Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат

Краткое описание

Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11

Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54

Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85

Заключение………………………………………………………………..110

Список использованной литературы………………………………………………………………….112

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 Введение…………………………………………………………………      3

Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11

 

 Глава 2Опыт проведения экскурсий  с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54

 

Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85

 

       Заключение………………………………………………………………..110

 

Список использованной   литературы………………………………………………………………….112

 

Приложение………………………………………………………………..120

 

 
   
   
   
   
   

 
 
 
 

                                            Введение

 «В наше время нет такого музея , в котором не проводились бы экскурсии. Ведь именно экскурсия является одной из привычных форм взаимодействия с посетителем, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея». [35;с.127]

             Сегодня растет потребность  повышение качества  и условий экскурсий, проводимых  в музеях в России, так и в музеях зарубежных.  Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что  меняются запросы посетителя, обусловленные  изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается,  объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.

  Экскурсия как форма  образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального  и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]

Эта мысль особенно важна сегодня в условиях активной, а порой даже агрессивной  визуализации действительности .

     Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. В научный оборот понятие «экскурсия» вошло в XIX в. и закрепилось в образовательной среде преимущественно в связи с реализацией принципа наглядности в обучении.[8; с.63-76]

 Начало теоретического осмысления  опыта педагогической работы  в российских музеях ознаменовалось  изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого  за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди публикаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству», в которой автор высказывал мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека.[29; с.8-12]

Являясь противником обзорных экскурсий, ориентированных на беглое знакомство с музеем, ученый рекомендовал включать в осмотр небольшое количество произведений, что позволяет решать ряд методических задач: способствовать переживанию воспринимаемого произведения; на основе переживаний зрителя выяснить особенности художественной формы произведения и его стиль; закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путем самостоятельной работы. [22; с.175-178]

Важную роль в осмыслении феномена экскурсии внесли и такие представители российской экскурсионной школы как  И. М. Гревс, Н. П. Анциферов, Н. А. Гейнике, Б. Е. Райков, А. В. Бакушинский, А. Я. Закс и др. [13,1,11,28,2,18]Благодаря их усилиям разработан экскурсионный метод, основанный на совокупности ряда признаков: самого первого  зрительного впечатления, преобладании  показа над рассказом, моторности, тематичности, активизации аудитории .  

    «Важно отметить , что музейные экскурсии в своем развитии прошли длительный путь: от просветительских до агитационно-идеологических в 1930–1980-х гг.; в начале 1990-х гг. в связи с новыми демократическими устремлениями российского общества экскурсия в своей старой  форме становится неинтересна музейному посетителю и оказывается на какое-то время невостребованной. Однако уже в конце 1990-х гг усиливается внимание к этой музейной форме работы, особенно в провинциальных краеведческих музеях».[22;с.175-178]

 Современная экскурсия в музее переживает сложные трансформации связанные  с поиском новых методов и новых подходов и новых подходов в работе . Прежде всего это связано с активным развитием в конце 20-начале 21 века  музейной педагогики. Именно музейно-педагогический подход  позволяет и ориентирует методику экскурсий на  психологические характеристики аудитории . 

     Традиционная экскурсионная  школа в музее не утрачивает  своей роли  , однако  все более популярными становятся  экскурсии, которые дифференцируют аудиторию по  ее возрастным характеристикам   половым  образовательным  выделяя  в отдельные аудитории людей с особыми потребностями . [42; с.403]

 Данный подход объясняет  и актуальность выпускной квалификационной  работы, проблематика которой и затрагивает выбор способов взаимодействия с разнообразной музейной аудиторией  в процессе музейной экскурсии .

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Степень научной разработанности проблемы

Интерес  в заявленной выпускной квалификационной работы тематике  нашел отражение в научных исследованиях различного характера   . Так  для  данной работы  важным и принципиальным является  позиция Б.В Емельянова, [17;с.3] который  существенное внимание уделяет и пониманию экскурсии как некоего феномена  видов и типов экскурсий значению и характеристики дифференцированного подхода в экскурсии заключается в том, что множество авторов посвятило свои труды рассмотрению данного вопроса.  Одним из таких авторов стал Емельянов. Б.В. [17;с.3] По его трактовке термин «дифференциация» означает разделение ,а значит соответственно при дифференциации происходит разделение посетителей музея с учетом их определенных особенностей .

Кроме того для нас была важна работа Б.А. Столярова .[35;с.144,149,154-155]  Работа данного  автора позволяет детально познакомиться с экскурсионной практикой музея его методами подходами актуальными для сегодняшнего дня. Не утратили значение для осмысления потенциала экскурсии особенно в работе с детской аудитории и исследования основоположников экскурсионного метода : И.М. Гревс , Н.Д.Романов,  А.В.Бакушинский и другие.[13,30,2] Их позиции могут быть применены в разработке современных экскурсий . Для данной работы особенно важны идеи Н.Д. Романова о работе с детской аудиторией в музее в процессе экскурсионной практики .  Также представляются ценными разработанные А.В. Бакушинским принципы музейных экскурсий для детей . В ходе работы над данным исследованием были изучены и труды специалистов в области музейной педагогики . Особенно для нас важными оказались исследования таких ученых как М.Ю. Юхневич, Л.М. Шляхтиной . Психологические особенности разнообразной музейной аудитории автором  данного исследования изучены и проанализированы в трудах Л.С. Выготского , А.С.Белкина, Л.И. Божовича [6,7,4,16] и  других.

 Кроме того  важным  было проанализировать практическую деятельность музеев по использованию дифференцированного подхода в экскурсионной практике .  Наиболее ценный опыт опубликован в журналах «Мир экскурсий»(«Дискуссионный клуб. Костюм в работе экскурсовода»), «Нижегородский музей» ( Г.Н. Цыганова«Варнавинский историко-художественный музей»)[27;53].

 Отдельно можно выделить  сайты музеев, в которых содержалась информация о тематике экскурсионных проектов и программ для различных групп посетителей музея . Большую ценность для данного исследования  имел опыт Российского  Этнографического музея в экскурсионной деятельности с различными посетителями который автор изучил лично. Для создания авторской экскурсии автор изучил исследования Макеевой , О.Г.Барановой и И.И. Шангиной[22,3,37,38].  У всех этих авторов раскрыта сущность русского праздника и дается детальная его характеристика –в том числе и о Масленице , которая входят в экспозицию «Русские конца 19-начала 20 века» ,которой и будет посвящена экскурсия под названием «Русская Масленица».

 Несмотря на то, что по заявленной проблематике существует достаточно широкий круг исследований , автор данной дипломной работы поставил перед собой цель разработать на основе существующих в науке представлений о дифференцированном подходе в экскурсионной  деятельности авторский вариант экскурсии для детской аудитории. 

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

1) Выявить существующие  в науке представления о музейной аудитории

2) Обосновать современное  понимание музейной  экскурсии 

3)Проанализировать существующий  в практике опыт  отечественных  и зарубежных музеях проведения  экскурсий для различных групп  аудитории и выявить наиболее  продуктивный подход создания экскурсии для детей.

4) Разработать авторскую  экскурсию для младших школьников

Объектом данного исследования являются младшие школьники

Предметом настоящего  исследования- музейно- педагогическая технология создания экскурсии для младших  школьников на основе дифференцированного подхода .

В настоящей работе  использованы следующие методы исследования :

  1. Историко-аналитический метод помог

выявить характерные особенности экскурсий

Используя данный метод, можно проследить появление термина музейная аудитория

Возможность выявить характерные особенности различных возрастных групп экскурсионной аудитории музея

  1. Сравнительный метод:

Применяется для анализа психологических особенностей каждой возрастной группы.

  1. Метод систематизации направлен на выяснение наиболее

продуктивных способов работы с той или иной возрастной  группой музейной аудитории

  1. Проектный метод позволил на основе существующих научных подходов и интересных методов работы с посетителями разработать авторский вариант экскурсии для детской аудитории.

 Цели и задачи исследования предопределили его структуру . Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором обозначается актуальность , из 3-х глав, заключения  и списка использованной литературы.

                                                     

 

 

 

 

Глава 1Психологические особенности аудитории и их роль в проектировании экскурсий.

 

 

 

Музейная аудитория по мнению М.Ю. Юхневич это : «общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение в определенной активности и мотивации его посещения»[59;с.50].

Российская музейная энциклопедия определяет это понятие следующим образом :   «Аудитория музейная, общность людей, на которых направлено воздействие музея. Характеризуется в соответствии с присущими ей социально-демографическими параметрами (пол, возраст, образование, место жительства). Аудитория музейная делится на реальную и потенциальную, постоянную и нестабильную, традиционную и новую (люди с ограниченными возможностями, мигранты, безработные, молодежь, индифферентная к музею). Детальная сегментация А.м., учет особенностей различных категорий посетителей, ориентация на ее расширение являются источниками качественных показателей культурно-образовательной деятельности музея. А.м. является объектом изучения социологии музейной и психологии музейной»[31;с.54]. 

         В словаре музейно-педагогических терминов Тимофеевой Л.С дается следующая трактовка : «АУДИТОРИЯ МУЗЕЙНАЯ – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст. Образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства»[34;с.1].

 

В современном мире  ученые делят музейную аудиторию на реальную и потенциальную : «Принято различать людей, которые посещают музей в данный момент времени (реальная аудитория музея) и всех тех людей, которые потенциально могут стать его посетителями (потенциальная аудитория). Многие музеи проводят исследование посетителя, ориентируясь на реальную аудиторию. Однако, в тех случаях, когда задача состоит в том, чтобы увеличить посещаемость или привлечь новую аудиторию, или просто удержать своего посетителя в условиях растущей конкуренции, внимание может быть сосредоточено на потенциальной аудитории. Потенциальная аудитория обычно слишком разнородна по своему составу, чтобы работать с ней, как с единой, однородной группой, будь то в области выставок, рекламы или обслуживания посетителя. В связи с этим обстоятельством необходимо выбирать для работы одну или несколько целевых аудиторий. Целевая аудитория — абстрактное понятие, однако, она непосредственно и четко связана с реальной и потенциальной аудиториями, и именно, исходя из характеристики целевой аудитории, музей строит свою дальнейшую деятельность и разрабатывает свой продукт. Целевые аудитории являются своеобразными «строительными лесами», которые используются в музейном туризме. Они определяются на основании решений, принимаемых музейными менеджерами. Между выявленными целевой, реальной и потенциальной аудиториями музея должно быть определенное соответствие. Представления о реальной и потенциальной аудиториях расширяют посредством эмпирического исследования. При сборе подобной информации нужно помнить золотое правило: не приступать к сбору данных, пока четко и ясно не сформулированы цели исследования. Для выработки маркетинговой стратегии продвижения музейной туристической программы необходимо определить ее цели и аудиторию, а затем найти правильный баланс продукта, цены, рекламы и места продвижения. Разработка и конструирование новых программ происходит с учетом потребностей и интересов целевой аудитории. Анализ целевых аудиторий основан на стратегии макро- и микросегментации. Если макросегментация предполагает деление потенциальной аудитории по географическому, психологическому, биологическому, поведенческому и демографическому»[30;с.23-24].

Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий