Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат

Краткое описание

Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11

Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54

Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85

Заключение………………………………………………………………..110

Список использованной литературы………………………………………………………………….112

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)

периода, охватывающего около 1000 лет. Следовательно, ведущей темой ознакомительной экскурсии является коллекция музея в целом, ее своеобразие и ее содержание. В соответствии с целями и задачами обзорной экскурсии по экспозиции Русского музея, в ней раскрываются следующие вопросы:

  1. Архитектура и история Михайловского дворца (как вели 
    кокняжеского дворца и как музейного здания).
  2. История, своеобразие и современное состояние коллекции 
    Государственного Русского музея.
  3. Основные разделы экспозиции Русского музея:

1) Древнерусская иконопись; 2) Русское искусство XYIII-XIX веков; 3) Русское искусство конца ХIХ-нач. XX века; 4) Русское изобразительное искусство XX века; 5) Русское декоративно-прикладное искусств; 6) Русское народное искусство.

Следующим распространенным типом музейной экскурсии является экскурсия образовательная. Элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, в том числе и в обзорной, однако преимущественное значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия может быть адресована широкой аудитории любого возраста (кроме младшего) и любой социальной группы. Однако, наиболее распространенные посетители такой экскурсии, как правило, школьники или студенты. Это могут быть учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы, средней художественной школы или художественного училища, а также студенты художественных, гуманитарных и технических вузов. В зависимости от уровня подготовки зрителя и конкретной образовательной цели, экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи. Эти задачи могут иметь непосредственную связь с программой учебного курса школы, училища или вуза, учащиеся которого пришли на экскурсию, но могут быть и относительно самостоятельными.

Далее о каком музее хотелось бы сказать – это Центральный Музей Вооруженных Сил [67].

Музей предлагает следующие экскурсии и тематические занятия:

- Обзорная экскурсия по  залам музея. Проводится для старших  школьников и взрослой аудитории. Продолжительность 1.30 мин.

- Тематическая экскурсия  «Великая Отечественная война»  Проводится для всех возрастных  категорий посетителей. Продолжительность 1 час.

- Тематическая экскурсия  «Вооруженные Силы СССР и РФ  с 1946 г.- по настоящее время». Проводится  для старших школьников и взрослой аудитории. Продолжительность 45 мин.

- Экскурсия по площадке  военной техники.

Проводится для всех возрастных групп посетителей в теплое время года. Продолжительность 45 мин.

Поскольку все экскурсии тематические –то ведущим методом в данном случае –ведущей музейно-педагогической технологией здесь будут разумеется повествовательный и вопросно-ответный методы.

 Для младших школьников  в экскурсии ,которая посвящена  Великой Отечественной Войне  также будет преобладать вопросно-ответный  метод , так как тема Великой Отечественной Войны подходит для всех школьных возрастов и количество музеев, которые развивают эту тему также растет, поскольку воспитание памяти Войны –тема ,которая была везде и всегда .

 Помимо темы Великой Отечественной Войны для младших школьников  и средних школьников ,но в особенности для младших школьников  остаются популярными естественнонаучные экскурсии. Одним из таких музеев является Государственный Дарвиновский музей в Москве. [50]

  Здесь ведущей и  ключевой музейно-педагогической технологией станет экскурсия с элементами игры . Ведущими методами музейно-педагогического воздействия остаются вопросно-ответный (дети в начальных классах уже изучают естествознание) ,а в средних мир флоры и фауны. 

Какие экскурсии предлагает данный музей :

 для младших школьников, 1—4 кл.

Удивительный мир планеты Земля 1 этаж; зал «Многообразие жизни на Земле»

Красочное многообразие животного мира нашей планеты. Обитатели тропического леса, саванны, высокогорий, подводного мира и морских побережий. Видимые и невидимые связи между ними.

для младших школьников, 1—4 кл.

Я тебя не боюсь! 2 этаж; зал «Микроэволюция»

Причудливость форм и разнообразие окрасок, шипы, колючки, яды, искусное подражание и страшные угрозы — далеко не полный арсенал средств защиты животных от хищников.

для младших школьников, 1—4 кл.

Как приручили животных 2 этаж; залы «Микроэволюция», «Этапы познания живой природы»

Дикие предки домашних животных; история и время их приручения. Повадки и образ жизни домашних питомцев, разнообразие пород.

для младших школьников, 1—4 кл.

Животный мир Земли 3 этаж; зал «Зоогеография»

Удивительное путешествие в разные уголки планеты: в царство льда и холода, в жаркую пустыню, в тропические леса и даже на дно океана! Знакомство с чудесными растениями и животными там обитающими.

для младших школьников, 1—4 кл.

Животные в сказках народов мира 3 этаж; зал «Зоогеография»

Правда и вымысел о животных — героях сказок, мифов и легенд народов мира.

для младших школьников, 1—4 кл.

Хищники (3—4 кл.) 3 этаж; залы «Макроэволюция», «Зоогеография»

Характерные внешние признаки, специализированные отряды, тактика охоты, характеристика отдельных представителей, обитающих в различных уголках Земли.

для младших школьников, 1—4 кл.

В мире древних животных 3 этаж; зал «Макроэволюция»

Возникновение и развитие жизни на Земле. Знакомство с каменной летописью планеты и с удивительными предками современных животных.

для младших школьников, 1—4 кл.

Изобретатель-природа 3 этаж; зал «Зоогеография»

Ласты, фильтр, присоски, реактивный двигатель и многое другое – всё это удивительные изобретения, которые человек подсмотрел у животных.

для младших школьников, 1—4 кл.

Шестиногие соседи по планете Выставочный комплекс, вестибюль 1 этажа

Знакомство с удивительным и разнообразным миром насекомых. Огромные яркие жуки и бабочки тропиков. Обитатели наших парков, садов, лесов, лугов. Редкие и охраняемые виды. Живые насекомые: тараканы, палочники, саранча и сверчки, цветочные жуки. Возможность подержать их в руках.

для детей младшего и среднего школьного возраста, 2-6 классы

Удивительный мир растений

Мир растений не менее разнообразен, чем мир животных. За поразительной красотой цветка, необычной формой листьев, корня, стебля стоят приспособления, позволяющие выжить в природном сообществе. Раскрыть тайны растений поможет экскурсия по оранжерее выставочного комплекса музея.

Для остальных  групп посетителей таких как старшеклассники и студенты предусмотрен ряд экскурсий –лекций , такой вид экскурсий –предполагает более серьезный взгляд на проблему окружающей среды и пр.

Также ниже будут приведены экскурсии для взрослой аудитории .

Студенты анализируют, проектируют ,выдвигают различные идеи насчет проектов. Студенты сами привносят какие-либо изменения  в тех же самых музейных экскурсиях. Соответственно если говорить о создании экскурсии для этого типа аудитории нужно обратить внимание в первую на их желание к собственным идеям и проектам –поэтому проверкой метода педагогического  воздействия здесь может быть собственное создание экскурсии по типу уже просмотренной .

«Со взрослой аудиторией прямой диалог возможен главным образом тогда, когда экскурсовод формулирует вопрос-задание. (Например, он предлагает определить по цвету более ранние фрагменты фрески – экскурсанты рассматривают фреску и отвечают на вопрос. В другом случае он просит сравнить два экспоната и назвать число сходных признаков.) Однако чаще всего в работе со взрослой публикой вопросы приобретают косвенный характер. Задавая их, экскурсовод не столько ждет ответной словесной реакции, сколько старается поддержать тон доверительной беседы. При этом экскурсовод-мастер всегда подчеркнет готовность признать эрудицию своих собеседников, формулируя вопросы следующим образом: «Вы, конечно, помните?..», «Вы скорее всего знаете?..», «Вы, вероятно, уже догадались?..»[59,с.36] для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.

Взаимодействие человека и природы 3 этаж; зал «Макроэволюция»

История природопользования и современное состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы.

для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.

Экология Москвы и Московской области 3 этаж; зал «Макроэволюция»

Экологические проблемы современного мегаполиса, его влияние на состояние окружающей среды.

для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.

Охрана природы 3 этаж; зал «Макроэволюция»

История проблемы охраны природы и возможные пути её решения. Красная книга. Охраняемые территории.

для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.

Законы биологического развития. 2 этаж; зал «Этапы познания живой природы»; зал «Микроэволюция»3 этаж; зал «Макроэволюция»

Формирование взглядов на индивидуальное и историческое развитие организмов, современные представления об основных свойствах живых организмов (наследственности и изменчивости) и законах индивидуального и исторического развития.

Что же касается взрослой аудитории  - то для это категории посетителей разработаны особые экскурсии для любителей флоры. Примером может быть экскурсия «Загадки комнатных растений».

Почти в каждом доме есть цветы. Растения в комнате не только приносят радость, они увлажняют и очищают воздух. Но очень часто принесённый цветок погибает, и радость сменяется недоумением. Почему он погиб? Наши дома отличаются от условий, к которым растения приспособились в природе. В чём ошибки выращивания, и, к каким условиям растения привыкли в своей естественной среде. Приоткрыть тайны комнатных растений Вы сможете, посетив экскурсию по оранжерее выставочного комплекса музея.

Такие музеи как Политехнический Музей в Москве предлагает для своих посетителей ряд экскурсий –лекций . Такой вид экскурсий будет интересен в первую очередь  для старшеклассников ,студентов и взрослой аудитории. Также проводятся обзорные экскурсии для всех видов аудитории  . Как на всех обычных обзорных экскурсиях музейно-педагогической технологией будет повествовательны и вопросно –ответный  метод .

Существуют

- тематические (лекции-экскурсии, занятия-экскурсии):

• взрослые до 5 чел. –

• взрослые до 10 чел. –

• взрослые до 20 чел. –

• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 15 чел. + 2 сопровождающих –

• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 25 чел. + 2 сопровождающих –

• льготные категории посетителей до 20 чел. –

- обзорные:

• взрослые до 5 чел. –

• взрослые до 10 чел. –

• взрослые до 20 чел. –

• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 15 чел. + 2 сопровождающих –

• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 25 чел. + 2 сопровождающих

• льготные категории посетителей до 20 чел.

Научно-технические экскурсии также пользуются популярностью у всех категорий посетителей . Примером такого музея является музей в Москве «Огни Москвы»  кскурсии в музее

Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы».  Описание : знакомство с историей уличного освещения Москвы и развитием науки и техники. Продолжительность : 1 час. Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» на английском языке.  Продолжительность : 1 час.Экскурсия по тематическим выставкам музея «Огни Москвы»[48].Для всех желающих также могут быть  экскурсии во Дворец Волковых Юсуповых . Все экскурсии  обзорные и тематические с внедрением такой музейно-педагогической технологии как лекция-беседа. Обзорная экскурсия ставит своей целью ознакомить посетителей с залами дворца, являющихся объектами музейного показа.

  • Экскурсии проводятся с участием гида музея. 
    Самостоятельное ознакомление с музейной экспозицией не предусматривается.
  • Время экскурсии предварительно согласовывается администрацией музея с  
    организацией-заказчиком.
  • Предусматривается также проведение сводных экскурсий для всех желающих по  
    предварительной записи.
  • Экскурсия рассчитана по времени на 1 час (60 мин.).

Тематическо- экскурсионная представляет собой соединение общеобзорной экскурсии с лекцией-беседой на заданную тему (посвященную тому или иному интересному историко- культурному сюжету и так или иначе связанную с дворцом Волковых-Юсуповых). Лекция- беседа проводится научным сотрудником музея в одном из его залов, сопровождаясь показом соответствующего видеоряда. После ее окончания для участников программы проводится общеобзорная экскурсия по всем залам дворца, являющихся объектами музейного показа.

  • По времени предусматривается два варианта тематическо-экскурсионных программ – рассчитанная на 2 часа (120 минут) и 1,5 часа (90 минут). 
    Полуторачасовая программа рекомендуется для школьников и студентов неисторческих специальностей. Двухчасовая – для студентов профильных специальностей (исторических, культурологических, искусствоведческих), научных и педагогических работников, а также для всех любителей русской истории и культуры.
  • Тематическо- экскурсионные программы заказываются организациями и прочими корпоративными клиентами.
  • Предусматривается также проведение сводных программ для всех желающих по предварительной записи.

Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий