Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: показать и исследовать особенности психологии спортивного соревнования.
Задачи:
1 проанализировать состояние проблемы психологии спортивного соревнования.
2 экспериментальным путем исследовать психологию спортивного соревнования.
3 экспериментальным путем проверить психологическую подготовленность спортсмена.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Сашутки.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Постановка цели участия  в соревновании и определение  общих задач. Осуществляется на основе уже полученной и переработанной информации. Учитывая систему проведения соревнования, способ подсчета командных  результатов, условий отбора на последующие более крупные соревнования, возможности соперников и собственные возможности (на только в данный момент, но и какими они будут к началу соревнования), спортсмен ставит перед собой цель - завоевать первое или призовое место, установить рекорд (не обязательно своего клуба или страны, континента или мира, часто очень важно - личный рекорд), показать тот или иной конкретный результат, выполнить определенный норматив, получить право участвовать в следующем туре соревнований, дать команде определенное количество очков. На уровне высшего спортивного мастерства соревновательная цель, как правило, не бывает легко достижимой. Чтобы ее добиться, приходится при подготовке к соревнованию и в ходе него преодолевать многие препятствия, прилагая значительные, а порой и максимальные волевые и физические усилия. Поэтому у спортсменов должна быть сформирована категорическая установка на приложение таких усилий. Установка эта может быть сформирована лишь в том случае, если поставленная цель обладает личной и общественной значимостью, то есть если достижение желанно для спортсмена. Это чрезвычайно важно: желанность цели - первый признак того, что она правильно поставлена. Вторым признаком является достоверность цели, то есть реальная возможность ее достижения. Пусть потенциальная, но возможность. Поставив перед собой цель, спортсмен определяет общие задачи, которые надо решать, чтобы добиться цели - показать такой - то результат, победить таких-то соперников, выиграть такую - то встречу.

Программирование средств  решения общих задач, постановка частных задач и программирование средств их решения

Успешность во многом определяется качеством саморегуляции  спортсменом своих действий в  зависимости от целей и условий  соревновательной деятельности. Саморегуляция  как всякий процесс управления в любой системе включает в себя два компонента: предварительное программирование действий и реализацию программы в деятельности. Особое значение приобретает умение спортсмена составить программу, в которой с достаточной полнотой будут отражены условия будущей соревновательной борьбы.

Бегун, велосипедист, гребец, а особенно боксер, борец, фехтовальщик включают в свою программу еще  одну ступень: они программируют  кроме собственных действий еще  и действия соперников. Так, бегун  делает ускорение на середине дистанции, чтобы заставить конкурента изменить удобный для него график бега; боксер умышленно открывается, чтобы вызвать противника на атаку и достичь его встречным ударом; борец принимает такую стойку, которая вынуждает его соперника стремиться к определенному захвату.

Футболист, хоккеист, волейболист, баскетболист включает в свою программу  кроме двух названных еще и  третью степень: они программируют  действия своих партнеров по команде  и, конечно, действия команды, с которой  предстоит играть.

В создании программы всех трех ступеней входит моделирование с применением словесно-образных и натуральных моделей, пользоваться которыми, как уже говорилось, спортсмен должен научиться в процессе общей психологической подготовки к соревнованиям. Теперь, при психологической подготовки к конкретному соревнованию, на этих моделях «проигрывается» те действия, которые прогнозируются спортсменом в качестве средств достижения соревновательной цели. Но для составления программы необходима более обширная информация, чем для постановки целей. Сейчас спортсмен нуждается в дополнительных сведениях. Каков распорядок соревнований? Как они будут организованы? Будет ли на них его личный тренер? Кто будет руководителем и представителем команды? Кто из товарищей будет в них участвовать? Кто - из соперников? Осмыслив эту информацию, спортсмен приступает к Словесно-образному моделированию. Это сложный и ответственный момент. Спортсмен с максимально возможной полнотой и отчетливостью представляет себя в условиях предстоящего соревнования. При этом он должен «видеть» их не застывшими, а меняющимися, «ощущать» состояние своего организма, «чувствовать» свое эмоциональное состояние, «воспринимать» реакции зрителей, судей, тренеров, товарищей по команде, «бороться» с противниками. И все это не один раз и не одинаково.

Словесно-образное моделирование  сопровождается как можно большим  числом вопросов: «А если произойдет то - то? «- и ответов: « Тогда придется сделать то- то». При этом спортсмену нужно найти правильный, наилучший  ответ. Его не должно смущать то обстоятельство, что в данный момент ( в первом периоде подготовки к соревнованию ) он может быть еще не готов к практическому выполнению того действия, которое представляется ему самым лучшим в моделируемой ситуации. У него еще есть время подготовить себя к выполнению этого действия. Надо только поставить соответствующую частную задач, правильно оценив уже имеющиеся свои и потенциальные возможности. Вот здесь - то и проявится влияние психологической подготовки к соревнованию на физическую, техническую и тактическую подготовку к нему или, точнее, неразрывная связь всех видов предсоревновательной подготовки.

Практическая проверка избранных средств решения частных  задач и корректировка программы  подготовки осуществляется на натурных моделях. Действия, включенные в программу на основании использования Словесно-образных моделей, спортсмен пытается теперь выполнить реально и в условиях, приближенных к соревновательным.

Легко атлет проводит прикидку на стадионе в то же время  суток, на какое запланирован старт.

Теннисист тренируется  на корте с тем же покрытием, которое  будет на соревновательном корте.

Боксер, зная, что в  числе его основных соперников на предстоящих соревнованиях один - левша, а другой - физически очень  сильный, проводит спарринг с партнерами, боксирующими в правосторонней стойке и с более тяжелыми, обладающими сильным ударом.

Тяжелоатлет, имеющий  опыт того, что в соревнованиях  меняются ставшими привычными в ходе тренировочных занятий временные  соотношения работы и отдыха, начинает за три - четыре недели до соревнования специально затягивать или резко сокращать интервалы между подходами к штанге, между концом разминки и первым подходом к большому весу, при переходе от одного упражнения двоеборья к другому.

Иногда натурные модели целесообразно сочетать со словесно-образными.

Гимнастка, стремясь проверить  свою способность выступать в  условиях значительного эмоционального напряжения, тренируясь, воображает, что  выполняет комбинацию на соревнованиях  и должна при этом получить оценку не менее 9, 6 балла, чтобы не проиграть сопернице.

Боксер в ходе тренировочного боя представляет себе что получил  сильный удар или даже побывал  в нокдауне, и продолжает спарринг таким образом, как если бы это  произошло на самом деле. Также  он моделирует предупреждение «полученное» им самим или его противником.

Такого рада моделирование  оказалось для них очень полезным, ибо позволяло практически проверить  не только программируемые средства решения соревновательных задач, но и степень своей готовности использовать эти средства. Однако подобное моделирование возможно лишь в том случае, если спортсмен обладает достаточными специальными знаниями, определенным количеством информации о предстоящем соревновании и умеет ее переработать. Важно и то, что результаты деятельности с применением натуральных моделей обогащают спортсмена новой информацией, которую он может использовать для совершенствования программы своих соревновательных действий.

Сохранение нервно - психической  свежести к началу соревнований. Основными  причинами не рациональных затрат нервно психической энергии перед соревнованием бывает переживание, связанные с мыслями о возможном благоприятном или неблагоприятном его итоги, а тех последствиях, которые он может иметь для спортсмена. Чтобы сохранить нервно - психическую энергию, полезно переключить внимание на дела и занятия, не связанные с предстоящим соревнованием. Но по мере приближения момента старта делать это становиться все более трудно: спортсмен уже не может думать о чем бы то ни было, не имеющем отношения к соревнованию. Поэтому важно знать, что не всякие мысли о соревновании вызывают нежелательные переживания. Если спортсмен сумеет направить свое внимание, в свою умственную активность на продумывание конкретных способов решения соревновательных задач, то тем самым он отвлечется от мыслей о соревновании вообще, а возможной неудаче или большом успехе, то есть от того, что вызывает эмоциональное напряжение и потерю нервно - психической энергии.

Кроме того, спортсмен  должен отобрать из числа средств  саморегуляции своего эмоционального состояния, которыми он овладел в процессе общей психологической подготовки, те, что представляются ему наиболее удобными и действенными в условиях предстоящего конкретного соревнования, потому что психологическая подготовка к соревнованию, хотя в значительной степени снижает вероятность психических срывов, но не гарантирует их отсутствия. Неполное соответствие использованных моделей реальным условиям соревнования, недостаточная точность программы действий, неожиданные препятствия, возникающие до старта или в ходе соревновательной борьбы, в друг случившийся большой успех, могут в сколь угодно короткий промежуток времени при подготовке к соревнованию или прямо перед стартом, или, уже в самом соревновании изменить психическое состояние спортсмена. Именно поэтому спортсмену надо иметь наготове заранее изученные и проверенные на практике приемы саморегуляции.

Второй период - от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного забега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);

Психологическая подготовка второго периода

Задачи второго периода  психологической подготовки к соревнованию:

1 выработка программы  проведения и действий в соревновании;

2 составление программы  первого выступления;

3 сохранение нервно - психической свежести к началу  первого выступления.

Выработка программы  проведения и действий в соревновании

Становится возможной  потому, что спортсмен располагает  новой, более точной и полной информацией, чем раньше. Он уже точно знает, кто именно будет выступать в его спортивной дисциплине, знает состав участников предварительных забегов (заездов, заплывов), последовательность выполнения упражнений, своих непосредственных соперников в первых кругах соревнования.

Переработав эту информацию, спортсмен составляет программу, которая предусматривает не только соревновательные действия, но и подготовку к ним, режим питания и отдыха, а также сбор в ходе соревнования необходимой дополнительной информации.

Составление программы  первого выступления

Это, по сути дела, не что  иное, как тактический план действий в первом забеге, в квалифицированных  соревнованиях, в первом упражнении , в первой игре, в первом поединке. Первое выступление в любом соревновании отличается от последующих, так как перед ним и в ходе его спортсмен испытывает более сильное эмоциональное напряжение - ведь именно от этого выступления во многом зависит, будет ли он выступать на следующих этапах соревнования, и если будет, то как. Кроме того перед первым выступлением неопределенность ситуации больше, чем перед последующими, поскольку спортсмен еще не знает, как готовы его соперники, а порой и как готов он сам.

Сохранение нервно-психической  свежести к началу первого выступления.

Это важнейшая задача второго периода психологической подготовки к соревнованию. Если раньше причинами неблагоприятных эмоциональных состояний, вызывающих затраты нервно - психической энергии, были в основном представления и мысли о соревновании, то теперь спортсмен реально, на самом деле видит стадион( зал, бассейн , корт, площадку), соперников , судей, зрителей, всеми органами чувств живо воспринимает атмосферу соревнования, контактирует, хочет он того или не хочет, с другими участниками начинающегося спортивного действа.

Этот период психологической подготовки к соревнованию отличается большим количеством и высокой достоверностью поступающей к спортсмену информации, ограниченным, но вполне достаточным временем для ее переработки, необходимостью принимать решение и готовиться к старту на фоне значительного эмоционального напряжения, справится с которым позволяет использование приемов и средств саморегуляции, ранее освоенных и «приписанных» для этого момента.

Психологическая подготовка третьего периода

Третий период - от начала первого этапа соревнований до окончания финала.

Задачи третьего периода:

1 накопление и переработка  информации, поступающей в ходе  соревнования;

2 уточнение, а в  случае надобности и изменение  программы действий в соревновании;

3 обеспечение отдыха  между соревновательными стартами.

Накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования

Наблюдая соревновательные действия других участников, знакомясь с их результатами на разных этапах состязаний, спортсмен уточняет свои предложения  о готовности соперников, их технической оснащенности, тактическом мастерстве, об их физических и волевых качествах. Приглядываясь к соперникам вне беговой дорожки (сектора, зала, помоста, ринга, ковра), спортсмен может по особенностям поведения, по реакциям на окружающую среду об их настроении, самочувствии, о том, как они оценивают свои шансы на успех, на победу в соревновании. Оценивая свои соревновательные действия, свое самочувствие при их выполнении, спортсмен может сделать достаточно точное заключение о собственной готовности. Это, а также анализ по ходу соревнования турнирной таблицы, очков, баллов, уже набранных соперниками, и тех, которые они еще, вероятнее всего, получат, дает спортсмену новую информацию, необходимую для корректировки и конкретизации собственной программы действий на последующих этапах соревновательной борьбы.

Уточнение, а в случае надобности и изменение программы действий в соревновании связано с результатами оценки и осмысления непрерывно поступающей  информации.

Информация о работе Психология спорта