятельности, стремление к любой форме соревновательной борьбы, отдача на тренировках и соревнованиях и т. д.

Показатели стабильности и помехоустойчивости: устойчивость внутреннего функционального состояния, стабильность двигательных навыков и спортивной техники, невосприимчивость к воздействию разного рода помех и т. д.

Сокращенный вариант анкеты психологической надежности включает 22 вопроса. На листе ответов испытуемый отмечает суждение, соответствующее его собственному. Каждый ответ относится к одному из 4 компонентов (кроме общего вопроса № 17) и оценивается определенным количеством баллов.

 Анкета  психической надежности.

 Перед  вами вопросы, цель которых –  выявить психологические особенности  вашей спортивной деятельности. При ответе на каждый вопрос  выберите один из вариантов  ответа («а», «б», «в», «г») и напишите  его на листе ответов рядом  с номером вопроса, например: «4-в», «6-а» и т. д. Старайтесь не задумываться  над деталями, давайте обобщенные  ответы, имея в виду ваш соревновательный  опыт последнего времени.

1 В каких случаях вы успешнее выступаете в ответственных соревнованиях? а) Находясь в спокойном состоянии, практически не волнуясь; б) находясь в состоянии повышенного ; возбуждения; в) в состоянии сильного возбуждения; г) не могу сказать точно.

2. Сильно ли вы обычно волнуетесь на ваших соревнованиях? а) Да; б) иногда; в) нет.

3. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний во время соревнований? а) Обычно не задумываюсь об этом; б) иногда; в) да.

4. Нравится ли вам выступать в прикидках, в контрольных упражнениях на результат? а) Да; б) не могу сказать определенно; в) нет.

5.Можете ли  вы в течение наиболее важного  периода сезона поддерживать  стабильным уровень высоких результатов? а)Да; б) бывают колебания; в) нет.

6. Стабильна ли ваша техника? а) Да; б) бывают колебания; в) нет.

7. Сильно ли сбивают вас неожиданные помехи? а) Да, б)иногда; в) нет.

8. Мешает ли вам волнение в соревнованиях выступить наилучшим образом? а) Да; б) иногда; в) нет.

9. Вы полностью выкладываетесь на важных соревнованиях? а) Да; б) не всегда; в) нет.

10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки? а) Да; б) не всегда; в) нет.

11. Сильно ли действуют на вас неудачи? а) Да, сильно расстраивают; б) быстро забываются; в) не придаю большого значения.

12. В каких случаях вы достигаете лучшего результата?

а) При строгом сознательном контроле за своими действиями;

б) при автоматическом выполнении; в) нечто среднее.

13. Бывают у вас во время ответственных соревнований серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат выступлений? а) Да; б) иногда; в) практически не бывают.

14. Возникает у вас при удачном течении спортивной борьбы чувство, что «дело сделано», «скорее бы все заканчивалось»? а) Да; б) иногда; в) нет.

15. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед ответственными соревнованиями? а) За несколько дней до соревнований; б) накануне соревнований; в) непосредственно перед выступлением.

16. Трудно ли вам отключаться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственных соревнованиях? а) Да; б) нет; в) могу отключиться, но ненадолго.

17. Проводите  ли вы специальную настройку  перед выходом на старт? (Можете  выбрать сразу несколько вариантов  ответа.) а) Нет, не провожу; б) стараюсь  успокоиться, снять напряжение; в) стараюсь  думать о чем-нибудь приятном; г) сосредоточиваюсь на предстоящем  выступлении; д) стараюсь активизироваться, поднять физический тонус; е) стараюсь  отвлечься от мыслей о предстоящем  выступлении; ж) стараюсь вызвать  в себе спортивную злость; з) перебираю  в уме тактические и технические  моменты предстоящего выступления; и) использую разминку в качестве  психологической настройки.

18. Можете  ли вы, если считаете это нужным, быстро переключиться с одного  вида настройки на другой? а) Нет; б) обычно не испытываю в этом  необходимости; в) да.

19. Можете  вы в ходе спортивной борьбы  при необходимости заставить  себя быстро успокоиться? а) Нет; б) не всегда; в) как правило, могу.

20. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами самому себе? а) Нет; б) обычно не чувствую в этом необходимости; в) да.

21. Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте? а) Да, могу отказаться от многих жизненных благ; б) этой проблемы передо мной не возникало; в) нет.

22. Каково ваше отношение к соревнованиям? а) Соревнование – это трудный экзамен; б) соревнование – это праздник; в) и то и другое.

Подчеркивается количество баллов по каждому компоненту. Оценка 0 баллов соответствует среднему уровню психической надежности. Оценка со знаком « – » говорит о снижении уровня надежности по данному компоненту по сравнению со средними данными. Соответственно оценка со знаком «+» указывает на повышенный по сравнению со средним уровень выраженности того или иного компонента психической надежности.

Диапазон оценок по компонентам равняется: СЭУ – от 12 до 5 баллов; СР – от 10 до 6 баллов; М-Э – от 10 до 7 баллов; Ст-П – от 6 до 3 баллов.

Как показывают исследования, средние групповые значения компонентов психической надежности (кроме мотивационного) закономерно увеличиваются с ростом спортивного мастерства.

Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе.

К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний. Уровень притязаний определяется уровнем трудности выбираемой цели.

Уровень притязаний определяется различными модификациями методики Ф. Хоппе, суть которой состоит в следующем. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемыми в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. В предлагаемом варианте методики Хоппе испытуемым предлагается 12 заданий (с грифом «а», так как каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).

Дается следующая инструкция: «Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности задания. Задания располагаются по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам не известно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в определенное время, я буду считать, что задание вами не выполнено, и ставлю минус. Если уложитесь в отведенное время – ставлю плюс. Задание вы должны выбирать сами».

Экспериментатор может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать отведенное на выполнение задания время и, таким образом, произвольно оценивать выполнение как правильное или неправильное. Только после оценки экспериментатора испытуемый должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до 5.

Карточка 1. I степень трудности. Написать три слова на букву «Н».

Карточка 2. II степень трудности. Написать название четырех фруктов на букву «А».

Карточка 3. III степень трудности. Написать шесть имен на букву «П».

Карточка 4. IV степень трудности. Написать название шести государств на букву «И».

Карточка 5. V степень трудности. Написать пять названий станций место на букву «П».

Карточка 6. VI степень трудности. Написать двадцать слов на букву «С».

Карточка 7. VII степень трудности. Написать, какие материки начинаются с буквы «А».

Карточка 8. VIII степень трудности. Написать название пяти государств на букву «М».

Карточка 9. IX степень трудности. Написать название пяти фильмов на букву «М».

Карточка 10. X степень трудности. Написать фамилии пяти из-вестных отечественных киноактеров на букву «Л».

Карточка И. XI степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников, композиторов, писателей на букву «Р».

Карточка 12. XII степень трудности. Написать фамилии пяти известных русских художников на букву «К».

Вопросы каждого уровня трудности оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы I степени оцениваются одним очком, II – двумя и т. д.

В качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков (14). Например, если в тесте испытуемому предоставлялось 5 выборов и он в первый раз выбрал 4-ю, во второй –  5-ю, в третий – 4-ю, в четвертый – 7-ю и в пятый раз – 6-ю карточку, то уровень притязаний будет равен 4 + 5 + 4 + 7 + 6=24 очкам.

После успеха или неудачи (которые могут быть произвольно интерпретированы экспериментатором) происходит сдвиг или в сторону повышения уровня притязаний, или в сторону его уменьшения. После успеха, как правило, происходит сдвиг в положительном направлении, т. е. повышение притязаний.

Средняя величина единичных сдвигов после успеха, показанных во всех тестах, принимается за меру сдвига после успеха. После неудачи испытуемые могут как понижать уровень притязаний, т.е. выбирать более легкое задание (положительное направление), так и повышать притязания (отрицательный сдвиг).

Средняя величина единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах, принимается за меру после неудачи.

В экспериментах Хоппе было выявлено, что в целом преобладает тенденция скорее довольствоваться малым успехом, чем прекратить действие после неудачи, тем самым сохранив уровень притязаний и как можно более высокое мнение о своих возможностях.[1, с.71]

 

 

 

 

         Заключение

 

 

В результате изучения системы психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям было выявлено, что психологическая подготовка спортсменов делится на следующие виды:

– общая психологическая подготовка,

–специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию.

Каждая из двух видов подготовки имеет свои особенности и по-своему важна.

В общей психологической подготовке выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий.

Общая психологическая подготовка осуществляется в ходе каждого тренировочного занятия.

В данном виде психологической подготовки акцент делается на развитии спортивного характера и ряда важных качеств необходимых спортсмену для преодаления различного рода трудностей с которыми он может столкнуться на соревнованиях или же в ходе тренировочного процесса.

Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию включает в себя информирование спортсменов об условиях соревнования, соперниках, месте проведения соревнования.

Формируется соревновательная цель и мотив участия в соревнованиях.

В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойствах внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к соревнованиям. В переходном периоде используются преимущественно средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течении всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приемов психической регуляции спортсменов.

Психическая подготовка спортсменов к соревнованиям является очень важным и неотемлемым элементом тренеровочного процесса. Так как существует множество примеров того, как спортсмены прибывающие в хорошое физической форме на соревнованиях показывали результаты намного ниже своих возможностей. Виной тому является плохая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

2 В ходе  изучения психологической подготовки лёгкоатлетов к соревнованиям был подобран ряд методик, который может помоч в изучении данной проблемы.

Для определения динамических состояний спортсмена были подобраны следующие методики:

– опросник Спилбергера,

– шкала Дж. Тейлор.

Для выявления личностных особенностей спортсменов были подобраты такие методики как:

– оценка уровня притязаний Ф. Хопе,

– опросник темперамента Я. Стреляу,

– оценка общей психологической устойчивости разработанный В.Э. Мильманом.

– тест мотивация к успеху.

Данные методики помогут с определение состояний и особенностей спортсмена, знание которых, поможет выделяить правильные средства и методы психолого-педагогических воздействий.

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

 

  1. Кретти, Б.Д. Психология в современном спорте / Б.Д. Кретти; пер с англ.: Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 222 с.
  2. Рудник, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте /               Р.З. Рудник. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 512 с.
  3. Шайхутдинов, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте /     Р.З. Шайхудзинов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 154 с.
  4. Генов, Ф.А. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсмена / Ф.А. Генов. – М.: Физкультура и спорт, 1971. –    244 с.
  5. Родионов, А.В. Влияние психических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.
  6. Ганюшкин, А.Д. Задачи, формы и методы современной работы психолога и тренера / А.Д. Ганюшкин. – Смоленск, 1989. – 31 с.
  7. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1969. – 87 с.
  8. Методики психодиагностики в спорте: учеб. пособие для ст-ов пед. ин-тов по спец. 03.03 « Физ. культура » / В.Л. Марищук [и др.]. – 2-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.
  9. Найдиффер, Р.М. Психология соревнующегося спортсмена /   Р.М. Найдиффер; пер. с англ. А.Н. Романина. – М.: Физкультура и спорт, 1979 – 256 с.
  10. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 284 с.
  11. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Наука и спорт, 1983. –183 с.
  12. Родионов, А.В. Спортсмен прогнозирует решение /                   А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 112 с.
  13.   Келлер, В.С. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях / В.С. Келлер. – Киев: Здоровья, 1977. – 184 с.
  14. Пилоян, А.Р. Мотивация спортивной деятельности / А.Р. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104 с.
  15. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
  16. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: учеб. Пособие для учеб. Заведений профтехобразования. – 2-е изд., перераб. И доп. / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1984. –174 с.
  17. Сагайдак, С.С. Мотивация достижения в спорте / С.С. Сагайдак. – Минск: БЕЛПОЛИГРАФ, 2002. – 245 с.
  18. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1959. – 307 с.
  19. Родионов, А.В. Практическая психология физической культуры и спорта / А.В. Родионов. – Махачкала: Изд-во « Юпитер », 2002. –160 с.
  20. Гиссен, Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Л.Д. Гиссен. – М.: Физкультура и спорт, 1979. –144 с.

Информация о работе Психологическая подготовка лёгкоатлета к соревнованиям