Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:27, курсовая работа
Цель работы. Определить особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.
Объект работы: Организация учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.
Предмет работы: Особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений, работающими в общеобразовательных школах.
1. Характеристика организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного, естественного и технического направлений
Понятие «учебная деятельность»...............................................................6
Специфика организации учебной деятельности в старших классах.13
Отличительная черта гуманитарного и естественнонаучного знания .....................................................................................................................18
Предполагаемые особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественного направлений...............................................................................................27
Выводы ..................................................................................31
Список литературных источников................................................................32
К гуманитарным направлениям относятся: культурная антропология, журналистика, искусствоведение, история, культурологи, лингвистика, литературоведение, музееведение, науковедение, педагогика, политология, психология, социология, филология, философия, эстетика, этика, этнография [17].
К фундаментальным наукам естественно - научного направления относятся физика, химия, биология, астрономия, геология [13, c. 3].
Учебный предмет включает в себя часть содержания социального опыта в соответствии с видами деятельности: интеллектуальные и практические умения и навыки, соответствующие этим видам. Он конкретизируется для каждого типа учебного заведения и с учетом задач каждой ступени обучения.
Л.Я. Зорина предлагает типологию учебных предметов. За основание берется ведущая цель предмета в учебном плане. Один и тот же предмет имеет несколько целей: дать систему знаний и умений, сформировать мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Из них одна цель является ведущей, она и определяет ведущий компонент. Этот предмет и включается в учебный план.
По ведущему компоненту учебные предметы делятся на три типа:
1) с ведущим компонентом «научные знания» или основы наук (физика, химия, биология, география, история и др.);
2) то же
с ведущим компонентом «
3) с ведущим
компонентом «художественное
В России к гуманитарным учебным предметам старших классов относятся: история, обществознание, русский язык и литература, психология, иностранные языки.
К естественно - научным учебным предметам в старших классах относятся: география, биология, физика, химия, обж [17].
По мнению Л. П. Разбегаевой, именно через содержание гуманитарных предметов (литература, история, предметы художественного цикла и др.) происходит глубокое эмоциональное сопереживание и последовательное приобщение к родной культуре, нравственное развитие учащихся.
По мнению А. С. Калинина, содержание учебных предметов гуманитарного цикла (литература, история, иностранный язык, музыка и др.) специфично тем, что нацелено на выявление и привнесение культурологического аспекта и акцентирует внимание на культурологическом значении материала, что позволяет реализовать понимание человеческих истоков науки, способствует выявлению ее личностного и культурного смысла.
Особенность содержания учебных предметов для гуманитарных классов, по мнению Т. А. Ильиной, Б. Т. Лихачева и др., определяется культурологизацией, гуманизацией и усилением эстетического аспекта.
Изучение предметов естественно-научного цикла позволяет ознакомить школьников как с эмпирическими (наблюдение, эксперимент), так и с теоретическими методами исследования.
Содержание предметов естественно-научного цикла, по мнению И. С. Якиманской, направлено на формирование научных знаний, что отражает «информационно-знаниевую» парадигму образования; должен осуществиться переход к ориентации на овладение совокупностью универсальных умений с учетом особенностей личности. Иначе говоря, предполагается создание условий для перехода от задач овладения ребенком учебными предметами к задаче выращивания уникальности и неповторимости каждой личности [23].
Таким образом, главным в эмпирическом направлении исследования в некоторых областях естествознания является наблюдение. По ведущему компоненту учебные предметы делятся на три типа:
1) с ведущим компонентом «научные знания» или основы наук (физика, химия, биология, география, история и др.);
2) то же
с ведущим компонентом «
3) с ведущим
компонентом «художественное
В России к гуманитарным учебным предметам старших классов относятся: история, обществознание, русский язык и литература, психология, иностранные языки.
К естественно - научным учебным предметам в старших классах относятся: география, биология, физика, химия. Особенность содержания учебных предметов для гуманитарных классов, по мнению Т. А. Ильиной, Б. Т. Лихачева и др., определяется культурологизацией, гуманизацией и усилением эстетического аспекта.
Изучение предметов естественно - научного цикла позволяет ознакомить школьников как с эмпирическими (наблюдение, эксперимент), так и с теоретическими методами исследования.
Положение о важной, определяющей роли учителя в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Как подчеркивал П.Ф.Каптеров, « личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Разработанные в советской педагогической психологии и педагогике в трудах Н.К. Крупской, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского и в исследованиях Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, А.И. Щербакова, В.А.Сластенина, И.В. Страхова и др. представления о профессиональных знаниях, умениях позволили выделить основные компоненты профессиограммы учителя. Для педагогической психологии большое значение имеет разработанная Ф.Н. Гоноблиным на этой общетеоретической основе совокупность педагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, экспрессивные, авторитарные, коммуникативные, организаторские). Эта трактовка была развита Н.Д. Левитовым, В.А.Крутецким и др. Н.В. Кузьминой, А.И. Щербаковым и другими исследователями были определены основные функции учителя (конструктивная, организаторская, коммуникативная, гностическая). По содержанию они во многом совпадают с выделенными ранее Ф.Н Гоноболиным педагогическими способностями. Эти функции были, затем соотнесены с теми умениями, которые лежат в основе профессиограммы учителя – предметника. Профессиональной деятельности учителя свойственны следующие функции:
Так как мы рассматриваем особенности организации учебной деятельности учителями, мы не может отрицать факт наличия организаторских способностей у каждого учителя.
Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу [22].
Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:
к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;
продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;
продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;
продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;
продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.
Кроме педагогических способностей есть педагогические умения.
Организаторские умения - это умения:
1.организовывать групповую
и индивидуальную работу
2.организовывать
3.управлять психическим
состоянием учащихся на
4.диагностировать
5.оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
6.организовывать усвоение
учебного материала согласно
программным требованиям и
7.осуществлять коррекцию учебной деятельности [22].
Важной особенностью
рассматриваемого возраста является формирование
активного, самостоятельного, творческого
мышления. Как говорят психологи, подростковый
возраст сензитивен (благоприятен) для
развития такого мышления. Апелляция учителя
к уму подростков, доверие к их интеллектуальным
возможностям как нельзя больше соответствуют
возрастным особенностям личности подростков,
так как это означает высокую оценку их
интеллектуальных сил. Поэтому следует
всячески стимулировать самостоятельное
творческое мышление подростков, для чего
полезно чаще ставить их перед необходимостью
самостоятельно сравнивать различные
объекты, находить в них сходное и различное,
делать обобщения и выводы.
Для устранения или
предупреждения возможного отрицательного
влияния непосредственного чувственного
опыта на процесс мышления необходимо
корригировать наглядные впечатления
словесными пояснениями или соответствующей
вариацией образов, которая давала бы
возможность продемонстрировать разнообразие
несущественных и постоянство существенных
признаков. Очень важно дать понять учащимся,
как ограничен чувственный опыт, показать
необходимость и принципиальную возможность
выхода за его пределы. Важно, чтобы подростки
поняли, что нет смысла и возможности доказывать
теорему о сумме внутренних углов многоугольника
для каждого из бесконечного многообразия
многоугольников, что, доказывая ее на
одном, конкретном многоугольнике, мы
тем самым доказываем ее для любого многоугольника,
независимо от его формы, размеров, количества
сторон. Известно, что активная, самостоятельная
работа мысли начинается только тогда,
когда перед учащимися возникает проблема,
вопрос. Поэтому учителя должны стараться
так организовать занятия с подростками,
чтобы перед ними чаще возникали проблемы
различной сложности, чтобы побуждать
их к самостоятельному решению этих проблем
(самостоятельное выведение формул и правил,
нахождение исторических и географических
закономерностей, самостоятельное построение
доказательства теорем.
Именно в подростковом
возрасте под влиянием учебно-воспитательной
работы школы и внешкольных учреждений,
под влиянием изучения основ наук начинают
формироваться и ярко проявляться способности
подростков к тем или иным видам деятельности.
Конечно, проявления способностей наблюдаются
и в младшем школьном возрасте и даже в
дошкольном, но по-настоящему начинают
они развиваться (имеется в виду относительно
быстрое и легкое овладение соответствующими
умениями и навыками, достижение объективно
высоких результатов) именно в подростковом
возрасте. Это объясняется тем, что именно
в подростковом возрасте возникают глубокие,
действенные, устойчивые интересы, формируется
сознательное, активное отношение к окружающему,
развивается творческое мышление.
В первую очередь начинают
ярко проявляться музыкальные, художественно-изобразительные,
литературно-творческие способности.
В связи с началом серьезного и систематического
обучения математике формируются математические
способности. На основе изучения математики
и физики очень заметно формирование у
подростков-мальчиков конструктивно-технических
способностей. Сложные приборы с автоматическим
управлением, действующие модели современного
типа кораблей и самолетов, телефоны с
двусторонней связью, самодельные приемники
— чего только не увидишь на выставках
детского технического творчества!
Подростки — активные участники различных познавательных и творческих кружков. У них ярко проявляется потребность творить, создавать самостоятельно несложные музыкальные произведения, песенки, рисовать или писать красками этюды и картины, сочинять небольшие рассказы и особенно стихотворения с оригинальным или заимствованным сюжетом, используя выразительные средства языка. Литературное творчество подростков выражает их формирующееся мироощущение и отношение к жизни, их удивительно ясное восприятие природы.
Задача учителей и воспитателей — во-первых, всемерно развивать уже проявившиеся способности, во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников. Это можно делать и на уроках, и во внеклассной работе в различных кружках, секциях, устраивая олимпиады, конкурсы художественной самодеятельности, выставки детского творчества, и, наконец, в порядке индивидуального общения (рекомендуя подросткам соответствующую литературу, беседуя с ними по интересующей их проблеме, консультируя по разным вопросам и т. д.). Многие учителя широко используют возможности факультативных курсов. Факультативы позволяют ценаправленно развивать склонности, интересы и способности учащихся в избранных ими областях знаний.. [26, c. 70].
Говоря о психологе как преподавателе гуманитарной дисциплины, понятно, что классическая форма преподавания не позволяет эффективно решать разного рода задачи. На уроках психологии рекомендуется использовать лекции, психодиагностические практикумы, экспрессивные методы творческого самовыражения, социально-психологический тренинг, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, игровое моделирование, имитационные игры.
По своей форме уроки психологии напоминают социально-психологические тренинги, техника которых довольно эклектична. Несмотря на наличие конкретного плана, урок нельзя ограничивать четкими рамками программного ведения, так как в намеченный замысел могут вноситься изменения по ходу занятия.
Как учитель преподаватель психологии дает теоретические знания, организует и направляет групповую дискуссию по обсуждению различных психологических проблем. Как психолог он грамотно осуществляет все психологические процедуры, их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это и служило целям обучения, и способствовало созданию обстановки доверия на занятии. Он организует групповую рефлексию и осуществляет функцию оказания поддержки. Как руководитель малой группы психолог осуществляет руководство всем процессом, творчески меняя стиль руководства. Как член группы он наравне с ребятами принимает участие во всех играх, упражнениях, творческих заданиях [16, c. 70].
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.
Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все. это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.
Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель заставляет выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.
Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников – это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.