Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 13:16, реферат
Сегодня растет потребность повышение качества и условий экскурсий, проводимых в музеях в России, так и в музеях зарубежных. Высокий рост запроса на качество экскурсий в первую очередь связан с тем, что меняются запросы посетителя, обусловленные изменениями, происходящими в культуре и обществе в целом музея тоже. С приходом новых технологий в музей – также меняются и запросы посетителя. Этим обуславливается, объясняется необходимость разработки новых и переосмысление традиционных технологий взаимодействия музея с посетителем, в том числе и в процессе экскурсионной деятельности.
Экскурсия как форма образовательной деятельности по мнению Б.А.Столярова обладает «возможностью комплексного (визуального вербального и эмоционального воздействия на посетителя)».[35;с.127]
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1 Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий……………………………………………...................................11
Глава 2Опыт проведения экскурсий с различными категориями посетителей в музеях России……………………………………………………………………………54
Глава 3Методика создания экскурсий для детей младшего школьного возраста.……………………………………………………………………85
Заключение………………………………………………………………..110
Список использованной литературы………………………………………………………………….112
Также хотелось бы сказать о следующих экскурсиях в музеях Москвы[52]
Одним из них является биологический музей им. К.А. Тимирязева.
В этом музее самый необычный состав экспонатов – образцы животных и человеческих аномалий по типу петровской Кунсткамеры, коллекция древнейших окаменелостей со следами жизни возрастом до 2 млрд. лет, коллекция тушек птиц, собранная орнитологом Спангербергом, коллекция янтаря с растениями и насекомыми, реконструкции древних людей антрополога Герасимова, крупнейшее в стране собрание муляжей грибов, прекрасные коллекции бабочек, гербарии и еще около 60 тысяч засушенных и заспиртованных представителей необъятного мира природы. Свое начало музей берет от «Кружка для изучения фауны и флоры» созданного в 1913 году при Народном университете Шанявского. И музей не изменяет старой традиции – тематические экскурсии, интереснейшие музейные практикумы развивают любознательность учащихся, дают им новые знания по естественнонаучным дисциплинам.
1. Игровые экскурсии для младших школьников.
2. Тематические экскурсии по школьной программе - 50 наименований тематических экскурсий от простейших до генетики! При заказе экскурсии называйте тему, которую Вы хотели бы заказать (перечень тем можно уточнить у нас).
3. Тематические экскурсии-
4. Экскурсия в Музейную оранжерею (круглый год!!!)
Интересен опыт экскурсионной практики Ботанических садов Москвы: Ботанический сад МГУ (Аптекарский огород на проспекте Мира)[52]
Ботанический сад МГУ (Аптекарский огород) - старейшее научное ботаническое учреждение России. Он основан Петром I в1706 г. как Аптекарский огород для выращивания лекарственных растений на тогдашней северной окраине Москвы - за Сухаревой башней. В 1805 г. огород был приобретен Московским университетом и превращен в Ботанический сад. Старинный парк сохраняет некоторые черты планировки XVIII века и последующих её изменений в эпоху пейзажного садового стиля. Отдельные деревья в парке достигли возраста 250 - 300 лет; среди них ива белая - старейшее дерево в центральной части Москвы, и лиственница, по преданию, посаженная ещё самим Петром I. В старых оранжереях оригинальной архитектуры содержатся уникальные коллекции тропических и субтропических растений, в том числе вековые пальмы и саговники, некоторые из которых были подарены саду в начале прошлого века из коллекции графа Разумовского и из демидовских оранжерей на Воробьёвых горах. Тематику экскурсий просим уточнять при заказе экскурсии.
Ботанические сады Москвы: Ботанический сад МГУ (на Воробьевых горах).
Ботанический сад МГУ на Воробьевых горах – это новый Сад, история которого начинается с 15 марта 1948 г., когда Совет министров СССР принял постановление о строительстве комплекса новых зданий для Московского университета на Ленинских (Воробьёвых) горах, в т.ч. там должен был появиться и «Агроботанический сад». В новом Саду сосредоточены основные коллекции открытого грунта, в особенности декоративные растения. Пополнялись коллекции Сада в ходе экспедиций, предпринимавшихся его сотрудниками и преподавателями биологического ф-та МГУ. Более 5000 видов, разновидностей и форм растений, имеющихся в саду, произрастают на основных коллекционных участках: в дендрарии, альпинарии, на участках систематики, полезных растений, флоры Средней России, декоративных растений, в плодовом саду, а также на участке сирени. Тематика экскурсий:
1. Многообразие растительного
мира и приспособление
Музеи с экскурсиями ,ориентированные на дошкольную и младшую школьную аудитории имеют следующую тематику :
В гостях у сказки: дом сказок «Жили-были» на ВВЦ(г.Москва) .
Знакомство с героями русских и зарубежных сказок, интересная игровая программа в интерактивном музее сказок «Жили-были». Группы от 15 до 20 учеников. Экскурсии: «Лукоморье», «В гостях у Бабы-Яги», «Аты-баты — бравые солдаты!», «Новые похождения Кота в сапогах», «Федорино горе», «Сказки тетушки Вьюги», «Тили-бом!.. Едем к Кошке в новый дом!».
В гостях у сказки: музей Буратино-Пиноккио. В этом музее существуют экскурсии: «Карнавал сказок», «Папа Карло и его куклы», «Путешествие по стране Буратинии», «Загадки мудрого сверчка», «Пешком по радуге», «Театр Лисы Алисы и Кота Базилио».
Эту же тематику музей русских сказок в Измайлове:
Экскурсии: «Преданья русской старины», «Сказка ложь, да в ней намек», «От былины к сказке», «Малышам — ребятам о сказочных зверятах», «Угощение для Змея Горыныча», «Чудеса в решете», «У самого синего моря…», «Поймай свою Жар-птицу».
Опыт экскурсионной работы еще одного музея Москвы вызывает интерес. Это палеонтологический музей
Музей представляет эволюцию жизни на Земле и является одним из крупнейших естественнонаучных музеев мира. В музее можно узнать, что происходило на планете последние 600 миллионов лет и познакомиться с ее древнейшими обитателями – от беспозвоночных животных и растений раннего палеозоя до кайнозойских млекопитающих и гоминид. Здесь можно увидеть знаменитого мамонтенка Диму, который был найден в верховьях реки Колымы. Пройдя по 5 залам музея, вы станете свидетелями эволюции всего живого на земле – от прокариотов (простейших безъядерных организмов), лепидодендронов, трилобитов до лабиринтодонтов, латимерии, гавиала, тарбозавров, протоцератопсов, диплодоков, саблезубых кошек, пещерных медведей и гоминид (предков современного человека). Как дальше эволюционировало семейство Гоминиды, можно узнать в Дарвиновском музее.
Для учащихся средних классов ,старшеклассников, студентов и взрослой аудитории : Театральный музей им. А.А. Бахрушина
Экскурсии ,посвященные истории русского театра.
Третьяковская галерея[54]
Обзорные и тематические экскурсии по залам Третьяковской галереи для всех категорий посетителей. На подобных экскурсиях применяется повествовательный метод музейно-педагогического воздействия.
Теперь хотелось бы вновь обратиться к музеям Санкт-Петербурга и сказать об опыте экскурсий в этом музее.
Сегодня очень популярны :
Экскурсия «Пoдземный мир Петербургa»
как и для взрослых , так и для школьников
,так и для пенсионеров . Пользуется
спросом и экскурсия «Вселенная
воды» для взрослых , учащихся и для
пенсионеров .
,Для младших школьников разработан ряд
экскурсий с игровыми элементами : «Где раки зимуют?»
Главным героем этой экскурсии станет очень необычный сотрудник Водоканала - Невский Рак. Вместе с ним участники программы отправятся в путешествие по экспозиции "Подземный мир Санкт-Петербурга", узнают о том, как очищается вода в большом городе, смогут понять, каким образом живые организмы - раки, улитки, рыбки - помогают людям в их работе.
Эта как и многие другие экскурсии проводятся в игровой форме.
Экскурсия для 1-4 классов.
Для учащихся 5-8 классов можно привести пример экскурсии –викторины :
«Водоворот»
Экскурсия проходит в виде увлекательной викторины с интеллектуальными вопросами и игровыми заданиями. Ответы участники игры находят в фильмах или экспонатах. Ребята не только узнают много нового о воде, но и закрепляют знания, уже полученные в рамках школьной программы.
Следующий музей ,о котором следует сказать –это Центральный Музей связи имени А.С. Попова. [47]
Основные
экскурсии:
История развития средств
связи в России
Экскурсия по дворцу
"Бронзовый дворец и его хозяин А.А.
Безбородко"
Экскурсия в фонд открытого
хранения "Сокровищница знаков почтовой
оплаты РФ"
История связи
История почты
От семафорного телеграфа
до мобильника
История развития почтовой
связи в России
Интеллектуальные
пешеходные прогулки по территории Почтового
городка с разными историческими персонажами
Все перечисленные экскурсии по продолжительности длятся 1,5 часа ,предназначены для детской ,школьной аудитории ,а также на эти экскурсии может попасть любой желающий.
Говоря о музее связи и упомянув все экскурсии ,которые в нем проводятся – нельзя не сказать о мартовском номере журнала «Мир экскурсий» за 2010 год . Один из разделов номера «Дискуссионный клуб» (Костюм в работе экскурсовода) включает в себя статью «Проект музейный квартал» - особенность этой статьи состоит в том, что в этом самом проекте были задействованы разные музеи ,но особое внимание было уделено Музею связи. Вот что задумали авторы этого необычного проекта : «Мы планировали выйти на другой методический уровень, сознательно заменив традиционную экскурсию «с рассказом и показом» на экскурсию-беседу, интеллектуальную прогулку. При этом роль экскурсовода увеличивается в разы, ведь правила диалога требуют большого внутреннего богатства натуры, понимания определённых нюансов, а не только владения знаниями. В проекте «Нулевая верста» мы ввели типовые исторические персонажи. Произнося текст от их лица, удаётся раскрыть смысловой исторический контекст территории, донести его до собеседника, — говорит Антонина Александровна Никонова, автор и руководитель проекта «Музейный квартал», кандидат философских наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников СПбГУ».[27]
Что же происходит на самой экскурсии ? «На экскурсии мы расска-зываем о событиях прошлого, нам нужно увлечь слушателей, помочь им окунуться в атмосферу того времени. Этому помогает не только интересный рассказ и показ объектов и картинок «как было», но и наши «костюмы». Особенно действенны они при работе с детьми. Сначала есть некоторая неловкость, ведь приходится «надевать маску». Но как только видишь, что те, для кого этот спектакль предназначен, с радостью принимают правила игры, видишь их заинтересованность, эмоциональный отклик, начинаешь жить в этой роли. Образ выбирается по желанию, — мне приглянулся почтальон. И раскрыть его во многом помогла встреча с настоящим почтальоном, её рассказы о своей работе и этом квартале. При подготовке гораздо проще стало мысленно проигрывать определённые ситуации. Рассказывая «от первого лица» очень важно быть неравнодушным. Нужно, чтобы исполнителю нравился его персонаж. Не стоит бояться и стесняться, ведь даже за первоначальную негативную реакцию слушателей можно «зацепиться», чтобы рассказать им, что это может быть иначе. И собеседники отплатят неподдельным интересом и уважением».[27;с.80-83]
Ну на последок хотелось бы обратиться к 15 номеру журнала «Нижегородский музей» за 2008 год ,который посвящен Варнавинскому историко-художественный музей: «Варнавинский историко-художественный музей радушно принимает детей и взрослых, россиян и иностранных гостей, он интересен для широкой публики, туристов, учащихся. Музей проводит экскурсии: обзорные по музею и Варнавину для детей и взрослых, учебные для школьников и студентов, игровые занятия для дошкольников».[53]
И так из всего выше сказанного – какой вывод можно сделать : для всех возрастных категорий существуют обзорные экскурсии – именно этот тип экскурсий остается самым популярным у всех возрастных категорий и имеется в каждом музее , тематические экскурсии, экскурсии-лекции , экскурсии с элементом игры , исторические, естественнонаучные и многие ,многие другие.
Глава 3 Методика создания экскурсии для детей младшего школьного возраста на основе одной из экспозиций РЭМ
Изучение опыта работы музея с различными категориями посетителей , показало ,что существует разнообразные по теме и методике экскурсии. Удалось посетить и проанализировать следующие
Анализ просмотренной документации
Автор : О.М.Федорова
Аудитория : младшие школьники - 2-4 класс
Время : 45 минут
Экскурсия соответствует всем параметрам
2.«В мире сказки»
Экскурсия состоит из 11 частей ,есть вступление. Аудитория – 2-4 классы
В экскурсию включены сказки –одна из «Один заработанный рубль» - на мой взгляд продержит внимание детей довольно долго.
Все параметры соответствуют
требованиям музейной
Не указано, для какой
аудитории конкретно предназнач
Для учащихся 2-5 классов
Экскурсия насыщена информацией ,но не перегружена ею .
Соответствует всем требованиям музейной педагогики.
Аудитория указана : 2-4 классы
Присутствуют различные методы музейно-педагогического воздействия : вопросно-ответный метод ,метод применения задания ( определить сколько народов представлено в зале)
Задание полностью соответствуют возрастной категории ( дети 8-12 лет) .
В экскурсии присутствует
рассказ легенды поющий
На мой взгляд для 4 класса в особенности данная легенда будет интересна.
Продолжительность : 45 минут
Аудитория : дошкольники и младшие школьники. Указано ,что для начальной школы –для школьников 1-6 классов -здесь ошибка -5 и 6 классы –это уже средняя школа .
В процессе экскурсии будет показан фотоматериал .
Предназначена для детей младшего школьного возраста
Есть список литературы
Не указана продолжительность экскурсии
Аудитория : дети младшего школьного возраста ( 1-3 классы)
Методы педагогического воздействия :
Информационный (лучше сказать повествовательный)
Вопросно-ответный
Метод сравнительного анализа
Метод диалогического общения (метод диалога)
На мой взгляд все сказки, которые включены в экскурсию должны заинтересовать детей .
Аудитория : дети младшего школьного возраста
Информация о работе Психологические особенности и их роль в проектировании экскурсий