Психологические особенности организации учебной деятельности в старших классах педагогами гуманитарного и научного направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы. Определить особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.
Объект работы: Организация учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.
Предмет работы: Особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений, работающими в общеобразовательных школах.

Содержание

1. Характеристика организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного, естественного и технического направлений
Понятие «учебная деятельность»...............................................................6
Специфика организации учебной деятельности в старших классах.13
Отличительная черта гуманитарного и естественнонаучного знания .....................................................................................................................18
Предполагаемые особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественного направлений...............................................................................................27

Выводы ..................................................................................31

Список литературных источников................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_dreyling_1.docx

— 67.28 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Характеристика  организации учебной деятельности  в старших классах учителями  гуманитарного, естественного и  технического направлений

    1. Понятие «учебная деятельность»...............................................................6
    2. Специфика организации учебной деятельности в старших классах.13
    3. Отличительная черта гуманитарного и естественнонаучного знания .....................................................................................................................18
    4. Предполагаемые особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественного направлений...............................................................................................27

 

Выводы                              ..................................................................................31

 

Список литературных источников................................................................32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.  На сегодняшний день, как в нашей стране, так и за рубежом активно ведутся поиски эффективных путей организации педагогом  учебной деятельности школьников.

Климов Е.А.  предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач: «человек - живая природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ». Согласно данной  классификации профессия педагога относится к типу «человек – человек».

Однако учителя выбирают предмет преподавания исходя из собственных интересов, в свою очередь, эти интересы могут иметь как гуманитарную, так и естественнонаучную направленность.

В общеобразовательных учреждениях гуманитарные и естественнонаучные дисциплины имеют единую структуру построения занятия, однако они могут различаться постановкой перед учащимися целей и разъяснением задач деятельности,  созданием условий  для  принятия  задач деятельности коллективом и отдельными учащимися.

Учителям старших классов необходимо организовывать учебный процесс с учетом профессиональной ориентации и потребностей учащихся, то есть учителя и гуманитарных и естественнонаучных направлений должны организовывать учебную деятельность,  исходя из направленности учащегося на дальнейшую профессиональную деятельность.

        Согласно мнению советского философа Юрия Александровича Ротенфельда: «Если сравнить степень творческой свободы преподавателя гуманитарных и естественных наук, то следует отметить существенное различие, поскольку преподаватель физики, математики, биологии и других подобных наук полностью зависим от изучаемой теории. Тогда как гуманитарии имеют большую или меньшую свободу в изложении материала. Это различие в преподавании естественных и гуманитарных наук обусловлено существующим различием между безличностным, объективным конкретно-научным знанием и субъективными воззрениями людей, обусловленными человеческими интересами» [25 ].

   Если учителя - гуманитарии имеют большую творческую свободу, то они могу организовать учебную деятельность более разнообразно и возможно более эффективно.

При изучении гуманитарного материала отсутствует единая для всех учащихся логика усвоения и малопригоден общий для всех язык значений. Рассматривая эту специфику научного познания учителям естественнонаучного направления легче организовать учебную деятельность, так как в естественнонаучном направлении сформирован единый   терминологический аппарат.

В настоящее время в документах, определяющих направления модернизации и перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Однако существует высокий темп информатизации общества и возникает  актуальный вопрос: «Чему и как учить?». Если на первую часть вопроса еще можно ответить, существуют образовательные программы и планы, то на вторую часть ответить сложнее. Каким образом преподаватели разных учебных направлений организуют учебную деятельность учащихся, есть ли сходство в осуществлении организации учебной деятельности. Возможно, учителя гуманитарной направленности иначе организуют учебную деятельность, чем учителя естественнонаучной направленности. Тогда возникает еще один вопрос, учителя какой направленности эффективнее организуют учебную деятельность учащихся старших классов, если существуют значительные различия в организации.

Цель работы.  Определить особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.

Объект работы:  Организация учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.

Предмет работы: Особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений, работающими в общеобразовательных школах.

Гипотеза работы:  Мы предполагаем, что существуют различия в организации  учебной деятельности  у учителей - гуманитариев и учителей естественнонаучной направленности.

Задачи работы:

  1. Раскрыть понятие «организация учебной деятельности».
  2. Описать психологические особенности учителей гуманитарного и естественного направлений.
  3. Охарактеризовать особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественного направлений.

Методы работы: Для решения поставленных задач использовались  теоретический анализ литературных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  организации учебной деятельности  в старших классах учителями  гуманитарного, естественного и  технического направлений

 

    1. Понятие «учебная деятельность»

 

Мещеряков Б.Г. и Зинченко В.П. трактуют учебную деятельность в двух смыслах:

 В широком употреблении  учебная деятельность — довольно  неоднозначное понятие. Иногда учебная  деятельность рассматривается как  синоним «научения», «учения», «обучения». Как основная нормативная деятельность  в учреждениях образования (и  как ведущая деятельность в  младшем школьном возрасте) Учебная  деятельность — особая форма  активности личности, направленная  на усвоение (присвоение) социального  опыта познания и преобразования  мира, что включает овладение  культурными способами внешних  предметных и умственных действий.

Учебная деятельность — один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у ее субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия [10, c. 510].

В связи с информатизацией общества появляется все больше и больше трактовок учебной деятельности, мы бы хотели остановится на фундаментальных подходах к пониманию учебной деятельности.

В рамках традиционного видения, при котором целью обучения ставилось формирование знаний, умений и навыков, доминировал анализ отдельных элементов учения. Как правило, учебная деятельность рассматривалась на результативном уровне, в абстрагировании от субъекта и объекта деятельности. Ученик воспринимался как формальная фигура, «приемник и накопитель» информации, передаваемой в виде знаний, умений и навыков.

Согласно деятельностного подхода основным психологическим механизмом учебной деятельности является интериоризация. Интериоризация выступает как формирование внутренних психических структур через внешнее воздействие. Идеи Л.С. Выготского [17] плодотворно разрабатывались отечественными учеными А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным [2], Д.Б. Элькониным [8], В.В. Давыдовым [4] и др. В результате были сформулированы категориальные рамки деятельностного подхода, которые можно выразить следующим образом:

- единицей рассмотрения  учебной деятельности в рамках  деятельностного подхода является действие. Это может быть специфическое «действие со знаком» [1], «целенаправленные учебные мыслительные действия» [4], [8] или «умственные действия» [2] и т.д.

Второй подход, системогенетический, сформировался в рамках общей концепции изучения психики человека. Отечественные психологи обосновали идею системного формирования деятельности и психических способностей. Представление об уровневом, иерархическом построении деятельности в ходе учения позволило вскрыть сущностные механизмы психических изменений, рассмотреть учебную деятельность с ее «внутренней», процессуальной стороны. Наиболее полно именно в рамках обучения уровневый анализ представлен в концепции В.Д. Шадрикова [11], [12]. По мнению автора, в ходе учения у ученика формируется ряд иерархически связанных уровней, представляющих систему учебной деятельности. Деятельностный и системогенетический подходы не противоречат друг другу, а взаимно дополняют. Современная психология обучения гармонично сочетает в себе достижения различных концепций, реализуя их в разнообразных практических технологиях обучения [7, с. 174].

Мы будем придерживаться деятельностного подхода, так как нам необходимо рассмотреть учебную деятельность с точки зрения управления и организации процессом обучения.

С точки зрения деятельностного подхода психология рассматривает организованные формы учения как учебную деятельность, имеющую свою специфику, отличающую ее от других основных видов деятельности — труда и игры. Главная ее особенность заключается в том, что она составляет основу любой другой деятельности, так как она готовит к ней человека [1, c. 10].

Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности. В учебной деятельности выделяется ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия, структура.  В учебной деятельности объединяются не только познавательные функции деятельности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и потребности, мотивы, эмоции, воля.

Основные характеристики учебной деятельности:

1) она специально направлена  на овладение учебным материалом  и решение учебных задач;

2) в ней осваиваются  общие способы действий и научные  понятия;

3) общие способы действия  предваряют решение задач, происходит  восхождение от общего к частному;

4) учебная деятельность  ведет к изменениям в самом  человеке-ученике;

5) происходят изменения  психических свойств и поведения  обучающегося «в зависимости  от результатов своих собственных  действий» [12, c. 65]. 

Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории учебной деятельности,  учебная деятельность является:

общественной по своему содержанию (в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством);

        общественной  по своему смыслу (она является  общественно значимой и общественно  оцениваемой);

общественной по форме своего осуществления (она осуществляется в соответствии с общественно выработанными нормами).

Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте.

          Учебная деятельность, как уже  указывалось, это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение  обобщенными способами действия  в сфере научных понятий. Она  должна побуждаться адекватными  мотивами. Ими могут быть только  мотивы, непосредственно связанные  с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения  обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного  роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личное совершенствование  приобретает тем самым глубокий  общественный смысл (Эльконин Д.Б., 1974.С. 18-46).

          Известно, что знания, умения и  навыки человек получат не  только в школе и не только  в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении  книг, журналов, из радио и телепередач, при просмотре фильмов и посещении  театра, из рассказов родителей  и сверстников, а также в игровой  и трудовой деятельности. Следовательно, правомерно поставить вопрос  о том, какие знания, каким способом  и при каких условиях должны  усваиваться ребенком именно  в школе, под руководством учителя, организующего учебную деятельность.

  Усвоение знаний, умений  и навыков внутри учебной деятельности  имеет ряд характерных особенностей.

   Во-первых, содержание  учебной деятельности составляют  научные понятия и законы, всеобщие  способы решения соответствующих  им познавательных задач.

     Во-вторых, усвоение  такого содержания выступает  как основная цель и главный  результат деятельности (в других  видах деятельности усвоение  знаний и умений выступает  как побочный результат).

Информация о работе Психологические особенности организации учебной деятельности в старших классах педагогами гуманитарного и научного направления