Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 08:51, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Объект исследования: агрессивное поведение подростков 15-16 лет. Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет. Гипотеза: уровень агрессивного поведения подростка изменится при проведении психолого-педагогической коррекционной программы.
Содержание
Введение………………………………………...…………………....………… 3 Глава 1 Коррекция агрессивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема 1.1. Понятие «агрессивное поведение» в психолого-педагогической литературе……………………………………….………………………...................... 5 1.2. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков….…. 11 1.3. Модель психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………………………. 19 Глава 2 Исследование агрессивного поведения подростков 15-16 лет 2.1. Этапы, методы и методики исследования………….……………….…... 32 2.2. Характеристика выборки и анализ результата исследования…………. 42 Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения 3.1. Программа психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков…………………………...……………….………………….. 50 3.2. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования…..…. 55 3.3. Рекомендации родителям и педагогам по коррекции агрессивного поведения подростков……………………………………………………………….. 67 Заключение.………………………………………………….………………… 73 Библиографический список.…………
В группе
не стоит лицемерить и лгать. Группа - это
то место, где вы можете рассказать о том,
что вас действительно волнует и интересует,
обсуждать такие проблемы, которые до
момента участия в группе по каким-либо
причинам не обсуждали. Если вы не готовы
быть искренним в обсуждении какого-то
вопроса - лучше промолчать.
2. Обязательное
участие в работе группы в
течение всего времени.
Этот принцип
вводится в связи с тем, что ваши мысли
и чувства очень значимы для других членов
группы. Ваше отсутствие может привести
к нарушению внутригрупповых отношений,
к тому, что у других не будет возможности
услышать ваше мнение по обсуждаемому
вопросу.
3. Невынесение
обсуждаемых проблем за пределы
группы.
Все что
говорится здесь, должно остаться между
нами. Это - одно из этических оснований
нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то,
проблемы с людьми, не участвующими в тренинге,
а также с членами группы вне тренинга.
Лучше это делать непосредственно на занятии.
4. Право
каждого члена группы сказать
«стоп» - прекратить обсуждение его
проблем.
Если вы
чувствуете, что еще не готовы быть искренними
в обсуждении вопросов, касающихся лично
вас, или понимаете, что-то или иное упражнение
может нанести вам психологическую травму
- воспользуйтесь этим принципом.
5. Каждый
участник говорит за себя, от
своего имени.
Не стоит
уходить от обсуждения и допускать рассуждения
типа: «все так думают», «большинство так
считают». Попытайтесь строить свои рассуждения
примерно так: «я думаю...», «я чувствую...»,
«мне кажется...».
6. Не
критиковать и признавать право
каждого на высказывание своего
мнения.
Нас достаточно
критикуют и оценивают в жизни. Давайте
в группе учиться понимать других, чувствовать,
что человек хотел сказать, какой смысл
вложил в высказывание.
7. Общение
между всеми участниками и
ведущим - на «ты».
Этот принцип
создает в группе обстановку, отличную
от той, что существует за ее пределами.
Это будет трудно, потому что мы привыкли
к определенной иерархичности в отношениях.
Если вам тяжело сразу перейти на «ты»
- не торопите себя. Это может произойти
ко второй, третьей встрече.
8. Правило
«0:0». Участники не должны опаздывать
на тренинговые занятия. Введение
санкций за опоздание: прочитать
стихотворение, спеть, рассказать анекдот
и другие.
Процедура
знакомства. Время: 5 мин.
Руководитель
группы представляется и просит по кругу
назваться остальных членов группы, при
этом участники могут выбрать тот вариант
имени, которым они хотели бы называться
в группе. Можно расширить процедуру знакомства:
участникам предлагается назвать одно
положительное или одно отрицательное
собственные качества на первую букву
своего имени. После окончания упражнения
проводится обсуждение: легко или трудно
было найти качества, какие качества приходили
на ум быстрее - положительные и отрицательные
и т.д.
Сбор проблематики.
Время:20 мин.
Для того
чтобы получить первоначальное представление
об ограничениях, затруднениях и проблемах,
возможно обсуждение по трем основным
направлениям: а) что не нравится и что
нравится в жизни; б) что не нравится и
что нравится дома; в) что не нравится и
что нравится в институте, в школе.
Обсуждение
проводится отдельно по каждому направлению.
Здесь следует стремиться к тому, чтобы
высказался каждый член группы. Очень
важно соблюдать последовательность обсуждения:
вначале негативный опыт, а затем позитивный.
Обсуждение этого опыта дает возможность
рассказать о собственных переживаниях,
с одной стороны, и отреагировать негативные
эмоции, с другой. Обсуждение позитивного
опыта часто приводит к осознанию, что
не все так плохо, что есть люди, на которых
можно положиться, которые могут оказать
поддержку, понимают и любят.
Упражнение
№ 1. «Вам послание». Время:5 мин.
Оборудование:
мягкая игрушка или мяч.
Процедура
проведения: упражнение выполняется в
круге. Каждому участнику предлагается
назвать имя сидящего слева от него и сказать,
например: «Оля, я думаю, что ты…..», передавая
при этом игрушку (мяч). Тот передает сообщение
дальше по часовой стрелке.
Упражнение
№ 2.«Интервью». Время: 20 мин.
Оборудование:
листы бумаги (по количеству участников),
пишущие принадлежности.
Процедура
проведения: участникам игры предлагается
выбрать из всех присутствующих того человека,
с которым они меньше всего знакомы. Разбившись,
таким образом, на пары можно приступать
к игре, суть которой заключается в составлении
биографии своего напарника и нарисовать
его портрет. Ведущий определяет продолжительность
интервью (10 мин.) за которое каждый участник
должен побывать как в роли репортера,
так и в роли интервьюируемого. После этого,
собравшись все вместе, участники рассказывают
все то, что им удалось выяснить о своем
напарнике в ходе интервью.
Вопросы
для обсуждения:
- легко
ли было составлять биографию
напарника?
- с какими
трудностями столкнулись при
её составлении?
- что
больше нравиться: быть интервирующим
или же рассказчиком?
Упражнение
№ 3 «Мы похожи, мы отличаемся». Время:
15 мин.
Оборудование:
листы бумаги (по количеству участников),
пишущие принадлежности.
Процедура
проведения: Участники разбиваются на
пары. В течение 5-х минут каждой паре необходимо
найти у себя 10 сходных и 10 отличных качеств.
Причем оценивать могут внешность, события
и личностные качества. Затем поочередно
каждая пара рассказывает группе о своих
наблюдениях. Далее обсуждение по кругу:
«что было труднее найти - сходство или
отличия?».
Упражнение
№ 4 «Индивидуальность». Время:15 мин.
Процедура
проведения: Игра, с помощью которой можно
лучше узнать друг друга. Называется ситуация,
на которую участникам, проигрывая, следует
ответить.
Варианты
высказываний:
- тот
у кого есть брат, должен щёлкнуть
пальцами.
- у кого
голубые глаза - трижды подмигните;
- чей
рост больше 1м 70см, пусть крикнет
«Кинг-Конг»;
- чей
рост меньше 1м 80см, пусть крикнет
«Ура»;
- тот, кто
сегодня утром съел вкусный
завтрак, пусть погладит себя
по животу;
- кто
родился в мае, пусть возьмет
за руку одного члена группы
и потанцует с ним;
- кто
любит собак, должен пролаять;
- любящие
кошек, скажут «Мяу!»;
- те, у
кого есть красные детали одежды,
получают особое задание: они
должны сказать соседу справа,
что он сегодня замечательно
выглядит, причём в разных формах;
- у кого
есть замужняя сестра, пусть скажет
соседу слева, что это и тебе
советую;
- кто
пьет кофе с сахаром и молоком,
встаньте по росту;
- кто
хоть раз в жизни курил, должен
крикнуть: «Я это одабриваю!»;
- пусть
единственный ребенок своих родителей
поднимется на стул;
- кто
рад, что попал в эту группу,
громко скажет «А!»;
- кто
считает себя любознательным
человеком, пусть поменяется местами
с тем, кто думает так же;
- кто
изредка мечтал стать невидимым,
спрячется за одного из участников;
- тот, кто
умеет играть на каком-нибудь
музыкальном инструменте, пусть
покажет, как это делается;
- те, у
кого с собой есть шоколадка,
жвачка или конфета, трижды громко
чмокнете;
- кто
порой злоупотребляет алкоголем,
должен обойти, пошатываясь, вокруг
своего стула.
Выходная
рефлексия: Время:10 мин.
- с каким
настроением уходите с тренингового
занятия?
- было
ли вам интересно и что понравилось
лучше всего?
- чего
вы узнали нового о своих
товарищах?
Ритуал
прощания: участникам предлагается при
помощи фразы: «Спасибо тебе за то, что…»
обратится к участнику сидящему, слева
от него. Тот - следующему и так по часовой
стрелке до завершения круга. Затем ведущий
просит участников сказать дружно всем
вместе – «До свидания!».
Занятие № 2. «Каков я на самом деле?»
Цель: продолжить
знакомство с участниками. Создать положительную
мотивацию к предстоящим занятиям. Закрепить
навыки самоанализа, способность к более
глубокому самораскрытию, которое ведёт
к изменению себя.
Ритуал
приветствия: Участники сидят в кругу.
«Начнём сегодняшний день так: встанем,
(психолог встаёт, побуждая к тому же всех
участников группы) и поздороваемся, причём
это надо сделать с каждым, никого не пропуская».
Входная
рефлексия: Время:10 мин.
- с каким
настроением вы сегодня пришли
на занятие?
Упражнения
№ 1. «Счёт до десяти» Время:10 мин.
Цель: осуществлять
эмоциональный разогрев.
Процедура
проведения: все становятся в круг, не
касаясь друг друга плечами и локтями.
По сигналу «начали» следует закрыть глаза,
опустив свои носы вниз и сосчитать до
десяти.
Хитрость
состоит в том, что считать надо по очереди.
Кто-то скажет «один», другой – «два»,
третий – «три» и т.д. Однако в игре есть
одно правило: цифру должен произнести
только один человек. Если два голоса одновременно
скажут, например, «четыре», счёт начинается
сначала. «Всё ясно? Начали? У вас есть
десять попыток. Если вы доведёте счёт
до десяти и не собьётесь, считайте себя
волшебниками, а свою группу – необыкновенно
согласованной. После каждой неудавшейся
попытки, вы можете открыть глаза и посмотреть
друг на друга, но без переговоров. Попробуйте
понять друг друга, но без переговоров».
Упражнения
№ 2. «Каков я человек?» Время:30 мин.
Цель: предоставление
возможности исследования своего характера,
способности к самопознанию.
Оборудование:
листы бумаги и ручки.
Процедура
проведения: «человек часто задаёт вопросы,
но в основном другим. Эти вопросы могут
быть о чём угодно, только не о себе. Сейчас
мы с вами попытаемся ответить на вопрос:
какой я человек?
Возьмите
лист бумаги и ответьте на предлагаемые
вопросы:
- мой
жизненный путь: каковы мои основные
успехи и неудачи? С чем это
связано?
- влияние
семьи: как на меня влияют мои
родители, братья и сёстры, другие
близкие? Возможно, ли что-то изменить?
И хотелось бы?
- моё
мнение о том, как видят меня
другие?
Ваши ответы
должны быть предельно откровенными, так,
как, кроме вас, их никто не увидит. Только
с вашего разрешения с этими ответами
ознакомлюсь я. В конце занятия у вас накопятся
ответы на этот простой и одновременно
такой сложный вопрос: какой я человек?
Эти ответы помогут вам лучше разобраться
в себе.
Упражнения
№ 3. «Мой портрет в лучах солнца» Время:15
мин.
Цель: актуализация
знаний о себе.
Оборудование:
листы бумаги и ручки.
Процедура
проведения: всем задаётся вопрос: «Почему
человек заслуживает уважения?». Идёт
обсуждение. Далее даётся задание: «Нарисуйте
солнце, в центре солнечного круга напишите
своё имя и нарисуйте свой портрет. Затем,
вдоль лучей напишите все свои достоинства,
всё хорошее, что знаете о себе. Постарайтесь,
чтобы было как можно больше лучей. Это
будет ваш ответ на вопрос: Почему я заслуживаю
уважения?».