Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.

Содержание

Введение………………………………………...…………………....………… 3
Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема
1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5
1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11
1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19
Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет
2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32
2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55
3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67
Заключение.………………………………………………….………………… 73
Библиографический список.…………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 323.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Результаты исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет по тесту «Руки» (Э. Вангера)

№ испытуемого

Ф.И.

Агрессивное поведение

1.

Б.В.

< 1 Норма 

2.

Б.Ю.

< 1 Норма

3.

В.Е.

>1 Выше нормы

4.

В.М.

< 1 Норма

5.

Г.А.

< 1 Норма

6.

И.Л.

< 1 Норма

7.

И.М.

< 1 Норма

8.

К.В.

>1 Выше нормы

9.

К.П.

< 1 Норма

10.

Н.Е.

< 1 Норма

11.

П.Д.

< 1 Норма

12.

П.Ю.

< 1 Норма

13.

Р.К.

>1 Выше нормы

14.

Р.Т.

< 1 Норма

15.

Р.В.

>1 Выше нормы

16.

С.Е.

< 1 Норма

17.

С.А.

< 1 Норма

18.

С.М.

< 1 Норма

Уровень агрессии испытуемых

Выс. – 22,2% (4 чел.)

Нор. – 77,7% (12 чел.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Результаты исследования агрессивного поведения подростков 15-16 лет по всем методикам

№ испытуемого

Ф.И.

Опросник А. Басса –            А. Дарки

Тест Ассингера А.

Тест

Вангера Э.

Общий уровень

Индекс враждебности

Индекс агрессии

1.

Б.В.

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

2.

Б.Ю.

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

3.

В.Е.

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Выше нормы

Высокое

4.

В.М.

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

5.

Г.А.

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Норма

6.

И.Л.

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

7.

И.М.

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

8.

К.В.

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Выше нормы

Высокое

9.

К.П.

Выше норма

Норма

Ниже нормы

Норма

Норма

10.

Н.Е.

Норма

Норма

Ниже нормы

Норма

Норма

11.

П.Д.

Выше нормы

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Высокое

12.

П.Ю.

Выше нормы

Ниже нормы

Норма

Норма

Норма

13.

Р.К.

Выше нормы

Выше нормы

Норма

Выше нормы

Высокое

14.

Р.Т.

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Норма

15.

Р.В.

Выше нормы

Выше нормы

Ниже нормы

Выше нормы

Высокое

16.

С.Е.

Норма

Ниже нормы

Ниже нормы

Норма

Норма

17.

С.А.

Норма

Ниже нормы

Норма

Норма

Норма

18.

С.М.

Норма

Норма

Норма

Норма

Норма

Итог

Выс. 7 чел.

Нор. 11 чел.

Низ. 0 чел.

Выс. 5 чел.

Нор. 8 чел.

Низ. 5 чел.

Выс. 1 чел.

Нор. 11 чел.

Низ. 6 чел.

Выс. 4 чел.

Нор. 14 чел.

Низ. 0 чел.

Выс. 5 чел.

Нор. 13 чел.

Низ. 0 чел.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков

15-16 лет

Описание групповых занятий

Занятие № 1. «Знакомство»

Цель: установление групповых норм. Знакомство. Сбор проблематики. 

Правила групповой работы. Время: 5 мин.

1. Искренность  в общении.

В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа - это то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса - лучше промолчать.

2. Обязательное  участие в работе группы в  течение всего времени.

Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

3. Невынесение  обсуждаемых проблем за пределы  группы.

Все что говорится здесь, должно остаться между нами. Это - одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то, проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.

4. Право  каждого члена группы сказать  «стоп» - прекратить обсуждение его  проблем.

Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что-то или иное упражнение может нанести вам психологическую травму - воспользуйтесь этим принципом.

5. Каждый  участник говорит за себя, от  своего имени.

Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «все так думают», «большинство так считают». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «я думаю...», «я чувствую...», «мне кажется...».

6. Не  критиковать и признавать право  каждого на высказывание своего  мнения.

Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать других, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.

7. Общение  между всеми участниками и  ведущим - на «ты».

Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за ее пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если вам тяжело сразу перейти на «ты» - не торопите себя. Это может произойти ко второй, третьей встрече.

8. Правило  «0:0». Участники не должны опаздывать  на тренинговые занятия. Введение  санкций за опоздание: прочитать  стихотворение, спеть, рассказать анекдот  и другие.

Процедура знакомства. Время: 5 мин.

Руководитель группы представляется и просит по кругу назваться остальных членов группы, при этом участники могут выбрать тот вариант имени, которым они хотели бы называться в группе. Можно расширить процедуру знакомства: участникам предлагается назвать одно положительное или одно отрицательное собственные качества на первую букву своего имени. После окончания упражнения проводится обсуждение: легко или трудно было найти качества, какие качества приходили на ум быстрее - положительные и отрицательные и т.д.

Сбор проблематики. Время:20 мин.

Для того чтобы получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах, возможно обсуждение по трем основным направлениям: а) что не нравится и что нравится в жизни; б) что не нравится и что нравится дома; в) что не нравится и что нравится в институте, в школе.

Обсуждение проводится отдельно по каждому направлению. Здесь следует стремиться к тому, чтобы высказался каждый член группы. Очень важно соблюдать последовательность обсуждения: вначале негативный опыт, а затем позитивный. Обсуждение этого опыта дает возможность рассказать о собственных переживаниях, с одной стороны, и отреагировать негативные эмоции, с другой. Обсуждение позитивного опыта часто приводит к осознанию, что не все так плохо, что есть люди, на которых можно положиться, которые могут оказать поддержку, понимают и любят.

Упражнение № 1. «Вам послание». Время:5 мин.

Оборудование: мягкая игрушка или мяч.

Процедура проведения: упражнение выполняется в круге. Каждому участнику предлагается назвать имя сидящего слева от него и сказать, например: «Оля, я думаю, что ты…..», передавая при этом игрушку (мяч). Тот передает сообщение дальше по часовой стрелке.

Упражнение № 2.«Интервью». Время: 20 мин.

Оборудование: листы бумаги (по количеству участников), пишущие принадлежности.

Процедура проведения: участникам игры предлагается выбрать из всех присутствующих того человека, с которым они меньше всего знакомы. Разбившись, таким образом, на пары можно приступать к игре, суть которой заключается в составлении биографии своего напарника и нарисовать его портрет. Ведущий определяет продолжительность интервью (10 мин.) за которое каждый участник должен побывать как в роли репортера, так и в роли интервьюируемого. После этого, собравшись все вместе, участники рассказывают все то, что им удалось выяснить о своем напарнике в ходе интервью.

Вопросы для обсуждения:

- легко  ли было составлять биографию  напарника?

- с какими  трудностями столкнулись при  её составлении?

- что  больше нравиться: быть интервирующим  или же рассказчиком?

Упражнение № 3 «Мы похожи, мы отличаемся». Время: 15 мин.

Оборудование: листы бумаги (по количеству участников), пишущие принадлежности.

Процедура проведения: Участники разбиваются на пары. В течение 5-х минут каждой паре необходимо найти у себя 10 сходных и 10 отличных качеств. Причем оценивать могут внешность, события и личностные качества. Затем поочередно каждая пара рассказывает группе о своих наблюдениях. Далее обсуждение по кругу: «что было труднее найти - сходство или отличия?».

Упражнение № 4 «Индивидуальность». Время:15 мин.

Процедура проведения: Игра, с помощью которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

Варианты высказываний:

- тот  у кого есть брат, должен щёлкнуть  пальцами.

- у кого  голубые глаза - трижды подмигните;

- чей  рост больше 1м 70см, пусть крикнет  «Кинг-Конг»;

- чей  рост меньше 1м 80см, пусть крикнет  «Ура»;

- тот, кто  сегодня утром съел вкусный  завтрак, пусть погладит себя  по животу;

- кто  родился в мае, пусть возьмет  за руку одного члена группы  и потанцует с ним;

- кто  любит собак, должен пролаять;

- любящие  кошек, скажут «Мяу!»;

- те, у  кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они  должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно  выглядит, причём в разных формах;

- у кого  есть замужняя сестра, пусть скажет  соседу слева, что это и тебе  советую;

- кто  пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

- кто  хоть раз в жизни курил, должен  крикнуть: «Я это одабриваю!»;

- пусть  единственный ребенок своих родителей  поднимется на стул;

- кто  рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

- кто  считает себя любознательным  человеком, пусть поменяется местами  с тем, кто думает так же;

- кто  изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

- тот, кто  умеет играть на каком-нибудь  музыкальном инструменте, пусть  покажет, как это делается;

- те, у  кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко  чмокнете;

- кто  порой злоупотребляет алкоголем, должен обойти, пошатываясь, вокруг  своего стула.

Выходная рефлексия: Время:10 мин.

- с каким  настроением уходите с тренингового  занятия?

- было  ли вам интересно и что понравилось  лучше всего?

- чего  вы узнали нового о своих  товарищах?

Ритуал прощания: участникам предлагается при помощи фразы: «Спасибо тебе за то, что…» обратится к участнику сидящему, слева от него. Тот - следующему и так по часовой стрелке до завершения круга. Затем ведущий просит участников сказать дружно всем вместе – «До свидания!».

 
Занятие № 2. «Каков я на самом деле?»

Цель: продолжить знакомство с участниками. Создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям. Закрепить навыки самоанализа, способность к более глубокому самораскрытию, которое ведёт к изменению себя.

Ритуал приветствия: Участники сидят в кругу. «Начнём сегодняшний день так: встанем, (психолог встаёт, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся, причём это надо сделать с каждым, никого не пропуская».

Входная рефлексия: Время:10 мин.

- с каким  настроением вы сегодня пришли  на занятие?

Упражнения № 1. «Счёт до десяти» Время:10 мин.

Цель: осуществлять эмоциональный разогрев.

Процедура проведения: все становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. По сигналу «начали» следует закрыть глаза, опустив свои носы вниз и сосчитать до десяти.

Хитрость состоит в том, что считать надо по очереди. Кто-то скажет «один», другой – «два», третий – «три» и т.д. Однако в игре есть одно правило: цифру должен произнести только один человек. Если два голоса одновременно скажут, например, «четыре», счёт начинается сначала. «Всё ясно? Начали? У вас есть десять попыток. Если вы доведёте счёт до десяти и не собьётесь, считайте себя волшебниками, а свою группу – необыкновенно согласованной. После каждой неудавшейся попытки, вы можете открыть глаза и посмотреть друг на друга, но без переговоров. Попробуйте понять друг друга, но без переговоров».

Упражнения № 2. «Каков я человек?» Время:30 мин.

Цель: предоставление возможности исследования своего характера, способности к самопознанию.

Оборудование: листы бумаги и ручки.

Процедура проведения: «человек часто задаёт вопросы, но в основном другим. Эти вопросы могут быть о чём угодно, только не о себе. Сейчас мы с вами попытаемся ответить на вопрос: какой я человек?

Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые вопросы:

- мой  жизненный путь: каковы мои основные  успехи и неудачи? С чем это  связано?

- влияние  семьи: как на меня влияют мои  родители, братья и сёстры, другие  близкие? Возможно, ли что-то изменить? И хотелось бы?

- моё  мнение о том, как видят меня  другие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так, как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. В конце занятия у вас накопятся ответы на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: какой я человек? Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе.

Упражнения № 3. «Мой портрет в лучах солнца» Время:15 мин.

Цель: актуализация знаний о себе.

Оборудование: листы бумаги и ручки.

Процедура проведения: всем задаётся вопрос: «Почему человек заслуживает уважения?». Идёт обсуждение. Далее даётся задание: «Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя и нарисуйте свой портрет. Затем, вдоль лучей напишите все свои достоинства, всё хорошее, что знаете о себе. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Это будет ваш ответ на вопрос: Почему я заслуживаю уважения?».

Информация о работе Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет