Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:41, контрольная работа
Знания, добываемые психологией на протяжении ее истории, в систематизированном виде представляются в учебниках. Фундаментальным среди отечественных является учебник С.Л.Рубинштейна. Многие годы он служил образцом авторам всех учебников советского периода, наибольшую известность среди которых приобрел учебник под ред. А.В.Петровского . Все они строились на основе методологии марксизма. Процесс деидеологизации психологии в России сопровождается поиском новых подходов к изучению психического, что не может не сказаться на содержании новых учебников (только в 1995 г. изданы ). Задачей статьи является их анализ и сравнение с некоторыми зарубежными (США и Канада) учебниками по психологии.
1. Сравнительный анализ русских и зарубежных учебников по психологии.
1.1 Вступление.
1.2 Психология с неявной методологией
1.3 Психология без методологии
1.4 Психология как антропология
1.5 Российские и американские учебники
1.6 Список литературы, использованной в вопросе №1.
1.7 Схема взаимодействия психических явлений.
2. Неречевое мышление .
2.1 Теория.
2.1 Практика. Опыты Келера.
3. Темперамент.
3.1 Темперамент и его типы.
3.2 Взаимосвязь типов темперамента с характеристиками типов нервной системы.
4. Официальный руководитель и стихийно выдвигающийся лидер.
5. Задачи.
5.1 А.
5.2 Б.
5.3 В.
5.4 Г.
6. Убеждение. Формы убеждения и их применение.
7. Общий список литературы.
Эти учебники созвучны времени: Дж.Дейси и Дж.Треверс в труде о психологии развития [16] описывают жизненный путь президента Б.Клинтона и популярного генерала К.Пауэла, обсуждают вопрос о влиянии телевидения на психику, описывают реакции детей на насилие, кризисы карьеры, последствия употребления наркотиков (об этом в каждом учебнике). Это динамическая психология динамического общества. Какое общество представляют наши учебники?
Очевидно, каждый учебник несет в себе культуру той общности, для потребностей которой рождается. Названные - конечно же, американские: добротные, практичные, не претендующие на решение проблемы человека. Читать их легче, чем учебники, написанные на родном языке. И хотя представляемая в них система психологического знания уязвима для критики, их изучение вызывает уважение к науке, завоевавшей столь высокий статус в жизни американского общества. Да и возможно ли непротиворечивое и единственно правильное описание человеческой психологии?
Российские учебники не выдерживают сравнения с американскими по форме представления психологического знания, по связи этого знания с практикой жизни общества, по его направленности на удовлетворение потребностей читателя.
Критический взгляд на современные российские учебники не мешает увидеть, что каждый из них - это своеобразный способ выхода из кризиса, в котором оказалась отечественная психология, утратившая в связи с банкротством марксизма в качестве официальной идеологии тоталитарного государства методологические основания построения системы психологического знания. В первом случае имеет место попытка сохранить достижение советской психологии - деятельностный подход, а вместе с ним - послесеченовские традиции в науке, во втором - вместе с марксизмом отказаться от методологии психологии вообще, взяв на вооружение принципы позитивизма. В третьем - возвращения к досеченовской традиции - к "психологии души". Украинский учебник является свидетельством того, что подобные процессы происходят на всем постсоветском пространстве.
Сейчас трудно сказать, какой из этих путей изберет психология новой России и каким будет российский учебник будущего. Возможно, что, как и во всем мире, это будет "много психологий" и каждому психологу придется более ответственно, чем раньше, определять свое видение психического, ибо теперь свою позицию недостаточно декларировать, ее следует отстаивать. И не только теоретически, но, что главное, практически. Будущее отечественной психологии - будущее ее практики. Если такая практика состоится, можно ожидать, что будущий российский учебник будет существенно отличаться от нынешних, что его можно будет сравнивать с американскими, что он будет служить читателю, решившему ознакомиться с достижениями науки, которая к тому времени займет достойное место в жизни общества.
1.6 Список литературы
1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: Academia, 1995.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.; Пер. с фр. М.: Мир, 1996.
3. Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991.
4. Дискуссии и обсуждения // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 127 — 137.
5. Коптева Н.В. О структуре учебников по психологии // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 106 — 110.
6. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990.
7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М.: Валдос, 1995.
8. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.
9. Основы психологiХ / За заг. ред. О.В. Киричука та В.А. Роменца. 2-е вид. Киев: Либiдь, 1996.
10. Психологiя / За ред. Г.С. Костюка. 3-е вид. Киев: Радянська школа, 1968.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.
13. Стеценко А.П. Заметки о популярности Л.С. Выготского на Западе // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 107 — 109.
14. Baxter P.M. Psychology. A guide to reference and information sources. Englewood, CO: Libraries Unlimited, Inc., 1993.
15. Craig R., Mehrens W., Clarizio H. Contemporary educational psychology: Concepts, issues, applications. N.J.; L.; Sydney; Toronto: John Wiley & Sons, Inc., 1975.
16. Dacey J., Travers J. Human development across the life span. 2 ed. Madison, Wisconsin Dobuqwe, Iowa: Brown & Benchmark, 1994.
17. Elmes D.G., Kantowitz B.H., Roediger H.L. Research methods in psychology. 2 ed. St. Paul; N.Y.; Los Angeles; San Francisco: West Publ. Comp., 1985.
18. Plotnik R. Introduction to psychology. N.Y.: Random House, 1989.
19. Wallace P.M., Goldstein J.H. An introduction to psychology. 3 ed. Madison, Wisconsin Dobuqwe, Iowa: Brown & Benchmark, 1994.
Поступила в редакцию 11.VI 1997 г.
1 В «Основах психологии» [9] соответственно. Этим они радикально отличаются от предшествующего украинского учебника [10] и вместе с работой В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева свидетельствуют: «новая» психология не имеет достаточных оснований для отрицания «старой».
2 В учебнике Р. Плотника этот вопрос называется фундаментальной проблемой современной психологии [18; 12].
3 Р. Плотник еще больше ограничивает цель психологии только «объяснять» и «предсказывать [18; 7]. Никаких претензий на «психокоррекцию» — излюбленное детище постсоветской психологии. Американцы не путают науку с коммерцией.
4 В американских учебниках цитируются преимущественно американские авторы, из европейцев — чаще всего З. Фрейд, Г. Юнг, Ж. Пиаже, из отечественных — И.П. Павлов, Л.С. Выготский, М.И. Лисина.
5 Не случайно, что американские авторы избегают называть свои работы учебниками и предназначают их для широкого круга читателей: «от студентов до бизнесменов».
1.8 Схема взаимодействия психических явлений.
2. Неречевое мышление .
2.1 Теория.
В отличие от восприятия и памяти, для которых в филогенезе и онтогенезе можно четко выделить ранние этапы, существование ранних этапов развития мышления не столь очевидно. В самом деле, можно предположить, что мышление тесно связано с речью и определяется ей, следовательно мышление может быть только у человека, поскольку только человек обладает осмысленной речью. Однако данное предположение противоречит логике эволюционной теории.
Основой эволюционной теории развития новых видов является механизм приспособления к меняющимся условиям среды. Но видовые изменения тесно связаны с особенностями поведения организма, поэтому процесс эволюции должен затрагивать и изменение всех психических функций, в том числе и мышление.
На основании этих рассуждений, можно выдвинуть предположение о существовании каких-то форм неречевого мышления , на ступенях филогенеза, предшествующих появлению человека.
Поиском и описанием этих форм в начале ХХ века занимался немецкий психолог В. Кёлер. Для опытов были выбраны шимпанзе, вид наиболее биологически близкий к человеку.
Кёлеру был интересен не только сам факт возникновения интеллектуальной реакции у обезьян, но и некоторые моменты, связанные с этим фактом, а именно:
- условия возникновения интеллектуальных реакций;
- границы интеллекта обезьян
- роль опыта обезьян при решении ими интеллектуальных задач, возможность его приобретения и передачи;
- роль орудий труда при решении интеллектуальных задач;
- внешние проявления интеллектуальных реакций.
Кёлер предположил, что необходимым условием проявления интеллектуальной реакции является препятствие (
Усложняя постепенно задачи можно определить границу между классом задач, с которыми шимпанзе справлялись и классом задач, которые для них были неразрешимы. Эта граница и есть верхняя граница интеллекта обезьян.
Роль опыта при решении задач становится ясна, если достаточно долго наблюдать за поведением шимпанзе. В рамках эксперимента обезьяны должны иметь возможность приобрести свой собственный опыт (прежде всего это относится к опыту использования орудий труда), а также наблюдать и использовать чужой опыт.
Для исследования интеллектуальных реакций обезьян Кёлер разработал серию усложняющихся задач с препятствиями. Эти задачи шимпанзе могли решать следующим образом:
- обойти препятствие,
- устранить препятствие,
- применить существующее орудие,
- изготовить и применить новое орудие,
- применить последовательно комбинацию из вышеперечисленных подходов.
То, насколько сложна была та или иная задача можно оценить по тому, как быстро находилось решение и сколько обезьян (в процентном отношении) смогли решить задачу. Естественно эта сложность объективно также зависела от количества и вида операций необходимых для решения.
2.2 Практика. Опыты Келера.
Самой простой задачей оказалась задача, в которой обезьяна сидит в клетке, а перед клеткой находится плод, к которому привязана веревка, протянутая в клетку. Чтобы достать плод обезьяна должна просто притянуть к себе за веревку плод. Схема эксперимента изображена на рис. 25.
Рис. 25. Схема эксперимента (вид сверху); а — местоположение животного, в — плода, б—решетки
Веревка используется обезьяной как орудие решение задачи. Показательно то, что собака в аналогичной ситуации (если к веревке привязано мясо) не может решить задачу. Вместо того, чтобы использовать веревку, собака будет пытаться лапой достать пишу.
В следующем опыте перед обезьянами ставится более сложная задача. Схема эксперимента повторяет предыдущую схему, но с тем отличием, что к плоду дополнительно протянуто еще несколько непривязанных веревок (рис. 26).
Рис. 26. Схема эксперимента (вид сверху); а — местоположение животного, б — плода, в —решетки; 1,2,3 — порядок выбора веревок обезьянами.
Пытаясь решить задачу, обезьяны как правило тянут не за ту веревку, которая привязана к плоду, а за ту, которая кажется им короче. На рисунке цифры рядом с веревками показывают порядок выбора соответствующих веревок обезьянами. Опыт показал, что при решении задачи обезьяны с одной стороны ориентируются на свои визуальные представления о способах решения задачи (надо тянуть за более короткую веревку), а с другой на конкретное зрительное поле, в котором находится и нужное орудие (веревка) и цель, которую нужно достигнуть (банан).
Следующая серия опытов связана с применением орудия в виде палки.
В самом простом из них перед обезьяной лежит палка, которую нужно использовать, чтобы достать банан, находящийся за решеткой (рис. 27).
Рис. 27 Схема эксперимента (вид сверху); а — местоположение животного, б — плода, в —решетки, г — палки
Обезьяны без особого труда догадываются, что можно схватить палку, с ее помощью приблизить к себе плод, а затем схватить его руками. Исключение из зрительного поля обезьян хотя бы одного элемента, необходимого для решения задачи (орудия или цели), приводило к существенному усложнению задачи, делая ее практически неразрешимой.
На основании результатов приведенных опытов можно сказать, что главным условием успешного решения задач обезьянами, является его очевидность. Слово «очевидное» в данной ситуации надо понимать буквально как то, что «видно» «очами», то есть находиться в рамках конкретного зрительного поля.
Представим общую схему решения обезьянами интеллектуальных задач.
Побуждение к решению задачи — внешний раздражитель (пища), который запускает привычный процесс добывания пищи, но на пути этого процесса возникает препятствие — новая ситуация, непосредственно неразрешимая в рамках предыдущего опыта. Согласно закону запруды происходит рост психической энергии, что стимулирует возникновение интеллектуальной реакции. В качестве исходных данных для решения интеллектуальной задачи выступает визуальная сцена Чтобы успешного решить задачу обезьяне необходимо найти в этой сцене орудие труда и его использовать для достижения цели. Это происходит на основании мысленного преобразования прошлого визуального опыта. Легко догадаться, что в основе преобразований чувственного опыта лежит закон структуры. Палка в новой ситуации имеет визуальную структуру сходную со структурой ветки в природной среде.
После нахождения решения интеллектуальной задачи с помощью инструмента, это решение запоминается, а одновременно с ним и запоминается и функция использованного инструмента, то есть его функциональный смысл. Так палка становится «средством сбивания бананов», а горка ящиков — «то, на что надо залезть, чтобы достать банан».
Обратим внимание на то, что интеллектуальные реакции даже на уровне неречевого мышления связаны с использованием внешних приспособлений (инструментов). Приспособления берутся во внешней среде, следовательно можно сказать, что интеллект использует внешнюю среду для решения своих задач, в этом проявляется агрессивная суть интеллекта по отношению к среде, что мы и наблюдаем в течение истории человечества.