Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:30, курсовая работа
Цель исследования: показать и исследовать особенности психологии спортивного соревнования.
Задачи:
1 проанализировать состояние проблемы психологии спортивного соревнования.
2 экспериментальным путем исследовать психологию спортивного соревнования.
3 экспериментальным путем проверить психологическую подготовленность спортсмена.
Уверенность спортсмена
в своих силах перед стартом
базируется на удовлетворенности ходом предсо
Осознание этого помогает спортсмену высоко оценить вероятность достижения поставленной цели. Учитывая это, тренер может так организовать контрольные соревнования - прикидки, забеги игры - спарринги и так оценить показанные в них результаты, как это целесообразно для оптимизации психического состояния спортсмена.
Иногда тренер совершает ошибки при секундировании не потому, что не может правильно оценить соревновательную ситуацию, действия своего ученика и его противника, а потом, что не умеет справится со своими эмоциями. Ереванский профессор [Александр Арцрумович Лалаян] изучавший эмоциональное состояние тренеров во время соревнований, убедился что волнуются, беспокоятся, злятся, радуются они не меньше, чем их подопечные, что переживают и предстартовую лихорадку и предстартовую апатию. Тренер тоже обязательно должен уметь регулировать собственную эмоциональную напряженность, понимая, что его эмоции не только могут помешать рационально сформулировать совет спортсмену, но и оказать на него влияние, даже когда тренер ничего не говорит, спортсмену и без слов легко перехватывает чувства своего тренера.
Советы, призывающие спортсмена
к осторожности («Внимательнее!», «Смотри
не попадись», «Не торопись, не зарывайся!»),
могут способствовать более продуманному,
сдержанному ведению соревноват
Иногда тренер, желая «мобилизовать спортсмена, повысить его внимательность и бдительность, подчеркивают силу соперника. Они дают советы типа: «Следи - он очень хитрый», «С ним надо побороться особенно внимательно», «Он очень техничный». Такие советы вряд ли способствуют успеху ученика, ибо тренер, говоря так не конкретно о силе противника, ставит перед спортсменом новую задачу - разобраться, чем именно этот противник силен, почему во встречи с ним надо быть особенно осторожным. А перед стартом спортсмен может не располагать информацией, позволяющей ему ответить на эти вопросы. Следовательно, возникает дефицит информации, который влечет за собой опять-таки снижение оценки вероятности достижения победы и появления тех эмоций, которые не усиливают, а ослабляют человека.
Наукой давно установлено, что одни эмоции действительно, реально могут делать наши действия более мощными, а другие - наоборот. Это связано с тем, что при переживании первых вырабатываются и мгновенно выбрасываются гормоны, активизирующие деятельность многих систем организма. А при переживании вторых вырабатываются гормоны тормозящие активность. Усиливающие нас эмоции так и называют - активными или стеническими, ослабляющие - пассивными или астеническими.
Но бывает, что тренер, стремясь ободрить своего подопечного, говорит ему о слабости противника о легкости победы над ним. Это может привести к тактическим промахам и ставит спортсмена в затруднительное положение, если он вдруг, вопреки ощущениям, вопреки словам тренера, наталкивается на решительное сопротивление соперника.
Реально помочь могут лишь конкретные указания. Тренер должен быть, во-первых, твердо уверен в точности сведений, которые он непосредственно перед стартом сообщает своему ученику, во-вторых, кратко информировать спортсмена лишь о самом главном, основном. Но и такие сведения надо сообщать осторожно, учитывая особенности и опыт ученика. Может случиться, что информация о коронных приемах соперника побудит спортсмена только на них сосредоточить свое внимание и ожидать все время те действия, о которых предупредил его тренер. Это не редко приводит к проигрышу в случае применения противником другого приема, который в этих условиях становятся более неожиданном, в силу чего спортсмен реагирует на него не только не адекватно, но и медленнее, чем на другие ожидаемые приемы.
Еще с большей осторожностью тренер должен пользоваться советами - подсказками уже действующему в соревнованиях спортсмену, так как они могут не только помочь, но и помешать.
Отрицательный эффект подсказок связан чаще всего с тем, что они не дают спортсмену сосредоточиться, отвлекают его от мгновенно меняющей соревновательной ситуации, мешают самостоятельно решать вдруг возникающие задачи. Систематическое применение подсказок притупляют личную инициативу спортсмена, он становится беспомощным, когда, приходится выступать в соревнованиях без тренера или когда условия проведения соревнований не позволяют тренеру «суфлировать».
У спортсменов, которые привыкли самостоятельно решать, что им делать в данный момент, совет подсказка может вступить в противоречие с собственными замыслами. Такое противоречие становится причиной конфликтной ситуации: предпринять то, что сам решил, или то, что подсказывает тренер. Выбраться из нее в микро интервалы времени трудно, и на это требуются дополнительные усилия. Применяя подсказку, тренер должен знать, что она не вступит в противоречие с тем решением, к которому пришел спортсмен самостоятельно, если, конечно, это решение не такое, что сразу приведет к поражению.
Как привило, активно действующему спортсмену подсказки могут быть полезны лишь в определенных критических ситуациях соревнования. Опытные тренеры, в таких случая, дают команды с целью исправить какую-нибудь ошибку или экстренно мобилизовать силы спортсмена. Но и такие подсказки можно применять лишь при условии тонкого понимания соревновательной ситуации, отличного знания состояния и возможностей знания спортсмена, при абсолютной уверенности в том, что в данном случае управление извне не вступит в конфликт с саморегуляцией.
Тренеру надо стремиться к тому, чтобы его советы помогали спортсмену получить необходимую и достаточную для принятия решений и организаций своих действий информацию, и при этом знать, что количество и содержание её определяется не только условиями соревнований, но и субъективной потребностью в ней спортсмена, его индивидуальными возможностями восприятия и переработки информации, его психическим состоянием.
Выводы по первому разделу
Таким образом, изучив и проанализировав литературу по психологии физического воспитания и спорта мы в своей работе рассмотрели следующие параграфы: психологические особенности спортивного соревнования, предсоревновательная подготовка спортсмена, непосредственная психологическая подготовка к исполнению соревновательного действия, участие тренера в психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. Основные задачи и средства психологической подготовки спортсмена к соревнованию в разные периоды они тесно связаны то с технической, то с тактической подготовкой, но обязательно включают и специальные средства, основанные на механизмах саморегуляции человеком своей целенаправленной активности и своего состояния.
Подводя общий итог можно выделить роль тренера, который должен стремится к тому, чтобы его советы помогали спортсмену получать необходимую и достаточную для принятия решения и организации своих действий информацию и при этом знать, что количество и содержание ее определяется не только условиями соревнований, но и субъективной потребностью в ней спортсмена, его индивидуальными возможностями восприятия и переработки информации, его психическим состоянием.
2 Опытно-экспериментальная работа по проблеме психология спортивного соревнования
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось в ЮУрГУ в марте 2009 г. на факультете ФкиС по дисциплине психология физического воспитания и спорта в группе 444 по специализации спортивная подготовка.
Цель исследования: показать и исследовать особенности психологии спортивного соревнования.
Методика: определения психологической подготовки спортсмена по С.М Гордона, Л.Т Ямпольского 1981.
В исследовании приняли участие юноши в количестве 12 человек в возрасте от 18 до 21г. Для проведения исследования использовались методы и методики научного исследования характеристики, которых даны в параграфе 2.2.
Этапы исследования.
Подготовительный этап - с 5 по 8 марта были обозначены проблемы, выдвинута теория, поставлены ряд задач.
Основной этап - с 8 по 25 марта апробировалась теория, решались задачи.
Заключительный этап - с 25 по 31марта подведение итогов исследования, проверка поставленной в начале исследования гипотезы, решение задач.
2.2 Методическое
обеспечение опытно-
Для заполнения курсовой работы использовались следующие методы:
1 Анализ и
обобщение источников по
2 Для проведения исследования по выявлению закономерности взаимосвязи между факторов фрустрационной толерантности, волевой активности и самоконтроля использовалась математическая статистика по Стьюденту
Методика: определения психологической подготовки спортсмена по С.М Гордона, Л.Т Ямпольского 1981.
Цель работы: определить индивидуальную психологическую подготовленность спортсмена.
Оборудование: опросник, таблица, «ключ».
Единицы измерения: баллы.
Ход работы: методика
психологической
1 фактор - фрустрационная
толерантность ( ФТ ), устойчивость -
измеряет степень
2 фактор - самоконтроль
(С) - измеряет степень овладения
приемами саморегуляции и
3 фактор - волевая активность ( ВА ) - измеряет степень волевой активности спортсмена.
Инструкция спортсмену: в опроснике дано 35 вопросов. На каждый вопрос можно дать один из трех вариантов ответа: а) да б) не знаю в) нет. В бланк регистрации ответа ставится буква ответа.
2.3 Статистическая
обработка результатов
Математическая статистика по Стьюденту.
испытуемые |
ФТ |
ранг |
С |
ранг |
ВА |
ранг |
d 1 |
d 2 |
|
1 |
20 |
6,5 |
5 |
11 |
19 |
6 |
- 10 |
100 |
|
2 |
17 |
10 |
4 |
12 |
24 |
1 |
- 3 |
9 |
|
3 |
14 |
12 |
8 |
9 |
20 |
4 |
- 1 |
1 |
|
4 |
16 |
11 |
6 |
10 |
12 |
10 |
- 10 |
100 |
|
5 |
23 |
4 |
10 |
7 |
17 |
8 |
- 11 |
121 |
|
6 |
25 |
2 |
13 |
4 |
19 |
5 |
- 7,5 |
56,2 |
|
7 |
19 |
8 |
15 |
2 |
23 |
2 |
4 |
16 |
|
8 |
24 |
3 |
12 |
5 |
11 |
12 |
- 14 |
196 |
|
9 |
21 |
5 |
17 |
1 |
13 |
11 |
- 6 |
36 |
|
10 |
18 |
9 |
11 |
6 |
16 |
9 |
- 6 |
36 |
|
11 |
20 |
6,5 |
9 |
8 |
18 |
7 |
- 8,5 |
72,2 |
|
12 |
26 |
1 |
14 |
3 |
22 |
3 |
- 5 |
25 |
|
Сумма d2= 768
r= 4608/1716
r= - 1,6
Ход проведения расчетов
1) Расставляются
ранги, начиная с самого
2) Далее ранги вычитаются, и находится показатель d1.
3) Далее d1 возводится
в квадрат и находится
4) Находится сумма показателя d2
5) Производится расчеты по формуле: 1 - ( 6 x 768 ) : 12 x ( 12 x 12 - 1 ) = 1- 4608 : 1716 = 1- 2,7 = - 1,6
Таким образом, как видно из расчета двух групп данных, уровень психологической подготовки спортсменов по изучаемым факторам не и имеет прямой связи, связь является слабой.
Выводы по второму разделу
В нашем исследовании
мы пытались теоретически обосновать,
и исследовательским путем
Для этого было проведено исследование, направленное на определение психологической подготовленности спортсмена, которое было проведено на факультете ФКиС в марте 2009 г. По дисциплине психология физического воспитания и спорта в группе 444 специализация спортивная подготовка на тему: психология спортивного соревнования.
Исследование проводилось на юношах в возрасте от 18 до 21 года, приняло участие 12 человек. Для проведения использовались методы и методики научного исследования характеристики которых даны в параграфе 2.2.
В результате проведенного исследования по психологической подготовки спортсмена можно сделать следующие выводы, что показатели корреляции не имеет прямой связи и связь является слабой. Отсюда следует, что изменение одного из факторов фрустрационной толерантности, самоконтроля и волевой активности не будет приводить к изменению другого.
Заключение
Таким образом, психология спортивного соревнования имеет свои характерные черты и особенности также имеет большое значение в соревновательной деятельности, поскольку охватывает многие стороны, касающиеся психологической подготовки спортсмена. Включает в себя проведение различных методик тестов направленных на выявление, корректировку и повышение различных психологических качеств спортсмена, что позволяет ему в дальнейшем добиваться высоких результатов. Особо необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях (перегрузка информацией, дефицит времени, космический полет, морская глубина, аварийно спасательные). К таким условиям, бесспорно, относятся и условия спортивного соревнования.
Библиографический список
1 Гогунов Е.Н,
Мартьянов Б.И- Психологи