Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат
Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11
Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54
Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85
Заключение………………………………………………………………..110
Список использованной литературы………………………………………………………………….112
Оглавление
| ||||||||||||||||||||||||
Введение……………………………………………………… | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
«В наше время нет такого музея , в котором не проводились бы экскурсии. Ведь именно экскурсия является одной из привычных форм взаимодействия с посетителем, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея». [35;с.127]
Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]
Эта мысль особенно важна сегодня в условиях активной, а порой даже агрессивной визуализации действительности .
Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. В научный оборот понятие «экскурсия» вошло в XIX в. и закрепилось в образовательной среде преимущественно в связи с реализацией принципа наглядности в обучении.[8; с.63-76]
Начало теоретического
Являясь противником обзорных экскурсий, ориентированных на беглое знакомство с музеем, ученый рекомендовал включать в осмотр небольшое количество произведений, что позволяет решать ряд методических задач: способствовать переживанию воспринимаемого произведения; на основе переживаний зрителя выяснить особенности художественной формы произведения и его стиль; закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путем самостоятельной работы. [22; с.175-178]
Важную роль в осмыслении феномена экскурсии внесли и такие представители российской экскурсионной школы как И. М. Гревс, Н. П. Анциферов, Н. А. Гейнике, Б. Е. Райков, А. В. Бакушинский, А. Я. Закс и др. [13,1,11,28,2,18]Благодаря их усилиям разработан экскурсионный метод, основанный на совокупности ряда признаков: самого первого зрительного впечатления, преобладании показа над рассказом, моторности, тематичности, активизации аудитории .
«Важно отметить , что музейные экскурсии в своем развитии прошли длительный путь: от просветительских до агитационно-идеологических в 1930–1980-х гг.; в начале 1990-х гг. в связи с новыми демократическими устремлениями российского общества экскурсия в своей старой форме становится неинтересна музейному посетителю и оказывается на какое-то время невостребованной. Однако уже в конце 1990-х гг усиливается внимание к этой музейной форме работы, особенно в провинциальных краеведческих музеях».[22;с.175-178]
Современная экскурсия в музее переживает сложные трансформации связанные с поиском новых методов и новых подходов и новых подходов в работе . Прежде всего это связано с активным развитием в конце 20-начале 21 века музейной педагогики. Именно музейно-педагогический подход позволяет и ориентирует методику экскурсий на психологические характеристики аудитории .
Традиционная экскурсионная школа в музее не утрачивает своей роли , однако все более популярными становятся экскурсии, которые дифференцируют аудиторию по ее возрастным характеристикам половым образовательным выделяя в отдельные аудитории людей с особыми потребностями . [42; с.403]
Данный подход объясняет
и актуальность выпускной
Степень научной разработанности проблемы
Интерес в заявленной выпускной квалификационной работы тематике нашел отражение в научных исследованиях различного характера . Так для данной работы важным и принципиальным является позиция Б.В Емельянова, [17;с.3] который существенное внимание уделяет и пониманию экскурсии как некоего феномена видов и типов экскурсий значению и характеристики дифференцированного подхода в экскурсии заключается в том, что множество авторов посвятило свои труды рассмотрению данного вопроса. Одним из таких авторов стал Емельянов. Б.В. [17;с.3] По его трактовке термин «дифференциация» означает разделение ,а значит соответственно при дифференциации происходит разделение посетителей музея с учетом их определенных особенностей .
Кроме того для нас была важна работа Б.А. Столярова .[35;с.144,149,154-155] Работа данного автора позволяет детально познакомиться с экскурсионной практикой музея его методами подходами актуальными для сегодняшнего дня. Не утратили значение для осмысления потенциала экскурсии особенно в работе с детской аудитории и исследования основоположников экскурсионного метода : И.М. Гревс , Н.Д.Романов, А.В.Бакушинский и другие.[13,30,2] Их позиции могут быть применены в разработке современных экскурсий . Для данной работы особенно важны идеи Н.Д. Романова о работе с детской аудиторией в музее в процессе экскурсионной практики . Также представляются ценными разработанные А.В. Бакушинским принципы музейных экскурсий для детей . В ходе работы над данным исследованием были изучены и труды специалистов в области музейной педагогики . Особенно для нас важными оказались исследования таких ученых как М.Ю. Юхневич, Л.М. Шляхтиной . Психологические особенности разнообразной музейной аудитории автором данного исследования изучены и проанализированы в трудах Л.С. Выготского , А.С.Белкина, Л.И. Божовича [6,7,4,16] и других.
Кроме того важным было проанализировать практическую деятельность музеев по использованию дифференцированного подхода в экскурсионной практике . Наиболее ценный опыт опубликован в журналах «Мир экскурсий»(«Дискуссионный клуб. Костюм в работе экскурсовода»), «Нижегородский музей» ( Г.Н. Цыганова«Варнавинский историко-художественный музей»)[27;53].
Отдельно можно выделить сайты музеев, в которых содержалась информация о тематике экскурсионных проектов и программ для различных групп посетителей музея . Большую ценность для данного исследования имел опыт Российского Этнографического музея в экскурсионной деятельности с различными посетителями который автор изучил лично. Для создания авторской экскурсии автор изучил исследования Макеевой , О.Г.Барановой и И.И. Шангиной[22,3,37,38]. У всех этих авторов раскрыта сущность русского праздника и дается детальная его характеристика –в том числе и о Масленице , которая входят в экспозицию «Русские конца 19-начала 20 века» ,которой и будет посвящена экскурсия под названием «Русская Масленица».
Несмотря на то, что по заявленной проблематике существует достаточно широкий круг исследований , автор данной дипломной работы поставил перед собой цель разработать на основе существующих в науке представлений о дифференцированном подходе в экскурсионной деятельности авторский вариант экскурсии для детской аудитории.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить существующие в науке представления о музейной аудитории
2) Обосновать современное понимание музейной экскурсии
3)Проанализировать
4) Разработать авторскую
экскурсию для младших
Объектом данного исследования являются младшие школьники
Предметом настоящего исследования- музейно- педагогическая технология создания экскурсии для младших школьников на основе дифференцированного подхода .
В настоящей работе использованы следующие методы исследования :
выявить характерные особенности экскурсий
Используя данный метод, можно проследить появление термина музейная аудитория
Возможность выявить характерные особенности различных возрастных групп экскурсионной аудитории музея
Применяется для анализа психологических особенностей каждой возрастной группы.
продуктивных способов работы с той или иной возрастной группой музейной аудитории
Цели и задачи исследования предопределили его структуру . Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обозначается актуальность , из 3-х глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1Психологические особенности аудитории и их роль в проектировании экскурсий.
Музейная аудитория по мнению М.Ю. Юхневич это : «общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение в определенной активности и мотивации его посещения»[59;с.50].
Российская музейная энциклопедия определяет это понятие следующим образом : «Аудитория музейная, общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). Аудитория музейная делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею). Детальная сегментация А.м., учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на ее расширение являются источниками качественных показателей культурно-образовательной деятельности музея. А.м. является объектом изучения социологии музейной и психологии музейной»[31;с.54].
В словаре музейно-педагогических терминов Тимофеевой Л.С дается следующая трактовка : «АУДИТОРИЯ МУЗЕЙНАЯ – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст. Образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства»[34;с.1].
В современном мире ученые делят музейную аудиторию на реальную и потенциальную : «Принято различать людей, которые посещают музей в данный момент времени (реальная аудитория музея) и всех тех людей, которые потенциально могут стать его посетителями (потенциальная аудитория). Многие музеи проводят исследование посетителя, ориентируясь на реальную аудиторию. Однако, в тех случаях, когда задача состоит в том, чтобы увеличить посещаемость или привлечь новую аудиторию, или просто удержать своего посетителя в условиях растущей конкуренции, внимание может быть сосредоточено на потенциальной аудитории. Потенциальная аудитория обычно слишком разнородна по своему составу, чтобы работать с ней, как с единой, однородной группой, будь то в области выставок, рекламы или обслуживания посетителя. В связи с этим обстоятельством необходимо выбирать для работы одну или несколько целевых аудиторий. Целевая аудитория — абстрактное понятие, однако, она непосредственно и четко связана с реальной и потенциальной аудиториями, и именно, исходя из характеристики целевой аудитории, музей строит свою дальнейшую деятельность и разрабатывает свой продукт. Целевые аудитории являются своеобразными «строительными лесами», которые используются в музейном туризме. Они определяются на основании решений, принимаемых музейными менеджерами. Между выявленными целевой, реальной и потенциальной аудиториями музея должно быть определенное соответствие. Представления о реальной и потенциальной аудиториях расширяют посредством эмпирического исследования. При сборе подобной информации нужно помнить золотое правило: не приступать к сбору данных, пока четко и ясно не сформулированы цели исследования. Для выработки маркетинговой стратегии продвижения музейной туристической программы необходимо определить ее цели и аудиторию, а затем найти правильный баланс продукта, цены, рекламы и места продвижения. Разработка и конструирование новых программ происходит с учетом потребностей и интересов целевой аудитории. Анализ целевых аудиторий основан на стратегии макро- и микросегментации. Если макросегментация предполагает деление потенциальной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому»[30;с.23-24].
Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий