Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат
Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11
Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54
Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85
Заключение………………………………………………………………..110
Список использованной литературы………………………………………………………………….112
периода, охватывающего около 1000 лет. Следовательно, ведущей темой ознакомительной экскурсии является коллекция музея в целом, ее своеобразие и ее содержание. В соответствии с целями и задачами обзорной экскурсии по экспозиции Русского музея, в ней раскрываются следующие вопросы:
1) Древнерусская иконопись; 2) Русское искусство XYIII-XIX веков; 3) Русское искусство конца ХIХ-нач. XX века; 4) Русское изобразительное искусство XX века; 5) Русское декоративно-прикладное искусств; 6) Русское народное искусство.
Следующим распространенным типом музейной экскурсии является экскурсия образовательная. Элементы образовательного характера присутствуют в любой экскурсии, в том числе и в обзорной, однако преимущественное значение они имеют в экскурсии образовательного типа. Образовательная (тематическая, монографическая) экскурсия может быть адресована широкой аудитории любого возраста (кроме младшего) и любой социальной группы. Однако, наиболее распространенные посетители такой экскурсии, как правило, школьники или студенты. Это могут быть учащиеся средних и старших классов общеобразовательной школы, средней художественной школы или художественного училища, а также студенты художественных, гуманитарных и технических вузов. В зависимости от уровня подготовки зрителя и конкретной образовательной цели, экскурсия такого типа может решать различные образовательные задачи. Эти задачи могут иметь непосредственную связь с программой учебного курса школы, училища или вуза, учащиеся которого пришли на экскурсию, но могут быть и относительно самостоятельными.
Далее о каком музее хотелось бы сказать – это Центральный Музей Вооруженных Сил [67].
Музей предлагает следующие экскурсии и тематические занятия:
- Обзорная экскурсия по
залам музея. Проводится для старших
школьников и взрослой
- Тематическая экскурсия
«Великая Отечественная война»
Проводится для всех
- Тематическая экскурсия
«Вооруженные Силы СССР и РФ
с 1946 г.- по настоящее время». Проводится
для старших школьников и взрос
- Экскурсия по площадке военной техники.
Проводится для всех возрастных групп посетителей в теплое время года. Продолжительность 45 мин.
Поскольку все экскурсии тематические –то ведущим методом в данном случае –ведущей музейно-педагогической технологией здесь будут разумеется повествовательный и вопросно-ответный методы.
Для младших школьников
в экскурсии ,которая посвящена
Великой Отечественной Войне
также будет преобладать
Помимо темы Великой Отечественной Войны для младших школьников и средних школьников ,но в особенности для младших школьников остаются популярными естественнонаучные экскурсии. Одним из таких музеев является Государственный Дарвиновский музей в Москве. [50]
Здесь ведущей и
ключевой музейно-педагогическо
Какие экскурсии предлагает данный музей :
для младших школьников, 1—4 кл.
Удивительный мир планеты Земля 1 этаж; зал «Многообразие жизни на Земле»
Красочное многообразие животного мира нашей планеты. Обитатели тропического леса, саванны, высокогорий, подводного мира и морских побережий. Видимые и невидимые связи между ними.
для младших школьников, 1—4 кл.
Я тебя не боюсь! 2 этаж; зал «Микроэволюция»
Причудливость форм и разнообразие окрасок, шипы, колючки, яды, искусное подражание и страшные угрозы — далеко не полный арсенал средств защиты животных от хищников.
для младших школьников, 1—4 кл.
Как приручили животных 2 этаж; залы «Микроэволюция», «Этапы познания живой природы»
Дикие предки домашних животных; история и время их приручения. Повадки и образ жизни домашних питомцев, разнообразие пород.
для младших школьников, 1—4 кл.
Животный мир Земли 3 этаж; зал «Зоогеография»
Удивительное путешествие в разные уголки планеты: в царство льда и холода, в жаркую пустыню, в тропические леса и даже на дно океана! Знакомство с чудесными растениями и животными там обитающими.
для младших школьников, 1—4 кл.
Животные в сказках народов мира 3 этаж; зал «Зоогеография»
Правда и вымысел о животных — героях сказок, мифов и легенд народов мира.
для младших школьников, 1—4 кл.
Хищники (3—4 кл.) 3 этаж; залы «Макроэволюция», «Зоогеография»
Характерные внешние признаки, специализированные отряды, тактика охоты, характеристика отдельных представителей, обитающих в различных уголках Земли.
для младших школьников, 1—4 кл.
В мире древних животных 3 этаж; зал «Макроэволюция»
Возникновение и развитие жизни на Земле. Знакомство с каменной летописью планеты и с удивительными предками современных животных.
для младших школьников, 1—4 кл.
Изобретатель-природа 3 этаж; зал «Зоогеография»
Ласты, фильтр, присоски, реактивный двигатель и многое другое – всё это удивительные изобретения, которые человек подсмотрел у животных.
для младших школьников, 1—4 кл.
Шестиногие соседи по планете Выставочный комплекс, вестибюль 1 этажа
Знакомство с удивительным и разнообразным миром насекомых. Огромные яркие жуки и бабочки тропиков. Обитатели наших парков, садов, лесов, лугов. Редкие и охраняемые виды. Живые насекомые: тараканы, палочники, саранча и сверчки, цветочные жуки. Возможность подержать их в руках.
для детей младшего и среднего школьного возраста, 2-6 классы
Удивительный мир растений
Мир растений не менее разнообразен, чем мир животных. За поразительной красотой цветка, необычной формой листьев, корня, стебля стоят приспособления, позволяющие выжить в природном сообществе. Раскрыть тайны растений поможет экскурсия по оранжерее выставочного комплекса музея.
Для остальных групп посетителей таких как старшеклассники и студенты предусмотрен ряд экскурсий –лекций , такой вид экскурсий –предполагает более серьезный взгляд на проблему окружающей среды и пр.
Также ниже будут приведены экскурсии для взрослой аудитории .
Студенты анализируют, проектируют ,выдвигают различные идеи насчет проектов. Студенты сами привносят какие-либо изменения в тех же самых музейных экскурсиях. Соответственно если говорить о создании экскурсии для этого типа аудитории нужно обратить внимание в первую на их желание к собственным идеям и проектам –поэтому проверкой метода педагогического воздействия здесь может быть собственное создание экскурсии по типу уже просмотренной .
«Со взрослой аудиторией прямой диалог возможен главным образом тогда, когда экскурсовод формулирует вопрос-задание. (Например, он предлагает определить по цвету более ранние фрагменты фрески – экскурсанты рассматривают фреску и отвечают на вопрос. В другом случае он просит сравнить два экспоната и назвать число сходных признаков.) Однако чаще всего в работе со взрослой публикой вопросы приобретают косвенный характер. Задавая их, экскурсовод не столько ждет ответной словесной реакции, сколько старается поддержать тон доверительной беседы. При этом экскурсовод-мастер всегда подчеркнет готовность признать эрудицию своих собеседников, формулируя вопросы следующим образом: «Вы, конечно, помните?..», «Вы скорее всего знаете?..», «Вы, вероятно, уже догадались?..»[59,с.36] для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.
Взаимодействие человека и природы 3 этаж; зал «Макроэволюция»
История природопользования и современное состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы.
для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.
Экология Москвы и Московской области 3 этаж; зал «Макроэволюция»
Экологические проблемы современного мегаполиса, его влияние на состояние окружающей среды.
для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.
Охрана природы 3 этаж; зал «Макроэволюция»
История проблемы охраны природы и возможные пути её решения. Красная книга. Охраняемые территории.
для старшеклассников (10 - 11 кл.) и студентов.
Законы биологического развития. 2 этаж; зал «Этапы познания живой природы»; зал «Микроэволюция»3 этаж; зал «Макроэволюция»
Формирование взглядов на индивидуальное и историческое развитие организмов, современные представления об основных свойствах живых организмов (наследственности и изменчивости) и законах индивидуального и исторического развития.
Что же касается взрослой аудитории - то для это категории посетителей разработаны особые экскурсии для любителей флоры. Примером может быть экскурсия «Загадки комнатных растений».
Почти в каждом доме есть цветы. Растения в комнате не только приносят радость, они увлажняют и очищают воздух. Но очень часто принесённый цветок погибает, и радость сменяется недоумением. Почему он погиб? Наши дома отличаются от условий, к которым растения приспособились в природе. В чём ошибки выращивания, и, к каким условиям растения привыкли в своей естественной среде. Приоткрыть тайны комнатных растений Вы сможете, посетив экскурсию по оранжерее выставочного комплекса музея.
Такие музеи как Политехнический Музей в Москве предлагает для своих посетителей ряд экскурсий –лекций . Такой вид экскурсий будет интересен в первую очередь для старшеклассников ,студентов и взрослой аудитории. Также проводятся обзорные экскурсии для всех видов аудитории . Как на всех обычных обзорных экскурсиях музейно-педагогической технологией будет повествовательны и вопросно –ответный метод .
Существуют
- тематические (лекции-экскурсии, занятия-экскурсии):
• взрослые до 5 чел. –
• взрослые до 10 чел. –
• взрослые до 20 чел. –
• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 15 чел. + 2 сопровождающих –
• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 25 чел. + 2 сопровождающих –
• льготные категории посетителей до 20 чел. –
- обзорные:
• взрослые до 5 чел. –
• взрослые до 10 чел. –
• взрослые до 20 чел. –
• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 15 чел. + 2 сопровождающих –
• учащиеся средних и средних специальных заведений, пенсионеры до 25 чел. + 2 сопровождающих
• льготные категории посетителей до 20 чел.
Научно-технические экскурсии также пользуются популярностью у всех категорий посетителей . Примером такого музея является музей в Москве «Огни Москвы» кскурсии в музее
Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы». Описание : знакомство с историей уличного освещения Москвы и развитием науки и техники. Продолжительность : 1 час. Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» на английском языке. Продолжительность : 1 час.Экскурсия по тематическим выставкам музея «Огни Москвы»[48].Для всех желающих также могут быть экскурсии во Дворец Волковых Юсуповых . Все экскурсии обзорные и тематические с внедрением такой музейно-педагогической технологии как лекция-беседа. Обзорная экскурсия ставит своей целью ознакомить посетителей с залами дворца, являющихся объектами музейного показа.
Тематическо- экскурсионная представляет собой соединение общеобзорной экскурсии с лекцией-беседой на заданную тему (посвященную тому или иному интересному историко- культурному сюжету и так или иначе связанную с дворцом Волковых-Юсуповых). Лекция- беседа проводится научным сотрудником музея в одном из его залов, сопровождаясь показом соответствующего видеоряда. После ее окончания для участников программы проводится общеобзорная экскурсия по всем залам дворца, являющихся объектами музейного показа.
Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий