Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48

Вложенные файлы: 1 файл

Сорокина№2.dok.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

         На основе проведённого исследования  были сделаны следующие выводы:

         Изобразительная деятельность рассматривается как средство психолого-педагогической коррекции.

        С помощью изобразительной деятельности есть возможность воздействовать на эмоциональную сферу социально-запущенных детей.

       Через указанную модель воздействия на школьника предоставляется возможность формирования эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности.

 

 

Терминология

          Агглютинация - соединения достаточно отдаленных в реальности качеств, свойств и частей предметов в целостное образование.

        Акцентирование (заострение) - выделение, подчеркивание определенных признаков образа, увеличение их "удельного веса" по сравнению с аналогичными признаками исходного материала памяти или восприятия.

       Апперцепция (от лат. ad - к и perceptio - воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.

       Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий - субъективного образа - целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

         Воображение - психический процесс, находящийся во взаимосвязи с иными формами отражения, в том числе с памятью, восприятием, мышлением и т.д. Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

        Воображение творческое – предполагает  самостоятельное создание образов,  реализуемых в оригинальных и  ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной любого творчества.

       Воображение  воссоздающее (репродуктивное) – имеет  в своей основе создание тех  или иных образов, соответствующих  описанию.

      Ведущая деятельность - деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.   Выделяют следующие ведущие деятельности:  непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно- манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; учебная деятельность  школьников; профессионально-учебная деятельность юности.

      Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления  выступает наглядно-действенное  и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий  свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий.

      Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения - за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

       Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.

      Представления – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от  восприятия, могут носить обобщенный характер и относиться не к настоящему,  а к прошлому и возможному будущему.

      Схематизация - минимизация различий предметов и выявление черт сходства между ними.

       Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

       Личность - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

        Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов  индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Анастази А. Психологическое  тестирование.Кн.1-2. М.,2001

2. Акимова М. К., Козлова  В. Т. Коррекционно - развивающие упражнения для учащихся 2 класса. Обнинск, 2003

3. Божович Л. И., Славина  С.Л. Опыт экспериментального  изучения произвольного поведения/вопросы  психологии/, 1996

4.  Бреслав Г. М.  Эмоциональные особенности формирования  личности в детстве: Норма и  отклонения. М.,2000

5. Вилюнас В. К. Психология  эмоциональных явлений. М., Изд-во  МГУ, 2006

6. Гарбузов В. И.  Нервные дети: Советы врача. М., 2000

7. Захаров А. И. Предупреждение  отклонений в поведении ребёнка.  Спб., 2007

8. Изард К. Эмоции  человека: Пер. с англ. Под ред. Гозмана Л. Я., Егоровой М. С., Вступительная статья Ольшанниковой А. Е., М., Изд-во МГУ, 2004

9. Возрастные и индивидуальные  особенности младших школьников, Сборник, М., 2007

10. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр.соч.Т.5. М., 1984

11. Давыдов В. В. Психическое  развитие в младшем школьном  возрасте/ Возрастная и педагогическая  психология. М., 2003

12. Дубровина И. В.  Проблемы психодиагностики в  психологической службе школы/  Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 2007

13. Изучение личности  школьника учителем. Под ред. З.  И. Васильевой и др.-М.,2006.

14. Качнев В. И. Методология  научного исследования. Видное, 2011.

15. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  М., 2006.

16. Мухина В. С. Генезис  изобразительной деятельности ребенка. М., 2002.

17. Новое в воспитательной  работе школы. Сост. Н. Е. Шуркова,  В. Н. Шнырева. М., 2011.

18. Полуянов Ю. А.  Изобразительное искусство. Психологическое  развитие младших школьников. М., 2009.

19. Психолого-педагогическая  практика в системе образования.  М., 2008.

20. Практикум по возрастной  психологии. Учебное пособие/Под  ред. Л.И. Головей, Е. Ф. Рыбалко.  СПб., 2008.

21. Пономарев Я. А.  Психология творчества и педагогика. М., 2007.

22. Психологическая диагностика/Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 2007.

23. Сидоренко Е. В.  Методы математической обработки  в психологии. СПб., 2008.

24. Шпикалова Т. Я.  Изобразительное искусство во 2-ом  классе. М., 2008.

25. Эльконин Д. Б.  Психология обучения младшего школьника. М., 1984.

26. Якобсон П. М. Психология  художественного творчества. М., 1991.

 

 

 

     




Информация о работе Психологические особенности развития личности младших школьников средствами изобразительной деятельности