Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:23, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении психологических особенностей развития младших школьников в изобразительной деятельности.
В соответствии с заявленной проблемой, целью, объектом, предметом и предлагаемой гипотезой возникла необходимость решения следующих задач:
- на основе анализа специальной литературы раскрыть специфику познавательных процессов в изобразительной деятельности младших школьников, определить в ней значимость образов представления;
- обосновать взаимосвязь качества изобразительного образа в рисунках учащихся и уровней сформированности их представлений;
- обосновать и экспериментально проверить методы развития представлений на уроках изобразительного искусства.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава I. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности
младших школьников ………………………………………………………….8
1.1. Сущность и механизм формирования представлений младшего школьника ………………………………………………………………………8
1.2. Модель влияния изобразительной деятельности на личность младшего школьника……………………………………………………………………….
Глава П. Психологические условия эмоционального развития личности младшего школьника в изобразительной деятельности………………………19
2.1. Критерии оценки изобразительной деятельности младших школьников
2.2. Психолого-педагогическая коррекция средствами рисования эмоциональных нарушений в поведении младших школьников……………25
2.3. Анализ результатов и эффективности методов проведённого исследования…………………………………………………………………….41
Заключение ……………………………………………………………………..44
Терминология……………………………………………………………………45
Список литературы ……………………………………………………………..48
На основе проведённого
Изобразительная деятельность рассматривается как средство психолого-педагогической коррекции.
С помощью изобразительной деятельности есть возможность воздействовать на эмоциональную сферу социально-запущенных детей.
Через указанную модель воздействия на школьника предоставляется возможность формирования эмоционально-волевой и коммуникативной сферы личности.
Терминология
Агглютинация - соединения достаточно отдаленных в реальности качеств, свойств и частей предметов в целостное образование.
Акцентирование (заострение) - выделение, подчеркивание определенных признаков образа, увеличение их "удельного веса" по сравнению с аналогичными признаками исходного материала памяти или восприятия.
Апперцепция (от лат. ad - к и perceptio - воспринимаю) - влияние на восприятие предметов окружающего мира предшествующего опыта и установок индивида.
Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий - субъективного образа - целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
Воображение - психический процесс, находящийся во взаимосвязи с иными формами отражения, в том числе с памятью, восприятием, мышлением и т.д. Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.
Воображение творческое –
Воображение
воссоздающее (репродуктивное) – имеет
в своей основе создание тех
или иных образов,
Ведущая деятельность - деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие ведущие деятельности: непосредственное общение младенца со взрослыми; предметно- манипулятивная деятельность в раннем детстве; сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; учебная деятельность школьников; профессионально-учебная деятельность юности.
Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий.
Воля - способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения - за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.
Представления – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения. В отличие от восприятия, могут носить обобщенный характер и относиться не к настоящему, а к прошлому и возможному будущему.
Схематизация - минимизация различий предметов и выявление черт сходства между ними.
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.
Личность - относительно устойчивая система поведения - индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.
Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование.Кн.1-2. М.,2001
2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Коррекционно - развивающие упражнения для учащихся 2 класса. Обнинск, 2003
3. Божович Л. И., Славина
С.Л. Опыт экспериментального
изучения произвольного
4. Бреслав Г. М.
Эмоциональные особенности
5. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., Изд-во МГУ, 2006
6. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. М., 2000
7. Захаров А. И. Предупреждение
отклонений в поведении
8. Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. Под ред. Гозмана Л. Я., Егоровой М. С., Вступительная статья Ольшанниковой А. Е., М., Изд-во МГУ, 2004
9. Возрастные и индивидуальные
особенности младших
10. Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. Собр.соч.Т.5. М., 1984
11. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте/ Возрастная и педагогическая психология. М., 2003
12. Дубровина И. В.
Проблемы психодиагностики в
психологической службе школы/
Диагностическая и коррекционна
13. Изучение личности школьника учителем. Под ред. З. И. Васильевой и др.-М.,2006.
14. Качнев В. И. Методология научного исследования. Видное, 2011.
15. Комарова Т. С.
Обучение детей технике
16. Мухина В. С. Генезис изобразительной деятельности ребенка. М., 2002.
17. Новое в воспитательной работе школы. Сост. Н. Е. Шуркова, В. Н. Шнырева. М., 2011.
18. Полуянов Ю. А.
Изобразительное искусство.
19. Психолого-педагогическая
практика в системе
20. Практикум по возрастной
психологии. Учебное пособие/Под
ред. Л.И. Головей, Е. Ф.
21. Пономарев Я. А.
Психология творчества и
22. Психологическая диагностика/Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 2007.
23. Сидоренко Е. В.
Методы математической
24. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство во 2-ом классе. М., 2008.
25. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1984.
26. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М., 1991.