Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:32, реферат
Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.
Профессиональная направленность сотрудника ОВД - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.
Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.
1. Психологические характеристики сотрудников ОВД………………………..3
2. Влияние стресса на личность сотрудников ОВД……………...……………..10
3. Программа коррекции развития профессионального выгорания…………..11
Список литературы ………
Ведущий: Эта сказка, кстати, поможет нам запомнить один из законов психологии общения: самый простой путь не есть самый короткий. По мнению американского психолога Бэрна в нас живут 3 человека, по своему воспринимающих мир:
• Родитель.
• Взрослый.
• Ребенок.
Родитель - система жизненных стереотипов, сформированных в результате воспитания, знания того, как необходимо вести себя в той или иной ситуации. Это область - надо.
Ребенок - сфера эмоций, юмора, творчества, любви, чувства собственного достоинства. Это область - хочу.
Взрослый - сфера знаний, информации, трезвого анализа. Он выступает своеобразным «весовщиком» между надо - хочу. Взрослый - область «разумно».
Отсюда - основной закон искусства нравиться людям: делать подарки ребенку и не дразнить родителя своего собеседника.
Есть еще одно правило: «Правило 15 секунд».
Оно гласит, что основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с нами. Чтобы благополучно пройти через «минное поле» 15 секунд, необходимо использовать правило 3 плюсов. Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства расположить к себе собеседника, надо дать ему, как минимум, 3 психологических плюса, т. е. сделать приятные подарки его ребенку.
Наиболее универсальные:
1. Комплимент.
2. Улыбка.
3. Имя собеседника и поднятие его статуса.
Комплимент - бывает косвенный, «минус-плюс», сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент.
Косвенный - мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику-ружье, родителю-ребенка.
«Минус-плюс» - мы сначала делаем маленький минус, а потом большой плюс. («Я не могу сказать, что вы хороший работник, вы просто незаменимый специалист»). Но здесь следует придерживаться одного правила: «минус» не должен перевесить «плюс».
Сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент. («Я хотел бы иметь такого же сына, как вы»).
Здесь тоже есть ряд правил:
1. Существование теплых
и доверительных отношений
2. Партнер должен знать, сколь важно для вас то, с чем мы сравниваем.
Упражнение.
Участники делятся на 3 группы. Каждой группе дается задание: сделать 3 комплимента предполагаемому ученику, либо любому из участников по каждому из трех типов, т. е.:
• косвенный,
• «минус-плюс»,
• сравнение с чем-то близким.
В заключение ведущий спрашивает участников, что было трудно, что понравилось?
Игра «Поросята и утята».
Участники делятся на «поросят», «котят» и «утят», как на «первый, второй, третий». Все закрывают глаза и, издавая соответствующие звуки, должны найти своих собратьев.
Примечание: Ведущий заранее говорит, что он играть не будет, так как должен следить за безопасностью. Безопасное помещение.
4 этап: Рефлексия.
Задачи: Сплочение, разрядка. Навык разговора о чувствах.
Описание: Ресурсный круг:
- Что было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Обмен чувствами.
Занятие 3
Коммуникативные позиции в общении с коллегами (разного ранга и звания)
Цели: познакомить участников занятия с основными коммуникативными позициями в процессе профессионального общения; осознание ответственности за определенное поведение в ситуации общения.
1 этап: Начало работы.
Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников.
Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»
2 этап: Разминка.
Задача: сплочение, ощущение общности группы.
Игра «Разгоняем паровоз».
Участники по кругу хлопают в ладоши по 2 хлопка. Необходимо постепенно уменьшать интервал между хлопками до команды ведущего, затем - обратный процесс.
3 этап: Основная часть.
Задачи: познакомить с основными структурами (моделями) общения; отработать навык использования моделей общения в конкретных ситуациях.
Материал: плакат со схематичным изображением 3-х моделей общения.
Мини-лекция.
Сегодня мы поговорим об особенностях общения представителей власти – коими вы являетесь, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, сотрудник МВД занимает определенные коммуникативные позиции:
• позиция «над»;
• позиция «сообща»;
• позиция «под».
Позиция «над» характеризуется тем, что активным субъектом общения выступает сотрудник. Он проявляет инициативу, осуществляет планирование, контроль, управление ситуацией, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от полицейского как ведущего объекта общению.
Позиция «сообща» реализуется в общении двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга.
В позиции «под» сотрудник МВД занимает «подчиненное» положение относительно партнера по общению. Это чаще всего - в случаях переговоров! Для более успешного выполнения педагогической деятельности полицейский должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт.
Задание. Участникам предлагается подумать и решить, какие из перечисленных позиций или типов коммуникации характерны при взаимодействии в следующих моделях:
• «полицейский - задержанный»;
• «полицейский - полицейский»;
• «полицейский рядовой – полицейский офицер»;
• «полицейский – жена (муж)».
Вывод: в первом случае монопольное владение полицейским позицией «над» ведет к подавлению личности задержанного. Но и во втором случае полное равноправие может обернуться подавлением, как нестранно. Другим словом, необходимо дифференцированно подходить к выбору средств общения в зависимости только от ситуации!
Упражнение.
Участники разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается задание.
№ 1: придумать и озвучить ситуации, в которых было бы уместно общение по типу «над».
№ 2: придумать и озвучить ситуации, в которых было бы уместно общение по типу «сообща».
Игра «Слепой паровозик».
Участники разбиваются на команды по 4-6 человек и встают «паровозиком». Голова паровозика зрячая, остальные - слепые. Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Каждый из команды должен побывать на разных местах, в том числе головой паровозика.
Примечание: Просторное, безопасное помещение. Ведущий следит за безопасностью.
4 этап: Рефлексия.
Задачи: Сплочение, разрядка.
Описание: Ресурсный круг:
- Что было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Обмен чувствами.
Занятие 4
Общение в конфликте
Цели: дать рабочее определение конфликта; способствовать пониманию собственных эмоциональных проблем в конфликтах; познакомить с особенностями компетентного общения.
1 этап: Начало работы.
Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников.
Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»
2 этап: Разминка.
Задачи: сплочение участников группы; развитие навыков невербального общения.
Игра «Светофор».
Участники делятся на две равные команды. Участники одной из команд садятся на стулья в круг, остальные встают сзади стульев. Ведущий тоже берет стул, ставит его в круг, но у него нет «пассажира». Задача того, у кого нет «пассажира», с помощью мимики переманить его к себе с любого другого стула. Задача того, кто стоит сзади
- удержать «пассажира». После 5 минут игры участники меняются ролями.
Примечание: Если команды разделились не поровну (есть нечетное число), то ведущий в игре не участвует.
3 этап: Основная часть.
Задачи: обозначить области, в которых следует развивать свои способности; отработать навык использования приема «Я - высказывание»; расширять практический опыт поведения в конфликте.
Описание: Ведущий записывает посередине доски слово «конфликт». Затем, обращаясь к группе, предлагает описать «это» другими словами. Например: «Что такое, по-вашему, конфликт?» Варианты ответов записываются на доске. После коллективного описания «портрета» конфликта проводится анализ данного материала. В ходе анализа необходимо обратить внимание на бытовое определение конфликта: «Конфликт - это ссора…», разделив при этом поведенческие, содержательные и эмоциональные компоненты конфликта.
Пример: «Вы идете по коридору отдела, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, они быстро отводят глаза и начинают что-то говорить друг другу. Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это - «конфликт».
Вопрос: «Есть ли в этой ситуации то, что характеризует ссору: громкие крики, взаимные оскорбления?».
Вывод, который делает группа, резюмируется ведущим: «Да, конфликт - это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Так что же такое конфликт?»
Упражнение.
Участники делятся на группы (от 3 до 5 человек). Каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку на 3-5 минут, которая дополнит коллективный «портрет» конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это - конфликт. После показа сценок проводится анализ увиденного и рефлексия.
Вопросы:
• Что общего было во всех сценках?
• Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения этого упражнения?
• Какими могут быть последствия этих конфликтов?
• Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
Во время обсуждения ведущий обращает внимание на то, что было в конфликтных взаимоотношениях при «давлении» словами, интонацией. Неудивительно, что многие из них стараются избежать конфликта. Их девиз: «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». Этот вид поведения так и называется - «избегание» (черепаха), своеобразный уход от проблемы.
Далее ведущий знакомит участников группы с остальными видами поведения в ситуации конфликта:
• Конкуренция (акула). Стратегия хищника.
• Компромисс (лиса). Взаимные уступки.
• Приспособление (плюшевый медвежонок). Сглаживание острых углов.
• Сотрудничество (сова). Широко открытые глаза, не скрывающие своих интересов. Видит ситуацию в целом «с высоты птичьего полета».
Вопросы:
1. В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
2. В каком виде поведения
в конфликте партнер может
почувствовать себя «
Работа с таблицей. Участникам предлагается заполнить таблицу «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию» (см.Приложения).
«Я - высказывание» как один из способов общения в конфликтной ситуации.
Признаки «Я - высказывания».
1. Это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации.
2. Это конструктивная
альтернатива «Ты - высказыванию», которое
традиционно применяется для
решения конфликта через
3. Позволяет обозначить проблему и при этом взять ответственность на себя.
Схема «Я - высказывания».
«Я - высказывание» включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые их вызвали. Схема такова:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
«Когда я вижу, что ты…».
«Когда это происходит…».
«Когда я сталкиваюсь с тем, что…».
2. Точное название своего чувства в этой ситуации:
«Я чувствую….(раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т. д.)».
«Я не знаю, как реагировать…».
«У меня возникает проблема…».
3. Название причин этого чувства:
«Потому что…».
«В связи с тем, что…».
«Ведь я…».
Упражнение «Конфликты».
Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая конфликтную ситуацию, типичную для вашей деятельности. Второй партнер реагирует 3-мя разными способами:
• Оправдывается и извиняется (с позиции жертвы).
• Использует «Ты - высказывание» для ответных обвинений.
• Использует «Я - высказывание» (по схеме).
Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию.
Рефлексия: Что было трудно, какие чувства испытывали при выполнении упражнения?
Обсуждение практических рекомендаций, направленных как на предупреждение конфликтов, так и на особенности общения в конфликтной ситуации.
Примечание: В ходе работы полезно ориентировать на отражение положительного воздействия конфликта. Например: «Конфликт - это возможность проверить человеческие взаимоотношения» и т. д. Положительные формулировки лучше записывать по одну сторону, а отрицательные - по другую. Время для подготовки -5-7 минут.
(См. Приложение 1) Можно предложить
кому-то из участников
(См. Приложение 2)
Игра «Белые медведи».
2-3 человека берутся за руки, образуя цепочку «белые медведи». Задача - замкнуть цепочку вокруг остальных участников «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем».
Цель: сплочение, разрядка.
Материал: Безопасное помещение.
4 этап: Рефлексия.
Описание: Ресурсный круг:
- Что то было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Обмен чувствами.
Занятие 5
Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания
Цель: осознание своей креативности, повышение развития творческой индивидуальности.
1 этап: Начало работы.
Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.
Материал: мягкая игрушка, таблички с именами участников.
Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»
2 этап: Разминка.
Задача: развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания.
Материал: листы бумаги.
Упражнение «Танец с листком».
Упражнение выполняется в парах. Каждой паре предлагается взять по одному листку бумаги, встать лицом друг к другу и соприкоснуться головами лоб в лоб. Листок бумаги при этом прокладывается между лбами. Задача каждой пары - двигаться по комнате под музыку, удерживая свой листок. Руки при этом необходимо заложить за спину. Процедура заканчивается тогда, когда остается всего одна пара.
Информация о работе Психологические характеристики сотрудников ОВД