Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Сорокина№2.dok.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

 

     Третий  блок включает в себя занятия  по коррекции зависимости от  окружающих и преследует задачи  обучения ребёнка новым формам  общения, развития когнитивных процессов и способности создания разных образов. В связи с поставленными задачами были определены приёмы рисовния, такие как: игры по интенсивному обучению, в процессе которых ребёнок учится моделированию, то есть умению изображать предмет символами и значками, например в играх «Пиктография», «Художники». Или ребёнок вместе со взрослым поочерёдно рисуя закорючки, создаёт образ. С помощью «пальцевой живописи» дети учились проявлять самостоятельность в изображении предметов, ритмично нанося на бумагу цветовые пятна и тем самым, по результатам исследования Медниковой Л.С., способствуя развитию личности, когда наиболее гармонично сочетаются когнитивные и аффективные её стороны. Выполнение задания в соответствии с предложенным графическим эталоном ритмической структуры свидетельствует о волевой направленности детей.

     Четвёртый  коррекционный блок был спланирован  для снятия у детей состояния  тревожности. В начале коррекционного  этапа мы убедились, что психолого-педагогически  запущенные дети испытывают неуверенность и неуспешность в деятельности, а значит, находятся в тревожном состоянии. Мы полагаем, что недооценка себя обусловлена, с одной стороны, оценками взрослых, с другой стороны, особенностями самосознания запущенных детей. Чтобы поднять уровень уверенности детей, были использованы приёмы подражания. По определению Выгодского Л.С., Эльконина Д.Б. и других психологов, подражание, как закономерное явление, присуще детям дошкольного возраста. Мотивами, побуждающими к подражанию, могут быть: стремление ребёнка овладеть какой-то задачей; желание действовать так же, как объект подражания и т. д. Взрослый, выполняя показ, сопровождая его объяснениями и уверяя в получении результата, тем самым создаёт ситуацию успеха для него. Можно сделать предположение, что возможно снятие состояний тревожности, неуверенности, эмоционального напряжения, используя рисование предметов спиралеобразными, сплошными , пунктирными  линиями. Если ребёнок испытывал повышенную неуверенность, то взрослый рисовал зрительные ориентиры, по которым или вдоль которых ребёнок рисовал вышеперечисленными линиями предметы, движения их по дорожкам (извилистым, ломаным, прямым). Рисование таких линий в какой то мере ограничивает деятельность ребёнка, но и помогает чувствовать себя увереннее. Предлагая рисовать пластилином, мы выявили, что этот приём рисования даёт возможность почувствовать свою уверенность неуверенным детям, а импульсивных детей успокаивает выполнение ритмической структуры рисунка, линий.

     В пятом блоке спланированы занятия, содержание которых направлено на снятие враждебности и агрессивности, формирование адекватных форм поведения, осознание его и негативных проявлений, мешающих налаживанию контактов в связи: ребёнок – ребёнок - взрослый. Предлагая ребёнку нарисовать «Рисунок самого себя», взрослый предлагает изображения в двух позициях: «Какой ребёнок сейчас» (может быть в группе сверстников, может быть в деятельности) и «Каким он желает стать» (возможно в рисунке будет выражено воплощение своей мечты; возможно каким его хотят видеть родители, воспитатели). Таким образом, в данной ситуации от ребёнка требовалось умение проанализировать ситуацию и его  самого в ней, социальное окружение и место, занимаемое им в этом окружении. Рисуя, дети использовали цвета красок, которые в данный момент больше привлекали их внимание. О притягательности ребёнка к тому или иному цвету и эмоциональному отношению к нему говорит ещё Фребель Ф. Он считал необходимым предоставлять детям возможность выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе в данный момент. 
Динамика эмоциональных состояний и характер их проявлений у социально и психолого-педагогически запущенных детей (СПЗ) экспериментального класса и детей контрольного класса (К). Были использованы повторно: тесты «Дом-Дерево-Человек» и метод выбора цвета (см.приложение), заключающийся в том, что каждый ребёнок ежедневно, в течении недели, закрашивал кружок приятным для него цветом.

                                                                                                                   

 Таблица 3

Эмоциональные состояния

              Коррекционные этапы

Симптокомплексы ДДЧ                                 ___________________цветовые          выборы

        начало                           конец

спз

к             спз

к

незащищённость

красный

18

5

16

7

7

38

6

19

Трудности общения

жёлтый

14

0

5

12

4

27

3

18

Недоверие к себе

зелёный

5

2

3

13

3

22

2

24

конфликтность

чёрный

15

52

14

27

6

2

5

13

депрессивность

фиолетовый

7

10

2

7

1

0

0

4


 

     Таким образом, результаты  сводной таблицы указывают на происшедшие позитивные изменения в эмоциональном состоянии социально и психолого-педагогически запущенных детей. Особенно снизились следующие показатели: незащищённость ( с 18 до 7%), депрессивность ( с 7 до 1%), конфликтность ( с 15 до 6%), трудности общения (с 14 до 5%), Из таблицы видно, что СПЗ дети в конце коррекционного этапа в большей мере стали отдавать предпочтение: красному (5-38%), жёлтому (0-27%), зелёному (2-22%) цветам; в то же время снизились показатели по чёрному цвету (52-2%), фиолетовому (10-0%). Приведённые данные говорят о том, что в эмоциональной сфере социально и психолого-педагогически запущенных детей произошло восстановление эмоционального равновесия, личностного баланса, обретение уверенности в себе, успеха, свяэанных с ними положительных переживаний и образцов поведения.

   2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования

     С помощью диагностических средств и различных методов мы пытались изучить особенности эмоциональной, поведенческой, коммуникативной сферы учащихся, установить уровень субъективности и адаптированности в окружении, отбирая среди них наиболее продуктивные. Нам удалось обнаружить, на ряду с другими отклонениями, нарушения в сфере общения, вызывающие неудовлетворённость ребёнка отношениями с родителями, учителями, сверстниками. Эти отношения обусловлены неуспехом школьника в учебной деятельности, слабостью представления о нравственной жизни коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Наличием и устойчивостью эмоционально отрицательно окрашенных личностных проблем, вызывающих соответствующие эмоциональные состояния и приводящие ребёнка к защитным формам поведения, которые делают его ранимым, более уязвимым и трудным в поведенческом плане.

    Исследователем Овчаровой Р.В. доказано, что у данных детей происходит искажение образа «Я», в следствии чего они часто оказываются неуспешными в деятельности, не одобряемыми окружающими, что отражается на их поведении и отношениях со взрослыми и сверстниками. Тем самым искажённый образ «Я» определяет всю жизнедеятельность ребёнка.

       Для  исследования были отобраны два  экспериментальных класса /вторые  классы/, были выявлены школьники с эмоциональными нарушениями поведения, повышенной неуверенностью, конфликтностью, агрессивностью, эмоциональной нестабильностью, трудностями общения с окружающими и зависимостью от них. В контрольный класс вошли дети, не имеющие указанных признаков или имели их ситуативное проявление. Коррекционная работа проводилась по указанной выше блочной коррекционной программе, предусматривающей снятие различных эмоциональных нарушений средствами рисования. Кроме психологических, были использованы и педагогические методики, рисуночные тесты, метод выбора цвета, наблюдение за детьми с эмоциональными нарушениями поведения,игра «Секрет» и многие другие методики, которые представлены в таблицах и приложении. Педагогические ситуации, беседы позволившие выявить эффективность поведения у детей. У психолого-педагогически запущенных детей процент эффективных вспышек оказался намного выше, чем у детей контрольной группы.

Ниже приведённая таблица  показывает некоторые особенности  поведения этих детей.

Ищет защиты у взрослых или сам находит выход

Сам разрешает ситуацию

Не ищет защиты у взрослых (плачет, убегает,прячется)

Проявляет агрессию

 

42%

30%

 

21%

            1%


 

Рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука. Рисуночная диагностика, которая  проводилась индивидуально и  малыми подгруппами, по следующим темам:

1. «Несуществующее животное»

      Цель: выяснить  эмоциональное состояние ребёнка.  Следует отметить, дети, соглашаясь  рисовать, поясняли: это жук, это  мышка и т.д.

2. «На улице»

      Цель: раскрыть  отношения ребёнка со сверстниками, его социальный статус в коллективе.

Порядок тем

Играет один

Играет один, но есть желание  совместной игры

Играет с другом, сестрой (братом)

Играет с несколькими  детьми

2

26%

13%

43%

17%

3

21%

13%

39%

26%


3. «Семья» 

      Цель: выявить  взаимоотношения ребёнка с близкими, его статус в семье.    Рисунок семьи оказался для нас очень информативным и помог нам выполнить поставленную цель.

Для выявления страхов  использовались темы:

4. «Что мне снилось  страшное»

Животное

Бармалей, баба-яга

Обижающий человек

Другие существа

39%

21%

21%

4%


5. «Что было самое  плохое»

Кто-то обидел

Что-то случилось

Что-то потерял

Без причин

39%

30%

21%

4%


6. «Что было в твоей  жизни самое хорошее»

Подарок

Посещение интересного  места

Игра с детьми

Оказанная помощь ребёнком

56%

13%

17%

4%


  

      Анализ результатов проведённого исследования даёт возможность представить особенности эмоциональной сферы социально и психологически запущенного ребёнка. Этот ребёнок в большей мере подвержен негативному влиянию среды, его личный баланс неустойчив, он высоко тревожен, эмоционально незащищён и неуверен в себе, имеет заниженную самооценку. Таким детям трудно преодолевать препятствия, удовлетворять свои потребности. Их враждебность и конфликтность выступают как защитные реакции. Обнаружены достоверные различия между социально и психолого-педагогически запущенными детьми и детьми контрольного класса по следующим показателям доминирующих эмоциональных состояний: трудность общения, фиксация на препятствии, фиксация на удовлетворении потребностей, эмоциональная нестабильность, преобладание внешнеобвинительных и самообвинительных реакций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Настоящее исследование было посвящено изучению изобразительной деятельности младших школьников, и использованию этой деятельности для корректировки поведения школьников. Теоретический анализ этой проблемы показал её возможность для общего личностного развития школьников. Основной базой исследования стали представления о становлении и развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка (Бреслав Г. М., Вилюнас В. К. , Изард К., Иванников В. А. и др.).

         В проведённом исследовании подтвердилось  предположение о том, что через  рисование есть возможность и  целесообразность формирования  и коррекции эмоциональных представлений и состояний. В основе представлений об эмоциональных состояниях школьника лежит когнитивный образ, содержащий комплекс знаний об эмоциях. Осознание эмоционального состояния проходит через определённые стадии: от понимания и обобщения ситуации,  в которой возникла эмоция, через отношения с другими людьми и понимания своего поведения в этой ситуации к переживанию самого чувства.

         В исследовании было показано, что в младшем школьном возрасте  изобразительная деятельность, характеризуется  определённой спецификой, которая выявлялась с помощью диагностических и педагогических методик.

Информация о работе Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности