Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:44, лекция

Краткое описание

Теоретические основы психолого-педагогической коррекции
Психология – как наука о душе, о внутреннем, психическом мире человека, и именно та ее часть, которая называется практической, призвана помочь человеку решить жизненно важные для него проблемы. К сожалению, в нашем обществе недостаточно развита психологическая культура, владение которой позволяет человеку лучше разобраться в своих проблемах и отношениях с другими людьми.
Психологическая культура - это забота о своем психическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов самому и помогать близким людям. В психологической культуре выделяют три основных компонента: ...

Содержание

I. Психолого-педагогическая коррекция: понятие, цели и задачи.
II. Основные направления в психолого-педагогической коррекции.
III. Методы и средства, подходы и технологии психолого-педагогического воздействия.

IV. Принципы психопрофилактики

Вложенные файлы: 1 файл

0506936_6328B_psihologo_pedagogicheskaya_korrekciya.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

Особое место среди  методов индивидуального воздействия занимает психологическое консультирование. Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

 

2. Психологические  особенности индивидуальной психокоррекции

Индивидуально-психологическая коррекция - это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека (Г.С. Абрамова). Принятие решения о проведении индивидуальной психологической коррекции, путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррекционной работы.

Все богатство и разнообразие запросов клиентов может быть сведено к  четырем основным стратегиям их отношения к ситуации.

Конечные задачи психокоррекционной работы состоят в достижении изменений  в трех основных сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Однако степень изменений в этих трех сферах различна при индивидуальной и групповой формах психокоррекции. При индивидуальной психокоррекции общение ограничивается диадой "клиент - психолог". Инструментом воздействия в этом случае является психолог, что ограничивает диапазон реального эмоционального воздействия и реальных вариантов поведения как в количественном плане, так и в качественном. При групповой форме коррекции инструментом воздействия выступает психокоррекционная группа. При этом складывается ситуация реального эмоционального взаимодействия, реального поведения, в которую включены клиенты с широким диапазоном различных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих реакций. Благодаря этим особенностям акцент в индивидуальной работе переносится на сферу интеллектуального осознания, а непосредственная работа с эмоциональными и поведенческими стереотипами может ограничиваться взаимоотношениями "психолог - клиент". Учитывая специфику индивидуальной психокоррекции, можно сформулировать конкретные ее задачи в каждой из трех сфер.

1. Сфера интеллектуального  осознания (когнитивный аспект). Если в групповой психокоррекции ведущей является интеракционная ориентация, то в индивидуальной - биографическая. Поэтому индивидуальная психокоррекция в большей степени ориентирована на генетическое осознание. Во время индивидуальной коррекционной работы на основании анализа своей биографии клиент может:

- осознать мотивы своего  поведения, особенности своих  отношений, эмоциональных и поведенческих  реакций;

- осознать неконструктивный  характер ряда своих отношений,  эмоциональных и поведенческих  стереотипов;

- осознать связь между различными психогенными факторами и соматическими расстройствами;

- осознать меру своего  участия в возникновении конфликтных  и психотравмирующих ситуаций;

- осознать глубокие  причины своих переживаний и  способах реагирования, а также  условия формирования своей системы отношений.

2. Эмоциональная  сфера. В индивидуальной психокоррекции психолог имеет дело как с "живыми" эмоциями клиента, так и с их "отражением", поэтому задачи в эмоциональной сфере в определенной степени также связаны с осознанием. В процессе психокоррекции клиент может:

- получить эмоциональную  поддержку от психолога, способствующую  ослаблению защитных механизмов;

- научиться понимать  и вербализовать свои чувства;

- испытывать более  искренние чувства к самому  себе; раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями (часто скрытыми от самого себя);

- модифицировать способ  переживаний, эмоционального реагирования.

3. Поведенческая  сфера. В результате проведенной коррекционной работы клиент может научиться корректировать свои неадекватные реакции и овладеть новыми формами поведения.

 

3. Основные  стадии индивидуальной психологической  коррекции.

1. Заключение контракта  между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное  воздействие.

2. Исследование проблем  клиента.

3. Поиск способов решения  проблемы.

4. Формирование психологом  коррекционной программы и обсуждение  ее с клиентом.

5. Реализация намеченной  программы в соответствии с  заключенным контрактом.

6. Оценка эффективности  проведенной работы.

1. Заключение контракта между клиентом и психологом, дающим согласие оказывать коррекционное воздействие. Решение клиента заключить контракт должно быть осознанным, поэтому психолог обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации об основных целях психокоррекции; о своей квалификации; об оплате за психокоррекционные мероприятия; о приблизительной продолжительности психокоррекции; о целесообразности проведения психокоррекционных мероприятий; о риске временного ухудшения состояния в процессе психокоррекции; о границах конфиденциальности.

На данном этапе необходимо предоставить клиенту исчерпывающую  информацию об условиях психокоррекционной работы. Необходимо согласовать с  ним возможность аудио- и видеозаписи  психокоррекционной работы. Недопустимо  использование таких процедур без согласия клиента. Обсуждение данного вопроса - одно из условий конфиденциальности и установления доверия между психологом и клиентом.

Выделяют два уровня конфиденциальности. Первый уровень относится к пределу профессионального использования информации, полученной от клиента. Каждый психолог может использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях, он не должен распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (записи психолога, диагностические данные, индивидуальные карточки клиентов и т.д.) должны храниться таким образом, чтобы быть недоступными для посторонних лиц.

Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых полученная в процессе взаимодействия информация может быть использована исключительно для блага клиента. Иногда необходимо поделиться сведениями, полученными от клиента с его родителями, учителями, детьми, супругом. О своих намерениях психолог обязан поставить клиента в известность, и если клиент не возражает, то вопрос конфиденциальности из этического становится сугубо профессиональным.

Конфиденциальность нельзя возводить в абсолютный принцип, чаще всего приходится говорить о  ее границах. Сформулированы основные правила по установлению такого рода границ.

1. Обязательство соблюдать конфиденциальность не абсолютно, а относительно, поскольку существуют определенные условия, способные изменить такое обязательство.

2. Конфиденциальность  зависит от характера представленных  клиентом сведений, тем не менее  доверительность клиента несравненно строже связывает консультанта, нежели "секретность" событий, о которых сообщает клиент.

3. Материалы встреч, которые  не могут причинить вред интересам  клиента, не подпадают под правила  конфиденциальности.

4. Материалы встреч, необходимые для эффективной работы психолога, также не подпадают под правила конфиденциальности (например, возможно предоставление эксперту материалов психокоррекционной работы по договоренности с клиентом).

5. Конфиденциальность  всегда основывается на праве  клиента на доброе имя и сохранения тайны. Психолог обязан уважать права клиентов и в определенных случаях может даже поступать противозаконно  (например, не предоставлять информацию о клиенте правоохранительным органам, если при этом не нарушаются права третьих лиц).

6. Конфиденциальность  ограничена правом психолога  на сохранении собственного достоинства  и безопасности своей личности.

7. Конфиденциальность  ограничена правами третьих лиц  и общественности. Психолог, обеспечивая  конфиденциальность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается:

- Повышенный риск для  жизни клиента или других людей.

- Преступные действия (насилие, развращение, инцест  и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

- Необходимость госпитализации клиента.

- Участие клиента и  других лиц в распространении  наркотиков и прочих тяжких  преступных деяниях.

Если во время индивидуальной работы выясняется, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, то психолог обязан принять меры для  защиты потенциальной жертвы, проинформировать об опасности ее саму, ее близких, правоохранительные органы, а также необходимо сообщить клиенту о своих намерениях.

2. Исследование проблем  клиента. На этой стадии психолог устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Проведение индивидуальной психологической коррекции требует определенных личностных качеств и установок от психолога, ее проводящего.

В целом для эффективной  коррекционной работы необходима положительная  установка к личности другого  человека (клиента), ориентированность на его проблемы, заинтересованность в их решении. Излишняя критичность, предубежденность, невнимательность и неестественность психолога, безусловно, мешают его работе. Согласно гуманистическим традициям положительная установка к другому человеку может быть создана благодаря безоценочному отношению и безусловному принятию личности другого, а также способности быть самим собой в процессе межличностного взаимодействия.

Безусловное принятие личности другого означает принятие клиента таким, каким он есть, без восхваления и порицания. Доброжелательность в этом случае означает доверие к клиенту, признание его права думать, чувствовать, поступать так, как он считает для себя возможным, независимо от видимой нелепости. Безусловное принятие означает готовность психолога выслушать другого человека и принять его право на собственное мнение, даже если оно не совпадает с общепринятым или мнением психолога.

Способность быть самим собой (аутентичность) предполагает честное отношение к себе, отражение своей противоречивости, сложности и неоднозначности, умение искренне и открыто выражать свои чувства, мысли и намерения. Сомнения в искренности и честности психолога могут вызвать у клиента недоверие к нему и ощущение его ненадежности.

Если у психолога нет внутренней готовности решать проблему клиента, то ему лучше перенести встречу или отказаться от работы вообще. В любом случае откровенное признание психологом в своих сомнениях и затруднениях укрепляет его контакт с клиентами.

Одним из важнейших условий эффективной работы психолога является хороший контакт с клиентом. Гарантия такого контакта - профессиональное владение как вербальными техническими средствами, так и важнейшими невербальными параметрами: интонация, контакт глаз, паузы.

Вербальный контакт. Весьма условно средства поддержания вербального контакта можно разделить на прямые и косвенные.

К первой группе относятся  формы обращения к человеку, которые  направлены на установление с ним  доверительных и откровенных  отношений (подбадривание, выражение поддержки и т.д.). Необходимость использования таких форм обращения возникает в самых разных случаях:

- в начале контакта  с клиентом - для того, чтобы снять  напряжение;

- в ситуациях, когда  обсуждаются слишком важные, щекотливые  вопросы;

- когда клиент расстроен или плачет.

Одним из важнейших косвенных  вербальных средств, направленных на поддержание  контакта, является обращение к клиенту по имени. Само упоминание имени человека обычно работает на контакт с ним. Наиболее традиционная форма поддержания вербального контакта - выражение согласия и поддержки, высказываемые психологом в то время, когда он внимательно слушает клиента.

Невербальный  контакт. Значение невербального контакта достаточно широко описано. Во время взаимодействия клиент и психолог находятся в своеобразном телесном контакте, использование которого также повышает эффективность коррекционного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая того, начинает зеркально отражать позы и поведение психолога. Так, если психолог напряжен - ощущение напряжения и неуверенности передается собеседнику, который неосознанно принимает позу, аналогичную позе профессионала. Наличие такого контакта предоставляет огромные возможности для психолога, который в случае, если клиент слишком закрыт или напряжен, может попробовать косвенно повлиять на него - расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу. Неосознанно собеседник в той или иной степени постарается повторить ее.

На установление контакта с клиентом оказывает влияние позиция, занимаемая психологом.

Позиция психолога - это ролевые стратегии, принимаемые психологом во взаимоотношении с клиентом. Ведущими здесь выступают авторитарность - партнерство в выборе целей и задач коррекции; директивность - недирективностъ в их технической реализации, являющейся одновременно мерой разделения ответственности за результаты воздействия и активности психолога.

Предлагаемая схема, опирающаяся  на оси авторитарность - партнерство, директивность - недирективность, позволяет разграничить описываемые партнерские позиции. Выбор позиции зависит, с одной стороны, от индивидуальных особенностей психолога и установок клиента (высокая экстернальность клиента коррелирует с предпочтением авторитарных и директивных психологов), а с другой - диктуется той концептуальной позицией (школой), которой придерживается психолог, и техническими особенностями используемых методов психокоррекции.

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция: основные понятия, цели, задачи, направления и методы