Психологические особенности пациентов, страдающих депрессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:10, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психологические особенности пациентов, страдающих депрессией.
Задачи исследования:
Определить особенности межличностных отношений у пациентов, находящихся в депрессивном состоянии;
Установить иерархическую модель структуры самоотношения;
Выявить уровень вербальной и невербальной агрессии;
Диагностировать структуру Я-концепции респондентов.

Содержание

введение 5
1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 7
1.1 Роль психического здоровья в гармоничном развитии личности 7
1.2 Особенности самосознания лиц находящихся на лечении в психоневрологическом диспансере 12
1.3 Особенности психической деятельности больного, страдающего депрессией 20
1.4 Психологические методы исследования психически больных 30
2Психологическое исследование пациентов психоневрологического диспансера, находящихся в депрессивных состояниях 40
2.1 Организация и методы исследования 40
2.2 Результаты и анализ исследования 45
заключение 52
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
Опросник диагностики межличностных отношений (ДМО) 59
Тест различий между идеальным и реальным Я (BUTLER & HAIGH) 64
Опросник Басса-Дарки 66
Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин) 69

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 508.00 Кб (Скачать файл)

Менее важной на современном этапе развития психиатрии является задача диагностики структуры и степени выраженности нарушений высших психических функций и личностных изменений. Динамика клинико-психологического синдрома, возникающая под влиянием лечебных воздействий, является важной информативной составляющей оценки их эффективности, особенно в случае применения количественных оценок. Нельзя не отметить и то, что эти воздействия могут иметь разнонаправленный эффект и приводить к улучшению одних составляющих когнитивной и личностной сфер с одновременным снижением других. В таком случае клинико-психологическая диагностика становится значимой для выбора сочетания психофармакологических препаратов и тактики их применения.

В компетенции медицинского психолога находится и проблема индивидуально-личностной типологической диагностики. Особенности личностного реагирования психически больного и его ближайшего окружения (прежде всего семьи) на различные связанные с болезнью обстоятельства являются важным моментом в определении прогноза болезни, выявлении факторов риска и профилактике.

Клинико-психологическая  диагностика при необходимости  включается в решение и других задач медицинской психологии (экспертизы, реабилитации, психологической коррекции  и психотерапии).

Применяемые в медицинской  психологии диагностические подходы апробировались в процессе специальных исследований, по результатам которых формировались представления о клинико-психологических синдромах, характерных для той или иной формы психического заболевания, типа его течения, степени выраженности соответствующих расстройств. Было установлено, что экспериментально-психологический метод не только позволяет существенно расширить возможности клинического анализа, но и наполнить психологическим содержанием систему теоретических представлений, касающихся общей психопатологии [16].

Среди задач, решаемых медицинской  психологией в психиатрии, были обозначены задачи экспертизы, психокоррекции и  реабилитации. В решении этих задач (так же, как и диагностических) психолог является одним из субъектов совместной деятельности со специалистами другого профиля. Именно в этом разделе работы медицинского психолога наиболее полно выступают мультидисциплинарность и комплексность в виде взаимодействия и взаимодополняемости клинического, инструментального и лабораторного подходов.

При решении задач  экспертизы (трудовой, медико-педагогической, военной) требуется оценка особенностей психики объекта экспертизы как  в целом, так и в отношении  отдельных психических процессов. При этом важно выявить не только актуальное состояние личности и различных составляющих психической деятельности, но спрогнозировать возможности взрослого, ребенка или юноши на будущее с учетом компенсаторных или декомпенсирующих проявлений.

При этом важно соотнесение  дефицитарных феноменов психики и сохранных ее составляющих с требованиями профессионально-трудовой, учебной или военной сфер деятельности, а не их констатация. В свою очередь это требует знания психологии труда и психологических основ учебной деятельности на разных этапах онтогенеза в различных социально-закрепленных формах и на различных уровнях образования [21].

Особое место в психиатрической  экспертизе занимает судебная. Подробное  изложение и анализ концепции  комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы даны в книге. Здесь же целесообразно отметить, что соединение психиатрического и психологического подходов является особенно эффективным, поскольку позволяет интегрировать данные о свойствах и функциональных особенностях психической деятельности подэкспертного лица. Участие медицинского психолога открывает возможности дифференцированного анализа особенностей личности (в ее развитии), структурно-динамических и содержательных особенностей психики, в частности эмоциональных реакций. Эти данные дают основания для сочетанного рассмотрения психологических и психопатологических факторов в оценке результатов экспертного процесса.

Задачи медицинской  психологии в области психокоррекции и реабилитации можно было бы объединить под рубрикой "психологическая помощь больному". Независимо от конкретного обозначения (реабилита ция, психологическая коррекция, психотерапия) можно сказать, что по своим целям эти задачи в значительной мере идентичны. Речь всегда идет о минимизации инвалидизирующих факторов в структуре психики, о предотвращении или уменьшении стойких психических последствий заболевания, о восстановлении прежнего или становлении нового социального, личностного и трудового статуса больного, о "встраивании" в психическую деятельность адекватных конструкции индивидуальности компенсаторных механизмов и стратегий адаптивного поведения, способствующих ауторегуляции больным своих отношений с окружающей средой и с самим собой [28].

В основе разработки программ психологической помощи больному и их осуществления лежат несколько основных требований. Во-первых, центральным звеном в этом разделе практической деятельности медицинского психолога остается клинико-психологическая диагностика как на констатирующем этапе, предшествующем началу психологической работы с больным, так и в ходе процесса взаимодействия с ним. Во-вторых, для полноценной и позитивно действующей психологической помощи требуется построение клинико-психологического синдрома с анализом дефицитарных и сохранных структур психики и определением ведущего фактора или факторов, формирующих весь комплекс негативных клинико-психологических феноменов. Более того, необходимо всестороннее изучение личности больного, в том числе и на уровне преморбида; системы отношений, мировоззрения, социальных и трудовых установок, ценностных ориентаций и ведущих жизненных мотивов. Важным моментом являются такие фоновые характеристики деятельности, как уровень ее энергетического обеспечения, доминирующие формы эмоционального реагирования, возможности самоанализа, конструкция "внутренней картины болезни", представления больного человека о качестве жизни, конвергенция или дивергенция "знаемых" и "реальных" мотивов и целей. В-третьих, выбор "мишени" психологического воздействия не только не исключает, но предполагает "вчувствование" медицинского психолога в тривиальную формулу, декларирующую целостность человека и его психики. Речь идет о том, что психологическое воздействие влечет за собой цепь перестроек и возможных личностных реакций в целостной психической деятельности. Возможно, последствия этих влияний и перестроек требуют прогнозирования результатов в более широком контексте личностных смыслов и переживаний объекта психологической помощи.

Представляется, что важной основой выполнения перечисленных требований является не только осмысленный и личностно-проработанный профессионализм медицинского психолога, но и совместная деятельность специалистов многопрофильной бригады, включающей лечащего врача, врача-психотерапевта, медицинского психолога и специалиста по социальной работе. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий существенно выше при наличии организационно-структурированной медико-психологической службы, партнерских взаимодействий между врачом, психологом и другими специалистами. Это позволяет реализовать на деле принцип взаимной дополнительности (комплиментарности) в совместном взгляде на "целостность" больного человека при специфическом вкладе каждого из сотрудничающих специалистов в осуществление лечебно-терапевтических программ [28].

  1. Психологическое исследование пациентов психоневрологического диспансера, находящихся в депрессивных состояниях

2.1 Организация и методы исследования

Цель исследования: выявить психологические особенности пациентов, страдающих депрессией.

Задачи исследования:

    1. Определить особенности межличностных отношений у пациентов, находящихся в депрессивном состоянии;
    2. Установить иерархическую модель структуры самоотношения;
    3. Выявить уровень вербальной и невербальной агрессии;
    4. Диагностировать структуру Я-концепции респондентов.

Объект исследования: психологические особенности лиц, находящихся на лечении в психоневрологическом диспансере.

Предмет исследования: нарушение структуры Я-концепции при депрессивных состояниях.

Выборка исследования составила 50 респондентов, пациентов МПНД г. Пинска.

В качестве психодиагностического инструментария, использовались следующие методики:

  1. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО);
  2. Тест различий между идеальным и реальным Я (BUTLER & HAIGH);
  3. Опросник Басса-Дарки для изучения проявления вербальной и физической агрессии;
  4. Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин).

Адекватность  методик исследования достижению цели.

Метод диагностики межличностных отношений (ДМО)

Метод диагностики межличностных отношений представляет собой опросник, в котором короткие характеристики отражают индивидуальный стиль общения конкретного человека с окружающими.

В зависимости от заданной инструкции методика может выявлять:

  1. субъективную оценку Я в сопоставлении с идеалом своего Я;
  2. оценку других лиц, включенных в эксперимент при изучении малой группы, характеристики которых также можно рассматривать в сравнении с идеалом;
  3. конгруэнтность или напряженность отношений в малой группе — будь то семья, коллектив, команда и т.д.

Основой для создания методики послужил тест американского психолога Т. Лири (Leary T., Coffey I. «Interpersonal Diagnosis», in: «Theories of Personality Ibvestigation», New York, 1969, p. 73–96), последователя идей Г.С. Салливена. Оппонируя своему учителю Зигмунду Фрейду, выводящему свойства личности в основном из проблем раннего детства в контексте неосознанных эротических переживаний, Салливен (Sullivan H.S., The Interpersonal Theory, New York, 1953) понимал формирование личности как процесс, в котором важнейшая роль отводится мнению значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со значимыми другими.

В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек сообразует свое поведение с оценками значимых других на уровне осознанного самоконтроля, а также (неосознанно) с символикой идентификации.

Основываясь на данной концепции, американский психолог Тимоти Лири систематизировал свои эмпирические наблюдения в виде 16 вариантов межличностного взаимодействия и использовал свою методику в основном в условиях клиники.

Модификация теста и адаптация его к нуждам практического психолога заключается в переработке опросника, представленного в виде 128 характеристик, в разделении факторов на 8 разнонаправленных по своей характерологической сущности октантов, в создании новой сетки, удобной для регистрации ответов и быстрого обсчета полученных данных, в развороте показателей методики по часовой стрелке.

После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8 вариантам  межличностного взаимодействия.

Для этого используется «ключ», с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров, каждый блок формирует  один из 8 октантов методики. Количество перечеркнутых испытуемым номеров  в каждом блоке выносится на таблицу  количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант межличностных отношений.

Варианты, отражаемые 16-балльной шкалой по каждому из 8 октантов, следующие.

I октант. Властно-лидирующий тип межличностного поведения.

II октант. Независимо-доминирующий тип межличностного поведения.

III октант. Прямолинейно-агрессивный тип межличностного поведения.

IV октант. Недоверчиво-скептический.

V октант. Покорно-застенчивый тип межличностного поведения.

VI октант. Зависимо-послушный тип межличностного поведения.

VII октант. Сотрудничающе-конвенциальный тип межличностных отношений.

VIII октант. Ответственно-великодушный вариант межличностного поведения.

Количественные показатели по каждому из октантов — от 0 до 16 — откладываются на соответствующей номеру октанта ординате. На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается.

После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие «веера». Максимально заштрихованные октанты (то есть те, по которым баллы оказались высокими) соответствуют преобладающему стилю межличностного поведения. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям.

Показатели, превышающие 8 баллов (до 12), свидетельствуют об акцентуации  свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14–16, свидетельствуют  о выраженных трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0–3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных  отношений — I, II, III и IV — характеризуются  преобладанием неконформных тенденций, из них III, IV — склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям, а I и II —  независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта — V, VI, VII и VIII — являют собой противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность (V и VI), склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с окружающими (VII и VIII).

Тест различий между идеальным и реальным Я (BUTLER & HAIGH). При изучении личностных свойств большой интерес представляет разница между показателями реального и идеального образа Я конкретного человека. Наиболее простой и часто встречающийся вариант — наличие незначительных количественных различий, которые позволяют судить о том, какие особенности своего стиля межличностного поведения индивида не устраивают.

Информация о работе Психологические особенности пациентов, страдающих депрессией