Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48
Блок 3. Коррекция зависимости от окружающих
Задачи: 1. Учить ребёнка новым формам общения: взрослый – ребёнок.
2. Дать возможность почувствовать уверенность в себе.
3. Научить ребёнка
самостоятельно принимать
1. Пуантилизм – пальцевая живопись.
Цель: учить самостоятельно создавать на листе бумаги образ, накладывая цветовые пятна одним или несколькими пальчиками или рисуя их палочкой; развивать чувство ритма для развития когнитивных процессов.
Примечание: можно
нарисовать детям контурное
Цель: развивать
умение видеть образ в
Руководство:
Предложить поставить кляксы, используя
гуашь, тушь или жидкую
3. Игры по интенсивному обучению.
Цель: обучать детей обозначать на бумаге предметы символами и знаками (моделирование), развивать коммуникативные навыки. Преследуя развлекательную функцию игр, снимать напряжение. Развивать самостоятельность, обучать новым формам общения в связи: «взрослый – ребёнок».
А) « Закорючка»
Задание:
каждый играющий поочерёдно
Б) «Закорючка в композиции»
Задание
тоже, только в заключение на
листе бумаги должно быть
В) «Игра художников»
Задание: ребёнок на индивидуальном листе бумаги, расчерченном на 20 клеток, рисует в каждой из них значком или символом предмет, названный взрослым. Интервал между символами 5-3. Индивидуальная проверка нарисованного обязательна: ребёнок называет подряд нарисованные предметы. Ошибкой считается пропущенная клеточка или неправильно истолкованный ребёнком символ.
Г) «Пиктография»
Задание:
ребёнок зашифровывает (
Д) «Опорные сигналы»
Руководство: Педагог медленно, без повторений, зачитывает небольшой текст в прозе или стихах, а дети на индивидуальных листах зарисовывают его. Победителем считается тот, кто наиболее интересно выразил предметы, явления в символах и значках.
4. Сюрреалистическая игра (метод «снежного кома»)
Цель: развивать
умение от нереальной точки
наращивать слой реальности, т.е.
дорисовывать образ от одной
детали, развивать творческое
Материал:
экран (лист бумаги с
Руководство:
Педагог показывает действия: накладывает
экран на иллюстрацию и
Примечание:
Нельзя дорисовывать образ,
Блок 4. Коррекция тревожности.
Задачи: 1. Воспитание уверенности в себе.
2. Снижение эмоционального
3. Помощь в снятии страхов.
4. Уменьшение тревожности.
5. Помощь в преодолении негативных переживаний.
Цель: учить, наращивая скорость движения карандаша, рисовать предметы ровными спиральками; формируя уверенность, развивать чувство ритма.
Материал: пастовая ручка,
фломастер или цветные
Руководство: Педагог может сделать контурный набросок, и ребенок будет рисовать по нему спиралеобразными линиями.
2. Формирование ручной умелости, уверенности руки.
Цель: упражнять
в соединении единой линией 2-х
предметов, изображённых на
Варианты линий: прямая, волнистая, прерывистая, зигзагообразная, пунктирная, ломаная.
Блок 5. Снятие враждебности, агрессивности
Задачи: 1.Формирование адекватных форм поведения.
2. Эмоциональное осознание
3. Регулярные поведения в коллективе.
1. Рисунок самого себя.
Цель: вызывать желание у ребёнка воплотить в рисунке свою мечту, формировать самооценку и стремление к самосовершенствованию.
Задание: нарисуй:
- Какой ты сейчас.
- Каким ты хочешь быть.
2. Рисование на тему: «Красивое и безобразное».
Цель: учить понимать и передавать в рисунке увиденное в окружающей жизни, взаимоотношения людей.
3. Игра по интенсивному обучению «Цвета эмоций».
Цель: учить передавать мимикой цветовую гамму: чёрный цвет - боль, злость; жёлтый – радость и т. д., способствуя снятию внутреннего и внешнего напряжения.
Руководство:
Дети играют малыми группами.
Ребёнок-водящий выходит за
Примечание: лучше начинать с основных цветов, потом перейти к оттенкам.
4. Серия занятий по коррекции страхов.
Цель: Упражнять
детей в рисовании себя в
активной позиции – в позиции
не боящегося. Выявить у
Примечание: Занятия по коррекции страхов проводить до тех пор, пока ребёнок не скажет, что он уже не боится. Данная методика разработана Захаровым.
5. Пластилиновая живопись.
Цель: учить получать изображение, нанося пластилин на картон, кончиками пальцев, прямыми и круговыми движениями, развитие чувства ритма, мелкую моторику кисти руки; формировать усидчивость.
Материал: картон размером 15х20; пластилин; стека.
Руководство: Педагог (или
сам ребёнок), нарисовав предварительно
контурное изображение
5. Рисование своего настроения.
Цель: упражнять
детей в умении передавать
своё настроение через
Материал: гуашь, акварель, белая бумага.
Руководство: Взрослый предлагает детям выбрать по желанию цвет краски, нарисовать цветовые пятна, линии.
Примечание: использование чёрных и фиолетовых цветов говорит о депрессивном фоне настроения, большом количестве страхов.
Первый
блок занятий предполагает
Второй
блок рисования направлен на
гармонизацию эмоциональной
Таблица №1
Эмоциональные состояния |
Использованный цвет % | |||||||
Крас- ный |
Жёл- тый |
Оран- жевый |
Зелё- ный |
Синий |
Корич- невый |
Фиоле- товый |
Чёрный | |
«Радость» |
38 |
22 |
15 |
8 |
7 |
2 |
6 |
2 |
«Удивление» |
30 |
24 |
15 |
12 |
6 |
4 |
5 |
3 |
«Страх» |
8 |
4 |
- |
4 |
19 |
16 |
23 |
25 |
«Гнев» |
15 |
3 |
5 |
4 |
20 |
7 |
18 |
28 |
«Грусть» |
8 |
8 |
12 |
15 |
22 |
13 |
10 |
12 |
Таблица №2
Тема |
Содержание рисунка |
«Весёлое – грустное» |
Цветочек кивает головой. Солнышко светит. Цветочек сломали. Сижу один дома. |
«Радость – печаль» |
Солнце вышло из-за туч. Собачка Дружок служит. Дождь за окном идёт. Мама грустная. |
«Приятное – неприятное» |
Кошка мурлычет. Мама связала рукавички. Мальчик бросает в кошечку камень. Девочка показывает язык. |