Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать и исследовать особенности психологии спортивного соревнования.
Задачи:
1 проанализировать состояние проблемы психологии спортивного соревнования.
2 экспериментальным путем исследовать психологию спортивного соревнования.
3 экспериментальным путем проверить психологическую подготовленность спортсмена.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Сашутки.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность: в настоящее время психология развивается не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область практической деятельности, в наше время необходимой повсюду где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов того что обычно называют человеческим фактором. Особо необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях (перегрузка информацией, дефицит времени, космический полет, морская глубина, аварийно спасательные). К таким условиям, бесспорно, относятся и условия спортивного соревнования. Психология спортивного соревнования имеет свои характерные черты и особенности также имеет большое значение в соревновательной деятельности, поскольку охватывает многие стороны, касающиеся психологической подготовки спортсмена. Включает в себя проведение различных методик тестов направленных на выявление, корректировку и повышение различных психологических качеств спортсмена, что позволяет ему в дальнейшем добиваться высоких результатов.

Цель исследования: показать и исследовать особенности психологии спортивного соревнования.

Объект исследования: психология спортивного соревнования.

Предмет исследования: психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

Задачи:

1 проанализировать состояние  проблемы психологии спортивного  соревнования.

2 экспериментальным путем  исследовать психологию спортивного  соревнования.

3 экспериментальным путем  проверить психологическую подготовленность спортсмена.

База исследования: четвертый  курс факультета Физической Культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета.

Методы исследования

1 Организационные методы.

2 Эмпирические методы.

3 Методы обработки математических данных.

 

1 Теоретические аспекты  изучения психологии спортивного  соревнования

1.1 Психологические особенности  спортивного соревнования

Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значение сами по себе. Они призваны лишь обеспечить успешность соревновательной деятельности. В этом смысле соревнования являются своеобразным экзаменом для спортсмена. Но было бы отлично рассматривать спортивные соревнования только как экзамен. Кроме того они, оказывая огромное влияние на развитие личности спортсмена, становятся определенным видом учебно-воспитательной работы.

Существует значительное разнообразие видов спортивной деятельности: поединок, групповая борьба. Однако их объединяют общие психологические особенности:

1 Спортивное соревнование  обладает стимулирующим влиянием.

2 целью выступления  в соревнованиях является достижение  победы или лучшего результата. Это основная причина экстремальности условий этой деятельности.

3 соревнования всегда  социально значимы.

Их результаты, как  правило, получают широкую общественную известность и оценку.

4 результаты выступления  в соревнованиях всегда лично  значимы для спортсмена.

5 соревнования являются  специфичным фактором, создающим,  экстраординарные эмоционально - волевые  состояния.

Чем соревнование всегда отличается от тренировки

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от привычных условий тренировки. Эти отличия в основном сводятся к следующему:

1 соревнования всегда  значимы для спортсмена, потому  что, во-первых, на соревнованиях  присутствуют зрители, соревнования  транслируются по телевидению,  о них говорят по радио, пишет  в газетах и журналах, так как они, являются публичным зрелищем, привлекают внимание многих людей, следовательно, соревновательная деятельность спортсменов приобретает общественную значимость и получает общественную оценку; во-вторых, соревнования - это всегда проверка правильности подготовки, целесообразности затраченных усилий и времени, результаты соревнований фиксируются официально и в отличии от результатов показанных на тренировке, дают право на присвоение спортивных разрядов и званий, титулов чемпионов и рекордсменов, призов и денежных вознаграждений - в этом личная значимость соревнований;

2 в соревнованиях всегда  есть «противник», и их итог  определяется как результат взаимодействия (чаще - противодействия) с ним,  в единоборствах и спортивных  играх - непосредственного, в остальных видах спорта - опосредованного временем, расстоянием, весом, баллами, очками;

3 в соревнованиях принимают  участие судьи, регламентирующие  и оценивающие в соответствии  с правилами соревнований действия  спортсменов;

4 в соревнованиях ограничено число зачетных попыток, а в некоторых видах спорта даже сведено к одной;

5 время, в течении  которого спортсмен может оценить  соревновательную ситуацию, чтобы  принять самостоятельное решение  (в тренировке ему, если надо, помогает тренер), лимитировано и чрезвычайно мало;

6 соревнования могут  проходить в непривычных условиях - климатических, метеорологических,  временных, при внушающих воздействиях  противников, судей, товарищей  по команде, зрителей, на необычной  спортивной площадке, с новыми  снарядами.

Все вместе соревновательные условия вызывают у спортсменов  состояние нервно-психической напряженности, которое они не испытывают или  испытывают в гораздо меньшей  степени во время тренировочных  занятий.

Значит, чтобы реализовать  в соревновании все свои возможности, спортсмен должен:

- действовать в разнообразных,  порой непривычных условиях, не  поддаваясь внушающему влиянию  других людей и возникающих  по ходу соревнований успеха  или неудачи;

- выполнять необходимые  движения и действия так сильно  и быстро, чтобы превзойти соперников, и так точно, чтобы свести к минимуму число ошибок;

- своевременно и правильно  оценивать соревновательную обстановку, действия и возможности противников,  принимать решения и, не колеблясь,  их осуществлять;

- самостоятельно регулировать состояние нервно-психической напряженности.

1.2 Предсоревновательная  подготовка спортсмена

Задачи и средства психологической подготовки можно  разделить на две группы:

а) задачи и средства общей  психологической подготовки к соревнованиям.

б) задачи и средства специально психологической подготовки к каждому конкретному соревнованию.

Общая психологическая  подготовка к соревнованию направлена на развитие и совершенствование  психических качеств и умений, которые необходимы спортсмену для  соревновательной деятельности вообще, в любом соревновании.

Главная задача этой подготовки - научить спортсмена пользоваться наиболее универсальными методами, способами  и приемами, обеспечивающими психическую  готовность к деятельности в характерных  для соревнований необходимых или сложных экстремальных условиях.

Во-первых, спортсмена надо сначала побудить, потом научить  и помочь овладеть приемами саморегуляции  эмоциональных состояний, а также  способами самоорганизации и  мобилизации себя на максимальные или  соответствующие соревновательным условиям и задачам волевые и физические усилия. К таким способам можно отнести разнообразные, меняющиеся в связи со спецификой соревновательной деятельности упражнения в концентрации и распределении внимания и упражнения, направленные на формирование адекватных целевых и двигательных установок.

Во-вторых, научить приемам  моделирования в тренировочных  занятиях условий соревновательного  противоборства с использованием двух видов моделей: словесно-образных и  натуральных.

Словесно-образная модель - это описание на словах и представление себе предлагаемой соревновательной ситуации, действий соперника и собственных действий. Словесно-образная модель часто, в какой-то мере материализуется за счет использования схем, макетов, рисунков, фотографий, видеофильмов. Натурная модель - это создание в процессе тренировки условий, в чем-то сходных с условиями предстоящего соревнования. В различных видах спорта это делается по разному: в единоборствах - подбором спарринг - партнеров и судейством тренировочных поединков, в гимнастике или в фигурном катании на коньках - исполнением упражнений на «оценку», в легкой атлетике и плавании - прикидками «на результат». Но все это в разных залах, на разных стадионах, с разными снарядами, в разную погоду, в разное время суток. Использование натурной модели, конечно, более продуктивно, но она не может столь широко применятся, как словесно-образная, потому что лишь некоторые из соревновательных условий и коллизии могут быть реально воспроизведены в тренировке и еще потому, что спортсмену приходится моделировать и тогда, когда на создание натурной модели просто нет времени.

Очень полезно уметь  использовать по отдельности и комбинированно оба вида моделей.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию

Направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Подчеркнем еще раз что главным составляющим этого состояния является установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели - победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой - точности и надежности управления этой активностью.

И соревновательная целевая  установка и уровень эмоционального возбуждения зависят от того, какова у спортсмена потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Кроме того, обе составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко оценивает спортсмен свои шансы достичь поставленной соревновательной цели. Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании спортсмена:

- своей разносторонней  готовности к соревнованию (здесь  как раз становится очевидным  связь между функциональной, физической, технической, тактической подготовки спортсмена и его предсоревновательным психическим состоянием);

- предлагаемых условий  предстоящего соревнования и  особенно силы своих соперников.

- Именно на основании  сравнения своих возможностей  с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность достижения цели.

Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая  субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.

Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая  подготовка к конкретному соревнованию должна включать:

- определенные цели  участия в соревновании;

- создание установки  на достижение этой цели;

- формирование уверенности  в высокой вероятности такого  достижения.

Для всего этого спортсмену нужно получить и переработать множество  различной информации.

Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда спортсмен узнает о возможности или необходимости своего участия в этом соревновании, а кончается последним выступлением в нем - финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он был целесообразно разделен на три периода:

Психологическая подготовка первого периода

Первый период - от получения  сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке (о составе забегов, заплывов, предварительных групп, пар, о номерах участников, о последовательности подходов, снарядов);

Задачи первого периода:

1 предварительный сбор  информации о соревновании;

2 предварительный сбор  информации о соперниках;

3 постановка на основании  собранной информации цели участия в соревнованиях и определение общих задач;

4 программирования средств  решения общих задач, то есть  средств достижения цели, постановка  частных задач и программирование  средств их решения;

5 практическая проверка  избранных средств решения частных  задач и корректировка программы подготовки;

6 сохранение нервно  психической свежести к началу  соревнования.

Предварительный сбор информации о соревновании

Начинается с сопоставления  сроков проведения соревнования с производственными, учебными, общественными, семейными и другими личными данными. Спортсмен должен постараться привести, так сказать, свой «жизненный календарь» в соответствие со спортивным календарем таким образом, чтобы у него не было важных или не отложных дел, отвлекающих от подготовки и выступления в соревновании.

Затем спортсмен анализирует  положение о соревновании и узнает из него, как оно будет проводится (олимпийская или круговая система, с финалами или без финалов, с  квалификационными нормативами - какими или? - или без них. Если данное соревнование является не только первенством (чемпионатом), но и одновременно отборочным турниром для участия в другом - более крупном, надо узнать какие результаты (места) дают право на участие в нем).

Важно также узнать заранее  как можно больше об условиях, в  которых соревнования будут проходить: на каком стадионе (зале, площадке, горе, шоссе, трамплине), с каким покрытием, в какое местное время (соотнести его со временем в своем привычном часовом поясе), какова там наиболее вероятная погода в сроки проведения соревнования, характерное направление и сила ветра, как ведут себя местные болельщики и многое другое… Например, спортсменам, соревнующимся в тех видах спорта, где есть весовые категории (борьба, бокс, тяжелая атлетика), и кому приходится «сгонять» вес важно знать какие бани в городе, где им предстоит состязаться.

Предварительный сбор информации о соперниках. Имеет большое значение. Как правило, высококвалифицированный, опытный спортсмен знает наиболее сильных соперников, выступающих  в его виде, на его дистанции, в его весовой категории. Спортсмену надо постараться как можно раньше узнать, кто из них будет участвовать в предстоящем соревновании, в каком они состоянии, какие результаты показывают в последнее время. Если с кем- либо из сильных соперников ему не доводилось раньше встречаться, тогда придется позаботится об источниках информации среди других опытных спортсменов, тренеров, в прессе, в Интернете, чтобы побольше узнать о физических, технических, тактических, волевых и характерологических особенностях будущих противников.

Информация о работе Психология спорта