Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48
Третий
блок включает в себя занятия
по коррекции зависимости от
окружающих и преследует
Четвёртый
коррекционный блок был
В пятом блоке спланированы занятия,
содержание которых направлено на снятие
враждебности и агрессивности, формирование
адекватных форм поведения, осознание
его и негативных проявлений, мешающих
налаживанию контактов в связи: ребёнок
– ребёнок - взрослый. Предлагая ребёнку
нарисовать «Рисунок самого себя», взрослый
предлагает изображения в двух позициях:
«Какой ребёнок сейчас» (может быть в группе
сверстников, может быть в деятельности)
и «Каким он желает стать» (возможно в
рисунке будет выражено воплощение своей
мечты; возможно каким его хотят видеть
родители, воспитатели). Таким образом,
в данной ситуации от ребёнка требовалось
умение проанализировать ситуацию и его
самого в ней, социальное окружение и место,
занимаемое им в этом окружении. Рисуя,
дети использовали цвета красок, которые
в данный момент больше привлекали их
внимание. О притягательности ребёнка
к тому или иному цвету и эмоциональному
отношению к нему говорит ещё Фребель
Ф. Он считал необходимым предоставлять
детям возможность выбирать тот цвет краски,
который им приятнее и ближе в данный момент.
Динамика эмоциональных состояний и характер
их проявлений у социально и психолого-педагогически
запущенных детей (СПЗ) экспериментального
класса и детей контрольного класса (К).
Были использованы повторно: тесты «Дом-Дерево-Человек»
и метод выбора цвета (см.приложение), заключающийся
в том, что каждый ребёнок ежедневно, в
течении недели, закрашивал кружок приятным
для него цветом.
Таблица 3
Эмоциональные состояния |
Коррекционные этапы | |||||
Симптокомплексы ДДЧ |
начало конец | |||||
спз |
к спз |
к | ||||
незащищённость красный |
18 5 |
16 7 |
7 38 |
6 19 | ||
Трудности общения жёлтый |
14 0 |
5 12 |
4 27 |
3 18 | ||
Недоверие к себе зелёный |
5 2 |
3 13 |
3 22 |
2 24 | ||
конфликтность чёрный |
15 52 |
14 27 |
6 2 |
5 13 | ||
депрессивность фиолетовый |
7 10 |
2 7 |
1 0 |
0 4 |
Таким образом, результаты сводной таблицы указывают на происшедшие позитивные изменения в эмоциональном состоянии социально и психолого-педагогически запущенных детей. Особенно снизились следующие показатели: незащищённость ( с 18 до 7%), депрессивность ( с 7 до 1%), конфликтность ( с 15 до 6%), трудности общения (с 14 до 5%), Из таблицы видно, что СПЗ дети в конце коррекционного этапа в большей мере стали отдавать предпочтение: красному (5-38%), жёлтому (0-27%), зелёному (2-22%) цветам; в то же время снизились показатели по чёрному цвету (52-2%), фиолетовому (10-0%). Приведённые данные говорят о том, что в эмоциональной сфере социально и психолого-педагогически запущенных детей произошло восстановление эмоционального равновесия, личностного баланса, обретение уверенности в себе, успеха, свяэанных с ними положительных переживаний и образцов поведения.
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования
С помощью диагностических средств и различных методов мы пытались изучить особенности эмоциональной, поведенческой, коммуникативной сферы учащихся, установить уровень субъективности и адаптированности в окружении, отбирая среди них наиболее продуктивные. Нам удалось обнаружить, на ряду с другими отклонениями, нарушения в сфере общения, вызывающие неудовлетворённость ребёнка отношениями с родителями, учителями, сверстниками. Эти отношения обусловлены неуспехом школьника в учебной деятельности, слабостью представления о нравственной жизни коллектива, отсутствием навыков общения, неправильной самооценкой, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Наличием и устойчивостью эмоционально отрицательно окрашенных личностных проблем, вызывающих соответствующие эмоциональные состояния и приводящие ребёнка к защитным формам поведения, которые делают его ранимым, более уязвимым и трудным в поведенческом плане.
Исследователем Овчаровой Р.В. доказано, что у данных детей происходит искажение образа «Я», в следствии чего они часто оказываются неуспешными в деятельности, не одобряемыми окружающими, что отражается на их поведении и отношениях со взрослыми и сверстниками. Тем самым искажённый образ «Я» определяет всю жизнедеятельность ребёнка.
Для
исследования были отобраны
Ниже приведённая таблица показывает некоторые особенности поведения этих детей.
Ищет защиты у взрослых или сам находит выход |
Сам разрешает ситуацию |
Не ищет защиты у взрослых (плачет, убегает,прячется) |
Проявляет агрессию |
42% |
30% |
21% |
1% |
Рисуночный тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука. Рисуночная диагностика, которая проводилась индивидуально и малыми подгруппами, по следующим темам:
1. «Несуществующее животное»
Цель: выяснить
эмоциональное состояние
2. «На улице»
Цель: раскрыть отношения ребёнка со сверстниками, его социальный статус в коллективе.
Порядок тем |
Играет один |
Играет один, но есть желание совместной игры |
Играет с другом, сестрой (братом) |
Играет с несколькими детьми |
2 |
26% |
13% |
43% |
17% |
3 |
21% |
13% |
39% |
26% |
3. «Семья»
Цель: выявить взаимоотношения ребёнка с близкими, его статус в семье. Рисунок семьи оказался для нас очень информативным и помог нам выполнить поставленную цель.
Для выявления страхов использовались темы:
4. «Что мне снилось страшное»
Животное |
Бармалей, баба-яга |
Обижающий человек |
Другие существа |
39% |
21% |
21% |
4% |
5. «Что было самое плохое»
Кто-то обидел |
Что-то случилось |
Что-то потерял |
Без причин |
39% |
30% |
21% |
4% |
6. «Что было в твоей жизни самое хорошее»
Подарок |
Посещение интересного места |
Игра с детьми |
Оказанная помощь ребёнком |
56% |
13% |
17% |
4% |
Анализ результатов проведённого исследования даёт возможность представить особенности эмоциональной сферы социально и психологически запущенного ребёнка. Этот ребёнок в большей мере подвержен негативному влиянию среды, его личный баланс неустойчив, он высоко тревожен, эмоционально незащищён и неуверен в себе, имеет заниженную самооценку. Таким детям трудно преодолевать препятствия, удовлетворять свои потребности. Их враждебность и конфликтность выступают как защитные реакции. Обнаружены достоверные различия между социально и психолого-педагогически запущенными детьми и детьми контрольного класса по следующим показателям доминирующих эмоциональных состояний: трудность общения, фиксация на препятствии, фиксация на удовлетворении потребностей, эмоциональная нестабильность, преобладание внешнеобвинительных и самообвинительных реакций.
Заключение
Настоящее исследование было посвящено изучению изобразительной деятельности младших школьников, и использованию этой деятельности для корректировки поведения школьников. Теоретический анализ этой проблемы показал её возможность для общего личностного развития школьников. Основной базой исследования стали представления о становлении и развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка (Бреслав Г. М., Вилюнас В. К. , Изард К., Иванников В. А. и др.).
В проведённом исследовании
В исследовании было показано,
что в младшем школьном