Психология и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:41, контрольная работа

Краткое описание

Знания, добываемые психологией на протяжении ее истории, в систематизированном виде представляются в учебниках. Фундаментальным среди отечественных является учебник С.Л.Рубинштейна. Многие годы он служил образцом авторам всех учебников советского периода, наибольшую известность среди которых приобрел учебник под ред. А.В.Петровского . Все они строились на основе методологии марксизма. Процесс деидеологизации психологии в России сопровождается поиском новых подходов к изучению психического, что не может не сказаться на содержании новых учебников (только в 1995 г. изданы ). Задачей статьи является их анализ и сравнение с некоторыми зарубежными (США и Канада) учебниками по психологии.

Содержание

1. Сравнительный анализ русских и зарубежных учебников по психологии.
1.1 Вступление.
1.2 Психология с неявной методологией
1.3 Психология без методологии
1.4 Психология как антропология
1.5 Российские и американские учебники
1.6 Список литературы, использованной в вопросе №1.
1.7 Схема взаимодействия психических явлений.
2. Неречевое мышление .
2.1 Теория.
2.1 Практика. Опыты Келера.
3. Темперамент.
3.1 Темперамент и его типы.
3.2 Взаимосвязь типов темперамента с характеристиками типов нервной системы.
4. Официальный руководитель и стихийно выдвигающийся лидер.
5. Задачи.
5.1 А.
5.2 Б.
5.3 В.
5.4 Г.
6. Убеждение. Формы убеждения и их применение.
7. Общий список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Эти учебники созвучны времени: Дж.Дейси и Дж.Треверс в труде о психологии развития [16] описывают жизненный путь президента Б.Клинтона и популярного генерала К.Пауэла, обсуждают вопрос о влиянии телевидения на психику, описывают реакции детей на насилие, кризисы карьеры, последствия употребления наркотиков (об этом в каждом учебнике). Это динамическая психология динамического общества. Какое общество представляют наши учебники?

Очевидно, каждый учебник несет в себе культуру той общности, для потребностей которой рождается. Названные - конечно же, американские: добротные, практичные, не претендующие на решение проблемы человека. Читать их легче, чем учебники, написанные на родном языке. И хотя представляемая в них система психологического знания уязвима для критики, их изучение вызывает уважение к науке, завоевавшей столь высокий статус в жизни американского общества. Да и возможно ли непротиворечивое и единственно правильное описание человеческой психологии?

Российские учебники не выдерживают сравнения с американскими по форме представления психологического знания, по связи этого знания с практикой жизни общества, по его направленности на удовлетворение потребностей читателя.

Критический взгляд на современные российские учебники не мешает увидеть, что каждый из них - это своеобразный способ выхода из кризиса, в котором оказалась отечественная психология, утратившая в связи с банкротством марксизма в качестве официальной идеологии тоталитарного государства методологические основания построения системы психологического знания. В первом случае имеет место попытка сохранить достижение советской психологии - деятельностный подход, а вместе с ним - послесеченовские традиции в науке, во втором - вместе с марксизмом отказаться от методологии психологии вообще, взяв на вооружение принципы позитивизма. В третьем - возвращения к досеченовской традиции - к "психологии души". Украинский учебник является свидетельством того, что подобные процессы происходят на всем постсоветском пространстве.

Сейчас трудно сказать, какой из этих путей изберет психология новой России и каким будет российский учебник будущего. Возможно, что, как и во всем мире, это будет "много психологий" и каждому психологу придется более ответственно, чем раньше, определять свое видение психического, ибо теперь свою позицию недостаточно декларировать, ее следует отстаивать. И не только теоретически, но, что главное, практически. Будущее отечественной психологии - будущее ее практики. Если такая практика состоится, можно ожидать, что будущий российский учебник будет существенно отличаться от нынешних, что его можно будет сравнивать с американскими, что он будет служить читателю, решившему ознакомиться с достижениями науки, которая к тому времени займет достойное место в жизни общества.

 

              1.6 Список литературы

1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: Academia, 1995.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.; Пер. с фр. М.: Мир, 1996.

3. Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991.

4. Дискуссии и обсуждения // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 127 — 137.

5. Коптева Н.В. О структуре учебников по психологии // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 106 — 110.

6. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990.

7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М.: Валдос, 1995.

8. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.

9. Основы психологiХ / За заг. ред. О.В. Киричука та В.А. Роменца. 2-е вид. Киев: Либiдь, 1996.

10. Психологiя / За ред. Г.С. Костюка. 3-е вид. Киев: Радянська школа, 1968.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.

12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.

13. Стеценко А.П. Заметки о популярности Л.С. Выготского на Западе // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 107 — 109.

14. Baxter P.M. Psychology. A guide to reference and information sources. Englewood, CO: Libraries Unlimited, Inc., 1993.

15. Craig R., Mehrens W., Clarizio H. Contemporary educational psychology: Concepts, issues, applications. N.J.; L.; Sydney; Toronto: John Wiley & Sons, Inc., 1975.

16. Dacey J., Travers J. Human development across the life span. 2 ed. Madison, Wisconsin Dobuqwe, Iowa: Brown & Benchmark, 1994.

17. Elmes D.G., Kantowitz B.H., Roediger H.L. Research methods in psychology. 2 ed. St. Paul; N.Y.; Los Angeles; San Francisco: West Publ. Comp., 1985.

18. Plotnik R. Introduction to psychology. N.Y.: Random House, 1989.

19. Wallace P.M., Goldstein J.H. An introduction to psychology. 3 ed. Madison, Wisconsin Dobuqwe, Iowa: Brown & Benchmark, 1994.

Поступила в редакцию 11.VI 1997 г.

1 В «Основах психологии» [9] соответственно. Этим они радикально отличаются от предшествующего украинского учебника [10] и вместе с работой В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева свидетельствуют: «новая» психология не имеет достаточных оснований для отрицания «старой».

2 В учебнике Р. Плотника этот вопрос называется фундаментальной проблемой современной психологии [18; 12].

3 Р. Плотник еще больше ограничивает цель психологии только «объяснять» и «предсказывать [18; 7]. Никаких претензий на «психокоррекцию» — излюбленное детище постсоветской психологии. Американцы не путают науку с коммерцией.

4 В американских учебниках цитируются преимущественно американские авторы, из европейцев — чаще всего З. Фрейд, Г. Юнг, Ж. Пиаже, из отечественных — И.П. Павлов, Л.С. Выготский, М.И. Лисина.

5 Не случайно, что американские авторы избегают называть свои работы учебниками и предназначают их для широкого круга читателей: «от студентов до бизнесменов».

 

 

 

1.8     Схема взаимодействия психических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2. Неречевое   мышление .

              2.1 Теория.

 

В отличие от восприятия и памяти, для которых в филогенезе и онтогенезе можно четко выделить ранние этапы, существование ранних этапов развития мышления не столь очевидно. В самом деле, можно предположить, что мышление тесно связано с речью и определяется ей, следовательно мышление может быть только у человека, поскольку только человек обладает осмысленной речью. Однако данное предположение противоречит логике эволюционной теории.

Основой эволюционной теории развития новых видов является механизм приспособления к меняющимся условиям среды. Но видовые изменения тесно связаны с особенностями поведения организма, поэтому процесс эволюции должен затрагивать и изменение всех психических функций, в том числе и мышление.

На основании этих рассуждений, можно выдвинуть предположение о существовании каких-то форм  неречевого   мышления , на ступенях филогенеза, предшествующих появлению человека.

Поиском и описанием этих форм в начале ХХ века занимался немецкий психолог В. Кёлер. Для опытов были выбраны шимпанзе, вид наиболее биологически близкий к человеку.

Кёлеру был интересен не только сам факт возникновения интеллектуальной реакции у обезьян, но и некоторые моменты, связанные с этим фактом, а именно:

- условия возникновения интеллектуальных реакций;

- границы интеллекта обезьян

- роль опыта обезьян при решении ими интеллектуальных задач, возможность его приобретения и передачи;

- роль орудий труда при решении интеллектуальных задач;

- внешние проявления интеллектуальных реакций.

Кёлер предположил, что необходимым условием проявления интеллектуальной реакции является препятствие (в широком смысле этого слова) на пути достижения цели, поэтому все задачи, которые он ставил перед обезьянами заключались в преодолении тех или иных препятствий. Чем труднее преодолеть препятствие, тем сложнее задача.

              Усложняя постепенно задачи можно определить границу между классом задач, с которыми шимпанзе справлялись и классом задач, которые для них были неразрешимы.               Эта граница и есть верхняя граница интеллекта обезьян.

              Роль опыта при решении задач становится ясна, если достаточно долго наблюдать за поведением шимпанзе. В рамках эксперимента обезьяны должны иметь возможность приобрести свой собственный опыт (прежде всего это относится к опыту использования орудий труда), а также наблюдать и использовать чужой опыт.

              Для исследования интеллектуальных реакций обезьян Кёлер разработал серию усложняющихся задач с препятствиями. Эти задачи шимпанзе могли решать следующим образом:

- обойти препятствие,

- устранить препятствие,

- применить существующее орудие,

- изготовить и применить новое орудие,

- применить последовательно комбинацию из вышеперечисленных подходов.

То, насколько сложна была та или иная задача можно оценить по тому, как быстро находилось решение и сколько обезьян (в процентном отношении) смогли решить задачу.               Естественно эта сложность объективно также зависела от количества и вида операций необходимых для решения.

 

 

 

              2.2 Практика. Опыты Келера.

 

              Самой простой задачей оказалась задача, в которой обезьяна сидит в клетке, а перед клеткой находится плод, к которому привязана веревка, протянутая в клетку. Чтобы достать плод обезьяна должна просто притянуть к себе за веревку плод. Схема эксперимента изображена на рис. 25.

              Рис. 25. Схема эксперимента (вид сверху); а — местоположение животного, в — плода, б—решетки

              Веревка используется обезьяной как орудие решение задачи. Показательно то, что собака в аналогичной ситуации (если к веревке привязано мясо) не может решить задачу. Вместо того, чтобы использовать веревку, собака будет пытаться лапой достать пишу.

              В следующем опыте перед обезьянами ставится более сложная задача. Схема эксперимента повторяет предыдущую схему, но с тем отличием, что к плоду дополнительно протянуто еще несколько непривязанных веревок (рис. 26).

              Рис. 26. Схема эксперимента (вид сверху); а — местоположение животного, б — плода, в —решетки; 1,2,3 — порядок выбора веревок обезьянами.

              Пытаясь решить задачу, обезьяны как правило тянут не за ту веревку, которая привязана к плоду, а за ту, которая кажется им короче. На рисунке цифры рядом с веревками показывают порядок выбора соответствующих веревок обезьянами. Опыт показал, что при решении задачи обезьяны с одной стороны ориентируются на свои визуальные представления о способах решения задачи (надо тянуть за более короткую веревку), а с другой на конкретное зрительное поле, в котором находится и нужное орудие (веревка) и цель, которую нужно достигнуть (банан).

              Следующая серия опытов связана с применением орудия в виде палки.

              В самом простом из них перед обезьяной лежит палка, которую нужно использовать, чтобы достать банан, находящийся за решеткой (рис. 27).

Рис. 27 Схема эксперимента (вид сверху); а — местоположение животного, б — плода, в —решетки, г — палки

              Обезьяны без особого труда догадываются, что можно схватить палку, с ее помощью приблизить к себе плод, а затем схватить его руками. Исключение из зрительного поля обезьян хотя бы одного элемента, необходимого для решения задачи (орудия или цели), приводило к существенному усложнению задачи, делая ее практически неразрешимой.

              На основании результатов приведенных опытов можно сказать, что главным условием успешного решения задач обезьянами, является его очевидность. Слово «очевидное» в данной ситуации надо понимать буквально как то, что «видно» «очами», то есть находиться в рамках конкретного зрительного поля.

             

              Представим общую схему решения обезьянами интеллектуальных задач.

              Побуждение к решению задачи — внешний раздражитель (пища), который запускает привычный процесс добывания пищи, но на пути этого процесса возникает препятствие — новая ситуация, непосредственно неразрешимая в рамках предыдущего опыта. Согласно закону запруды происходит рост психической энергии, что стимулирует возникновение интеллектуальной реакции. В качестве исходных данных для решения интеллектуальной задачи выступает визуальная сцена Чтобы успешного решить задачу обезьяне необходимо найти в этой сцене орудие труда и его использовать для достижения цели. Это происходит на основании мысленного преобразования прошлого визуального опыта. Легко догадаться, что в основе преобразований чувственного опыта лежит закон структуры. Палка в новой ситуации имеет визуальную структуру сходную со структурой ветки в природной среде.

              После нахождения решения интеллектуальной задачи с помощью инструмента, это решение запоминается, а одновременно с ним и запоминается и функция использованного инструмента, то есть его функциональный смысл. Так палка становится «средством сбивания бананов», а горка ящиков — «то, на что надо залезть, чтобы достать банан».

              Обратим внимание на то, что интеллектуальные реакции даже на уровне неречевого мышления  связаны с использованием внешних приспособлений (инструментов).               Приспособления берутся во внешней среде, следовательно можно сказать, что интеллект использует внешнюю среду для решения своих задач, в этом проявляется агрессивная суть интеллекта по отношению к среде, что мы и наблюдаем в течение истории человечества.

Информация о работе Психология и педагогика