Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 12:41, контрольная работа
Знания, добываемые психологией на протяжении ее истории, в систематизированном виде представляются в учебниках. Фундаментальным среди отечественных является учебник С.Л.Рубинштейна. Многие годы он служил образцом авторам всех учебников советского периода, наибольшую известность среди которых приобрел учебник под ред. А.В.Петровского . Все они строились на основе методологии марксизма. Процесс деидеологизации психологии в России сопровождается поиском новых подходов к изучению психического, что не может не сказаться на содержании новых учебников (только в 1995 г. изданы ). Задачей статьи является их анализ и сравнение с некоторыми зарубежными (США и Канада) учебниками по психологии.
1. Сравнительный анализ русских и зарубежных учебников по психологии.
1.1 Вступление.
1.2 Психология с неявной методологией
1.3 Психология без методологии
1.4 Психология как антропология
1.5 Российские и американские учебники
1.6 Список литературы, использованной в вопросе №1.
1.7 Схема взаимодействия психических явлений.
2. Неречевое мышление .
2.1 Теория.
2.1 Практика. Опыты Келера.
3. Темперамент.
3.1 Темперамент и его типы.
3.2 Взаимосвязь типов темперамента с характеристиками типов нервной системы.
4. Официальный руководитель и стихийно выдвигающийся лидер.
5. Задачи.
5.1 А.
5.2 Б.
5.3 В.
5.4 Г.
6. Убеждение. Формы убеждения и их применение.
7. Общий список литературы.
Итак, опыты Кёлера не только заполнили недостающее звено в эволюционном развитии поведения животных, но также дали ключ к пониманию поведения человека на ранних стадиях онтогенеза. Позднее проводились эксперименты по изучению неречевого мышления детей, результаты которых были аналогичны результатам опытов Кёлера и позволили называть ранний этап в развитии человека «шимпанзеобразным».
3. Темперамент.
3.1 Темперамент и его типы.
Темпера́мент (лат. temperament
Магия чисел в средиземноморской цивилизации привела к учению о четырёх темпераментах, в то время как на Востоке развивалась пятикомпонентная «система мира».
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):
Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή,
Преобладание лимфы (др.-греч.
Преобладание крови (лат. sangu
Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом.
Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку. Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. с быстротой возникновения чувств, с одной и силой — с другой»[1]. На основе определения Теплова Б. М., Маклаков выделяет два компонента темперамента:активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты , или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.)[2]. Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение Ивана Петровича Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих. Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется генотипом, то есть наследственным типом.
3.2 Взаимосвязь типов темперамента с характеристиками типов нервной системы.
Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.
Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику.
Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.
Сильный уравновешенный подвижный тип — соответствует сангвинику, «живому» типу.
Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами — соответствует флегматику, «спокойному» типу.
4. Официальный руководитель и стихийно выдвигающийся лидер.
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации
В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
Различают:
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.
В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают, и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, неформальный лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.
Если руководитель группы и её лидер не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что, в конечном счёте, определяется уровнем группового развития. Так, например, в просоциальных и асоциальных ассоциациях, как правило, функции лидера и руководителя выполняют разные члены группы. При этом чаще всего лидер в сообществах этого уровня социально-психологического развития оказывается член группы, отвечающий преимущественно за сохранение и поддержание позитивной эмоциональной атмосферы в группе, в то время как руководитель, будучи ориентирован прежде всего на повышение эффективности групповой деятельности, нередко не учитывает, как это отразится на социально-психологическом климате сообщества.
В корпоративных группировках также, как и в группах высокого социально-психологического уровня развития, как правило, функции лидера и руководителя возлагаются на одно и то же лицо. В то же время основания лидерства и руководства в этих двух типах высокоразвитых в психологическом плане групп носят принципиально различный характер. Так, если в корпоративных группировках совпадение статусных позиций лидера и руководителя связано с явным приоритетом отношений власти в ущерб эмоциональному плану отношений, то в просоциальной группе высокого уровня развития типа коллектива именно эмоциональная «подпитка» властных полномочий нередко выступает как необходимый фундамент реализации формальной власти.
5. Решите следующие задачи:
А. Двенадцать бурлаков молча тащат баржу. Общение или нет? Если да, то под какое из определений это подходит и какому из них противоречит?
Б. Мать баюкает месячного младенца?
В. Человек смотрит по телевизору балет – общение это или нет? Если да, то где обмен информацией?
Г. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни одного вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?
А. Считаю данную ситуацию невербальным общением, т.к. баржа – их общая «ноша».
Б. Да, невербальное общение.
В. Отнесу скорее к «монологу» чем к общению.
Г. Нет, общением не считаю (хотя и не могу представить целую аудиторию каменных лиц)
6. Убеждение. Формы убеждения и их применение.
Убеждение – одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Человек действует на основе имеющихся у него убеждений, изменение убеждения является одновременно изменением его поведения. Убеждение – это не только представление о реальности, но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, планы и т.д.
В процессе убеждения психологи выделяют шесть основных этапов:
1. Предъявление сообщения адресату (целевой группе). Если объект убеждения не увидит или не услышит сообщение, оно не окажет на него влияния.
2. Обращение внимания на сообщение. Убеждаемый должен обратить внимание на сообщение, иначе цель сообщения не будет достигнута.
3. Понимание информации. Чтобы сообщение могло оказать влияние, убеждаемый должен как минимум понять его суть.
4. Принятие вывода, диктуемого сообщением. Чтобы установка изменилась, объект убеждающего воздействия должен принять продиктованный сообщением вывод.
5. Закрепление новой установки. Если новая установка забывается, сообщение теряет способность оказывать воздействие на будущее поведение объекта убеждения.
6. Перевод установки в поведение. Если целью сообщения было оказание влияния на поведение, то в релевантной ситуации поведением должна руководить новая установка.
Также на эффективность убеждающего воздействия, кроме выделенного раннее, огромное влияние оказывает среда, в которой происходит взаимодействие. Для начала мы приведем несколько характерных и ярких примеров влияния, которое можно наблюдать в трех различных средах взаимодействия: межличностной среде, специально создаваемой среде убеждения и в средствах массовой информации.
Формы убеждения весьма разнообразны: устное выступление на совещании или диалог, пояснительная записка или деловое письмо, статья или рекламный проспект и т. п.
7. Список литературы.
1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: Academia, 1995.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.; Пер. с фр. М.: Мир, 1996.
3. Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М.: Политиздат, 1991.
4. Дискуссии и обсуждения // Вопр. психол. 1989. № 3. С. 127 — 137.
5. Коптева Н.В. О структуре учебников по психологии // Вопр. психол. 1989. № 5. С. 106 — 110.
6. Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990.
7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. М.: Валдос, 1995.
8. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.
9. Основы психологiХ / За заг. ред. О.В. Киричука та В.А. Роменца. 2-е вид. Киев: Либiдь, 1996.
10. Психологiя / За ред. Г.С. Костюка. 3-е вид. Киев: Радянська школа, 1968.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.
13. Стеценко А.П. Заметки о популярности Л.С. Выготского на Западе // Вопр. психол. 1997. № 1. С. 107 — 109.
14. Baxter P.M. Psychology. A guide to reference and information sources. Englewood, CO: Libraries Unlimited, Inc., 1993.
15. Craig R., Mehrens W., Clarizio H. Contemporary educational psychology: Concepts, issues, applications. N.J.; L.; Sydney; Toronto: John Wiley & Sons, Inc., 1975.
16. Dacey J., Travers J. Human development across the life span. 2 ed. Madison, Wisconsin Dobuqwe, Iowa: Brown & Benchmark, 1994.
17. Elmes D.G., Kantowitz B.H., Roediger H.L. Research methods in psychology. 2 ed. St. Paul; N.Y.; Los Angeles; San Francisco: West Publ. Comp., 1985.
18. Plotnik R. Introduction to psychology. N.Y.: Random House, 1989.
19. Wallace P.M., Goldstein J.H. An introduction to psychology. 3 ed. Madison, Wisconsin Dobuqwe, Iowa: Brown & Benchmark, 1994.
Интернет ресурсы:
http://www.bibliotekar.ru
http://www.psychological.ru
http://ru.wikipedia.org
Вопрос 2. В учебниках и словарях по психологии по-разному изложен раздел, посвященный психическим познавательным процессам. Сравните, например, учебник «Введение в психологию»/Под ред. А. В. Петровского. - М., 1997, учебник Р. С. Немова. «Психология»: В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М., 1998 и Краткий психологический словарь. - М., 1983. В одних книгах некоторые процессы не названы, в других книгах они названы; но не всегда объяснены. Однако можно считать общепринятым включение в их число следующих психических явлений: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, воображение и речь. Расположите эти психические явления схематично таким образом, чтобы стало понятно с первого взгляда, какова последовательность и взаимозависимость их функционирования в познавательной деятельности. Форму наглядного схематического расположения можно выбрать любую (например, форму граф-схем метрополитена или последовательного и параллельного (одновременного) ведения работ в технологическом процессе строительства здания и т.д., или форму простого перечня-списка со стрелками-указателями взаимосвязей, или еще какую-либо другую наглядную форму), главное - это наглядность 3
Вопрос 9. Может ли быть «неречевое мышление»? Если нет, то почему? А если да, то приведите пример 6
Вопрос 16. Что такое темперамент? Какие типы темпераментов рассматриваются в современной психологии и как они связаны с типами нервной системы человека? Вычертите схему взаимосвязей типов темпераментов с характеристиками типов нервной системы по силе (слабости) нервной системы, по уравновешенности (неуравновешенности) нервной системы, по подвижности (инертности) нервной системы 9
Вопрос 23. В группе обычно есть стихийно выдвигающийся лидер, который может быть, а может и не быть официальным руководителем. Чем он отличается психологически от назначенного или даже избранного группой официального руководителя 14
Вопрос 30. Решите следующие задачи: А. Двенадцать бурлаков молча тащат баржу. Общение или нет? Если да, то под какое из определений это подходит и какому из них противоречит? Б. Мать баюкает месячного младенца? В. Человек смотрит по телевизору балет – общение это или нет? Если да, то где обмен информацией? Г. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни одного вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией? 17
Вопрос 37. Что такое убеждение? Какие формы и приемы убеждения вы знаете и применяете 18