Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Сорокина№2.dok.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Блок 3.        Коррекция зависимости от окружающих

Задачи: 1. Учить ребёнка  новым формам общения: взрослый – ребёнок.

2. Дать возможность  почувствовать уверенность в  себе.

3. Научить ребёнка  самостоятельно принимать решения,  применяя вариативность создания  образов.

1. Пуантилизм – пальцевая  живопись.

    Цель: учить  самостоятельно создавать на  листе бумаги образ, накладывая цветовые пятна одним или несколькими пальчиками или рисуя их палочкой; развивать чувство ритма для развития когнитивных процессов.

 Примечание: можно  нарисовать детям контурное изображение  предмета. Лучше использовать гуашь.

  1. Кляксография.

     Цель: развивать  умение видеть образ в полученной  кляксе, проявляя самостоятельность  и творчество в создании образа.

     Руководство:  Предложить поставить кляксы, используя  гуашь, тушь или жидкую акварельную  краску, и, наклоняя лист бумаги, дать возможность краске растечься. Увидев образ, дорисовать только недостающие элементы его (уши, хвост).

3. Игры по интенсивному  обучению.

     Цель: обучать  детей обозначать на бумаге  предметы символами и знаками  (моделирование), развивать коммуникативные навыки. Преследуя развлекательную функцию игр, снимать напряжение. Развивать самостоятельность, обучать новым формам общения в связи: «взрослый – ребёнок».

А) « Закорючка»

      Задание:  каждый играющий поочерёдно рисует  на общем листе бумаги закорючку, завиток, и в результате получается образ. Время может быть регламентировано.

Б) «Закорючка в композиции»

      Задание  тоже, только в заключение на  листе бумаги должно быть нарисовано  несколько предметов. 

В) «Игра художников»

      Задание:  ребёнок на индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеток, рисует в каждой из них значком или символом предмет, названный взрослым. Интервал между символами 5-3. Индивидуальная проверка нарисованного обязательна: ребёнок называет подряд нарисованные предметы. Ошибкой считается пропущенная клеточка или неправильно истолкованный ребёнком символ.

Г) «Пиктография»

       Задание:  ребёнок зашифровывает (зарисовывает) в символах, значках любую сказку, а затем рассказывает её по  своим записям.

Д)  «Опорные сигналы»

       Руководство:  Педагог медленно, без повторений, зачитывает небольшой текст в прозе или стихах, а дети на индивидуальных листах зарисовывают его. Победителем считается тот, кто наиболее интересно выразил предметы, явления в символах и значках.

4.  Сюрреалистическая игра (метод  «снежного кома»)

      Цель: развивать  умение от нереальной точки  наращивать слой реальности, т.е.  дорисовывать образ от одной  детали, развивать творческое воображение.

       Материал: экран (лист бумаги с вырезанным  «окошко» д. 1.5 см.); иллюстрация, фломастеры, цветные карандаши.

       Руководство:  Педагог показывает действия: накладывает  экран на иллюстрацию и двигает  его по ней. Как только увиденная  в экране деталь напоминает  часть какого-то реального предмета, тут же необходимо на листе с экраном дорисовать этот образ.

       Примечание: Нельзя дорисовывать образ, который  уже есть на иллюстрации; можно  играть вдвоём, тогда экранов  на одном листе будет два.  Полученные два образа нужно  будет объединить в одной картинке.

Блок 4.  Коррекция тревожности.

Задачи: 1. Воспитание уверенности  в себе.

               2. Снижение эмоционального напряжения.

3. Помощь в снятии  страхов.

4. Уменьшение тревожности.

5. Помощь в преодолении  негативных переживаний.

  1. Рисование спиралеобразными линиями.

Цель: учить, наращивая  скорость движения карандаша, рисовать предметы ровными спиральками; формируя уверенность, развивать чувство  ритма.

Материал: пастовая ручка, фломастер или цветные карандаши, бумага.

Руководство: Педагог  может сделать контурный набросок, и ребенок будет рисовать по нему спиралеобразными линиями.

2. Формирование ручной  умелости, уверенности руки.

     Цель: упражнять  в соединении единой линией 2-х  предметов, изображённых на листе  (животное бежит в лес, машина  заезжает в гараж, человек идёт к дому), развивать чувство ритма путём рисования разнообразных линий.

      Варианты  линий: прямая, волнистая, прерывистая,  зигзагообразная, пунктирная, ломаная.

Блок 5.  Снятие враждебности, агрессивности

Задачи: 1.Формирование адекватных форм поведения.

               2. Эмоциональное осознание своего  поведения, осознание негативных  форм, мешающих налаживанию контакта  в связи: ребёнок – ребёнок  –взрослый.

3. Регулярные поведения  в коллективе.

1.  Рисунок самого  себя.

     Цель:  вызывать  желание у ребёнка воплотить в рисунке свою мечту, формировать самооценку и стремление к самосовершенствованию.

     Задание:  нарисуй:

       - Какой  ты сейчас.

       - Каким  ты хочешь быть.

2. Рисование на тему: «Красивое и безобразное».

    Цель: учить  понимать и передавать в рисунке увиденное в окружающей жизни, взаимоотношения людей.

3.  Игра по интенсивному  обучению «Цвета эмоций».

     Цель: учить  передавать мимикой цветовую  гамму: чёрный цвет - боль, злость; жёлтый – радость и т. д., способствуя снятию внутреннего и внешнего напряжения.

      Руководство:  Дети играют малыми группами. Ребёнок-водящий выходит за дверь,  а дети в это время договариваются, как мимикой будут показывать  цвета. Каждая группа показывает  свой цвет. Водящий, возвратясь  в группу, отгадывает.

     Примечание: лучше начинать с основных  цветов, потом перейти к оттенкам.

4. Серия занятий по  коррекции страхов.

   Цель: Упражнять  детей в рисовании себя в  активной позиции – в позиции  не боящегося. Выявить у ребёнка  чувство страха, взрослый предлагает ему нарисовать себя не боящимся (медведя, собаки, ремня и т.д.). Например, ремень можно разрезать на рисунке ножницами на много частей; утопить его в реке; увезти на машинке и т. д.

Примечание: Занятия по коррекции страхов проводить  до тех пор, пока ребёнок не скажет, что он уже не боится. Данная методика разработана Захаровым.

5. Пластилиновая живопись.

Цель: учить получать изображение, нанося пластилин на картон, кончиками пальцев, прямыми и  круговыми движениями, развитие чувства  ритма, мелкую моторику кисти руки; формировать усидчивость.

Материал: картон размером 15х20; пластилин; стека.

Руководство: Педагог (или  сам ребёнок), нарисовав предварительно контурное изображение предмета, предлагает ребёнку, отщипнув немного  пластилина, размазать его на поверхности картона. Желательно использовать несколько цветов путём наложения одной цветовой гаммы на другую, светлой на тёмную, чтобы придать объёмность образу. Стекой можно изменить фактуру предмета или снять лишний слой пластилина, т. к. этот приём не налепи, а рисования.

5. Рисование своего  настроения.

     Цель: упражнять  детей в умении передавать  своё настроение через цветовые  пятна, изображённые на листе  бумаги (можно проводить это занятие  для контрольной диагностики  эмоционального состояния).

     Материал: гуашь, акварель, белая бумага.

Руководство: Взрослый предлагает детям выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии.

Примечание: использование  чёрных и фиолетовых цветов говорит  о депрессивном фоне настроения, большом  количестве страхов.

     Первый  блок занятий предполагает снятие  состояния эмоционального дискомфорта  у психолого-педагогически запущенных  детей; формирование уверенности  в своих силах, развитие творческого  воображения и когнитивных процессов  посредством использования в задании ритмической структуры рисования. В связи с этим в данный блок занятий вошли приёмы рисования, требующие дополнительных материалов: контуров предметов, картонных подкладок, линеек с экранчиками, карточек с частично нарисованными частями предметов, геометрическими фигурами. Ребёнку предоставлялось право выбора подкладки, контура предмета из большого их количества, при использовании которых у него возникало чувство уверенности в том, что этот предмет он нарисовал сам. В занятиях на темы «Дорисуй предмет», «Рисование по опорным точкам» также предусматривалась частичная помощь ребёнку, то есть детали предмета или точки, изображающие контур его заранее были нарисованы взрослым. Задача ребёнка заключалась в дорисовывании предмета или обведении его по точкам с последующим раскрашиванием и оформлением. В момент раскрашивания предмета или образа различными видами штриховки ребёнок ритмично выполнял штрихи (полудугами, зигзагами, короткими или длинными отрезками, веером), благодаря чему оказывалось воздействие, по утверждению Л.С. Медниковой, на развитие когнитивных процессов. При использовании приёмов рисования: монотипия, фроттаж, «волшебные нитки», графическая музыка в особой мере от детей требовалось проявление образного воображения, творчества. В начале коррекционного этапа оно находилось как бы на нижней ступени развития, так как дети не могли увидеть образ в цветовых пятнах, отпечатках, линиях. Тем более не могло быть разговора о их вариативности. То же самое наблюдалось и при использовании детьми индивидуальных карточек с одной или несколькими нарисованными фигурами, дорисовывая которые можно было получить множество различных предметов, рассматривая фигуру с различных сторон. И с помощью линеек с экранчиками дети рисовали очень примитивные предметы, создавая их путём соединения двух, иногда трёх фигур.

     Второй  блок рисования направлен на  гармонизацию эмоциональной неустойчивости  личности. Так, работа с пиктограммами  включала в себя выявление  понимания детьми эмоциональных  состояний людей. Они должны были дорисовать к пиктограммам туловище цветным карандашом, по их мнению, соответствует данной пиктограмме. Ещё великий Ван Гог изрёк фразу: «В цвете заложено сочетание созвучий, которые иначе как для выражения чувства и настроения использовать нельзя». Дети соотнесли состояния радости, удивления с красным, жёлтым, оранжевым, зелёным цветами, частично использовав синий и коричневый. К пиктограммам, обозначающим грусть, страх, гнев, пририсовали туловище синим, фиолетовым, коричневым, чёрным и красным цветом. Последний был использован некоторыми детьми для обозначения «гнева», но объяснением, что этот человек злой. Процент ошибок в этом задании оказался минимальным. (см. таблицу №1) Рисование тем обозначающих полярные понятия «радость - печаль», «весёлое - грустное» или раскрашивание предметов с противоположным значением, например: «дерево, уснув под которым увидишь радостный сон или грустный» показало, что детям доступно понимание этих понятий. Вызвало у нас интерес содержание следующих тем нарисованных детьми (см. таблицу №2). В таблице №1 зафиксировано использование детьми цветовой гаммы в указанных темах.

                                                                                       

  Таблица №1

Эмоциональные

состояния

                            Использованный цвет %

 

Крас-

ный

Жёл-

тый

Оран-

жевый

Зелё-

ный

Синий

Корич-

невый

Фиоле-

товый

Чёрный

«Радость»

38

22

15

8

7

2

6

2

«Удивление»

30

24

15

12

6

4

5

3

«Страх»

8

4

-

4

19

16

23

25

«Гнев»

15

3

5

4

20

7

18

28

«Грусть»

8

8

12

15

22

13

10

12


 

  Таблица №2

Тема

Содержание рисунка

«Весёлое – грустное»

Цветочек кивает головой. Солнышко светит. Цветочек сломали. Сижу один дома.

«Радость – печаль»

Солнце вышло из-за туч. Собачка Дружок служит. Дождь  за окном идёт. Мама грустная.

«Приятное – неприятное»

Кошка мурлычет. Мама связала  рукавички. Мальчик бросает в  кошечку камень. Девочка показывает язык.

Информация о работе Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности