Психологические характеристики сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:32, реферат

Краткое описание

Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.
Профессиональная направленность сотрудника ОВД - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.
Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.

Содержание

1. Психологические характеристики сотрудников ОВД………………………..3
2. Влияние стресса на личность сотрудников ОВД……………...……………..10
3. Программа коррекции развития профессионального выгорания…………..11
Список литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ОВД.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

1. Психологические характеристики сотрудников ОВД………………………..3

2. Влияние стресса на  личность сотрудников ОВД……………...……………..10

3. Программа коррекции  развития профессионального выгорания…………..11

Список литературы ……………………………………………………………...30

 

  1. Психологические особенности работы полиции

 

Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.

Профессиональная направленность сотрудника ОВД - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.

Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.

Основные элементы профессиональной направленности включают в себя ряд качеств.

Социально-мотивационные качества - первая подгруппа качеств профессиональной направленности сотрудника ОВД. Требования к ней определяются взаимосвязью внутренней политики государства и права. Сердцевина социально-мотивационных качеств - социально зрелое мировоззрение - совокупность идей, убеждений, взглядов на жизнь и общество.

Потребность - устойчивая и длительно проявляющаяся сильная нужда человека в чем-то. Актуализированная потребность побуждает человека к постоянному поиску средств ее удовлетворения. Сотруднику ОВД должна быть присуща острая потребность личного участия в создании и упрочении правового государства, в борьбе с преступностью, потребность посвятить свою жизнь правоохранительной деятельности, получать высокое удовлетворение от участия в ней и достигаемых положительных результатов. У сотрудника, конечно, должны быть развиты и нравственные, культурные, познавательные и иные цивилизованные потребности. Склонности, идеалы, жизненные планы и интересы определяют долговременно действующие побуждения, которые, в частности, выступают и причиной выбора подобной профессии. Для развитой направленности свойственны их устойчивые характеристики, долговременные планы службы и работы в органах внутренних дел - на всю жизнь, подлинный, глубокий интерес к поиску путей повышения эффективности борьбы с преступностью и защиты интересов граждан.

Профессионально-мотивационные качества - вторая подгруппа побудительных сил сотрудника ОВД, действующая непосредственно в процессе правоохранительной деятельности и в связи с нею, оказывающая широкое влияние как на нее, так и на конкретные поступки.

Правосознание сотрудника ОВД - совокупность реально существующих у него правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка, деятельности правоохранительных органов. Правосознание есть у каждого гражданина, но у профессионала оно должно отличаться систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, профессионализмом, глубокой осознанностью, убежденностью; основываться на научных данных.

Чтобы пресекать зло, утверждать добро и справедливость, работнику органов правопорядка надо быть в своих действиях на высоте моральных требований. Деятельность испытывает и моральную стойкость сотрудников, способность устоять перед соблазнами воспользоваться некоторыми преимуществами и возможностями положения, властными полномочиями, не поддаваться стремлениям преступного мира подкупить или замарать его совесть, честное имя, репутацию порядочного человека. Морально-психологическая незрелость личности приводит к допущению безнравственности, видимости работы, профессиональному предательству, нарушениям законности: использованию противоправных средств принуждения, укрытию преступлений от учета, прекращению уголовных дел в выгодных для себя случаях, принятию подношений - взяток, действий по принципу «ты - мне, я - тебе» и т.п.

Морально-психологические особенности сотрудника ОВД - не абстрактная, а живущая в его личности и действующая мораль. Она обнаруживается постоянно и везде в поведении, действиях и службе как:

- стремление постоянно, в  любых условиях следовать требованиям  гражданского, патриотического, профессионального, человеческого долга;

- непоколебимая нацеленность  в жизни и деятельности на  утверждение, добра и справедливости, борьбу со злом и несправедливостью  во имя человека, во благо России;

- знание моральных норм, убежденность в их ценности  и необходимости подчинения им  своего личного поведения в  повседневной жизни и профессиональной  деятельности на службе;

- глубокое понимание ценности  человека, его достоинства, прав, интересов  и жизни как высшей социальной  и духовной ценности;

- понимание связи своей  профессиональной деятельности  и практически каждого ее элемента  с вопросами морали, убежденность  в необходимости достижения в  ходе ее и в каждом действии  не только правовых, но и высоких  моральных результатов;

- умение и стремление  всегда разбираться в моральных  тонкостях своего профессионального  поведения и действий, учитывать  их при решении стоящих задач;

- обладание привычками  всегда быть на высоте моральных  требований и выполнять их  не ради контроля, не из страха  перед наказанием, а по внутренней  моральной потребности;

- обладание высокой морально-психологической  устойчивостью при действии факторов, подталкивающих его к отступлению  от моральных норм;

- умение сохранять оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический  настрой в любой ситуации.

В многообразии индивидуальных особенностей личности сотрудника ОВД важное место занимают способности. Они выступают одним из важных внутренних условий успешного овладения определенной специальностью, высокопроизводительной работы и постоянного совершенствования. Наличие способности к определенной профессии - обязательная предпосылка высокого профессионализма, интереса к работе, чувства удовлетворенности, жизненного самоопределения, благополучия. Слабая способность к профессии - одна из причин неуспехов в работе, неудач, срывов, перенапряжения, тягостного чувства собственной неполноценности и неверно избранного жизненного пути, зависти и мотивов к перемене мест.

Граждане, избирающие правоохранительную деятельность в качестве своего жизненного призвания, к моменту приема на работу уже обладают в определенной степени развитыми качествами, которые расцениваются как способности к ней. Обычно они не находятся в высшей точке своего возможного развития. В связи с этим уместно говорить об актуальных способностях, т.е. том уровне развития качеств, который имеет место, и о потенциальных, т.е. об оценке возможности повышения этого уровня до максимального потолка.

Социально-юридические способности обусловлены социальным предназначением и положением сотрудника ОВД. Основные требования к его личности, к его способностям быть профессионалом, качественно достигать целей укрепления законности и правопорядка - определяются его социальной ролью, его положением государственного человека, представителя власти.

Способности сотрудника ОВД - это всегда целостная совокупность, а не россыпь тех или иных качеств, структура которых строго соответствует требованиям юридического труда. Для последнего характерны две группы требований и соответственно две группы способностей: социально-юридические и специально-юридические.

Профессионально-психологическая устойчивость - четвертый компонент профессионально-психологической подготовленности сотрудника ОВД. Любая деятельность требует от человека повышенной внутренней активности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияние на эффективность деятельности человека. Правоохранительная деятельность осуществляется в ситуациях, характерных наличием психогенных факторов, т.е. событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическое воздействие на сотрудников ОВД и могущих отрицательно повлиять на результаты решаемых задач. Поэтому психологическая устойчивость сотрудников ОВД должна быть высокой и профессионализированной, т.е. устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельности психогенным факторам. Как показали исследования, эта устойчивость - психологический сплав:

- общей психологической  устойчивости данного сотрудника;

- знакомства (зрительного, звукового  и другого) его со всеми психогенными  факторами, делающего их ожидаемыми  и менее впечатляющими;

- достаточного опыта решения  профессиональных задач при наличии  всех психогенных факторов, приводящего  к существенному ослаблению их  влияния на данного сотрудника  и результаты его деятельности;

- развития самообладания, умения управлять своим психическим  состоянием и поведением.

Особое внимание в психологической литературе отводится личности руководителя ОВД, т.к. множество функций и задач, которые стоят перед ним, предъявляют большие требования к его личностным и профессиональным качествам, управленческой подготовленности.

Реализация управленческих функций ежедневно требует от руководителя ОВД проведения множества конкретных мероприятий и действий: совещаний, работы с документами, приема посетителей и т.д.

Реализация руководителем управленческих функций связана со спецификой построения и деятельности органов внутренних дел. К таким особенностям следует отнести: жесткие формы подчинения и внутреннего распорядка типа воинского; специальные дисциплинарные права руководителя; специфические условия труда сотрудников и их повышенная ответственность за результаты деятельности. Часть сотрудников ОВД (например, следователи) обладают процессуальной самостоятельностью, что в какой-то мере ограничивает возможности управленческого воздействия на них.

К специфике управления органами внутренних дел можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им. Экстремальные ситуации заставляют принимать руководителя ОВД ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности) за жизнь и здоровье граждан, сотрудников и других.

Ранжированный обобщенный ряд качеств, представленный А.М. Столяренко  на основе опроса значительного числа руководителей и рядовых работников ОВД, содержит следующие качества: компетентность, требовательность и справедливость; умение руководить, умение работать с людьми, принципиальность, порядочность, честность, этичность; знание подчиненных, умение видеть перспективу; самокритичность, обязательность.

Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего следует отметить качества, отражающие функционально-ролевые требования  (первый блок) к руководителю ОВД, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе органов внутренних дел, умение руководить и др.).

Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами и др.).

Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя ОВД (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).

В психологии труда принято считать, что семь лет в одной должности - это уже критический срок, после чего результативность деятельности больше не увеличивается, снижается мотивация труда работников, повышается текучесть кадров. Анализ статистических данных показывает, что в некоторых регионах в органах внутренних дел трудится до 70-80% сотрудников со стажем до трех лет. Представляется, что причина перехода опытных сотрудников в другие сферы деятельности кроется не только в низком финансовом обеспечении личного состава ОВД, но и в недостаточном внимании к вопросам личностного роста и деловой карьеры сформировавшихся сотрудников.

Уход опытных сотрудников со службы в органах внутренних дел связан также с таким явлением, как «кризис середины жизненного пути». В возрасте 35-45 лет люди, полные сил, энергии, нередко осознают ограниченность своих возможностей в деловой карьере, противоречия между личными убеждениями и ценностями общества; испытывают неудовлетворенность уровнем жизни и семейным благополучием. Возникает экзистенциальный конфликт - люди теряют смысл прежней жизни и пытаются найти новые жизненные ориентиры.

Таким образом, личность сотрудника ОВД очень важна для эффективной работы всей системы МВД в целом.

Влияют на процесс профессионального взаимодействия сотрудников ОВД и временные ограничения. Как характеристика профессионального общения, они связаны с его целевой направленностью и нормативной регламентированностью. Ситуации профессионального общения ориентированы на достижение конкретных профессионально значимых целей и задач, время на решение которых определено нормативными актами. Временные и нормативные рамки ограничивают свободу маневра в общении, предполагают повышение его интенсивности. Это может привести к тому, что сотрудник ОВД будет относиться к актам профессионального общения формально. Например, формально брать объяснения, чтобы уложиться в срок, установленный на разрешение заявления или оперативного материала. Такой подход не ведет к профессионализму в общении, напротив, он вырабатывает речевые штампы для проведения «стандартных» бесед. Общаясь в таком режиме, сотрудник не учитывает особенности личности собеседника и контролирует ход общения только в пределах, необходимых для обеспечения формальной стороны дела. В отличие от такого подхода, профессионал, находясь в условиях дефицита времени, способен определить и реализовать наиболее успешную для данной ситуации тактику общения.

Информация о работе Психологические характеристики сотрудников ОВД