Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:30, курсовая работа
Цель исследования: показать и исследовать особенности психологии спортивного соревнования.
Задачи:
1 проанализировать состояние проблемы психологии спортивного соревнования.
2 экспериментальным путем исследовать психологию спортивного соревнования.
3 экспериментальным путем проверить психологическую подготовленность спортсмена.
Например, если фигурист-одиночник, опередивший после краткой программы всех участников соревнований, кроме одного, должен в произвольной программе кататься за ним, а этот основной соперник допускает срыв - падает после исполнения трудного элемента и получает сравнительно низкую оценку, то наш фигурист принимает решение не рисковать и заменяет запрограммированный четырех оборотный прыжок прыжком в три оборота. Если же соперник здорово откатался и получил соответствующую высокую оценку, фигурист не только сохраняет в программе прыжок в четыре оборота, но даже усложняет, не смотря на риск, каскад из двух очень трудных и еще им не в полной мере отшлифованных прыжков, понимая, что только их выполнение позволит получить оценку достаточную, чтобы опередить соперника.
Например, борец, добившийся в первой половине схватки с сильным противником преимущества в 5 баллов, принимает решение больше не рисковать, а «работать вторым номером», то есть дать сопернику возможность атаковать, а самому защищаться, и, если представится такая возможность провести контр прием, получает от не объективных судей (какие увы встречаются на соревнованиях любого масштаба) сначала одно, а сразу за ним и второе предупреждение за «пассивную борьбу», но резко меняет свою программу действий. Он снова рискует, снова идет в атаку.
Важно иметь в виду, что существует противоречие жестко запрограммированной целью соревновательной деятельности и зависящими о ситуации средствами ее достижения, между запрограммированными действиями и вариантами двигательных ответов на различные изменения соревновательной обстановки.
Например, прыгун с шестом, поставивший перед собой цель взять высоту 5м 70 см, преодолевает в первых соревновательных прыжках 5.20, 5.40, 5.50, используя относительно «мягкий» для себя шест, прочувствовал, что сегодня именно этот шест ему подходит. Заранее он программировал брать высоту 5.60 и выше с более «жестким» шестом (тот лучше «кидает»). Но сейчас этот шест «не ложится в руку». Прыгун все-таки заставляет себя взять его и в полнее может быть так, что именно поэтому не добивается успеха.
Дело в том, что сохраняя установку на достижение цели, спортсмен стремится мобилизовать все свои силы, чтобы, не смотря на всевозможные помехи, использовать, запланированные средства ее достижения, то есть стремится оставить программу не изменой. В тоже время поиск оптимальных решений побуждает его в связи с меняющимися условиями и возникающими препятствиями корректировать программу и даже решительно ее менять. Такое противоречие может привести спортсмена к конфликтному состоянию, при котором человек не знает, как ему поступить, колеблется в момент, когда нужно быстро принять решение и сразу приступить к его практическому осуществлению.
Например, конькобежец, имеющий цель получить золотую медаль в беге на 5000 метров, стартующий в последнем забеге с сильным соперником, составил вместе с тренером график прохождения дистанции так, чтобы показать наилучшее, на какое он способен, время. Первые четыре круга он бежал строго по графику, но тут его соперник «ускорился» и стал уходить вперед.
Выйти из конфликтного состояния можно, экстренно создав словесно-образную модель соревновательной ситуации и сравнив ее с той моделью, что была сделана на предыдущих этапах психологической полготовки при программировании соревновательной деятельности. Достаточно полное совпадение этих моделей может быть для спортсмена сигналом, побуждающим его придерживаться ранее принятой программы. Существенная разница между ними, заставляет менять программу «на ходу».
Обеспечение отдыха между соревновательными стартами. Весьма трудная задача третьего периода психологической подготовки. В одних видах спорта соревнования длятся несколько дней, в других - спортсмену приходится два три раза в день или больше принимать старт. По мере приближения к финалу интервалы отдыха между попытками, подходами, поединками могут сокращаться, а интенсивность физических и волевых затрат возрастать. Все это может привести к тому, что на самом ответственном этапе соревнований у спортсмена не будет достаточной физической и нервно - психической энергии.
Чтобы этого не произошло,
надо специально организовать отдых
между соревновательными
Таковы основные задачи и средства психологической подготовки спортсмена к соревнованию. В разные периоды она тесно связана то с технической, то с тактической подготовкой, но обязательно включает и специальные средства, основанные на механизмах саморегуляции человеком своей целенаправленной активности и своего состояния.
1.3 Предстартовая подготовка спортсмена
Первой, кто заинтересовался вопросом сосредоточения спортсмена перед исполнением упражнения, была профессором Болгарии Эма Герон, воспитавшая там несколько хороших спортивных психологов. Правда, потом ей надоел болгарский социализм, и она уехала в Израиль, где, по слухам, занялась военной психологией.
Потом проблему перехватил [А.Ц Пуни] заставив заниматься ею двух - трех своих аспирантов. Один из них [В.К Петрович] наблюдал как раз за прыгунами в высоту. Он, фиксируя время сосредоточения перед прыжком, обнаружил, что оно хоть и варьируется в довольно широких пределах, но у каждого должно быть относительно стабильным. Используя дисперсионный анализ, он пришел к заключению, что сохранение индивидуально - оптимального времени сосредоточения дает 15 -процентный вклад в результат прыжка.
Другой аспирант [В.И Секунд] изучает сосредоточение перед упражнениями у гимнастов. Он установил, что гимнасты перед подходом к снаряду обязательно представляют себе (мысленно проделывают) либо начало комбинации, либо начало и особенно элемент или связку элементов, либо всю комбинацию целиком. Содержательная и временные характеристики сосредоточения зависят, с одой стороны, от того, что это за упражнение и на каком снаряде, а с другой от подготовленности и готовности гимнаста, а также - от его индивидуальных особенностей.
Проанализировав работы болгарских коллег и своих аспирантов, А.Ц. Пуни разработал теорию непосредственной психологической подготовки к исполнению спортивного действия. Такая подготовка всегда присутствует (пусть даже спортсмен и не знает этого термина) в тех видах спорта, где спортсмен действует в одиночку и может начать выполнить упражнение не по сигналу тренера, а по внутреннему импульсу в момент, когда почувствует себя готовым. Впрочем, и в спортивных играх, где момент начала того или иного действия обусловлен возникшей в игре ситуацией, бывают условия, при которых непосредственная психологическая подготовка тоже возможна и нужна: при подачах в волейболе, теннисе, бадминтоне; при вводе мяча в игру из-за боковой линии в баскетболе, футболе, регби; при штрафных бросках (ударах) в баскетболе, водном поло, гандболе, футболе, хоккее на траве.
А.Ц Пуни считал, что непосредственная психологическая подготовка к исполнению спортивного действия состоит из трех последовательных этапов, о которых и пойдет сейчас речь.
Контрольно ориентировочный этап
Его цель является оперативная проверка и учет условий, в которых вот уже совсем скоро придется начать действовать. Делается это для того, чтобы ввести нужные коррективы в выполнение упражнения.
Например, прыгун, в длину или с шестом может в случае, когда ветер дует ему навстречу, несколько сократить длину разбега, перенеся точку старта чуть в перед (у прыгунов это называется «поднести стопу»), чтобы точно попасть на место отталкивания. Или «отнести стопу», если ветер дует в спину. Направление и его силу обязательно учитывают и метатели копья, и прыгуны на лыжах с трамплина, и многие другие.
Гимнаст на этом этапе непосредственной подготовки проверяет ширину, на которую разведены жерди параллельных брусьев, или расстояние от мостика до коня для опорного прыжка и т.д. Тяжелоатлет проверяет, как легко вращается гриф штанги или ее расположение на помосте
Футболист учитывает
перед пробитием штрафного
Сориентировавшись в обстановке и, если обстановка того требует, внеся какие - то поправки в программу предстоящего действия, спортсмен переходит к следующему - центральному этапу.
2 Этап сосредоточения.
В этом этапе две фазы: воспроизведение образа предстоящего действия и определение момента максимальной готовности к его началу.
Первая фаза - воспроизведение образа предстоящего действия.
Суть - ее представление
себе выполняющим предстоящее
Представление самого себя что - либо делающим (или, в терминах психологии, - идеомоторное выполнение) помогает потом правильно сделать это на самом деле, потому что при мысленном выполнении (идеомоторной атаке) нервные импульсы, управляющие двигательными действиями, включается в той же последовательности, что и при реальном выполнении. «Рабочая» система как бы настраивается на нужную деятельность.
Вторая фаза - определение момента максимальной готовности началу спортивного действия.
Существует такое понятие у прыгунов в высоту, и в длину как понятие «волна». «Волной» они называют то прилив сил эмоционального возбуждения и вызванной им активизации, обеспечивающих двигательную деятельность систем организма, который им совершенно необходим, чтобы «отработать» на максимуме своих скоростно-силовых возможностей. Иногда, вызывая волну, прыгуны даже прибегают к помощи извне: хлопают руками над головой, побуждая зрителей аплодировать и как бы задавая им темп.
Такой же высокий уровень эмоционального возбуждения и активизации требует перед началом действия легкоатлетам - метателям и штангистам. А гимнастам перед началом упражнения на снаряде или, скажем баскетболистам перед выполнением штрафного броска он не нужен. Дело тут в том, что такие их действия совершаются не с максимальными, а оптимальными условиями. Им не надо «перепрыгивать через себя», они должны очень точно воспроизвести движения, многократно продленные на тренировке. Поэтому они ждут другую «волну» - не эмоционального всплеска, а сосредоточенности и даже отрешенности от окружающего. Появление этого состояния служит для них сигналом к началу действия.
И вот действие совершенно - будь то метание или прыжок, подъем штанги и комбинация на гимнастическом снаряде, подача в волейболе, или штрафной бросок. Казалось бы все! Но [А.Ц Пуни] утверждает, что внимание спортсмена еще не свободно от выполняемого упражнения, что есть еще один этап.
3 Этап оценки
На этом этапе происходит экстренное сличение только что выполненного действия с тем эталоном, с тем идеальным образом, который есть в голове человека, сравнение достигнутого результата с желаемым, на основании чего действие, во - первых, оценивается и, во - вторых, в программу последующего такова же действия вносятся (если результат не удовлетворил спортсмена) или не вносятся (если результат был хорошим) коррективы. Таким образом, в случае, когда спортивные соревнования предусматривают повторные действия (а этих случаев - подавляющее большинство) последний этап - этап оценки - перетекает в первый этап непосредственной психологической подготовки к исполнению спортивного действия - в контрольно ориентировочный этап.
1.4 Постсоревновательная подготовка спортсмена
Психологическая подготовка
спортсмена - процесс глубоко
Это с предельной ясностью
должен сознавать и тренер. Руководя
психологической подготовкой
В первую очередь тренер помогает спортсмену в определении соревновательных целей, в становлении мотивов, побуждающих стремится к ней. Это требует достаточной осторожности, знания особенностей своих учеников. Умение видеть своеобразие и неповторимость каждого из них - важное качество тренера. Это надо для того, что называют индивидуальным подходом. Без этого не обойтись. Надо помочь человеку раскрыться, использовать свои возможности полностью. Но к разным людям или даже к одним и тем же, но в разных ситуациях нельзя подходить одинаково, надо понимать свойства личности и состояние, в котором человек пребывает. При постановке цели и формировании мотивов индивидуальный подход обязателен. Всем понятно: чтобы приложить максимальные усилия ради достижения цели, потребность в ней должна быть большой, мотивы - высокозначимыми. Иначе, зачем стараться? Но вместе с тем не всякий человек может действовать наилучшим способом, когда деятельность очень ответственна, когда потребность в успехе велика, так как здесь возникает высокий уровень эмоциональной напряженности, справится с которым не всем дано. Для таких особенно вредна «накачка» поэтому тренеру следует быть осторожным даже при использовании и других, более мягких форм подчеркивания командной и личной значимости результатов предстоящего соревнования. При работе с другими этого можно меньше опасаться. Но во всех случаях, ставя перед спортсменом цель, тренер должен помочь ему определить реальные средства ее достижения, с высокой вероятностью оценить возможность завоевания победы.