Психологические характеристики сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:32, реферат

Краткое описание

Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.
Профессиональная направленность сотрудника ОВД - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.
Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.

Содержание

1. Психологические характеристики сотрудников ОВД………………………..3
2. Влияние стресса на личность сотрудников ОВД……………...……………..10
3. Программа коррекции развития профессионального выгорания…………..11
Список литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ОВД.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

3 этап: Основная часть.

Задачи: познакомить участников группы с понятием «творчество», способами развития творческого мышления; создание возможностей и влияния творческих приемов на самочувствие, активность, настроение.

Материал: листы с заданиями для каждой команды, цветные карандаши, ручки, листы бумаги.

Описание:

Ведущий: «Мы живем в эпоху бурных изменений. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает к ним не готов. Для того, чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Ученые считают, что между психическим, физическим здоровьем и творческим характером нашей жизни прослеживается прямая связь. Добавить в свою жизнь элементы творчества - это значит разрешить себе быть:

• открытым всему новому и неожиданному;

• гибким, т. е. быстро перестраиваться с одной идеи на другую;

• смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы, несоединимое;

• рискованным, т. е. небоящимся шагнуть за навязанные стереотипы».

Таблица «Способы развития творческого мышления».

Решение творческих задач.

Участники делятся на команды по 4-5 человек (не более 6 команд). Для каждой команды приготовлен стол, на котором находится творческое задание. Столы расставлены вкруговую. На выполнение задания отводится 3 минуты, затем звучит гонг, и участники переходят к левому столу. Каждая команда, подойдя к столу, обнаружит ответы предыдущей команды.

Ей следует дополнить их или предложить свою версию. На листе ответов вписывается номер команды и ответ. Ведущий дает сигнал к началу работы. По завершению времени слова ведущего: «Спасибо! Время вышло. Вернитесь на свои места. Вы пробовали свои творческие способности в разных видах творческих заданий. А сейчас давайте посмотрим, что у нас получилось». Подведение итогов работы групп.

Примечание: (См. Приложения)

Нацеленность не на время, не на правильность, а на ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (в творчестве понятие правильности весьма ограничено).

Упражнение «Подарок».

Участники встают в круг. Им предлагается представить, что сейчас каждый из них пойдет на день рождения к своему соседу, стоящему справа. Необходимо подумать о том, какой подарок вы подарите. Затем каждый выходит в центр круга и без слов, только с помощью мимики и жестов, показывает, что он хочет подарить. Тот, кому подарок адресуется, должен отгадать название. Если название не отгадывается, то отгадать его помогают остальные участники.

4 этап: Рефлексия.

Описание: Ресурсный круг:

- Что было важно?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

Занятие 6

Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания

Цели: осознание своей креативности; повышение развития творческой индивидуальности.

1 этап: Начало работы.

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.

Материал: мягкая игрушка.

Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»

2 этап: Разминка.

Задачи: настрой на групповую работу; развитие беглости мышления, воображения.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас по кругу назовет ассоциацию на то слово, которое скажет сидящий перед вами человек. Думать долго не нужно, называйте первое слово, по ассоциации приходящее Вам в голову».

3 этап: Основная часть.

Задачи: развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения; развитие беглости мышления.

Материал: листы бумаги, ручка, мяч.

Упражнение «Новость одной строкой».

Инструкция: «Каждый день телевидение, радио и печать обрушивают на человека море информации. Информация может быть подробной, может быть не очень подробной и может быть очень краткой, состоящей буквально из одного предложения. Про такую информацию так и говорят: “Новость одной строкой”. Составьте однострочное сообщение о событии, произошедшем где-то в мире. При этом обязательно употребите в тексте сообщения 5 слов. А слова такие:

- Азербайджан, небоскреб, ограбление, навигация, озон;

- Чили, айсберг, оппозиция, митинг, шахматы;

- Малайзия, стадион, космос, эмиграция, урожай;

- Лихтенштейн, оазис, фильм, паника, обвинение;

- Тунис, павильон, наводнение, болезнь, юбилей».

Упражнение.

Инструкция: «Давайте вообразим, что это (ведущий показывает мяч) - апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин вы бросаете. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина».

Упражнение.

Участники делятся на группы. Каждой группе предлагается задание.

Инструкция: «Каждый день в нашей стране возникает множество фирм. Успех предприятия во многом зависит от вида его деятельности: чем меньше других фирм-конкурентов занимается такой же деятельностью, тем больше шансов на успех. А еще успех зависит от яркого названия, отражающего специфику фирмы. Представьте, что в одном городе появился целый ряд предприятий, предлагающий уникальные виды услуг. Вот только названий у них еще нет. Помогите начинающим предпринимателям и придумайте название фирме, если известно, что она занимается…

- заточкой одноразовых  лезвий;

- ремонтом и обслуживанием  самокатов;

- настройкой губных гармошек;

- ускоренным обучением  языку хинди;

- установкой скворечников».

Упражнение.

Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из 3-х слов: “воздух”, “земля” или “вода”, а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово “воздух” – название птицы, насекомого, во втором случае - животного, и если было сказано “вода” - название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее».

Упражнение.

Инструкция: «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например барабан, монетка и т. д. Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у остальных объясняет, почему это происходит. Делать это постараемся как можно быстрее».

Примечание. Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять сколько угодно слов; главное - чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл.

Игра «Третий лишний».

Участники разбиваются на пары и встают лицом в круг так, чтобы один был перед другим. Ведущий бегает за водящим (у кого нет пары) вокруг круга и пытается его догнать, а водящий встает третьим в любую из пар, тогда тот, кто стоял первым в кругу в данной паре, становится водящим. Если ведущий догоняет водящего, то они меняются ролями.

4 этап: Рефлексия.

Описание: Ресурсный круг:

- Что было важно?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

Обмен чувствами.

Занятие 7

Самореализация в творчестве как способ предотвращения эмоционального сгорания

Цели: осознание своей креативности; повышение развития творческой индивидуальности.

1 этап: Начало работы.

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.

Материал: мягкая игрушка.

Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»

2 этап: Разминка.

Задачи: сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.

Описание: На листочках пишется по одному слову из пословицы, листочки раздаются участникам (в произвольном порядке). Участники встают в линейку на листы бумаги (А4). Задача - не становясь на пол, построиться в правильном порядке.

3 этап: Основная часть.

Задача: активизация механизмов творческого процесса.

Упражнение.

Инструкция: «Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и скажите, какой объект, какое животное или растение вы бы выбрали».

Упражнение «Новые дорожные знаки».

Инструкция: «Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т. д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите своим коллегам, работникам ГИБДД и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории «предупреждающие» и называются так:

- «Осторожно: глухие старушки»;

- «Осторожно: низко летящие  кометы»;

- «Осторожно: жидкий асфальт»;

- «Осторожно: злые террористы»;

- «Осторожно: неприятные  запахи».

Упражнение «Частушка».

Частушка - уникальное явление в народном творчестве. С одной стороны, частушка исключительно проста по форме - всего 4 рифмованные строчки. Но, с другой стороны, сочинить частушку не просто. Ведь в 4 строчках надо рассказать целую историю, случай из жизни, причем рассказать с юмором, используя намеки, умолчания, аллегории и ассоциации. Вот пример несложной частушки:

Ходит Ванька по деревне,

Девкам улыбается -

У него вставная челюсть,

Рот не закрывается.

Попробуйте придумать рассказ - частушку, которая оканчивалась бы такими словами:

- ...глаз не открывается;

- ...брови осыпаются;

- ...зуб давно качается;

- ...уши развеваются;

- ...нос не помещается».

Упражнение.

Инструкция: «Когда я скажу “начали”, каждый из вас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование у вас будет 15 секунд. Через 15 секунд я попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того, как вы получите лист, на котором уже что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не вернется к своему хозяину».

Обсуждение.

Примечание: Работа в группах.

Игра «Дракон».

Все участники встают в цепочку. Первый - «голова дракона», последний - «хвост». Голова должна поймать хвост.

4 этап: Рефлексия.

Цель: разрядка.

Описание: Ресурсный круг:

- Что было важно?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

Обмен чувствами.

Занятие 8

Способы снятия нервно-психического напряжения

Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

1 этап: Начало работы.

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.

Материал: мягкая игрушка.

Описание: Обмен настроением на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»

2 этап: Разминка.

Задачи: развитие внимания, сообразительности; разрядка.

Игра «Шестерка».

Все игроки встают в круг. Каждый участник по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6,12, 16 и т. д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до 3-х оставшихся наиболее внимательных игроков.

3 этап: Основная часть.

Задачи: вспомнить способы снятия напряжения; предложить новые эффективные способы регуляции эмоционального состояния.

Описание: Участники вспоминают естественные способы снятия нервно-психического напряжения (см. занятие 1).

Ведущий предлагает вспомнить или придумать новые способы.

Возможные варианты:

1. Скомкать газету и  выбросить ее.

2. Газету порвать на  мелкие кусочки и выбросить.

3. Покричать то громко, то тихо.

4. Громко спеть любимую  песню.

5. Смотреть на горящую  свечу.

6. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

7. Посчитать зубы языком  с внутренней стороны.

Упражнение «Прощай, напряжение».

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше».

Анализ:

- Как вы себя чувствуете?

- Расстались ли вы со  своим напряжением?

- Ощущения до и после  упражнения.

Упражнение «Ааааа и Иииии».

Участники стоят в кругу.

Инструкция: «Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий вдох, выдохните. Затем наберите полные легкие воздуха и выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое «Ааааа». Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе повторяйте звук «Ааааа» все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью… (1 минута).

Упражнение «Волшебный лес чудес».

Инструкция: «Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где происходят различные чудеса и где всегда хорошо и приятно. Разделимся на две группы по принципу: “лес - роща” и встанем в две шеренги. Наши руки - это ветви деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, проходящему по “лесу”. И теперь каждый из вас по очереди пусть пройдет сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по головам, рукам, спине».

Анализ:

- Что вы испытывали, когда  проходили по «лесу» и к  вам прикасались участники группы?

- Ваши чувства, когда вы  были деревьями?

- Расскажите о своем  состоянии до и после упражнения.

4 этап: Рефлексия.

Цель: cплочение, разрядка.

Упражнение «Храм тишины».

Медитативно-релаксационное упражнение.

Ведущий предлагает участникам сесть поудобней, закрыть глаза и дает инструкцию.

Ресурсный круг:

- Что было важно?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

Обмен чувствами.

Примечание: См. Приложение.

Занятие 9

Способы снятия нервно-психического напряжения, поведение в стрессовой ситуации

Цели: обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

1 этап: Начало работы.

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.

Информация о работе Психологические характеристики сотрудников ОВД