Психологические характеристики сотрудников ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 15:32, реферат

Краткое описание

Высокая социальная значимость деятельности органов внутренних дел всегда предъявляла повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их психологическим качествам.
Профессиональная направленность сотрудника ОВД - особая система его побуждений к применению всех своих сил и способностей в укреплении законности и правопорядка в стране.
Всякая профессиональная направленность базируется на общей направленности личности, отражающей человеческие, гражданские позиции; понимание ею смысла жизни, своего места в ней; особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.

Содержание

1. Психологические характеристики сотрудников ОВД………………………..3
2. Влияние стресса на личность сотрудников ОВД……………...……………..10
3. Программа коррекции развития профессионального выгорания…………..11
Список литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ОВД.docx

— 54.94 Кб (Скачать файл)

Ситуации профессионального общения сотрудников ОВД носят, в основном, вынужденный характер для его собеседников. Как правило, эти ситуации связаны с правовыми проблемами как в сфере уголовного, так и гражданского законодательства. В процессе разрешения таких проблемных ситуаций предполагаются не просто потенциально конфликтные отношения, но и достаточно жесткие формы конфликтного взаимодействия, вплоть до открытого противодействия. Вместе с тем, вынужденным в субъективном смысле общение бывает и для самого сотрудника ОВД. Речь идет о ситуациях, когда собеседник неприятен сотруднику по каким-либо личностным характеристикам, но поскольку он, например, является ценным источником информации, специалист просто обязан с ним общаться. Более того, в этих случаях сотрудник, как профессионал, не имеет права внешне показывать собеседнику свое негативное отношение.

По роду своей деятельности сотрудник ОВД должен не просто контролировать процесс общения, а еще и анализировать его. Это предполагает просчитывание целей собеседника (как явных, так и маскируемых), его психологических ролей, исходя из чего, сотрудник ОВД определяет тактику и управляет ходом общения.

Работники милиции, осуществляя деятельность по укреплению законности и правопорядка, соприкасаясь ежедневно с правонарушителями, подвергаются длительному воздействию отрицательных факторов, испытывают значительные психические перегрузки. Жизнь сталкивает их с наиболее уродливыми антиобщественными явлениями. Все это иногда приводит к появлению элементов профессиональной деформации. Сотрудник может привыкнуть к отрицательной информации, перестать различать негативные и позитивные стороны действительности, смотреть на нее через «окошко» изолятора временного содержания, помещения камерного типа, через порог медвытрезвителя, когда все вокруг кажется мрачным скоплением безобразий, бескультурья, воровства и пьянства. У него может сложиться явно обвинительный уклон: в каждом человеке видится преступник (не сегодняшний, так потенциальный). Исходя из ложно понятых служебных интересов, такой сотрудник любыми средствами добивается желаемого результата, порой сознательно идет на нарушение законности. Нельзя допускать, чтобы в силу отрицательных влияний рождались черствость, грубость, равнодушное восприятие сломанной судьбы или ошибки человека, чтобы у некоторых сотрудников проявлялись черты профессиональной деформации, очерствление и притупление чувств. Необходимо постоянно вырабатывать стойкий и надежный иммунитет, предупреждать профессиональную деформацию, яркой формой которой является «эмоциональное выгорание».

Следует отметить, что профессиональная деформация сотрудников не зависит ни от возраста, ни от стажа работы в ОВД. Она зависит непосредственно от личностного адаптационного потенциала человека, от специфики работы в различных подразделениях и службах ОВД, а также от прохождения процесса профессиональной адаптации к службе.

Таким образом, основные элементы профессиональной направленности сотрудников ОВД включают в себя социально-мотивационные, профессионально-мотивационные качества и профессионально-психологическую устойчивость.

Понятие роли является важнейшим понятием социальной психологии для объяснения человеческого поведения на всех уровнях - индивидуальном, межличностном и организационном.

В нашем исследовании за основу было принято следующее определение социальной роли: это нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением), то есть местом в конкретной системе социальных отношений (А.Л.Свенцицкий).

Одним из наиболее перспективных направлений в решении проблем психологической активизации человеческих ресурсов, по нашему мнению, является ролевой подход.

На уровне межличностных отношений в понятии роли выявляется интерактивный характер множества ролей, исполняемых человеком. Каждая роль обязательно определяется путем соотнесения с одной или более другими ролями. Ролевая «структура взаимодействия» выступает, во-первых, как формальная структура взаимодействия, под которой понимаются такие образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами и организациями; во-вторых, как неформальная структура взаимодействия, порождаемая индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия. То, что называется формальным уровнем взаимодействия, закреплено в формальных (официальных) социальных ролях и в коммуникативных способностях.

Социальная роль - это совокупность нормированных действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. В социальной психологии групп различают институционализированные и конвенциональные (по соглашению) роли.

В основе большинства наиболее значимых ролей лежит профессиональная стратификация. Это ведущий фактор социально-психологических процессов в организациях и в правоохранительных органах в том числе. Она же является базой для организации статусно-ролевых отношений в социальных группах и организациях.

Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников ОВД - это работа с людьми, эффективное, психологически компетентное общение, межличностное взаимодействие. Рассмотрение особенностей статусно-ролевого взаимодействия позволяет нам отметить особую значимость этого явления в. профессиональной деятельности сотрудников ОВД.

Итак, строгая иерархичность в исполнении профессиональных обязанностей в подразделениях МВД РФ приводит к необходимости жесткой стратификации сотрудников ОВД по оси «доминирование - подчиненность». Это субъективно преломляется через осознание ими своего статуса в иерархии и соответствующего ему ролевого поведения в отношении объектов профессионального интереса. Следует предположить, что представители различных статусных групп в системе МВД РФ будут придерживаться своего поведенческого репертуара, который соотносится с уровнем развития их личностного адаптационного потенциала.

 

2. Влияние стресса  на личность полицейских

Согласно современным данным, под «эмоциональным выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром «эмоционального выгорания», по описанию F.S. Naisberg и S. Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще [10]. В.В. Бойко рассматривает «эмоциональное выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего, профессионального поведения [2]. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на выполнении профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание - динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Согласно классификации профессий по Е.А. Климову (1996), профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к типу «человек - человек». Представители этого типа профессий имеют дело с социальными системами, сообществами и людьми разного возраста. В то же время, служебная деятельность в подразделениях милиции имеет и свои отличительные характеристики. Профессиональная деятельность сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел специфична. Её специфика обусловлена тем, что она связана с постоянно действующими эмоциональными факторами, к которым относятся не только частый дефицит времени, противодействие заинтересованных лиц, интеллектуальные перегрузки, связанные с дефицитом или избытком информации, но и постоянная повышенная служебная и моральная ответственность за принимаемые решения, а также то обстоятельство, что при расследовании преступлений дознаватель сталкивается с человеческими пороками, антиобщественными, аморальными поступками. Работа сотрудников ОВД с гражданами требует больших эмоциональных затрат, особенно при взаимодействии с трудным криминогенным контингентом. Осложняться коммуникативный процесс может в условиях неблагоприятного психологического климата в подразделении или когда выполняемая деятельность приносит разочарование. Перечень профессиональных стресс-факторов в этом виде деятельности очень широк. Практически любые аспекты профессиональной деятельности сотрудников специализированных подразделений ОВД могут стать причиной стресса, если они оцениваются сотрудником как превосходящие его возможности справиться с ними.

3. Программа коррекции  развития эмоционального выгорания

 

Занятие 1

Синдром эмоционального выгорания, естественные способы саморегуляции эмоционального состояния

Цели: ознакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития; способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния.

1 этап: Начало работы.

Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного настроя на работу.

Материал: мягкая игрушка.

Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2-3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я - Марина, мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом ведущий должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.

2 этап: Разминка.

Задачи: сплочение; разрядка.

Игра «Черные шнурки».

Участники сидят на стульях, ведущий - в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

- у кого есть брат, сестра;

- у кого два глаза;

- у кого есть дети  и т. п.

Задача - всем найти место, в том числе и ведущему.

Примечание: Важно, чтобы содержание формулировок так или иначе задействовало всех участников круга. При этом уместны формулировки, содержание которых «оставит» участников круга на местах.

3 этап: Основная часть.

Задачи: настрой на умственную деятельность, подготовка к групповой работе, «мозговому штурму»; активизация личного опыта, выражение собственных установок, чувств; сплочение, осознание возможности позитивного выхода при наличии мотивации; выработка групповых стратегий решения проблемы.

Материал: таблица «Признаки и симптомы выгорания»; лист ватмана, маркеры или фломастеры.

Мини-лекция.

«Профессиональная деятельность занимает особое место среди различных видов социальной деятельности и занимает более 2/3 сознательной жизни человека. Очевидно, что процесс профессионального становления является одним из наиболее важных направлений профдеятельности. По мнению большинства авторов, профессионалом можно назвать такого человека, который овладел нормами профдеятельности и осуществляет их на высоком уровне. Однако, воздействие профессии на личность может носить и обратный характер: распространение профпривычек, стереотипов поведения неблагоприятно влияют на работу, отношения в быту, дружеское общение. Подобные примеры являются профдеформацией личности (отрицательное влияние профессии на психологические характеристики человека). Одним из проявлений профдеформации является феномен «эмоционального выгорания», свойственный для профессионалов, работающих с людьми».

Материал: таблица «Признаки и симптомы выгорания».

Далее участники с помощью метода «мозговой штурм» обозначают причины возникновения «эмоционального выгорания».

Упражнение «Ромашка»

С помощью метода «мозговой штурм» участники круга предлагают различные способы регуляции эмоционального состояния.

Составление коллажа.

Участники занятия делятся на группы (по 4-5 человек). Каждая группа составляет коллаж на тему: «Способы регуляции эмоционального состояния или о том, как поднять себе настроение».

В конце участники представляют свои работы.

Примечание: В случае затруднения участников при назывании способов ведущий предлагает свои варианты.

4 этап: Рефлексия.

Материал: мягкая игрушка

Задачи: осознание темы; сплочение группы.

Описание: участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

- Что для меня было  важно?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

Занятие 2

Условия эффективного общения

Цели: знакомство с механизмами общения, которые способствуют развитию психологической культуры; формирование навыка глубокого позитивного отношения к себе и другим.

1 этап: начало работы.

Задачи: настрой на занятие; вхождение в атмосферу группы.

Материал: мягкая игрушка; таблички с именами участников.

Описание: обмен настроениями на начало занятия. «С каким настроением вы пришли сегодня на занятие?»

Примечание: Таблички с именами участников рекомендуется использовать те же, что были на 1-м занятии.

2 этап: разминка.

Задачи: разрядка; сплочение участников группы.

Игра «Шишки, желуди, орехи».

Группа разбивается на тройки, которые встают в колонки по трое, лицом в круг. Первые в колонке - «шишки», за ними - «желуди», за ними «орехи». Ведущий, стоя в центре, называет один из предметов, и все названные должны найти себе место впереди любой другой тройки, в том числе и ведущий. Все участники получают новые названия, соответственно положению в тройках. Тот, кому не хватило места, становится ведущим.

3 этап: основная часть.

Задачи: познакомить с особенностями общения, которые способствуют установлению более продуктивного контакта и эмоционально-благоприятного фона настроения в процессе общения; отработать навык делать комплименты.

Мини-лекция: «Что же такое общение?»

Общение - это, прежде всего, взаимодействие с окружающей действительностью и, конечно, с самим собой, когда мы анализируем свои поступки, задаем себе вопросы и отвечаем на них. Общение многогранно, многолико, и от правильности выбранного стиля «лика» зависит, порой, многое. Когда мы смотрим фильмы о разведчиках, то невольно завидуем их умению располагать к себе нужных людей, сказать каждому особые слова, которые производят на собеседника точно рассчитанное впечатление и сделать это всегда вовремя, в специально созданной ситуации. Конечно, и разведчики, и дипломаты проходят специальную подготовку, в том числе и по психологии. Недаром из всех учебных заведений, пожалуй, самой большой тайной окутаны разведшколы, и МГИМО скрыт от простых смертных за семью печатями. Что же так тщательно скрывают от нас профессионалы? А скрывают они, смешно сказать - мелочи! Профессионал ведь потому и профессионал, что владеет системой мелочей, умело использует то, мимо чего другие пройдут, не заметив. Мелочи, которые творят настоящие чудеса в умелых руках. Хотите пример? Профессор Трусов сочинил для своих студентов сказочку, она так и называется «Психологическая сказочка профессора Трусова». Далее идет чтение (см. Приложение).

Информация о работе Психологические характеристики сотрудников ОВД