Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Сорокина№2.dok.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Курсовая работа №2

 

 

Учебная дисциплина: «Педагогическая психология»

 

 

Психологические особенности развития личности

младших школьников средствами изобразительной деятельности

 

Специальность: педагогика и психология

Специализация: Психологическое  консультирование

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности

младших школьников ………………………………………………………….8

1.1. Сущность и механизм формирования  представлений младшего школьника  ………………………………………………………………………8

1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….

Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19

2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших  школьников

2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25

2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41

Заключение ……………………………………………………………………..44

Терминология……………………………………………………………………45

Список литературы ……………………………………………………………..48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальность. Художественное образование в начальной школе является основой формирования духовного мира личности. Занятия изобразительным искусством для младших школьников, предоставляют широкие возможности не только для приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, но является и важнейшим условием их духовного становления. Совершенствование изобразительной деятельности учащихся начальной школы обеспечивает большую эффективность личностного роста каждого школьника.

     Теоретическое исследование. В последние годы появился ряд исследователей, приобретших основополагающее значение для определения закономерностей процесса рисования и связанных с ним познавательных процессов. Научное обоснование познавательной функции изобразительного искусства и особенностей познания действительности средствами рисунка и живописи мы находим в трудах В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, А.И. Иконникова, Н.В. Сокольниковой, B.C. Кузина, Л.Г. Медведева, Н.К. Шабанова, Т.Я. Шпикаловой, Б.П. Юсова.

     Важность  пристального изучения психологического  аспекта изобразительной деятельности младших школьников обусловлена особой благоприятностью возраста для освоения изобразительной деятельности, с одной стороны, и активным познавательным развитием — с другой. В связи с этим изучен такой важный компонент способностей младшего школьника к изобразительной деятельности, как представления, от уровня сформированности которых во многом зависит и качество создаваемых ими рисунков.

     В современной  науке и практике сложилась  такая тенденция, когда обсуждается  какая-либо система развивающего  обучения, принято указывать, развитие каких именно способностей ребенка берется обеспечить эта система. В нашем случае мы попытались найти оптимальные способы развития представлений учащихся, ибо считаем их принципиально важными в деле совершенствования их изобразительной деятельности.

Практика обучения младших  школьников основам изобразительного искусства показывает, что у детей интерес к рисованию ослабевает уже к 3-4-му классам. Это объясняется рядом субъективных и объективных факторов. К первым относятся низкий уровень развития некоторых познавательных процессов и их свойств (например, восприятия пространства, восприятия цвета, концентрации внимания, образной памяти, представлений, активности и богатства воображения и т. п.), отсутствие у ребенка способностей к изобразительной деятельности. Ко второму - мы можем отнести недостаточный методический уровень организации уроков изобразительного искусства, ограничивающийся чаще использованием наглядных и вербальных средств обучения. На самом деле уроки изобразительного искусства несут в себе огромный потенциал для развития познавательных и эмоционально-чувственных сторон личности ребенка, который не всегда используется учителями в полной мере.

     Являясь  одним из важных видов детской  деятельности, изобразительная деятельность не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и сама обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке личности ребенка и его способностей. В процессе изобразительной деятельности участвует не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, представления, мьшление и воображение, а личность ребенка в целом.

     Формируя  эмоционально-волевую сферу личности  ребенка, уроки изобразительного  искусства активно развивают  и его познавательную сферу.  В методической литературе по изобразительному искусству в общеобразовательной школе большее внимание уделяется проблемам обучения собственно изобразительным навыкам и умениям (техническая сторона изобразительной деятельности) или развитию творческих способностей учащихся. Проблема же формирования отдельных познавательных процессов, участвующих в изобразительной деятельности и направленных на ее совершенствование, остается пока малоизученной. Традиционная методика обучения изобразительному искусству предоставляет широкие возможности для художественного образования учащихся начальных классов. Практика же показывает, что учителя строят процесс обучения, ориентируясь в основном на механическую память учащихся. Такой подход не развивает их образной памяти, представления, мышления и воображения. В то время, как известно, что окружающий мир отражается ребенком не механически, дети чаще всего отражают его, опираясь на собственные представления. Последние – это результат воспроизведения ребенком образов окружающей действительности, сложившихся на основе его личного опыта.

     В начальной  школе обучение любому предмету  развивает представления учащихся. С другой стороны, только при  определенном уровне развития  у детей образов представления  им доступно дальнейшее усвоение  знаний и умений.

     Таким образом,  накопление и развитие представлений  в процессе обучения на уроках  изобразительного искусства являются  результатом учебной деятельности  детей, и вместе с тем они  сами становятся условием и  опорой для усвоения других  знаний и дальнейшего роста познавательных способностей учащихся. В этих случаях представления органически включаются в структуру учебной деятельности  детей и становятся частью этой деятельности.

       Исследованием  отдельных проблем детского художественного  творчества и связанных с ним познавательных процессов занимались многие ученые. Например, проблемой развития художественного восприятия средствами изобразительного искусства занимались Н.Н.Волков, П.Я.Павлинов, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, П.М.Якобсон.

     Развитию творческого воображения и мышления детей в процессе изобразительной деятельности посвящены исследования Л.С. Выготского, Н.С. Боголюбова, Т.С. Комаровой, В.А.Крутецкого, М.Н.Титовой, И.С.Якиманской. 

    Изучению проблемы  особенностей восприятия и представления пространства у начинающих школьников посвящены ряд исследований Б.Г. Ананьева, О.И. Галкиной, П.Л.Горфункеля, М.А.Гузевой, И. Ломпшер, О.П.Сергеевич, Ф.Н.Шемякина, Н.М.Яковлевой.

     Индивидуально-психологические  особенности представлений и  образов изучала И.С. Якиманская.

     Научное  обоснование познавательной функции  изобразительного искусства и  особенностей познания действительности  средствами рисунка и живописи  опирается на теорию отражения.  В ней глубоко обосновано и  творчески развито материалистическое учение о познании человеком реального мира.

     В отечественной  психологической литературе имеется  довольно много исследований, посвященных  изучению представлений. В трудах  ученых Б.М.Теплова, А.Н. Леонтьева,  С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия,  Д.Б. Эльконина показана ведущая роль основных форм деятельности (труда, учения, игры) в формировании познавательных психических процессов и свойств личности. На основе этого принципа и был разработан анализ условий возникновения представлений у младших школьников, их динамики и взаимоотношения с другими познавательными психическими процессами на уроках изобразительного искусства, т. е. в условиях учебной деятельности.

      Серьезный вклад  в разработку проблемы представлений  внесли Б.Г.Ананьев, П.П. Блонский. Проблему роли представлений в изобразительной деятельности детей хоть и опосредованно затрагивали в своих исследованиях Л.А. Венгер, А.В. Запорожец.

     В изучении психологического  аспекта детского рисования выделяется  группа исследователей (Ж. Пиаже,  Р. Арнхейм, П. Гюйоме, Ж. Люке), придающих решающее значение в построении ребенком изображения характеру образующихся у него представлений. Автор одной из первых и наиболее продуктивных работ этого направления — Ж. Люке. Он объясняет детский рисунок как изображение представления: представление в отношении к рисунку выступает в качестве внутренней "модели". Представления подвержены видоизменению под влиянием внешних воздействий. Изменившиеся представления влияют на рисунок.  Ж. Пиаже предпринимает попытку разработать методику по изучению детских представлений ("Представление о мире у ребенка").

      Разработка эффективных  приемов развития представлений  учащихся начальных классов   в изобразительной деятельности  составила проблему нашего исследования.

     Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.

     Объектом исследования выступает изобразительная деятельность младших школьников

    Предметом – психологические особенности развития личности младшего школьника средствами изобразительной деятельности.

    На основании  теоретического анализа проблемы, изучения опыта работы учителей  в начальной школе и результатов  экспериментального исследования, нами сформулирована следующая гипотеза:

 представления являются  одним из важнейших компонентов  познавательной деятельности учащихся  и как ее продукт обеспечивают  качество их изобразительной деятельности.

     В соответствии  с заявленной проблемой, целью,  объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:

- на основе анализа  специальной литературы раскрыть  специфику познавательных процессов  в изобразительной деятельности  младших школьников, определить  в ней значимость образов представления; 

- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;

- обосновать и экспериментально  проверить методы  развития представлений  на уроках изобразительного искусства.

         Методологической основой исследования являются основополагающие положения материалистической философии (теория отражения, закон о движущих силах развития личности), психологии (теория развивающего обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, принцип ведущего вида деятельности) и педагогики (современные концепции художественного образования).

          В настоящем исследовании были использованы следующие методы:

- теоретический анализ  психолого-педагогической и специальной  литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за изобразительной  деятельностью учащихся;

- анализ продуктов  деятельности (рисунков учащихся);

- опросы и тестирование;

- педагогический эксперимент;

- качественный и количественный  анализ результатов эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности

младших школьников

1.1.Сущность  и механизм формирования представлений  младшего школьника

      Представления  играют ведущую роль в развитии  ребенка с момента его рождения  и являются необходимыми элементами всех познавательных процессов, включенных в обучение. Вне специальных учебных заведений этот процесс носит спонтанный характер и только в школе начинает осуществляться целенаправленно. На уроках изобразительного искусства представления играют особую роль. Впечатления об окружающем мире наполняют внутренний мир ребенка, формируют его эмоциональную сферу, включают механизмы переживания и сопереживания на определенном этапе его развития, в результате чего у него возникает желание передавать свои впечатления об увиденном, услышанном, пережитом. Уже в ранних своих рисунках ребенок отражает образные представления, то есть те образы, которые возникают в результате субъективного отражения объективно существующего мира.     Теперь остановимся подробнее на определении понятия представления. Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением — психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. "Представление - не механическая репродукция восприятия, которая где-то сохраняется как изолированный элемент, для того чтобы всплыть на поверхность сознания. Оно - изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности" [30; с.308]. Представления относятся к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образным мышлением. Продуктом (конечным результатом) представления является образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Дети младшего школьного возраста имеют достаточно большой запас таких образов-представлений. Очень важно на начальных этапах обучения, на уроках изобразительного искусства стимулировать детей на постоянное пополнение этого багажа новыми образами. Этому способствуют существующие основные виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве. Профессионализм учителя рисования играет здесь не меньшую роль. Умение интересно и выразительно строить свой рассказ, творческий подход к выбору современных методических средств и пособий помогает детям обогащать мир своих представлений. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное личностное и психическое развитие. От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач. Детям младшего школьного возраста свойственно много фантазировать. Эти фантазии не рождаются на пустом месте. Ребенок, услышав задание нарисовать тот или иной сюжет, прежде всего, обращается к своим представлениям и, добавляя к ним свои штрихи, получает новый образ. Процесс этот достаточно сложный и во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей учащихся (их социального опыта, т. е. уровня подготовленности к школе и общей культуры; уровня развития всех без исключения познавательных процессов и их важнейших компонентов, таких как зрительные и тактильные ощущения, сосредоточенность и концентрация внимания, целостность и избирательность восприятия, запоминание, сохранение и воспроизведение воспринимаемых образов, наглядно-образное мышление и творческое воображение; эмоциональности и способностей ученика и, наконец, их общего физического состояния в данный момент). Проследить механизм создания образов у каждого ученика практически невозможно, но эта задача и не входит в обязанности учителя. Гораздо важнее помочь детям максимально реализовать свои возможности на уроках изобразительного искусства, ведь одно дело, что у тебя в голове, и совсем другое суметь передать это на бумаге, не растратив при этом всех впечатлений от увиденного или услышанного. Ведь известно, что у детей момент разочарования наступает именно тогда, когда они не могут осуществить свой замысел в рисунке, яркие представления куда-то исчезают, а вместо них на бумаге остаются жалкие, обрывочные образы.

Информация о работе Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности