Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Содержание

Введение………………………………………...…………………....………… 3
Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19
Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67
Заключение.………………………………………………….………………… 73
Библиографический список.…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 323.93 Кб (Скачать файл)

Упражнение № 3. «Ситуация в автобусе». Время:20 мин.

Цель: проигрывание ситуаций провоцирующих проявление агрессивного поведения.

Процедура проведения: работа осуществляется в парах или с участием нескольких человек (3-4). Участникам даётся следующее задание: «Представьте, что вы едете в автобусе. Вы нечаянно наступили кому-то на ногу, незаметлив этого. Человек, которому наступили, начел на вас громко кричать. Что вы сможете сделать в данной ситуации? Обдумайте и проиграйте это, причём по очереди, с целью того, чтобы другие могли наблюдать за происходящим. В выполнении задания должен принять участие каждый из вас». Помимо заданной ситуации, могут быть и другие, которые даются отдельно каждой паре.

Примерные ситуации:

- кондуктор  на вас кричит, из-за того, что  вы подали на билет крупную  деньгу, которую она якобы разменять  не может. Обвиняет вас в неправильности  ваших действий.

- вы не  уступили место женщине (мужчине) в автобусе. Она на вас начинает  кричать и обзывать различными  нехорошими словами. Как вы отреагируете  на это?

- вы нечаянно  ударил кого-то в автобусе. Этот  человек начел вас ругать за  сделанное. Как вы поступите, чтобы  уладит назревающий конфликт?

-вы громко  разговариваете в автобусе и  вам сделали замечание. Как вы  на него отреагируете?

-на вас  накричал кондуктор, который упрекнул  вас в том, что вы стоите  в проходе и мешаете ему  и пассажирам, заходящим в автобус. Ваши дальнейшие действия?

После проигрывания ситуаций идёт обсуждение по кругу: испытывали ли вы трудности при том, как вам поступить? Какое желание возникало при проигрывании ситуаций? Что вы сейчас чувствуете? Как вы думаете, проигранное сегодня может, как-то помочь вам в будущем?

Упражнение № 4. «Преодоление». Время:20 мин.

Цель: составление плана действий в ситуациях усложняющих жизнь в достижении желаний.

Процедура проведения: ведущий настраивает участников на работу следующими словами – «Жизнь – это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире в согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создаёт препятствие, которое можно преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности. Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодолевать за последнее время. Разделитесь на пары или группы (3-4 человека), чтобы проиграть ту или иную ситуацию из жизни, раскрывающую именно это преодоление. Покажите её другим, причём это необходимо сделать так, чтобы в вашей инсценировке были ярко видны все этапы преодоления трудностей. Присутствует ли там агрессия? Как поступить правильнее всего? Что делать, когда возникают трудности? Ответы на эти вопросы помогут вам составить алгоритм ваших действий в ситуации возникновения трудностей. Это не плохой опыт и для присутвующим здесь участников при возникновении таких же придуманных и поигранных здесь ситуаций».

Выходная рефлексия: Время:10 мин.

- с каким  настроением уходите с тренингового  занятия?

- было  ли вам интересно и что понравилось  лучше всего?

- какой  опыт вы сегодня приобрели?

- как  вы думаете для чего мы проигрываем  жизненные ситуации?

Ритуал прощания: участникам предлагается при помощи фразы: «Спасибо тебе за то, что…» обратится к участнику сидящему, слева от него. Тот - следующему и так по часовой стрелке до завершения круга. Затем все хором – «До свидания!».

 

Занятие № 12. «Завершение»

Цель: закрепление представлений участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально-окрашенными образами личности.

Ритуал приветствия: психолог говорит участникам, что традиционные взаимные приветствия на этом занятии проведём с обязательным использованием в начале фразы: «Здравствуйте, мне приятно тебе сказать…».Вы вправе закончить беседу по своему усмотрению, но начало диалога должно быть именно таким, найдите несколько самых тёплых слов для каждого человека. Подойдите обязательно к каждому человеку и непременно с улыбкой. Ваш диалог не должен затягиваться, ведь нужно отдать часть своего тепла другим. Не жалейте своей души, своего тепла, отдавая, вы только приобретаете!

Входная рефлексия: Время:10 мин.

- с каким  настроением вы сегодня пришли  на занятие?

Упражнение № 1. «Благодарен тому, что…». Время:15 мин.

Цель: сосредоточение внимания участников на позитивных аспектах и реалистичных установках в повседневной жизни.

Оборудование: листы бумаги и ручки.

Процедура проведения:«наша совместная работа подошла к концу, и вы вскоре вернётесь к своей повседневной жизни. Одни из вас, вероятно, заранее радуются этому, другие – хотели бы ещё на какое-то время остаться в группе. Чтобы облегчить этап перехода для каждого из вас и помочь вам подготовиться к решению повседневных задач, я предлагаю следующее упражнение.

Запишите, пожалуйста, 15 пунктов на листе бумаге, начиная каждое новое предложение со слов:

«Я благодарен тому, что…»

«Понятно ли, что я имею в виду?»

В заключение попросите участников зачитать записи и организуйте небольшой обмен впечатлениями.

Вопросы для обсуждения:

- как  часто я, помимо упражнения, осознаю, чему в жизни я благодарен?

- с кем  я это обсуждаю?

- что  я чувствую сейчас?

А теперь я предлагаю выбрать какого-нибудь значимого для вас (в настоящем или в прошлом) человека и напишите ему письмо. В письме расскажите ему, какие мысли и чувства пробудила в вас группа, и как вы собираетесь использовать новый опыт в дальнейшем.

Чтобы иметь возможность по настоящему сосредоточится на выполнении задания, найдите место, где вам никто не будет мешать. У вас есть 30 мин.

Теперь мне бы хотелось, чтобы каждый по кругу рассказал о том, что его в данный момент волнует…

А сейчас я попрошу тех, кто чувствует себя готовым к этому, прочитать нам свои письма…

Чем серьёзнее отнесутся участники к поставленной задаче, тем более сильнее чувства они будут испытывать.

Вопросы для обсуждения:

- кому  я писал письмо?

- что  было для меня наиболее значимым?

- как  отнёсся бы к письму адресат, если бы он действительно мог  прочесть его?

- отправлю  ли я это письмо?»

Упражнение № 2.«Я реальный, я идеальный, я глазами других». Время: 15 мин.

Цель: закрепление представлений участников об уникальности своей личности.

Процедура проведения:психолог просит участников нарисовать себя такими, какие они есть, такими, какими хотели бы быть, и такими, какими их видят другие люди. В ходе обсуждения участники пытаются ответить на вопрос, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким бы хотел быть и какими тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле.

Упражнение № 3.«Машина времени». Время: 15 мин.

Цель: выработка новых способов решения жизненных проблем.

Процедура проведения:ведущий предлагаем участникам поговорить об их жизни и пофантазировать о том, что можно было бы сделать иначе. Просит участников представить, что они перенеслись в какое-то время своей жизни, которое им хотелось бы изменить. Группе предлагается зарисовать это событие так, как оно могло бы произойти. Участники включаются в действие, которое им следовало бы сделать, чтобы добиться другого развития событий.

Обсуждение: сначала каждый рассказывает о реальном событии из его прошлого. Затем, они рассказывают, каким образом, они изменили это прошлое.

Эмпатия вызывается путём стимулирования понимания участниками мотивов, по которым каждый участник предпочёл бы какое-то событие или опыт. Участники побуждаются к тому, чтобы посоветовать друг другу пути изменения прошлого.

Упражнение № 4.«Счастье». Время: 15 мин.

Цель: выработка альтернативных способов выхода из проблемной ситуации.

Процедура проведения: участникам сначала предлагается ответить на ряд вопросов, поставленных психологом.

«Знаете ли вы какую-нибудь историю про счастливое животное?

Знаете ли вы какого-нибудь человека, который практически всегда счастлив?

Когда вы сами счастливы, что вы испытываете?»

Затем просит: «Я хочу чтобы, вы нарисовали картину, которая покажет, что бывает, когда вы счастливы. Используйте краски и линии, формы и образы, которые выразят ваше понимание счастья.

А теперь давайте обсудим, что делает вас счастливыми. Диктуйте, я буду записывать».

Запишите слова на доске и дайте участникам продолжить эту запись.

Анализ упражнения: Почему мы не можем всё время чувствовать себя счастливыми? Что ты делаешь, чтобы после какой-нибудь неприятности снова стать радостным? Что делает вас чаще всего счастливыми?

Упражнение № 5.«Подарок». Время: 15 мин.

Цель: закрепление позитивного настроя проделанной работы.

Процедура проведения: каждый участник придумывает подарок, который хотелось бы подарить человеку, сидящему рядом. Главное условие заключается в том, что подарок должен как можно лучше подходить данному человеку, доставлял ему радость. Рассказывая о предполагаемом подарке, каждый объясняет, почему, именно этот подарок был выбран. Участнику, которому подарили подарок, высказывает своё мнение: действительно ли он этому рад.

Выходная рефлексия: Время:10 мин.

- с каким  настроением уходите с тренингового  занятия?

- было  ли вам интересно и что понравилось  лучше всего?

- чему  научились в процессе тренинговой  работы?

- что  нового узнали для себя?

- есть  ли к участникам тренинговой  группы и ведущему какие-нибудь  предложения и пожелания?

Ритуал прощания: Участники встают в круг, берутся за руки и говорят все вместе - «Жаль расставаться. Мне приятно было работать с вами. Всего хорошего. До свидания!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Результаты диагностики уровня агрессивного поведения подростков 15-16 лет на формирующем этапе исследования

Таблица 6

Результаты исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет по тесту «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки). Виды агрессии:

№ испытуемого

Ф.И.

Шкала физической агрессии

Шкала косвенной агрессии

Шкала вербальной агрессии

Шкала раздражительности

Шкала Негативизма

Шкала обиды

Шкала подозрительности

Шкала чувства вины

1.

В.Е.

8

6

12

9

5

6

8

6

2.

К.В.

8

6

12

9

5

6

8

6

3.

П.Д.

7

7

12

8

5

6

8

8

4.

Р.К.

7

8

12

9

4

6

8

7

5.

Р.В.

7

7

12

6

1

6

8

6

Уровень агрессивного поведения

Выс. – 20% (1 чел.)

 Нор. – 80% (1 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)

Выс. - 40% (2 чел.)

Нор. – 60% (3 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)

Выс. – 40% (2 чел.)

 Нор. – 60% (3 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)

Выс. – 0% (0 чел.)

Нор. – 100% (5 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)

Выс. – 60% (3 чел.)

 Нор. – 40% (2 чел.)

Низ. –0% (0 чел.)

Выс. – 40% (2 чел.)

 Нор. – 60% (3 чел.)

Низ. –0% (0 чел.)

Выс. – 0% (0 чел.)

Нор. – 100% (5 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)

Выс. – 0% (0 чел.)

Нор. – 100% (5 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)


 

 

Таблица 7

Результаты исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет по тесту «Диагностика состояния агрессии» (А. Басса – А. Дарки). Дифференциация индекса агрессии и враждебности:

№ испытуемого

Ф.И.

Индекс враждебности

Индекс агрессии

1.

В.Е.

11 - Выше нормы

22 – Норма

2.

К.В.

10 – Норма

22 – Норма

3.

П.Д.

10 – Норма

22 – Норма

4.

Р.К.

9 – Норма

24 – Норма

5.

Р.В.

11 – Выше нормы

22 – Норма

   

Выс. – 40% (2 чел.)

Нор. – 60% (3 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)

Выс. – 0% (0 чел.)

Нор. – 100% (5 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)


 

 

 

 

Таблица 8

Результаты исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет по тесту «Оценка агрессивности в отношениях» (А. Ассингер)

№ испытуемого

Ф.И.

Преобладающий уровень агрессии

1.

В.Е.

40 - Умеренная агрессия

2.

К.В.

41 - Умеренная агрессия

3.

П.Д.

41 - Умеренная агрессия

4.

Р.К.

41 - Умеренная агрессия

5.

Р.В.

41 - Умеренная агрессия

1.

В.Е.

41 - Умеренная агрессия

Уровень агрессии испытуемых

Выс. – 0% (0 чел.)

Нор. – 100% (5 чел.)

Низ. – 0% (0 чел.)


 

 

 

Таблица 8

Результаты исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет по тесту «Руки» (Э. Вангера)

№ испытуемого

Ф.И.

Агрессивное поведение

1.

В.Е.

< 1 Норма 

2.

К.В.

< 1 Норма

3.

П.Д.

< 1 Норма

4.

Р.К.

< 1 Норма

5.

Р.В.

< 1 Норма

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет