Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:27, курсовая работа
Цель работы. Определить особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.
Объект работы: Организация учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений.
Предмет работы: Особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественнонаучного направлений, работающими в общеобразовательных школах.
1. Характеристика организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного, естественного и технического направлений
Понятие «учебная деятельность»...............................................................6
Специфика организации учебной деятельности в старших классах.13
Отличительная черта гуманитарного и естественнонаучного знания .....................................................................................................................18
Предполагаемые особенности организации учебной деятельности в старших классах учителями гуманитарного и естественного направлений...............................................................................................27
Выводы ..................................................................................31
Список литературных источников................................................................32
В-третьих, в
процессе учебной деятельности
происходит изменение самого
ученика как ее субъекта, происходит
психическое развитие ребенка
благодаря приобретению такого
основного новообразования, как
теоретическое отношение к
Способы учебной деятельности
могут быть многообразными, включающими
репродуктивные, проблемно-творческие,
исследовательско-
Для формирования
у учащихся учебной
1) чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
2) чтобы их
деятельность становилась
«Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б.Эльконин, перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий» (Эльконин, 1974.С.49).
Необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. «Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б.Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя». И дальше: «Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя »
Действие, которое должно быть передано самим учащимся для самостоятельного выполнения, - это оценка, т.е. «установление того, усвоено ли или еще не усвоено то или иное учебное действие».
Становление учебной деятельности - это:
совершенствование
каждого компонента учебной
совершенствование
мотивационного и
превращение ученика всубъекта осуществляемой им учебной деятельности;
необходимость
наличия развивающего и
Формирование
учебной деятельности есть
Полноценное управление
процессом учения всегда
отработку
у школьника каждого
взаимосвязь
компонентов учебной
постепенную
передачу отдельных
Становление и
формирование учебной
- конкретное содержание;
- формы
организации взаимодействия
- особенности их общения;
- характер
психологических
Поэтому уровни зрелости учебной деятельности в целом и ее отдельных компонентов есть важные качества характеристики эффективности труда учителя и школьника.
Развернутый процесс обучения
сложным учебным действиям
Новиков А.М. в своей книге «Методология учебной деятельности » говорит о том, что методы обучения традиционно всегда и до сих пор в большинстве педагогических и дидактических работ делятся на три крупные группы:
1. Методы организации
учебно-познавательной
2. Методы стимулирование
учебно-познавательной
3. Методы контроля (устный,
письменный, лабораторный и др.) и
самоконтроля в процессе
Таким образом, мы будем придерживаться деятельностного подхода, так как нам необходимо рассмотреть учебную деятельность с точки зрения управления и организации процессом обучения. Мы разделяем точку зрения В.В. Давыдова, что «учебная деятельность — один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия».
1.2. Особенности организации учебной деятельности в старших классах
Рассмотрим способы, которыми осуществляют учебную деятельность учитель и ученик. Первый - с помощью определенных приемов объясняет содержание, стимулирует интерес, контролирует и проверяет учеников. Второй - с помощью тоже вполне конкретных приемов усваивает содержание, воспринимает и перерабатывает информацию, реализует деятельность самоконтроля, самокоррекции и т.д. И тут мы также видим существенные различия в используемых действиях, операциях, способах, формах. Казалось бы, наиболее устойчивая структура - предмет обучения. Однако и здесь мы видим существенные расхождения. Абстрактное научное содержание, преподнесенное конкретным учителем, имеет признак субъективизма в оценке данной информации. Знания, воспринятые и осознанные учеником, приобретают характеристику «субъектной отнесенности», т.е. становятся понятыми знаниями, но они могут быть очень далеки от первичного, абстрактного знания и от того, что передавал учитель [7, c. 171].
Организация учебной деятельности, принятая сегодня в большинстве школ, строится на основе соперничества и оценки. По мнению Перки, использование этих принципов приводит к формированию у значительной части школьников негативногосамовосприятия. Описывая традиционную школьную организацию, Руэди и Вест подчеркивают, что главным требованием является здесь одновременное изучение детьми в классе одинакового длявсе учебного материала под руководством учителя. При этом школьники взаимодействуют с учителем не индивидуально, а вместе, как группа. Этот организационный принцип выражен и в расстановке парт в классе: они располагаются ровными рядами так, чтобы ученики сидели лицом к учителю и к доске. Иногда учитель рассаживает детей в соответствии со способностями и уровнем успеваемости. После изучения какой - либо темы всем детям одновременно дается контрольная работа. Таковы основные черты « структурированной» школьной системы [6, c. 350].
Учебная деятельность не может проходить без взаимодействия учителя и ученика. В связи с этим рассмотрим схему включенности педагога и учащихся в планирование и организацию совместной деятельности. Схема предусматривает основные девять вариантов распределения ролей, из которых в каждой конкретной ситуации реализуется, как правило, от одного до четырех вариантов.
Варианты включенности педагога и отдельных участников в совместную деятельность.
Позиция «А»: планирование и организация осуществляется самим педагогом.
Позиция «Б»: планирование сосредоточено в руках педагога; организация деятельности производится с помощью ядра группы (актива).
Позиция «В»: планирование сосредоточено в руках педагога; организация деятельности производится силами всей группы (самоорганизация).
Позиция «Г»: организация работы в руках педагога и его силами; планирование целей и постановка задач - силами актива (ядра группы).
Позиция «Д»: и планирование, и организация деятельности осуществляется силами актива (ядра группы); педагог в роли консультанта и координатора.
Позиция «Е»: планирование силами актива; организация силами всей группы; педагог - координатор и консультант.
Позиция «Ж»: планирование деятельности силами всей группы; организация возложена на педагога.
Позиция «З»: планирование силами всей группы; организация - силами актива; педагог - координатор и консультант.
Позиция «И»: и планирование, и организация осуществляется силами всей группы; педагог - координатор и консультант [9, c.61].
В самом общем виде можно сказать, что в традиционной педагогической модели обучения, существующей в настоящее время в общеобразовательной школе, доминирующее положение занимает учитель (обучающий). Именно он определяет все параметры процесса: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. В силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) школьник (обучаемый) в педагогической модели занимает подчиненное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в учебной деятельности в силу тех же причин также достаточно пассивно: ведь его основная роль - это восприятие социального опыта, передаваемого обучающим.
Значение опыта обучаемого в педагогической модели весьма незначительно. Он может быть использован лишь в качестве отправной точки обучения. Основное значение имеет опыт учителя либо автора учебника. Соответственно основными методами и формами обучения являются рассказ, лекции, рекомендованное чтение, телевизионные передачи.
В рамках педагогической модели готовность обучаемого к обучению определяется в основном внешними причинами: принуждением, давлением общества (семьи, друзей) на человека, угрозой жизненной неудачи в случае отказа от учебы и т.д. Обучаемые согласны и вынуждены учить одни и те же предметы, поэтому их обучение можно строить по единому стандарту, предусматривающему единообразное постепенное изучение отдельных, не связанных друг с другом дисциплин.
Главной задачей обучающего в этом случае становится создание искусственной мотивации.
В педагогической модели обучаемые ориентируются на приобретение знаний впрок, зная заранее, что большинство из них если и пригодится им в жизни, то позже. Целью обучаемых становится заучивание как можно большего количества знаний, умений, навыков и качеств про запас, без конкретной связи с практикой. Курс обучения строится по разделам учебных дисциплин, следуя логике предмета [3, c. 400].
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится учебная деятельность, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой — жизненный путь [10, c. 511].
У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу людям, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества.
Сохраняют свою силу и мотивы, лежащие в самой деятельности, интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных, в том числе в настоящее время и коммерческих, задач.
Такая познавательная мотивация может распространяться на все предметы, на каких-либо предметов или на отдельный предмет. Избирательность познавательных интересов старшеклассников очень часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые, в свою очередь, способствуют формированию учебных интересов, изменяют отношение к учебной деятельности.
В старшем школьном возрасте на первый план выдвигается произвольная мотивация, т.е. все чаще ученик руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями. Старшеклассники лучше осознают свое отношение к учению, причины, побуждающие их учиться. В связи с высоким уровнем самокритичности они, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у них таких отрицательных черт характера, как безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и самоконтроль, настроение. Отношение к школе в целом характеризуется большей сознательностью и одновременным «вырастанием» из школы. Учеба, при обретение знаний становятся прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но это не всегда так и далеко не у всех [2, c.189].